Рабочая программа по географии России (население и хозяйство)





Скачать 195.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии России (население и хозяйство)
Дата публикации17.09.2014
Размер195.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МБОУ Сагутьевская

средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

зам.директора по УВР

директор школы

Руководитель:________Жаденова Т.М.

___________Л.И. Исаенкова

___________О.И. Дорохова

«___»_______________20___ г.

«___»_____________20___ г.

«___»___________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии России

(население и хозяйство)

9 класс


Кудинова Татьяна Михайловна

I – ая квалификационная категория

д. Сагутьево

2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География»;
2. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013-2014 учебный год;
3.География. Программы для общеобразовательных учреждений по географии для 6-11 классов/ сост. С.В.Курчина М.: «Дрофа», 2010.
УМК

  1. Л.М.Ахромеев, География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений.- Брянск: Курсив,2012.

  2. Атлас для 9 класса. М.,Дрофа.2011.



Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 9 классе.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;




  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;


Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8кл. и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно - педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из введения и 2 разделов: I - « Общая часть курса – 28 часов» и I I – «Региональная часть курса – 38 часов»

Требования к уровню подготовки учащихся


    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.


3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.


4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;


  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.




  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Учебно-тематический план 9 класса



раздела

Наименование разделов

и тем

Всего часов

1.

Общая часть курса

28




Политико -государственное устройство РФ .ГП России.

2




Население РФ.

4




Географические особенности экономики РФ.

2




Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

10




Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

4




АПК.

2




Инфраструктурный комплекс.

4

2.

Региональная часть курса

38




Районирование России.

1




Западный макрорегион – Европейская Россия.

22




Восточный макрорегион – Азиатская Россия.

6

3

Брянская область.

7

4

Обобщение по курсу

2




ИТОГО

68


Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

Примечание

Общая часть курса(28 ч.)










1

Экономико-географическое и транспортное положение России.










2

Политико- административное устройство России.










3

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и воспроизводство населения.










4

Миграции населения.










5

Городское и сельское население. Расселение населения.










6

Итоговый урок по теме « Население России»










7

Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.










8

Структурные особенности экономики России.










9

Природно-ресурсный потенциал экономики.










10

Научный комплекс.










11

Машиностроительный комплекс.










12

География машиностроения.П.Р.№1 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.










13

Военно – промышленный комплекс










14

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная).










15

Топливная промышленность (газовая , угольная ) П.Р.№2 Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.










16

Электроэнергетика.










17

Металлургический комплекс. Черная металлургия.










18

Цветная металлургия. П.Р. Определение по картам главных факторов размещение металлургических предприятий по производству меди и алюминия.










19

География металлургического комплекса. П.Р.№3 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.










20

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.










21

Химическая промышленность










22

Лесная промышленность











23

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство. П,Р. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.










24

Пищевая и лёгкая промышленность










25

Инфраструктурный комплекс.










26-27

Транспорт и связь.










28

Обобщающий урок по теме « География межотраслевых комплексов»














Региональная часть курса (38 ч. )










1

Экономическое районирование










2

Общая характеристика Западного макрорегиона.










3

Центральная Россия. ЭГП, природные ресурсы.










4

Население и трудовые ресурсы Центральной России.










5

Узловые районы Центральной России. Экономика Центральной России.










6

Особенности областей Центрального района.










7

П.Р.№4 Составление картосхемы размещение народных промыслов ЦР










8

Особенности Волго-Вятского Экономического района.










9

Центрально- Чернозёмный район: ЭГП, население, общая характеристика.










10

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.










11

П.Р.№5 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.










12

Европейский Север. ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения.










13

Хозяйство Европейского Севера.










14

Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы.










15

Хозяйство и население Северного Кавказа.










16

П.Р.№6 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе и специализация промышленности.










17

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.










18

Хозяйство Поволжья. П.Р Этнический и религиозный состав населения. Экологические и водные проблемы Волги.










19

Урал. ЭГП ,природные ресурсы, население.










20

Хозяйство и проблемы Урала.










21

П.Р.№7 Тенденция хозяйственного развития Северного Урала. Оценка Экологической ситуации в разных частях Урала.










22

Обобщающий урок «Западный макрорегион»










23

Общая характеристика Восточного макрорегиона.










24

Западная Сибирь










25

П.Р.№8 Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.










26

Восточная Сибирь










27

Дальний Восток: особенности развития.










28

Обобщающий урок «Восточный макрорегион»










29-30

Обобщение «Экономическая география России»










31

ЭГП и природные ресурсы Брянской области.










32

Особенности населеня и хозяйственное освоение.










33-34

Промышленность Брянской области.










35

АПК региона.










36

Особенности транспорта Брянской области.










37

Города области.










38

Обобщающий урок по теме «География своего региона»











Учебно-методическая литература:

  • И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.

  • И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.

  • Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.

  • В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.

  • О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.

  • Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов

, Цифровые образовательные ресурсы


1. Интернет – ресурсы.

Литература

  • И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.

  • В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.

  • А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.

  • П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.

  • П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.

  • А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.

  • К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconКалендарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс
География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) icon«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России....
Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс»
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство» составлена на основе примерной программы
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по учебному курсу: «География России. Население и хозяйство России» 9 класс
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких. 3-е М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012....
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по географии 8-9 классы
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по географии 8класс базовый уровень (2 часа в неделю)
...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа «География России. Население и хозяйство». для 9 класса уровень базовый
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа Предмет: География России. Природа и население....
Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» 9 класс
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума...
Рабочая программа по географии России (население и хозяйство) iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск