РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8-9 классы
2012-2012 учебный год
Рабочая учебная программа
курса «География России»
для 8 и 9 классов
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
В соответствии с авторской программой:
И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа – 2010г. стр. 31-38.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Место курса в системе школьного географическо го образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест венной школе на протяжении уже нескольких деся тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя занные, но фактически обособленные блоки сущест вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле тии.
В настоящее время в школе существует два подхо да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу чается география природоэксплуатирующих отрас лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле ние курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство об разования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро фа, 2000).
Поэтому построение современной системы обуче ния по курсу «География России» невозможно на ос нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко логизация, экономизация и др., таких научно-мето дических подходов, как территориальный, комплекс ный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель ных функций он сильнейшим образом влияет на ста новление мировоззрения и личностных качеств уча щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра ны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование це лостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработ ка умений и навыков адаптации и социально-ответст венного поведения в российском пространстве; разви тие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей стра ны н ее многообразии и целостности на основе комп лексного подхода и показа взаимодействия основ ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как цело стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение гео графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про цессов в нашей стране, а также географических ас пектов важнейших современных социально-эконо мических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практи ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче скими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географиче ском регионе, в котором локализуются и развива ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить срав нивать его с другими регионами России и с различ ными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
Базовый учебник
| Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2008.
| Методическое пособие для ученика
| Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
| Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8кл. и 70 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективногоспособа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков.
Например:
Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».
Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».
Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа».
В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».
Учебно-тематический план 8 класса:
№
раздела
|
| Наименование разделов
| Всего часов
| Практические работы
|
|
|
|
|
|
| Введение.
|
| 1
| -
| 1.
| Россия на карте мира.
|
| 11
| 2
| 2.
| Природа России.
|
| 35
| 9
| 3.
| Население России.
|
| 9
| 4
| 4.
| Хозяйство России.
|
| 11
| 3
|
| ИТОГО
|
| 67 + 3 (резерв)
| 18
| В рабочую программу внесены следующие изменения:
Четвертый раздел увеличен на 7 часов за счет уменьшения времени на изучение раздела 2 и 3 в связи с трудностью и новизной изучения материала.
Учебно-тематический план 9 класса:
№
раздела
|
| Наименование разделов
| Всего часов
| Практические работы
|
|
|
|
|
| 5.
| Хозяйство России. (продолжение)
|
| 20
| 6
| 6.
| География крупных регионов России.
|
| 47
| 16
|
| ИТОГО
|
| 67+ 3 (резерв)
| 22
| В рабочую программу внесены следующие изменения:
Раздел 5 «Хозяйство России» уменьшен на 2 часа в связи с уплотнением материала.
Раздел 6 «География крупных регионов России» увеличен с 44 до 47 часов для изучения географии своего региона, предусмотренного Стандартом.
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(70 ч, 2 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I
РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)
|