Скачать 46.88 Kb.
|
МОДЕЛЬ: «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА» Г.В.Пугачева, зам. директора по УВР Н.М.Кузавкова, учитель русского языка С.Ю.Цимбалова, учитель начальных классов МОУ Ананьинская ООШ Воспитание гражданственности и патриотизма в настоящее время выходит на первый план в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Общеизвестно, что патриотизм – это и любовь к Отечеству, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Гражданственность – это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Однако если спросить у молодежи, что такое патриотизм, кого можно считать патриотом, гражданином, то большинство окажутся в затруднении с ответом. Крушение идеалов, кризис нравственности и духовных ценностей – серьезная проблема в воспитании подрастающего поколения. Таким образом, актуальность работы по данному направлению очевидна. Основная цель: воспитание гражданина и патриота, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основные задачи, которые предстоит решить:
В качестве системообразующей идеи мы взяли использование ресурсов сельского социума в воспитании гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. Опыт убеждает в том, что выполнить поставленную задачу одной школе не под силу, только используя воспитательный и образовательный потенциал социального окружения можно приблизиться к её выполнению. Взаимодействие школы и окружающей среды является благоприятным условием эффективного нравственного и гражданского формирования личности, т.к. педагогика окружающей среды – это, прежде всего, деятельностная педагогика [1]. Наша работа предполагает строиться в первую очередь на основе принципов, заложенных в ФГОС:
В тоже время, с учетом особенностей малочисленной сельской школы по-прежнему актуальными остаются принципы:
Мы определили ресурсы социума, с которыми наиболее эффективно взаимодействие как в урочной, так и во внеурочной и во внеклассной деятельности. В зоне ближайшего окружения местные жители, родители обучающихся, специалисты местных предприятий и учреждений (ДК, ПСК, тепличного хозяйства, СОЦ и т.д.). А также специалисты поселковой Администрации, РОВД, педагоги ЦДТ, представители общественных организаций, работники музеев. Мы определили четыре основных направления деятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма: - воспитание любви к родному краю - воспитание уважительного отношения к истории своего народа - формирование правовой культуры - формирование социально-активной гражданской позиции А также наметили формы работы по каждому направлению, позволяющие их реализовать и ресурсы социума, которые здесь целесообразно использовать. Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека ярко прослеживается на таких уроках как история, литература, обществознание, окружающий мир. Проведение занятий по этим же предметам в РВГ с привлечением ресурсов социума позволяет сделать их более воспитывающими, эмоционально – насыщенными, яркими и запоминающимися. Воспитание гражданственности и патриотизма с использованием социальных партнеров возможно на всех учебных предметах. Например, занятие по географии в 8,9 кл. по теме «Население России. Народные промыслы» может пройти с участием народных умельцев. На уроки математики могут приглашаться механизаторы, агрономы, которые не только расскажут о почетном труде хлебороба, но и предложат решить задачи, связанные с сельхоз трудом. Надо отметить, что подобный опыт у нас в школе есть. Учителями школы определена тематика занятий в РВГ по различным предметам с использованием ресурсов социума. Воспитание гражданственности и патриотизма находит свое продолжение во внеурочной и во внеклассной работе. Это конференции с участием ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, совместные КТД с работниками ДК, проектная деятельность, экскурсии с участием родителей, специалистов местных предприятий, краеведческая и поисковая работа. Формированию активной гражданской позиции во многом способствуют социальные проекты, позволяющие включать детей в общественно-полезную деятельность. Участие в них родителей, местных жителей, специалистов делает их более значимыми, интересными. Это могут быть такие проекты как: «Этих дней не смолкнет слава», «Мы – друзья пернатых», «Цвети, планета Земля». Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются. Патриотами становятся». Становятся под влиянием тех условий, в которых живут. Задача педагогов – создать такие условия. Это возможно сделать разными способами, в том числе путем эффективного использования ресурсов сельского социума. Библиографический список 1. Использование образовательных ресурсов сельского социума для повышения воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах [Текст]: методические рекомендации / коллектив авторов; под. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
План гбоу сош №2 «ОЦ» с. Большая Глушица видов деятельности и форм... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
Основной план действий по программе духовно-нравственного развития,... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Уроки истории, обществознания, обж, русского языка и литературы,... Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
План воспитательной работы моу кяппесельгская сош Гражданско-патриотическое, правовое воспитание, направленное на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения... | Республики Татарстан «Утверждаю» При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,... | ||
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории Основная часть: формирование гражданственности и патриотизма стр. 5 | Конспект урока на тему: «Компьютерные модели» Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к подвигам старших поколений, чувства ответственности за судьбу страны | ||
Краеведение на уроках изобразительного искусства как источник развития... Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину "Антиковедение";... Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к подвигам старших поколений, чувства ответственности за судьбу страны |