Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков»





Скачать 144.89 Kb.
НазваниеЭлективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков»
Дата публикации11.07.2013
Размер144.89 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > География > Элективный курс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САРАТОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2»

ГОРОДА САРАТОВА


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ 9 КЛАССА

«В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ – В ГЛУБЬ ВЕКОВ»

АВТОР ПРОГРАММЫ:

СЫСАЛИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА,

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ГОУ «СКШ №2»

г. САРАТОВА


ПРОГРАММУ УТВЕРДИЛ:

______________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

______________________________________

(должность)

« » 20__ г.

г. Саратов

2011 г.

Л.М.Сысалина
В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ - В ГЛУБЬ ВЕКОВ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса « В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ – В ГЛУБЬ ВЕКОВ» предназначена для учащихся 9 классов. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение и рассчитан на 12 часов.

Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся о геологическом прошлом своего края, о наличие и запасах минеральных ресурсов и рациональном использовании запасов.

Цель данной программы:

Создать условия для формирования и развития у учащихся интерес к изучению предмета география; умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Исходя из этого, формируются следующие задачи:

  1. Научить детей ориентироваться в геологическом прошлом своего края;

  2. Научить классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени образования и происхождению;

  3. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края и познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека.

Таким образом, в результате обучения учащиеся должны знать:

    • особенности геологического строения Правобережья и Левобережья области;

    • историю возникновенья и время образования горных пород и минералов;

    • классификацию и закономерности размещения полезных ископаемых;

    • применение и значение горных пород в хозяйственной деятельности человека.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

    • определять горные породы, характерные для своей местности и распределять их по типам в коллекции

    • представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм

    • работать индивидуально и в группе, подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.

Данный курс рассказывает о геологическом прошлом; глубоко знакомит детей с окружающим ландшафтом; учит выводам о причинно-следственных связях в природе; формирует у детей интерес к науке, склонности к полевой исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

Практич занятия

экскурсии

семинары

1.

Приглашение к путешествию по волнам времен

4

2




1

1

Участие в семинаре

2.

Тайны нашего рельефа

2

1

1







Результат практической работы

3.

Язык камней и окаменелостей

3

1




1

1

Участие в семинаре

4.

«Камни в нашей жизни»

2

1







1

Участие в семинаре тестирование

5.

Итоговое занятие

1




1







Тестирование



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Тема №1 « Приглашение к путешествию по волнам времен» (4часа).

Лекция по содержанию курса и геологическому прошлому своей местности (2часа)

Учебная экскурсия в музей краеведения «В глубь земли - в глубь веков».(1час).

Семинар на тему «По волнам времен». (1час).

  1. Тема №2 «Тайны нашего рельефа» (2часа).

Лекция о формировании рельефа своей местности (1час).

Практическая работа «Характеристика рельефа своей местности» (1час).

  1. Тема №3 «Язык камней и окаменелостей» (3часа).

Лекция о полезных ископаемых своего края. (1час).

Учебная экскурсия в музей краеведения «Ресурсы недр» (1час).

Семинар на тему «Минеральные ресурсы своей области» (1час).

  1. Тема №4 «Камни в нашей жизни» (2часа).

Лекция « Применение горных пород и минералов в жизни человека» (1час).

Семинар на тему «Хозяйственное использование полезных ископаемых своей области» (1час).

  1. Тема №5 Итоговое занятие. (1час).



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.
Тема №1 Приглашение к путешествию по волнам времен.

Занятие №1 Лекция


Цели и задачи:

Дать представление о структуре, целях и задачах курса «В глубь земли – в глубь веков»;

познакомить с геологическим прошлым своей местности; развивать любознательность;

воспитывать любовь к окружающей природе, чувство товарищество и коллективизма.

Оборудование: геохрононологическая таблица, геологическая карта России, физическая карта Саратовской области.

Ход занятий.

  1. Введение.

Лекция о целевой направленности курса, его структуре, об основных темах, а также формах, видах творческих и самостоятельных работ.

  1. Входной контроль.

Выявить знания детей по темам «Геологическое прошлое Земли», «Рельеф и полезные ископаемые» путем проведения анкетирования, которое в дальнейшем поможет грамотно организовать работу курса.

  1. Изучение нового материала.

Беседа о геологическом тектоническом прошлом Земли и своей местности, вспомнить и уточнить геологические эры, периоды, эпохи складчатости, эволюцию растительных сообществ и живых организмов.

Лекция на тему: « Геологическое прошлое своего края». Строение кристаллического фундамента Саратовской области. Строение осадочного чехла своей местности.

  1. Подведение итогов.


Занятие №2. Лекция.

Цели и задачи:

Расширить и углубить знания о геологическом и тектоническом прошлом своей области; развивать абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, выделять главное из общего материала; развивать творческую активность; воспитывать любовь к окружающей живой и неживой природе.

Оборудование: геологическая, тектоническая карта России, физическая карта саратовской области, атлас Саратовской области.

Ход занятий.

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

Продолжить знакомство с геологическим и тектоническим прошлым своей области. Соотношение положения своей местности на картах Саратовской области и России. Учитель показывает рисунки окаменелостей и образцы коллекции горных пород и минералов.

  1. Подведение итогов.

1.Инструктаж о форме экскурсии, которая состоится на следующем занятии, и о поведении учащихся во время ее проведения.

2.Подготовится к проведению занятия- семинара, которое состоится после экскурсии.
Занятие №3 Учебная экскурсия. «Вглубь земли - в глубь веков».

Цели и задачи:

Опираясь на знания о геологическом прошлом своего края, сформировать представление учащихся о преобладающих горных породах и минералах; учить сопоставлять теоретические познания учащихся с их практической деятельностью; развивать интерес к изучению родного края; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Ход занятия.

  1. Подготовка к экскурсии. Инструктаж по ПДД, ТБ.

  2. Учебная экскурсия. Выезд в музей краеведения.

  3. Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовить сообщения к семинару.
Занятие №4. Семинар на тему: «По волнам времени».

Цели и задачи:

Учить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами живой и неживой природы; развивать познавательный интерес учащихся и умение работать самостоятельно; воспитывать чувство ответственности и желание заниматься изучением родного края.

Оборудование: физическая карта Саратовской области, атлас Саратовской области, коллекция горных пород и минералов.

Ход занятия.

1.Сообщения учащихся по плану:

  1. В чем различия геологического строения Правобережья и Левобережья области.

  2. Под действием, какого фактора шло образование осадочных пород.

  3. Какими примерами можно доказать, что процесс формирования земной коры в области не закончен.

  4. Проходил ли ледник по территории района. Если да, то, как он повлиял на рельеф.

2.Обсуждение выступлений учащихся, их анализ, подведение итогов.
Тема №2 «Тайны нашего рельефа».

Занятие №1 Лекция.

Цели и задачи:

Опираясь на знания о геологическом прошлом своего края, сформировать представления учащихся о процессе формирования рельефа своей местности; отрабатывать навыки работы определения по школе высот рельефа своей области; развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: физическая карта своей области, картосхема своего населенного пункта, атлас Саратовской области.

Ход занятия.

1.Изучение нового материала.

Дать характеристику основным формам рельефа Саратовской области.

2. Закрепление.

Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа Саратовской области. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

3. Подведение итогов.
Занятие №2 «Рельеф своей местности». (Практическое занятие).

Цели и задачи:

Уточнить знания о формах рельефа; конкретизировать знания о формах рельефа в процессе индивидуальной и групповой работы учащихся; активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: физическая карта Саратовской области, атлас Саратовской области, контурная карта Саратовской области.

Ход занятия.

1. Подготовительная работа.

  1. Беседа о преобладающих формах рельефа.

  2. Инструктаж учащихся о проведении самостоятельной работы по нанесению на контурную карту основных форм рельефа Саратовской области.

2. Практическая работа.

С целью расширения познавательного интереса, желательно запланировать индивидуальную или самостоятельную групповую работу по нанесению основных форм рельефа Саратовской области. И письменно дать оценку рельефа местности.

3.Подведение итогов.

Оценивается правильность выполнения практической работы, как на контурной карте, так и описание рельефа в тетради.
Тема №3 «Язык камней и окаменелостей».

Занятие №1. Лекция. «Полезные ископаемые своего края».

Цели и задачи:

Дать представление о классификации и размещении полезных ископаемых; установить связь в распределении полезных ископаемых с тектоникой и геологическим строением области; создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родной местности.

Оборудование: физическая карта Саратовской области, коллекция горных пород и минералов.

Ход занятия.

  1. Изучение нового материала.

Лекция учителя по плану:

    • Что такое горные породы и минералы? Полезные ископаемые?

    • Классификация полезных ископаемых?

    • Горючие ископаемые, химическое сырье, строительные материалы и горнорудное сырье.

    • Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

2.Закрепление.

Проведение тестирования.

3. Подведение итогов.

Оценивается правильность выполнения тестовой работы.
Занятие №2 Учебная экскурсия. «Ресурсы недр».

Цели и задачи:

Расширить и углубить знания об полезных ископаемых, встречающихся на территории своей местности; конкретизировать вышеуказанные знания в процессе обзорной экскурсии; нацелить на проведение следующего занятия-семинара; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Ход занятия.

1.Подготовка к экскурсии.

Инструктаж по ТБ, ПДД.

2.Учебная экскурсия.

Выезд в музей краеведения.

3.Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовить сообщения к семинару.
Занятие №3 Семинар на тему «Минеральные ресурсы своей местности».

Цели и задачи:

Учить школьников устанавливать причино-следственные связи между компонентами живой и не живой природы; развивать абстрактное мышление, умение анализировать, делать выводы, выделять главное из общего материала; воспитывать чувство ответственности и желание заниматься изучением родного края.

Оборудование: физическая карта Саратовской области, коллекция горных пород и минералов.

Ход занятия.

1.Сообщения учащихся по плану:

  1. Как и по каким признакам классифицируются горные породы слагающие земную кору.

  2. Где и какие полезные ископаемые находятся в Саратовской области.

  3. Установить связь в распределении полезных ископаемых с тектоникой и с геологическим строением области.

  4. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

2.Обсуждение выступлений учащихся, их анализ, оформление таблицы, подведение итогов.
Тема №4 «Камни в нашей жизни».

Занятие №1 Лекция. «Применение горных пород и минералов в жизни человека».

Цели и задачи:

Рассказать о практическом применении горных пород и минералов своей местности; конкретизировать имеющиеся знания в процессе посещения экскурсии; развивать познавательную активность учащихся; приобщать к «миру прекрасного».

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, физическая карта Саратовской области, атлас Саратовской области, картосхемы размещения месторождений горючих ископаемых, карбонатно-кремнистого и песчанистого сырья и глинистого сырья контурная карта Саратовской области.

Ход занятия.

1. Рассказ учителя.

  1. Учитель рассказывает об использовании полезных ископаемых в народном хозяйстве. Учащиеся делают вывод о применении полезных ископаемых в жизни своего населенного пункта и своего края.

2. Закрепление.

Проведение тестирования, работа на контурной карте.

3. Подведение итогов.

Нацелить на проведение следующего занятия-семинара.
Занятие №2 Семинар на тему: «Хозяйственное использование минеральных ресурсов своей области».

Цели и задачи:

Продолжить развития познавательного интереса учащихся и умение работать самостоятельно; научить сапостовлять теоретические познания учащихся сих практической деятельностью; расширить и углубить знания о минеральных ресурсах своей местности; развивать абстрактное мышление умение анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: физическая карта Саратовской области, атлас Саратовской области, коллекция горных пород и минералов.

Ход занятия.

1. Сообщения учащихся по плану:

1.Горнопромышленная деятельность в Саратовской области.

2.Энергетическая деятельность в Саратовской области.

3.Каковы особенности размещения предприятий различных отраслей промышленности на территории области.

4.Рациональное использование полезных ископаемых своей местности.

5.Какие меры можно преложить для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых.

2. Обсуждение выступлений учащихся, их анализ, подведение итогов.
Тема №5 Итоговое занятие.

Цели и задачи:

Обобщить знания учащихся, подвести итоги и сделать выводы; выслушать предложения и пожелания учащихся; закрепить полученные знания в процессе тестирования.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, физическая карта Саратовской области, выставка литературы по теме курса.

Ход занятия.

1. Беседа.

Данный вид работы поможет учителю сделать выводы о необходимости элективного курса «В глубь земли - в глубь веков»; уточнить, какие формы работы удались, а на что нужно обратить внимание; понять, что из предложенного для изучения материала вызвало наибольший интерес, а какой требует доработки. Таким образом, беседа должна выявить, помог ли данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся практической деятельностью.

2. Тестирование.
1.Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется…….

2.Учение о строении земной коры и ее движениях называется……….

3.Раздел геологии, которой занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород……..

4.Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это……

5.Самая древняя эра -……

6.Мы живем в эру новой жизни……

7.Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов называется……

8.В какой из периодов произошло древнее оледенение…….

9.Самое древнее горообразование называется…….

10.Самые молодые горы образовались в……..

11.Устойчивые участки земной коры называются:

а) платформы б) щиты в) складчатые области

12.Равнины расположены на:

а) платформах б) плитах в) в складчатых областях

13.Горы расположены:

а) платформах б) плитах в) в складчатых областях

14.К древним складчатым областям приурочены месторождения:

а) угля, нефти, газа б) железных руд, золота в) и тех и других

15.Наука о минералах – это..

а) петрография б) палеонтология в) геотектоника

16.Наука о вымерших организмах….

17.Географы называют его «каркасом природы»?…..

18.Окаких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень»….

19.Выберите верные утверждения:

а) пески и песчаники расположены лишь на территории Правобережья

б) калийные соли на большой глубине и запасы их велики

в) мергель служит основой для цементной промышленности

г) запасы торфа на территории Саратовской области отсутствуют

20.Укажите основные месторождения…

    1. нефти;

    2. газа:

а) Сплавнухинское; б) Западно-Рыбушанское; в) Розовское;

г) Квасниковское; д) Западно-Рыбушанское; е) Степновское

21. Укажите основные месторождения:

  1. горючих сланцев;

  2. цементного сырья;

  3. керамзит;

а) Савельевское; б) Озинское; в) Вольское; г) Коцебинское;

д) Елшанское-1; е) Быков Отрог-2
3. Подведение итогов.

Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работ, которые могут быть включены в школьное портфолио.

ЛИТЕРАТУРА.
1.А.В. Даринский Краеведение: пособие для учителей. – М.: Просвещение,1987.

«ВАКО» Москва 2005.

2.Н.В.Тельтевская География Саратовской области – Изд-во Саратовского университета, 1993.

3. А.В. Востряков, Ф.И. Ковальский Геология и полезные ископаемые Саратовской области: Учебное пособие. – Изд-во Саратовского университета,1986.

4. Л.В. Макарцева, А.С. Кусков Внеклассная работа по экономической и социальной географии России: ОАО « Изд-во « Лицей», 2001.

5.А.Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова География Саратовской области: Саратов Изд-во «Лицей» 2005.

6. Д.С. Худяков Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел: Саратов Приволжское книжное изд-во 1989.

7. Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии Природа России 8класс,

8. Н.А. Чумаченко Введение в ландшафтную экологию: Учебное пособие, КИЦ «Саратов телефильм» - «Добродея» 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconФорма урока. Виртуальное путешествие в глубь веков. Время. Урок рассчитан...
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» icon«в глубь поэтической строки » урок литературы 3 класс
Часто на уроках литературы от нас, читателей, требуется не только внимание к слову, но и работа воображения, настоящее сотворчество...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии – демографии России
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной...
Шумилова Виктория Августовна, учитель географии мбоу средняя общеобразовательная школа №31 г. Белгорода
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconПлан вступление. Свадебный обычай в истории. Домашние обряды русского народа
Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически,...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconПримерная программа основного общего образования по географии «География Земли»
Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии, 6класс- м.; Дрофа,2008
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconКонспект занятия в старшей группе «Порецкое частица земли Поречья»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он был настоящим воином, прекрасно владел боевыми искусствами и участвовал во всех исторических сражениях того времени. «Десять меченосцев»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск