Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии»





Скачать 218.76 Kb.
НазваниеЭлективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии»
Дата публикации04.08.2013
Размер218.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

Шумилова Виктория Августовна







Шумилова Виктория Августовна, учитель географии МБОУ Средняя общеобразовательная школа №31 г. Белгорода


Методическая копилка

 Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа №31




Элективный курс

по географии для 10-11 классов

в рамках

профильной подготовки

«Картография с элементами топографии»

Автор:

Шумилова В.А.,

учитель географии МОУ СОШ №31

г. Белгород

2010 г.
Содержание
1 Пояснительная записка

2 Методические рекомендации

3. Программа элективного курса

4. Тематическое планирование

5. Приложение

6. Список литературы

Пояснительная записка

Курс “ Картография с элеиентами топографии” относится к числу фундаментальных географических дисциплин в системе подготовки учеников.

Картографические знания и умения, помогают в освоении других географических дисциплин, с учетом современной школьной программы по географии. Программой курса предусмотрено

изучение основ картографических наук, в первую очередь, картоведения, проектирования и составления общегеографических и тематических карт, а также основ топографии. Общее количество часов на дисциплину – 70.

Цель курса “ Картография с элементами топографии” – научить учеников грамотно анализировать и понимать карты; правильно их использовать в педагогической и научной деятельности; составлять несложные картографические произведения, на основе различных источников.

В процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

-раскрытие сущности и свойств географической карты, как модели действительности, построенной по строгим математическим законам;

-ознакомление учеников с различными картографическими произведениями, видами и типами карт;

-обучение методам извлечения информации с карт в процессе географических исследований;

-изучение приемов составления карт разными способами картографического изображения;

-ознакомление с основными видами наземных и дистанционных съемок местности.

Процесс обучения картографии и топографии предусматривает широкое использование разнообразных картографических произведений:

общегеографических (топографических и обзорных) и тематических карт, атласов, серий карт и др., включая современные школьные карты и атласы.

Большое внимание уделяется картам Белгородской области.

Место дисциплины в основной образовательной программе,

межпредметные связи

Картография с элементами топографии тесно связана со всеми географическими дисциплинами (физическая и экономическая география мира и России, ландшафтоведением, геоморфологией, почвоведением, геологией, землеведением, страноведением, и др.), лингвистикой, точными, техническими науками и другими науками.

Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует

дисциплина

«Картография с элементами топографии» ориентирована на такие профессиональные виды деятельности как обучение, воспитание и развитие учащихся общеобразовательных школ. Владение навыками чтения, анализа и другими видами работы с картами необходимо школьникам не только в курсе географии, но также и истории, биологии, экологии и т.д.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Картография с элементами топографии»,

учащиеся должны:

- иметь представление о многообразии картографических произведений и исторических этапах использования карт, о единой номенклатурной системе, о принципах изображения основных географических объектов;

- знать основные картографические произведения, их свойства и особенности, основные картографические проекции, язык карты и приемы извлечения информации с карт;

- уметь читать и анализировать картографические произведения, определять географические координаты объектов, определять проекцию и масштаб карт, составлять несложные картографические произведения, определять расстояния и площади объектов на картах;

- иметь навыки работы с основными измерительными приборами, первоначального дешифрирования космо- и аэрофотоснимков; построения профилей территории;

- применять разные способы изображения для оформления карт; картографические методы для изучения природных и социально- экономических явлений; различные картографические произведения для комплексного изучения территории; картографические

произведения в качестве источника дополнительной информации;

- обладать компетенциями о многообразии картографических произведений, проекции, масштабах, способах изображения объектов ит.д.

Курс «Картография с элементами топографии» изучается в 10-11 кл.

В конце 10 класса предусмотрен зачет в форме тестирования.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Изучение дисциплины требует использования большого количества наглядных пособий, таких как топографические и мелкомасштабные карты, глобусы, атласы; а также широкого спектра аудиовизуальных средств, таких как проектор, видеоаппаратуры.

Распределение тематических разделов дисциплины

Содержание курса делится на шесть основных разделов:

1.Картография (24ч)

2.Общегеографические карты(9ч)

3.Система картографических произведений(13 ч)

4 Геоинформационное картографирование(4ч)

5 Создание карт(12ч)

6.История географической карты(5ч )

Методические рекомендации

На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами занятий, планируемым объемом самостоятельных работ, которые им предстоит выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, практические и семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.

Объяснительно-иллюстрационный метод объясняет теоретические положения, сведения, доказательства, позволяющие связать их с личным опытом учащихся. Объяснения сопровождаются описаниями, иллюстрациями.

Метод беседы. Его сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к понимаю уже известных знаний и стимулированию усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Практические методы – это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, практических работ. Сюда можно отнести: . построение горизонталей по высотным отметкам, построение профиля по заданной линии на карте, определение отметок горизонталей; выбор вертикального масштаба, графическое оформление, вычерчивание условных знаков , описание местности по топографической карте.

Наглядные методы – это формы усвоения учебного материала, которые находятся в зависимости от применения в процессе обучения наглядных пособий и технических средств:

    • ознакомление с общегеографическими, мелкомасштабными и др.картами

    • показ и демонстрация геодезических инструментов (иллюстрации при их отсутствии );

    • видео метод – использование видеотехники, компьютера при изложении нового материала (например при использовании условных знаков топографических карт).

Основной формой проверки и оценки знаний является выполнение практических работ, заслушивание докладов (творческих работ, рефератов), тестирование.

Весь объём знаний по курсу ученики получают на лекциях, практических занятиях, в результате самостоятельных работ . Курс рассчитан на два года обучения, в ходе которого 35 часов отводится на 10 кл. , 34 часа –на 11 кл.

Во введении представлены основные общие понятия о системе картографических наук, о географической карте и основных видах картографических произведений

Первая часть(10 кл.) посвящена изучению предмета и структуры картографии, общегеографической карте, плану местности, масштабам топографических карт, основным картографическим проекциям, языку карты .

Во второй части (11 кл.) уделяется внимание школьным картам, использованию и созданию карт, съемкам местности, изучению мелкомасштабных карт, приемам извлечения информации с карт. В лекциях даются основные теоретические положения, понятия, классификации, методические подходы, связанные с изучением и составлением карт, картографическим исследованием территории и съемками местности. При этом учитываются новейшие достижения и тенденции развития картографии и топографии.

На практических занятиях ученики применяют теоретические знания о топографических съемках; глубже постигают на местности приемы различных видов съемок для создания крупномасштабных планов и карт. Особое внимание уделяется простейшим видам съемок. Кроме того, ученики приобретают навыки ориентирования на местности различными способами.

Программа элективного курса

«Картография с элементами топографии»

Содержание дисциплины

10 кл

Введение(1 ч)

Содержание и структура курса «Картография с элементами топографии».Предмет картографии, ее основные разделы. Роль картографии и топографии . Выдающиеся картографы. Современные концепции развития картографии.

Раздел 1. Картография(24ч)

1.Предмет и структура картографии(5 ч).

Картография в системе наук. Связь картографии с многочисленными науками. Географическая карта: термин и определение. Элементы географической карты. Теоретические концепции в картографии. Классификация карт по масштабу, по территориальному охвату, по картографируемому пространству, по содержанию. Классификация тематических карт.

2Математическая основа карт.(7ч)

Геодезическая основа. Переход от физической поверхности Земли к ее изображению на плоскости. Масштабы карт. Искажения на картах. Картографические проекции. Классификации проекций -цилиндрические,конические,азимутальные,поликонические,условные.Распознование проекций. Выбор проекций с учетом назначения карты, географических особенностей территории.

3.Язык карты(10ч)

Структура языка карты. Условные знаки как элементы языка карты. Знаки – инструмент фиксации, формализации и систематизации знаний.

Площадные, линейные, внемасштабные условные знаки Различия в построении знаков, связанные с назначением, типом и характером использования карты. Способ изолиний. Способ ареалов для показа области распространения явления, точечный способ для показа площадей. Локализованные диаграммы картограммы, картодиаграммы

Совместное применение различных способов изображения.

Надписи на географических картах. Их виды, графические особенности, размещение на картах. Картографическая топонимика, формы передачи иноязычных названий на картах.

4. Картографическая генерализация(2ч)

Сущность и факторы генерализации. Влияние на характер и степень генерализации масштаба, тематики, назначения карты, особенностей и изученности картографируемой территории. Виды генерализации. Оценка ее точности. Цензы и нормы отбора. Геометрическая точность картографической генерализация объектов .

Раздел 2.Общегеографические карты(9ч)

Содержание крупно- и среднемасштабных общегеографических карт.

Виды карт по основным признакам: содержанию, масштабу, охвату

территории, назначению, способу применения. Деление карт на топографические ,обзорные. Особенности применяемых на них условных обозначений. Изображение водных объектов, растительности и грунтов. Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей, изображение с их помощью элементов и форм рельефа. Практические задачи, решаемые по карте с горизонталями. Гипсометрический способ, пластические способы, перспективное изображение, способ светотени.

Изображение социально-экономических элементов: населенных пунктов, объектов экономики и культуры, путей сообщения, средств связи и политико-административного деления.

