Предпринимательства





НазваниеПредпринимательства
страница1/7
Дата публикации18.12.2014
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Тамбовский областной институт повышения квалификации

работников образования

ОСНОВЫ ДОМАШНЕЙ ЭКОНОМИКИ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(Элективный курс профильной подготовки)

Учебно-методическое пособие


Тамбов, 2007
ББК 65.012

П27

Рецензенты:

Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономики в
образовании Тамбовского областного института повышения квалифи
кации работников образования
С.И.Сусоров

Учитель технологии высшей категории МОУ СОШ №30 г.Тамбова

Н.В.Оболенкина


П27

Перфилова Т.М., Каряев В.А., Рязанова В.Н.

Основы домашней экономики и предпринимательства. Элективный курс профильной подготовки: Учебно-методическое пособие.- Тамбов: ТО ИПКРО, 2007- 40с.

В пособии отражены: программа элективного курса, рекомендации к его реализации, основные понятия и термины, содержание ключевых занятий с комплексом контролирующих тестов и заданий для практических работ, примеры исследовательской и проектной работ учащихся.

Пособие может быть востребовано педагогическими работниками для организации профильной и технологической подготовки, а также учащимися для освоения курса.

Введение

Модернизация образования предусматривает введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения - системы специализированной подготовки школьника, ориентированной на специализацию и индивидуализацию обучения с учетом реальных потребностей рынка труда. Концепция профильного обучения в ближайшие 5 лет предусматривает внедрение и практическую реализацию системы, способствующей сознательному выбору школьниками направлений профильного обучения, предоставляющей им возможности для дальнейшей профессиональной подготовки, повышению социально-экономической и личностной эффективности обучения.

Основная идея обновления обучения старшей ступени общего образования состоит в создании условий для индивидуального выбора программ обучения, повышения их эффективности и функциональности.

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему, как к профессиональному работнику. В настоящий момент остро стоит проблема социально-трудовой адаптации и трудоустройства выпускников после окончания учебных заведений. В частности, на первый план выходят такие личностные качества как предприимчивость, социально-про-фессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. В связи с этим - школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий личностного психологического роста и повышения уровня информированности в различных аспектах мира современного труда.

Соответственно, элективные курсы могут стать основой для ориентации школьников в мире современных профессий. Ведь прежде чем выбирать профиль на старшей ступени школьник должен быть ознакомлен с содержанием сфер профессиональных видов деятельности.

Учебно-методическое пособие элективного курса профильной подготовки «Основы домашней экономики и предпринимательства» включает программу курса, методические рекомендации по реализации содержания обучения элективному курсу, дидактическое обеспечение процесса обучения элективному курсу и приложения.

Программа курса «Основы домашней экономики и предпринимательства» содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и литературу.

Методические рекомендации по реализации содержания обучения элективному курсу приводят краткую методику обучения с точки зрения организации деятельности учащихся по усвоению содержания, анализ особенностей заданий выполняемых учащимися.

Дидактическое обеспечение процесса обучения элективному курсу включает содержание основных терминов и понятий, ключевых занятий курса.

В приложении к пособию приведены примеры исследовательской и проектной работ учащихся, выполненные в рамках элективного курса.
1. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДОМАШНЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

1.1. Пояснительная записка

Одним из вариантов разработки и внедрения модулей инновационной направленности, актуальных для предпрофильной и профильной подготовки школьников является элективный курс технологической направленности «Основы домашней экономики и предпринимательства». Данный курс позволяет выполнить следующие функции:

  • надстройка профильного курса;

  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека (в условиях рыночной экономики);

  • обеспечение дополнительной подготовки учащихся для современных социально-экономических условий сегодняшней России;

  • помощь выпускнику школы при самоопределении и в выборе будущей профессии.

Цель курса:

  • помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности;

  • сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Образовательные задачи курса:

  • освоение базовых теоретических знаний в сфере предпринимательской деятельности;

  • активизация творческого потенциала школьников;

  • получение ими опыта исследовательской, проектной деятельности при решении социально-значимых задач;

  • выявление и развитие коммуникативных способностей.

Программа элективного курса «Основы домашней экономики и предпринимательства» учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления детей 14-17 лет, так как учащиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. В данном курсе учащиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике?

Курс можно рассматривать и как профессиональную пробу в системе «человек-знаковая система». Его системообразующей идеей является интегрированный подход к освоению различных технологий, в условиях складывающихся рыночных отношений. К жизни в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг необходимо готовить себя со школьной скамьи. В данном курсе учащиеся осваивают как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель? Действительно ли так важна его роль в рыночной экономике?

Элективный курс рассчитан на небольшое количество часов, на 34 часа (17 часов- 10 класс, 17 часов- 11 класс), что дает возможность учащимся

попробовать себя в данном виде деятельности, связанной с экономикой и предпринимательством, так как изучаются вопросы, связанные с понятиями: система хозяйствования, экономические связи в семье, ресурсы семьи, формирование семьи, менеджмент домашней экономики, маркетинг.

Структура курса представлена двумя разделами: «Основы домашней экономики» (10 класс – 17 час) и «Основы предпринимательства» (11 класс – 17 час.).

Раздел I. «Основы домашней экономики» знакомит учащихся с основными понятиями, задачами ведения домашнего хозяйства, системой хозяйствования. Учащиеся понимают роль семьи в государстве, учатся планировать, экономить финансовые и материальные средства в семье, ресурсы семьи их воспроизводство, т.е. на примере ведения домашнего хозяйства, учащиеся осваивают в школе основы экономики, что доказывает необходимость и целесообразность данного раздела курса.

Большая роль в I разделе курса отводится проведению практических занятий. Учащиеся выполняют практические задания по анализу семейного бюджета, финансовой документации семьи, рациональному расходованию средств.

Раздел П. «Основы предпринимательства» включает в себя также теорию и практику. Раздел этого курса предусматривает экономическое развитие предпринимательского мышления, необходимое для умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации, для рационального ведения личного дела и получения прибыли, воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности. Учащимся дается возможность, используя знания, полученные в I разделе применить их при организации малого бизнеса (на примере развития предпринимательской идеи в условиях имеющихся учебных мастерских-кабинетов обслуживающего и технического труда).

В данном разделе учащиеся изучают принципы и формы производства, знакомятся со сферой предпринимательской деятельности, технологией создания предприятия.

Большая роль в процессе обучения данному разделу отводится исследовательской деятельности учащихся, работе с дополнительной литературой, возможностям услуг Интернет в области малого бизнеса. В приложении прилагается образец такой работы группы учащихся по теме «Итоги развития предпринимательства в г.Тамбове за период 2002-2004гг..

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является разработка и защита проекта «Бизнес-план» «Прибыльное дело». (В приложении приводится проект ученицы Акиньшиной Веры «Мое дело»).

Содержание курса так же позволяет: осуществлять несложные экономические расчеты; разрабатывать основные этапы бизнес-плана; анализировать технологические процессы изготовления конкретных изделий или услуг; проводить сравнительную характеристику технологий: предпринимательства, проектирования продукции; определять гибкость рынка своего края; развивать экономическое и предпринимательское мышление.

Курс успешно интегрируется с базовым курсом обучения в рамках ОО «Технология» (трудовое обучение) при разработке индивидуальных проектов

Основные формы обучения:

  • при выполнении практических работ по экономике ведения домашнего хозяйства: индивидуальная, парная, групповая;

  • при выполнении проектов, бизнес-плана, исследовательских работ – работа в малых группах, индивидуальная.


Основные методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • мозговой штурм;

  • беседа, диалог;

  • метод проектов;

  • игровой.

Общим итогом курса является расширение поведенческого репертуара учащихся в ситуации продвижения себя на рынке товаров и услуг, развитие профессиональных стратегий, ориентации и выбору профессии в новых социально- экономических условиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



пп

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

10 класс Раздел I «Основы домашней экономики»

17

11

6

1

Основные понятия, цели и задачи экономики. Рыночная система хозяйствования.

2

2




2

Домашняя экономика. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство. Ресурсы семьи.

2

1

1

3

Бюджет семьи, доходы и расходы семьи. Менеджмент в домашней экономике.

6

4

2

4

Маркетинг в домашней экономике.

2

1

1

5

Правовые основы семейных отношений.

2

1

1

6

Экономика приусадебного участка, информационные технологии в домашней экономике. Коммуникация в домашней экономике

3

2

1

11 класс II раздел «Основы предпринимательства»

17

6

11

7

Основы предпринимательства, роль и место предпринимателя в рыночной экономике, принципы и формы.

5

2

3

8

Сферы предпринимательской деятельности, технология создания предприятия, источники финансирования, основная документация. Разработка бизнес-плана

6

3

3

9

Современная ситуация на рынке труда, товаров и услуг Тамбовской области и г. Тамбова

1

1




10

Разработка индивидуального проекта

4




4




Защита проекта

1




1




Итого

34

17

17



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Раздел I «Основы домашней экономики»

Тема 1. Основные понятия, цели и задачи экономики. Рыночная система хозяйствования.

Лекция

Понятия «макро» и «микро» экономики. Цели и задачи экономики. Рыночные отношения. Рынок труда. Конкуренция, законы конкурентной борьбы. Отличие плановой экономики от рыночной. Семья - первичная социально экономическая ячейка общества.

Тема 2. Домашняя экономика. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство. Ресурсы семьи

Лекция

Экономические связи в семье, семья в экономической сфере общества, цели и задачи семейной экономики. Семейное хозяйство, его составляющие, ресурсы семьи, потребности.

Практические занятия

№1. Составление пирамиды потребностей своей семьи.

№2. Характеристика ресурсов своей семьи.

Тема 3. Бюджет семьи, доходы и расходы семьи. Менеджмент в домашней экономике

Лекция

Связь “государство- семья”. Понятие о бюджете семьи. Источник доходов семьи. Роль школьника в увеличении доходов семьи, постоянные и переменные расходы. Распределение бюджета. Расходы на услуги, питание, оплату коммунальных услуг, семейных потребностей. Потребительская корзина. Уровень жизни. Учет, планирование, организация домашней экономики. Экономические возможности и потребности семьи. Покупка товаров и услуг, изучение коньюнктуры рынка, защита прав потребителей. Экономия средств. Анализ и планирование семейного бюджета.

Практические занятия

№1. Выполнение экономических расчетов доходной и расходной части семейного бюджета (Приложение т.3.1. 3.2.)

№2. Определение баланса семьи (Приложение т.3.3.).

№3. Определение статуса семьи (расчет душевого дохода).

№4. Ролевая игра «Бюджет семьи» (прилагается конспект)

№.5. Контрольный кроссворд (Приложение)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предпринимательства iconПлан проведения недели предпринимательства в кызылском техникуме...
Посещение учреждения инфраструктуры малого предпринимательства и действующих производств по графику департамента по развитию предпринимательства...
Предпринимательства iconБлаготворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства...
История российского предпринимательства — тема весьма ак­туальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Среди современных...
Предпринимательства icon1. Система поддержки малого предпринимательства (в целом)
Центральным исполнительным органом, ответственным за реализацию государственной политики в области развития малого предпринимательства...
Предпринимательства iconРабочая программа по дисциплине В. В 1 Основы предпринимательства и управление сервисным
Основы предпринимательства и управление сервисным предприятием является составной частью подготовки бакалавра в области автосервиса,...
Предпринимательства iconНациональная премия в области бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства
Ы 2014. Это событие призвано отметить наиболее успешные проекты в индустрии бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства,...
Предпринимательства iconТемы контрольных работ по дисциплине «Экономика»
Происхождение и мировая история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов
Предпринимательства iconОсновные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году
Ского района на современном этапе входит совершенствование предпринимательского климата, создание условий для устойчивого развития...
Предпринимательства iconПостановление от 7 декабря 2009 г. N 453 об утверждении порядка предоставления...
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях оказания государственной поддержки и формирования...
Предпринимательства iconРоссийской федерации
Бз дв2, дв3, дв4, дв6 как основы предпринимательства, взаимодействия с экономикой предприятия, теории конкуренции, экономические...
Предпринимательства iconДоклад о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства...
Влияние государственного регулирования на развитие и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства
Предпринимательства iconФакультет технологии и предпринимательства
Фтп (рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы) : методические рекомендации для студентов факультета технологии...
Предпринимательства iconРоссийской федерации
Бз дв1, дв2, дв3, дв4, дв6 как основы предпринимательства, экономика предприятия, теория конкуренции, экономические риски предпринимательства,...
Предпринимательства iconОб утверждении Региональной программы "Развитие малого и среднего...
Фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года n 1215-зрк...
Предпринимательства iconРеферат По дисциплине: «Предпринимательское право» Тема: «История...
России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Возрождение предпринимательства...
Предпринимательства iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Этапы эволюции частного и государственного хозяйства. Этапы развития капиталистического предпринимательства в конце XIX века и начала...
Предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства при правительстве москвы
А 647 Английский язык: Учебные задания для практических занятий: Для студентов заочного обучения экономических специальностей./ Сост.:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск