«Визитная карточка» проекта Семья! Как много в этом слове!
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Алатырева Оксана Геннадьевна
|
| Город, область
| Удмуртия, Воткинский район, с. Светлое
|
| Номер, название школы
| МБОУ Светлянская СОШ
|
| Описание проекта
|
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| Семья! Как много в этом слове! (Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)
|
| Краткое содержание проекта
|
| Семья - это сложное социальное образование.
Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?
На примере семей, представленных в романе "Война и мир", мы покажем, что основой общества может стать семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах. Во время работы над проектом совершенствуются навыки самостоятельного анализа художественного произведения.
|
| Предмет
|
|
Литература
|
| Класс
|
| 10 класс
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 6 уроков
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| Воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.
|
| Планируемые результаты обучения
|
|
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные: Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи.
Метапредметные: Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные: Умение находить средства выразительности при описании героев романа, умение анализировать текст.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по – своему?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Что такое семья?
Какой должна быть семья?
Какая семья может стать основой общества?
Что, на ваш взгляд, является семейными ценностями?
Браки, построенные по расчету… Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?
|
| Учебные вопросы
| Какие семьи представлены в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Какие из них вы бы назвали счастливыми?
Что общего между семьями Болконских, Курагиных и Ростовых?
Чем они отличаются?
В чем секрет отцовского воспитания детей в семьях романа?
Почему их дети такие разные?
Одинакова ли отцовская любовь к детям и как она проявляется?
Какие традиции этих семей могут стать традициями вашей будущей семьи?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Стартовая презентация учителя
Анкета «Семейные ценности»
Интервью с участниками проекта
Формирование групп
Критерии оценивания Вики - статьи
| Практическая работа по учебному плану
Критерии самооценки работы в группах
Неформальное общение с учащимися во внеурочное время.
Оценочные листы
Взаимное обучение
Интервью участниками проекта
| Итоговое самооценивание качества работы в группах
Интервью с участниками проекта
Защита Вики-статьи
Анкета «Семейные ценности» (коррекция ответов)
Рефлексия
|
| Описание методов оценивания
|
| Для выявления интересов, стартового уровня знаний и опыта учащихся по теме проекта используются следующие методы и инструменты: вводная презентация, анкета «Семейные ценности!» для первичного выявления ценностных ориентаций, интервью с участниками проекта (интервью содержит вопросы о знаниях учащихся, которые понадобятся им при работе над проектом, какие вопросы для них наиболее трудны и как они предполагают на них отвечать).
Вводная презентация позволяет выявить интересы учащихся и включает содержание других методов оценивания.
В качестве оценивающего инструмента используется работа по критериям самооценки, а также интервью (Что вы можете рассказать мне о своем проекте? Что самое важное, что вы извлекли из этого? Что было легко сделать, а что трудно? Какие изменения вы хотите сделать? Достигли ли вы всех намеченных целей? Как ваше планирование помогло успеху проекта? Что вам удалось узнать о себе, выполняя этот проект? Как ваше мышление влияло на ваше обучение? Какие цели вы ставите на будущее? Как вы можете применить полученные знания в новых условиях?). Это поможет выявить уровень владения умением анализировать художественные произведения и обеспечит постановку целей исследования.
По окончании проекта ученики будут защищать свои работы в формате итоговой конференции, заполнении сводной таблицы (анализ семьей, представленных в романе), а также учащимися будет произведена корректировка ответов по анкете «Семейные ценности». Последним оценочным инструментом станет рефлексивный лист, который будет заполнен каждым учеником.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Необходимые знания и умения: основных средств выразительности; понятий идея произведения, образ героя; владение начальными навыками анализа литературного произведения, умение выделять ключевую информацию.
Необходимые технические навыки: умение работать на ПК в текстовом редакторе, умение пользоваться поисковой системой Интернет.
|
| Учебные мероприятия
|
| До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебных занятий.
Постановка задачи (1 урок)
Этап связан с началом работы над темой «Семья! Как много в этом слове». Используя вводную презентацию, учитель проводит диагностику исходных знаний учащихся по теме: дети отвечают на вопросы, что позволит выяснить объем их знаний. В презентации определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа – «Семейная жизнь Болконских», 2 группа – «Семейная жизнь Ростовых», 3 группа – «Семейная жизнь Курагиных». Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам критерии оценивания исследований учащихся (вики-статьи). Учащимся дается домашнее задание проанализировать литературные источники, найти факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме
Изучение материала (2 урок)
Проводится совместное с учителем первоначальное изучение материалов проекта.
Исследования учащихся (3 – 4 урок)
Учащиеся совместно с учителем делают промежуточный анализ материалов, при этом они продолжают анализировать литературные источники, факты, отвечающие на вопросы исследования, делают выводы по теме. В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Также учитель предлагает учащимся ссылки на Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.
Защита продукта исследовательской работы (5 – 6 урок)
Каждая группа выступает с устной защитой результатов, демонстрируя свои работы в форме вики-статьи. По завершении выступлений они коллективно обсуждаются, анализируются выводы, заполняется сводная таблица.
Рефлексия (конец 6 урока)
Индивидуальное заполнение анкеты, содержащей основные семейные ценности, выявляя самую значимую ценностную ориентацию в семье.
Классный час в форме заседания дискуссионного клуба «Почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по – своему?»
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Проблемные ученики будут получать поддержку со стороны товарищей в процессе групповой работы, индивидуальные консультации учителя
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Ученику, для которого язык преподавания не родной, можно предложить дополнительные консультации, помощь товарищей, работа со словарем.
|
| Одаренный ученик
| Одарённому ученику можно предложить индивидуальное задание, а так же обратиться к литературным источникам иностранных авторов
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер.
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| Программы обработки изображений, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
|
| Материалы на печатной основе
| Литература, учебник для 10 класса
Толстой Л. Н. Война и мир
|
| Другие принадлежности
|
|
| Интернет-ресурсы
|
|
| Другие ресурсы
| До начала работы в проекте знакомим учащихся с семьей Л. Н. Толстого
|
|
|