Обзорные общегеографические карты. Сущность, элементы содержания, особенности применения Изображение элементов содержания, качественные и количественные характеристики.

11 класс

Раздел 3.Система картографических произведений(13ч)

1.Серии карт(3ч).

Географические атласы. Определение, особенности, история создания.

Классификация атласов по содержанию, охвату территории, назначению, формату, способу издания. Основные тенденции совершенствования атласов. Национальные атласы. Наиболее известные отечественные и зарубежные атласы. Поэтапный анализ атласов.

2. Школьные карты(4ч)

Школьные карты, глобусы и другие картографические произведения. Роль карты в обучении географии. Целевая установка школьных карт. Сущность понятий “понимание карты”, “чтение карты”, “знание карты”, “картографические умения”. Особенности школьных карт: значительная генерализованность содержания, наглядность, соответствие возрасту и подготовке учащихся, содержанию школьных курсов. Специфика математической основы, оснащения, оформления.

Классификация школьных карт по масштабу, содержанию, назначению, выполняемым функциям в учебном процессе. Стенные, настольные и текстовые карты. Важность согласованности их содержания. Школьные топографические карты. Специальные школьные карты: контурные, эскизные картосхемы, электрифицированные, магнитные,“дежурные” карты. Особенность их содержания и применения.

Специфика содержания и структуры школьных атласов, их анализ и оценка учителем географии. Применение профилей, блокдиаграмм, аэрокосмических снимков и других картографических произведений и геоизображений.

3.Использование карт(6ч)

Картографический метод исследования .Информативные свойства географических карт. Основные способы анализа географических карт.

Описания по картам. графические приемы анализа карт. Измерение длин линий по картам. измерение площадей и объемов. определение прямоугольных и географических координат. измерение горизонтальных углов.

Раздел 4 Геоинформационное картографирование(4ч)

Географические информационные системы. Составные части ГИС. Организация

информации в ГИС. Возможности ГИС. Тесная связь картографии и информатики. Электронные, интерактивные атласы.

Раздел 5 Создание карт(12ч)

1 Методы создания карт(9ч)

Методы создания карт Виды съемок местности: наземные (плановые, высотные, планово-высотные) и дистанционные (аэрофото, космические).

Геодезические опорные сети. Современные методы наземных съемок. Дистанционное зондирование. аэрофототопографическая съемка. Свойства аэрофотоснимков. Создание карт по аэрофотоснимкам. Дешифрирование. аэрофотоснимков. Прямые и косвенные дешифровочные признаки основных объектов. Камеральное и полевое дешифрирование, применяемые приборы. Понятие о комбинированном и стереотопографическом методах создания карт. Фотопланы и фотокарты. Космическая съемка. Дешифрирование космических снимков.

2.Создание мелкомасштабных карт(3ч).

Основные этапы создания карт, оформление. Составление карт ,приемы переноса на географическую основу: фотомеханический, оптическое проектирование, перерисовка по клеткам. Современные технологии создания карт. Внедрение компьютерных технологий. Использование геоинформационных систем.

Раздел 6.История географической карты(5ч.)

Картографические рисунки Древнего мира. Картография в эпоху средневековья.

Картография эпохи Возрождения. Картография XVII-XVIII вв.Картография России. Тематические карты Белгорода, Белгородской области. Карта-модель действительности ,канал передачи информации и особый язык географии и других наук о Земле.

Тематическое планирование элективного курса

«Картография с элементами топографии» в 10 классе (1 час в неделю)

№ по

п/п

Дата

Тема занятия

Вводимые термины

Практические работы

1




Введение

Картография

Семиотика




2




Раздел 1. Картография(24ч)

Предмет и структура картографии.

Картография в системе наук.







3




Карта-термин и определение







4




Элементы географической карты.

Геодезическая опорная сеть




5




Теоретические концепции в картографии.

Познавательная.

Коммуникативная, языковая концепции





6




.Классификация карт

Тематические, комплексные

синтетические,гипотетические




7




Математическая основа карт

Геодезическая основа

Нормали, геоид, элипсоид




8




Масштабы карт.

Численный, именованный,

линейный

1.Построение линейного масштаба.


9




Искажения на картах

Показатель искажений,

изоколы




10




Картографические проекции. Классификации проекций







11




Цилиндрические, конические проекции

Локсодромия, ортодромия,

Проекция Гаусса-Крюгера




12




Азимутальные, поликонические проекции







13




Условные проекции. Распознавание проекций. Выбор проекций.







14




Структура языка карты. Условные знаки

Внемасштабные линейные

площадные




15




Значковый способ изображения

Геометрические, буквенные,

наглядные




16




Способ линейных знаков, способ знаков движения







17




Способ изолиний

изолиния

2.Построение профиля по заданной линии на карте

18




Качественный и количественный фон, способ ареалов

Абсолютные и относительные ареалы




19




Точечный способ для показа площадей.








20




Локализованные диаграммы


Столбчатые, площадные,

объемные

3.Построение розы ветров

21




Картограмма, картодиаграмма








22




Совместное применение различных способов изображения




4. Применение способов картограмм, картодиаграмм, значков и др. Оформление карты.

23




Надписи на географических картах. Их виды, формы передачи иноязычных названий на картах

Картографическая топонимика

Легенда карты




24




Сущность и факторы генерализации Виды генерализации.

Генерализация




25




Оценка ее точности. Геометрическая точность картографической генерализация объектов







26




Раздел 2.Общегеографические карты(9ч)

Содержание крупно-и среднемасштабных общегеографических карт.







27




Виды карт по основным признакам







28




Деление карт на топографические ,обзорные.







29




Особенности применяемых на них условных обозначений.




5. Изучение и вычерчивание условных знаков топографических карт. Описание местности по топографической карте

30




Изображение водных объектов, растительности и грунтов

Урезы воды




31




Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей

Горизонтали

бергштрих

6.Построение горизонталей по высотным отметкам

32




Гипсометрический способ, пластические способы, перспективное изображение, способ светотени.







33




Изображение социально-экономических элементов на общегеографических картах




7.Составление и оформление плана участка местности по ее описанию (топографический диктант

34




Итоговое тестирование







35




Резервный урок








Приложение

Темы практических занятий

10 кл

1.Построение линейного масштаба

2. Построение профиля по заданной линии на карте. (Определение отметок горизонталей, пересекаемых профильной линией; выбор вертикального масштаба. Графическое оформление).

3.Построение «Розы ветров»

4. Применение способов картограмм, картодиаграмм, значков и др. Оформление карты.

5. Изучение и вычерчивание условных знаков топографических карт. Описание местности по топографической карте.

6.Построение горизонталей по высотным отметкам

7. Составление и оформление плана участка местности по ее описанию (топографический диктант)

11 кл.

8. Работа с аэрофото и космическими снимками. Топографическое дешифрирование аэрофотоснимка на заданном участке и составление плана этого участка. Знакомство с космическими снимками.

9. Работа с географическим глобусом. Определение широты и долготы пункта. Измерение расстояний с помощью глобуса на карте.

10. Анализ и оценка общегеографических и тематических карт: их содержания, принципов и видов картографической генерализации, способов изображения.

11. Выбор способов изображения и составление легенды тематической карты

12.Применение картографических методов исследования для изучения природных и социально-экономических явлений.

13. Составление описания по карте, сопряженный анализ карт, применение графических методов.

Список литературы для учителя

1.Фокина Л.А. Картография с основами топографии: учебное пособие для студентов вузов М.Гуманитар.изд,2005г.

2.Картография/ Фернан Жоли ;пер.с фр. Н.М.Иосилевич.-М.: АСТ: Астрель.-2005г

3.Серапинас Б.Б. Математическая картография. Учебник для вузов/ М.: Издательский центр «Академия»,2005г

4.Берлянт А.М.Картографический метод исследования.2-е изд. М.1988г.

5.Курошев Г.Д. Геодезия и картография,Учебник.Спб.1999г.

6.Српавочник по картографии/А.М.Берлянт, А.В.Гедымин. и др. М.1988г.

Список литературы для учащихся

1.Грюнберг Г.Ю.Картографические понятия в школьной географии.Учебное пособие М.1979

2. Фокина Л.А.Картография с основами топографии: Учеб.пособие для студентов вузов М.Гуманитар.изд,2005г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПояснительная записка Элективный курс «Ты на просторах Internet или...
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию представления об ip-адресации компьютера и системе доменных имен
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс по географии для 9 класса «в глубь земли в глубь веков»
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занимательная физика. Элективный курс для учащихся 9-х классов в рамках Программы предпрофильной подготовки
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconРабочая программа элективного курса «Картография»
Курс «Картография» относится к числу фундаментальных географических дисциплин в системе подготовки учеников
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПрограмма элективного курса «Металлы побочных подгрупп и здоровье человека»
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов учебного времени, является углубленным и может быть организован в целях профильной подготовки...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПредпринимательства
Основы домашней экономики и предпринимательства. Элективный курс профильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Тамбов: то ипкро,...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconПояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»...
Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс по географии для 10-11 классов в рамках профильной подготовки «Картография с элементами топографии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Картография основная...
Курс «Картография» предназначен студентам, обучающимся по специальностям «география» и является важной составляющей географического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск