МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.» АНАЛИЗ
инновационной работы в 2011-2012 учебном году Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии. В связи с этим в 2011г. Советом школы была утверждена программа развития школы на 2011-2015 г.г. «Профориентационная работа как средство достижения профессионального самоопределения обучающихся».
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Поэтому основной целью инновационной работы на 2011-2012 г.г. было внедрение инноваций, обеспечивающих проектирование индивидуальной траектории профессионального самоопределения учащихся. На 2011-2012 учебный год ставились следующие задачи:
Продолжить работу по составлению нормативно-правовой базы по инновационной деятельности.
Разработать программу инновационного проекта по работе с одаренными детьми.
В рамках профориентационной работы систематизировать деятельность школы как социально активного образовательного учреждения, расширить спектр социального сотрудничества с организациями и учреждениями с.Кетово. Составить нормативно-правовую базу и создать творческую группу педагогов для работы по данному направлению.
Обобщить опыт работы педагогов по реализации проекта МАН «Школа естественных наук» по направлению:
«Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) в урочной и внеурочной деятельности»
Обобщить опыт работы педагогов по реализации проекта МАН «Лего-парк» по направлениям:
- «Лего – мир»
- «Мехатроника»
Разработать программы элективных курсов по направлению «Основы предпринимательства».
Продолжить работу по информатизации школы, обобщить опыт работы по данному направлению, создать нормативно-правовую базу по использованию персональных данных в работе с электронным журналом.
Продолжить систематизацию и обобщение опыта инновационной деятельности педагогов на различных уровнях. Пополнить банк инновационного опыта школы.
Провести сравнительный анализ по распространению передового педагогического опыта за последние три года. Для сопровождения инновационной деятельности в школе осуществляется программа комплексных действий:
Учёт и систематизация инновационной деятельности.
Разработка инновационных проектов, программ, положений по реализации инновационных проектов, создание нормативно-правовой базы по инновационной работе.
Система контроля хода и результатов внедрения педагогических инноваций.
Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
Систематизация, обобщение и распространение опыта инновационной деятельности.
Учёт и систематизация инновационной деятельности:
В 2011-2012 учебном году в школе была продолжена работа по обновлению банка карт инновационной деятельности педагогов школы.
Год
| Количество педагогов, имеющих карты инновационного опыта
| % от общего числа педагогов
| 2008-2009
| 8
| 12%
| 2009-2010
| 23
| 34%
| 2010-2011
| 29
| 38%
| 2011-2012
| 32
| 53%
|
Информация о педагогах, внедряющих в педагогическую деятельность современные педагогические технологии, обобщена в таблицу. (Приложение 1)
В 2011-2012 году на базе школы функционировало 4 инновационных площадки:
Статус площадки
| Название инновационной площадки
| Реализация
| Областная пилотная площадка
| « Создание единой информационной среды как фактор обеспечения равных возможностей получения качественного образования»
| 2007-
2012
| Областная пилотная площадка
| «Малая Академия Наук»
| 2009-2012
| Областная экспериментальная площадка
| «Создание региональной модели развития предпринимательских способностей обучающихся в образовательном процессе»
| 2010-2013
| Муниципальная стажерская площадка
| « Изучение географии Кетовского района»
| 2011-
2014
|
Для работы над реализацией программы каждой инновационной площадки были созданы творческие группы педагогов, назначены ответственные: 2011-2012 учебный год
| Инновационная площадка
| Творческая группа
| 1.
| «Создание единой информационной среды как фактор обеспечения равных возможностей получения качественного образования»
| И.И.Кобченко, зам. директора по НМР
Н.И.Яговитина, зам. директора по УВР,
О.П.Ерохова, Е.Н.Осипов
О.Н.Бабошкина, С.А.Пахомова, Т.К.Кокорина, А.Ю.Сухарев, Н.А.Нероева, И.Н.Билетова, А.В.Колосова, С.М.Добрецова
| 2.
| « Изучение географии Кетовского района»
|
Л.М.Брылева, С.А.Пахомова
| 3.
| «Малая Академия Наук»:
«Школа естественных наук»
|
Л.В.Безбородова, зам.директора по УВР Л.М.Брылева, С.А.Пахомова, Е.В.Ермишева
И.И.Кобченко, зам. директора по НМР,
М.М.Казакевич, зам. директора по УВР,
Т.К.Кокорина, М.В.Седельникова | 5.
| «Создание региональной модели развития предпринимательских способностей обучающихся в образовательном процессе»
| А.К.Казантаев – директор школы,
Н.И.Яговитина - заместитель директора по УВР,
И.И.Кобченко - заместитель директора по НМР,
Н.А.Нероева - заместитель директора по ВР,
Л.М.Нестерова – зав. школьным метод кабинетом, руководитель школьного научного общества «Интеллект»,
О.Н.Бабошкина, психолог
Л.А.Лысенко, В.И.Тарасенко, Н.А.Останина
|
Реализация программ инновационных проектов способствовала развитию творческих, интеллектуальных способностей обучающихся, формированию качеств, необходимых для профессионального самоопределения обучающихся:
Статус площадки
| Название инновационной площадки
| Направление профориентационной работы
| Областная пилотная площадка
| «Создание единой информационной среды как фактор обеспечения равных возможностей получения качественного образования»
| Информационно-математическое
| Областная пилотная площадка
| «Малая Академия Наук»:
-Школа естественных наук
-Лего - парк
-Робототехника
| Естественнонаучное и техническое
|
В 2011-2012 учебном году в школе реализовывались программы учрежденческих инновационных площадок:
Приоритетные направления инновационной деятельности, реализуемые ОУ
| Тема инновационной деятельности
| Тип
инновационной площадки
| Дата, номер приказа присвоения статуса инновационной площадки,
срок реализации
| ФИО автора программы инновационной деятельности и (проекта), должность
| Основные результаты реализации инновационных образовательных программ
(не более 3 результатов по каждому направлению)
| Апробация новой программы
| Внедрение программы «Школа 2100» по русскому языку и литературе с 5 класса
| учрежденческая
| Приказ №8 от 04.02.2011г срок реализации до 2015 г.
| С.М.Добрецова, учитель русского языка и литературы
| - Реализация принципа преемственности
- Повышение качества знаний
-Развитие образной речи обучающихся
- Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса
| Апробация новой программы
| Внедрение программы «Школа 2100» по истории
с 5 класса
| учрежденческая
| Приказ №8 от 04.02.2011г срок реализации до 2015 г.
| С.Г.Осипова, учитель истории
| - Реализация принципа преемственности
- Повышение качества знаний
-Формирование у обучающихся открытого исторического мышления
- Рабочие программы по истории для 5 класса
| Развитие познавательных способностей
| Программа «Учимся учиться, размышлять, исследовать»
| учрежденческая
| Приказ №11 от 04.02.2011г срок реализации до 2014 г.
| С.А.Пахомова, учитель биологии
| - Установление межпредметных связей
- Развитие творческого мышления обучающихся
- Рабочие программы, разработано тематическое планирование
| Апробация новой программы
| Внедрение программы для начальной школы под редакцией Занкова
| учрежденческая
| Приказ № 120 от 24.09.2011г. срок реализации до 2015 г.
| Т.К.Кокорина, учитель начальных классов
| Уровень обученности – 100%
-Повышение качества знаний
-Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей
- Рабочие программы, тематическое планирование
| Развитие личностных качеств, необходимых для успешной профориентации
| Программа «Мой выбор»
| учрежденческая
| Приказ № 120 от 24.09.2011г. срок реализации до 2015 г.
| О.Н.Бабошкина, психолог
|
| Апробация новой программы
| Внедрение программы по русскому языку под редакцией Львова
| учрежденческая
| Приказ № 120 от 24.09.2011г. срок реализации до 2016 г.
| С.М.Добрецова, А.В.Колосова, учителя русского языка и литературы
| - Реализация принципа преемственности
- Повышение качества знаний
-Развитие образной речи обучающихся
- Рабочие программы по русскому языку для 5 класса
| Апробация новой программы
| Внедрение программы по математике под редакцией Мордковича с 5 класса
| учрежденческая
| Приказ № 120 от 24.09.2011г. срок реализации до 2016г.
| В.П.Носкова, учитель математики
| - Реализация принципа преемственности
- Повышение качества знаний
-Развитие мышления, логики, памяти
- Рабочие программы по математике для 5 класса
|
Сводная таблица инновационных площадок
Тип
инновационной площадки
| Количество
инновационных площадок
| Количество педагогов творческих и проблемных групп
| Количество обучающихся
|
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Учережденческий уровень
| -
| 7
| 7
| -
| 13
| 8
| -
| 142
| 162
| Муниципальный уровень
| 2
| 2
| 1
| 8
| 8
| 2
| 598
| 565
| 120
| Областной уровень
| 3
| 3
| 3
| 14
| 20
| 25
| 598
| 565
| 590
|
Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных проектов
В 2011-2012 уче6ном году была проведена работа по систематизации деятельности школы как социально активного образовательного учреждения.
Для обобщения и систематизации деятельности была создана творческая группа педагогов в составе: А.К.Казантаев - директор школы, И.И.Кобченко - зам. директора по научно-методической работе, Н.А.Нероева - зам. директора по ВР, А.А.Звонарев - зам. директора по военно-патриотической работе, В.П.Банишевская, Э.А.Окулова - педагоги- организаторы, Н.А.Курбатова - библиотекарь, О.Н.Бабошкина – психолог.
Отчет «Социально активное образовательное учреждение» прошел экспертизу в ИРОСТ Курганской обл. В апреле 2012г. школе присвоен статус «Социально активное образовательное учреждение». В рамках работы по данному направлению была составлена нормативно-правовая база:
«Положение о дошкольной подготовке детей»
«Положение о школьном объединении «Солнышко»
«Положение о Совете старшеклассников»
Образец договора о социальном сотрудничестве
План совместной работы по социальному сотрудничеству с различными организациями с.Кетово
Деятельность школы как социально активного образовательного учреждения предусматривает развитие социального сотрудничества с предприятиями и организациями с.Кетово и г.Кургана по профориентации школьников, реализации социальных практик, развитию одаренных детей и дополнительной поддержки групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов.
В 2012 году в районном конкурсе библиотечных проектов проект «Чтение с увлечением» (автор Н.А.Курбатова) занял 1 место. На его основе была разработана программа инновационного проекта «Чтение с увлечением» на 2012-2015г.г., утвержденная на районном инновационном Совете (протокол №3 от 17.04.2012г.)
В рамках работы над проектом была обновлена нормативно-правовая база:
Должностная инструкция библиотекаря
Положение о работе библиотеки
Составлен план мероприятий по реализации проекта, запланированы мероприятия на основе социального сотрудничества с родителями.
План инновационной работы по реализации программы основан на социальном сотрудничестве педагогов, родителей обучающихся, библиотеки и других учреждений культуры с.Кетово.
В 2011-2012 учебном году была проведена работа по разработке инновационного проекта по работе с одаренными детьми.
В творческую группу по разработке инновационной программы вошли педагоги: А.К.Казантаев – директор школы, И.И.Кобченко – зам.директора по НМР, Л.М.Нестерова – методист, О.Н.Бабошкина - психолог.
В апреле 2012г. программа «Разработка и апробация технологии психологического и педагогического мониторинга развития детской одаренности (потенциальной и актуальной одаренности)» была рассмотрена на областном экспертном Совете (протокол №3 от 23.03.2012) и включена в областной инновационный проект «Работа с одаренными детьми». 4) В рамках развития научно-исследовательской деятельности обучающихся была составлена и утверждена программа деятельности школьного научного общества «Интеллект» на 2011-2012 учебный год.
5) В школе разработаны и утверждены нормативные документы для создания структур, необходимых для реализации инноваций:
«Положение о творческой группе педагогов»
«Положение о проблемной группе»
«Положение о творческой группе обучающихся»
«Положение о научном обществе обучающихся»
«Положение о методическом объединении»
«Положение о научно-методическом Совете школы»
Обновлена и дополнена нормативно-правовая база по инновационной деятельности, работе с одаренными детьми, информатизации школы:
«Положение об инновационной деятельности»
«Положение по составлению рабочих программ»
«Положение по составлению программ элективных курсов»
«Положение о школьной научно-практической конференции»
Требования к оформлению докладов, рефератов, научно-исследовательских работ обучающихся
Рекомендации по обобщению опыта педагогов
«Положение о хранении и обработке персональных данных»
В соответствии с новыми тарификационными требованиями и программой развития школы были дополнены должностные инструкции администрации школы и педагогов 6) В рамках реализации программы инновационной площадки «Создание региональной модели развития предпринимательских способностей обучающихся в образовательном процессе» педагогами школы были разработаны программы элективных курсов:
«Основы журналистики» (И.И.Кобченко)
«Основы предпринимательства» (В.И.Тарасенко)
«Избирательное право. Избирательный процесс» (Н.А.Останина)
«Основы рыночной экономики» (Л.А.Лысенко)
«Основы делового общения» (И.И.Кобченко)
«Практическая стилистика» (Н.И.Яговитина)
«Дизайн эстетики и быта» (В.И.Тарасенко)
Программы курсов рассмотрены и одобрены на инновационно-методическом Совете школы. 7) Творческой группой по реализации проекта «Изучение географии Кетовского района» в 2012 году начата работа по разработке программы «Проектная деятельность на уроках географии». Проект программы был рассмотрен на методическом Совете Курганского ИРОСТ, педагоги С.А.Пахомова и Л.М.Брылева включены в творческую группу по разработке областного проекта «Внедрение технологии проектного обучения в воспитательном и образовательном процессе"
Система контроля хода и результатов внедрения педагогических инноваций
Система контроля хода и результатов внедрения педагогических инноваций включает в себя:
Экспертизу составленных программ.
Посещение вновь введенных предметов с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах, и сформированностью знаний, умений и навыков обучающихся.
Контроль прохождения учебных инновационных программ (проверка журналов).
Подведение итогов контроля на совещании, педагогическом совете, методическом совете и др.
Контроль результатов инновационной деятельности, которые должны представляться заместителю директора по НМР по итогам намеченных этапов или учебного года.
В августе 2011 г. на заседаниях методических объединений были рассмотрены и утверждены на педагогическом совете программы элективных курсов и курсов по выбору в соответствии с «Положением о программах элективных курсов и курсов по выбору», проанализирована степень отражения в программах путей реализации педагогических инноваций.
В сентябре 2011г. на инновационно-методическом Совете школы были рассмотрены программы учрежденческих инновационных площадок, проанализированы структура и содержание программ, внедряемые инновации и пути их реализации.
Программы инновационных проектов «Создание региональной модели развития предпринимательских способностей обучающихся в образовательном процессе» и «МАН: Школа естественных наук» реализовывались через систему элективных курсов и курсов по выбору, уроки биологии, географии, физики.
Администрацией осуществлялся контроль в соответствии с планом ВШК:
«Отражение содержания программы развития школы в содержании программ элективных курсов, курсов по выбору и факультативов» (сентябрь 2011)
Итоги изучения деятельности творческой группы по направлению «Соответствие содержания сайта ОУ требованиям законодательства» (октябрь 2011)
Отчет по реализации программы «Робототехника» (декабрь 2011)
«Использование ИКТ в учебном процессе» (март 2012)
«Формирование профессионального самоопределения обучающихся во внеурочной деятельности» (апрель 2012)
Программа «МАН: Лего - мир» реализовывалась через систему кружковой работы. Были посещены занятия кружка «Лего–мир» в 1-ом, 2-ом, 3-ем, 4-ом классах с целью наблюдения за работой педагогов с одаренными детьми, реализации профориентационной направленности занятий, использования современных педагогических технологий в реализации инновационной программы. Работа творческой группы признана удовлетворительной.
В 2011-2012 учебном году было осуществлено посещение предметов введенных УМК по русскому языку, литературе, истории с целью наблюдения за реализацией задач, указанных в инновационных программах, и контроля уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
Результаты контроля отражены в листах контроля и рассмотрены на совещаниях при директоре.
В течение года проверялись журналы элективных курсов и курсов по выбору, журналы кружковой работы, классные журналы, электронные журналы - программы реализованы на 100%.
В 2010-2011 уч.году вопросы инновационной деятельности рассматривались и обобщались:
-
Вид управленчес-
кого, методического мероприятия
| Рассматриваемые вопросы по инновационной деятельности
| Дата, номер протокола
| Выступающий
| Педагогичес-кий совет
| Анализ инновационной работы за 2010-2011год. Цели и задачи работы творческих и проблемных групп, разрабатывающих и реализующих инновационные программы, на 2011-2012 учебный год.
| 30.09.2011г.
Протокол №1
| Зам.директора по НМР И.И.Кобченко
| «Развитие предпринимательских способностей обучающихся»
| 11.01.2012 г.
Протокол №3
| И.И.Кобченко, В.И.Тарасенко, П.В.Кашин
| «Развитие научно-технических и предпринимательских способностей обучающихся»
|
| Л.В.Безбородова, Е.Н.Осипов, А.Ю.Сухарев
| «Дневник.ру в системе познавательной и исследовательской деятельности школьников»
| 11.01.2012 г.
Протокол №3
| Т.К.Кокорина
| Итоги инновационной работы в 2011-2012 учебном году
| 02.04.2012г.
Протокол №6
| И.И.Кобченко
| Работа с одаренными детьми в рамках реализации программы развития школы
| 02.04.2012г.
Протокол №6
| Л.М.Нестерова
| Совещание при директоре
| «Отражение содержания программы развития школы в программах элективных курсов, курсов по выбору и факультативов»
| 10.12.2012
Протокол №4
| И.И.Кобченко
| «Соответствие содержания сайта ОУ требованиям законодательства»
| 10.12.2012
Протокол №4
| О.П.Ерохова
| «Итоги реализации областного проекта по информатизации школы. Перспективы дальнейшей деятельности в данном направлении»
| 10.01.2012
Протокол №5
| Зам.директора
по НМР И.И.Кобченко
| «План мероприятий и программа деятельности на присвоение статуса социально-активное ОУ»
| 10.01.2012
Протокол №5
| Л.М.Нестерова
О.Н.Бабошкина
| «Работа с одаренными детьми на элективных курсах, курсах по выбору и факультативах»
| 01.02.2012
Протокол №6
| И.И.Кобченко
| «Исследовательская деятельность как средство развития детской одаренности»
| 01.02.2012
Протокол №6
| Л.М.Нестерова
| «Промежуточный отчет по реализации программы областной инновационной площадки « МАН: «Лего-парк»
| 21.04.2012
Протокол №8
| М.М.Казакевич
| «Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности»
| 21.04.2012
Протокол №8
| Л.М.Нестерова
| Промежуточный отчет по реализации программ учрежденческих инновационных площадок
| 26.05.2012
Протокол №9
| С.М.Добрецова
С.Г.Осипова
С.А.Пахомова
Т.К.Кокорина
О.Н.Бабошкина
А.В.Колосова,
В.П.Носкова
| Совещания при завуче
| «Составление программ элективных курсов, курсов по выбору и факультативов по основам предпринимательства. Включение модуля в рабочую программу по технологии в 10-11кл.»
| 06.09.2011
| И.И.Кобченко
| «Распространение ППО: участие в областном Фестивале медиауроков. Критерии оценивания разработок урока и внеклассного занятия»
| 20.10.2011
| И.И.Кобченко
| «Возможности образовательной сети Дневник.ру при подготовке к уроку и во внеклассной работе ууителя предметника, классного руководителя»
| 02.02.2012
| И.И.Кобченко
| «Проектная деятельность обучающихся с использованием ЦОР»
| 12.04.2012
| И.И.Кобченко
| Совет школы
| 1. Утверждение введения электронных журналов и дневников
2. О реализации программы областной инновационной площадки
«Создание единой информационной образовательной среды как фактор обеспечения равных возможностей получения качественного образования и доступа к информации всех участников образовательного процесса»
| 10.09.2010
Протокол №3
| А.К.Казантаев
И.И.Кобченко
| Об утверждении программы развития школы на 2011-2015 г.г.
| 20.10.2010
Протокол №4
| А.К.Казантаев
И.И.Кобченко
| Об утверждении учрежденческих инновационных площадок
| 20.01.2011
Протокол №1
| М.М.Казакевич, С.А.Пахомова, С.Г.Осипова, Е.В.Греб, Н.А.Останина, С.М.Добрецова, Т.К.Кокорина
| Реализация программы развития. План работы.
| 16.04.2011
Протокол №3
| И.И.Кобченко
Ю.В.Леонов – председатель Совета школы
| Научно-методический Совет
| Анализ программ элективных курсов, курсов по выбору и факультативов на соответствие программе развития школы по профориентационной работе методической теме на учебный год.
| 26.08.2011г. Протокол
№ 1
| Председатели школьных методических объединений, И.И.Кобченко
|
| 1. Рассмотрение программ учрежденческих инновационных площадок на соответствие требованиям ФГОС
2. Стимулирование педагогов, ведущих инновационную работу в составе творческих групп.
3. Подготовка к областному семинару «ИКТ в преподавании русского языка и литературы»
| 10.11.2011г.
Протокол
№ 2
| С.М.Добрецова иА.В.Колосова В.П.Носкова Т.К.Кокорина. И.И.Кобченко Н.И.Яговитина
|
| 1.О подготовке к совещанию руководителей ОУ Кетовского района «Деятельность администрации ОУ по использованию электронных дневников и журналов в управлении качеством образования» (состоится в марте 2012г.)
2. О подготовке школьной конференции исследовательских работ «Шаг в будущее» (состоится в апреле 2012г.)
3. О подготовке к областной конференции «Программы с использованием ЦОР в обучении» (состоится в мае 2012г.)
| 27.01.2012г.
Протокол
№ 3
| Н.И.Яговитина
Л.М.Нестерова
И.И.Кобченко
|
| Итоги работы учрежденческих площадок за 2011-2012 учебный год, итоги реализации программы «Создание региональной модели развития препринимательских способностей обучающихся в образовательном процессе» (промежуточный отчет)
И.И.Кобченко
| 16.05.2012г Протокол
№ 4
|
| |