ИЗ ПРОГРАММЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
обучающихся на ступени начального общего образования
МБОУ «Никифоровская СОШ№1»
Основные ценностные основы направления
«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Базовые ценности
| Патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой родине, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности
Гражданственность - правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир
Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
|
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Тамбовской области;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тамбовской области, Никифоровском районе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка;
любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
| Урочная деятельность
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.
Окружающий мир – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:
– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».
| Внеурочная деятельность
| -Встречи с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
-Виртуальные экскурсии и путешествия «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Тамбовская земля, гордимся мы историей твоей», «Патриотизм в наши дни», «Культурное наследие предков».
-Классные часы о символах государства Тамбовской области, правах и обязанностях гражданина России, о Конституции РФ; «Школа – наш общий дом», «Школьные традиции».
-Разработка и реализация осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности.
-Просмотр и обсуждение видеороликов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации.
-Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
-Ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов.
-Акция «Письмо ветерану».
-Творческие конкурсы и выставки «Моё Отечество».
-Посещение школьного историко-краеведческого музея.
-Библиотечные уроки, историко-литературные вечера «Посвящается героям».
-Участие в работе объединений военно-патриотической направленности дополнительного образования школы.
-Участие в общешкольных мероприятиях «День Памяти и скорби», «День Защитника Отечества», «С Юбилеем, школа!», Месячник военно-патриотического воспитания, «День независимости России», «День народного единства».
-Участие в социальных проектах, акциях и операциях школьной детской организации «Пламя».
-Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой и патриотической направленности.
- Встречи с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
-Ученические собрания, участие в деятельности школьного ученического самоуправления.
| Внешкольная деятельность
| -Просмотр кинофильмов о национальных героях и важнейших событиях истории России и Тамбовской области.
- Экскурсионные поездки по святым местам, и культурным центрам России, историческим и памятным местам.
-Туристические походы.
- Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края.
-Операция «Памятник Герою».
-Участие в работе волонтерских отрядов, помогающим ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, пенсионерам. Операция «Свет в окне».
-Организация для жителей поселка национально-культурных праздников, фестивалей.
-Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края.
-Участие в детско-взрослых социальных проектах по подготовке празднования государственных праздников России.
-Посещение районного краеведческого музея.
-Совместные мероприятия гражданско-патриотического направления с районной библиотекой, Домом детского творчества, районным Домом культуры.
-участие в Вахте Памяти.
| Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности Эффективность реализации Программы обеспечивается совместным решением актуальных задач духовно-нравственного воспитания ОУ с родителями обучающихся (законными представителями), с социальными институтами окружающего социума:
МБУК «Районный краеведческий музей»;
МБУК «Районный дом культуры»;
МБУК «Межпоселенческая Центральная библиотека»;
МБОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств»;
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»;
Иоанно-Богословская церковь;
ветеранские организации.
Формы сотрудничества
1.Участие общественности и родителей в воспитательных мероприятиях Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Организация и проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
3.Разработка и реализация совместных социально значимых акций, операций, проектов в рамках функционирования общественно-активной школы.
4.Реализация учреждениями культуры и дополнительного образования образовательных программ духовно-нравственного направления, одобренных педагогическим советом и родительским комитетом образовательного учреждения. Воспитательные результаты
Направление воспитания
| Воспитательные результаты
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
| Обучающиеся имеют элементарные представления:
- о символах России и Тамбовской области;
-о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- об институтах гражданского общества и структуре российского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- о правах и обязанностях человека, гражданина России, семьянина, товарища;
-о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-о национальных героях и важнейших событиях истории России, Тамбовской области, Никифоровского района;
- о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
Сформировано ценностное отношение:
- к России, своему народу, государственной символике, законам РФ;
- к своему краю, родному языку, народным традициям, культуре, старшему поколению.
Обучающиеся имеют опыт:
- ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- социальной и межкультурной коммуникации.
| |