Муниципальное образовательное учреждение
«Кадетская школа- интернат г. Болгар»
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ Кудашева Э.Н. Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.
| «Согласовано»
Завуч школы
__________ Журавлева Н.С. «____»____________2011 г.
| «Утверждено»
Директор
_____________Ахмадуллина З.М. Приказ № ___ от «__»_____2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«География. Землеведение.»
6 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(Базовый уровень)
Составитель программы:
Ибрагимова Татьяна Сергеевна, учитель географии
|
20011 - 2012 учебный год Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторской программе по географии 6 -9 классы под редакцией И.В. Душиной, М.Дрофа 2006г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой, Москва, «ДРОФА» 2008, а также дополнительных пособий: для учителя
Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.
Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997
Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001
для учащихся:
Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998
Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000
Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).
Цели и задачи курса.
Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Цели:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий, в том числе республики Татарстан; взаимообусловленности природных компонентов;
овладение умениями ориентироваться на местности; развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;
развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического, картографического и краеведческого содержания;
способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании окружающей среды;
создать основу для патриотизма и любви к своей стране, родному краю;
формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры, приучать их к выполнению основных правил поведения в природе.
2. Нормативно-правовая база
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 35 часов.
4. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
5. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
6. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
7. Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Календарно-тематический план по географии
6 класс
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Учебно- наглядный комплекс
| Знания, умения, навыки
| Практические работы
| Домашнее задание
| Дата изучения
План Факт
| Примечание
| Введение 1 час
| 1.
| Что изучает география. Развитие географических знаний о Земле.
| 1
| Изучения нового материала.
| Карта полушарий, Глобусы, портреты путешественников, карта « Великие географические открытия»
| Называть: многообразие форм земной поверхности, образов географических объектов.
|
| §1. В 1,2 стр 6.
|
|
|
| Земля во Вселенной 2 часа
| 2.
| Земля – часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли
| 1
| Комбинированный
| Аэрофотоснимки Земли и фотографии из космоса.
|
|
| §2,.3,6,в.1-4 стр.11, 1-4 стр.15, 1-3 стр.21
|
|
|
| 3.
| Движения Земли. Влияние космоса на Землю.
| 1
| Комбинированный
| Аэрофотоснимки Земли и фотографии из космоса.
| Описывать основные движения Земли и влияние их на живые организмы
|
| §4,5 в.1-3 стр.17, 1-3 стр.21
|
|
|
| Географические модели Земли 7 часов
| 4.
| План местности. Географические карты. Глобус .
| 1
| Комбинированный
| Географическая карта, глобус, план местности
| Знать: определение плана местности, географической карты, называть их отличия
|
| §7, 9,10 в. 1-3 стр.26, 1-3 стр.31, 1-6 стр.35
|
|
|
| 5.
| Масштаб и его виды.
| 1
| Комбинированный
| Планы местности, измерители
| Знать виды масштаба, определять расстояния на планах местности с помощью масштаба.
|
| §7,в. 1-3 стр.26
|
|
|
| 6.
| Ориентирование на местности, по плану, глобусу и карте
| 1
| Урок- практикум
| План местности, компасы, транспортиры
| Определять: стороны горизонта по компасу, по часам, по звёздам, по природным объектам.
| № 1. Ориентирование на местности. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам. Измерение расстояний
| Записи в тетради
|
|
|
| 7-8.
| Градусная сеть. Географические координаты.
| 2
| Комбинированный
| Глобус, карта полушарий, карта России, к/к
| Показывать на карте и глобусе градусную сетку, полюса, экватор, направления. Определять: географические координаты объектов на разных картах.
| № 2. Определение по картам географических координат точек
| §8, в. 1-7 стр.29
|
|
|
| 9.
| Изображение на плане и физической карте неровностей земной поверхности, высот и глубин.
| 1
| Урок- практикум
| План местности , карты, нивелир
| Называть: разновидность рельефа земной поверхности. Объяснять: как определяется высота точки на местности. Способы изображения земной поверхности на плане.
| №3 Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолют. и относит. высот
| §14,в. 1-4 стр.51
|
|
|
| 10.
| Основные виды съёмки местности. Составление простейших планов местности.
| 1
| Урок- практикум
| Планшет, бумага , линейка, карандаш, компас
| Называть: основные виды съёмки местности. Составлять простейших планов местности.
| № 4. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
| §10
|
|
|
| Земная кора 7 часов
| 11.
| Внутренне строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера _ каменные оболочки Земли.
| 1
| Изучения нового материала
| Схема/строение земной коры/, геохронологическая таблица
| Объяснять: разницу строения земной и океанической коры. Геологическая история Земли.
|
| §11;13, в.1-3 стр.41, 1-3 стр.47, подготовить сообщения о применении горных пород
|
|
|
| 12.
| Породы, слагающие земную кору.
| 1
| Комбинированный
| Коллекция минералов и горных пород.
| Объяснять: происхождение названий групп горных пород, причины, влияющие на их образование. Признаки, по которым отличаются горные породы.
| №5 Определение горных пород по образцам
| §12, в.1-3 стр.44, подготовить сообщения о вулканах
|
|
|
| 13
| Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий.
| Объяснять: причины землетрясений, от чего зависит его сила. Что такое сейсмически активные пояса. Закономерность их размещения. Приводить доказательства: существования медленных вертикальных и горизонтальных движений земной коры.
|
| § 15-17,в. 1-3 стр.54, 1-4 стр.58, 1-4 стр.63, сообщения о горах
|
|
|
| 14-15.
| Рельеф суши. Горы и равнины суши.
| 2
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий.
План описания
| Объяснять: образование гор, виды равнин и их образование. Описывают: горы и равнины земного шара по типовому плану.
| № 6 Описание по карте равнин и горных стран
№ 7 Обозначение на к/к крупнейшие горы и равнины мира.
| § 18-20,в. 1-5 стр.65, 1-4 стр.68, 1-4 стр.73
|
|
|
| 16.
| Рельеф дна Мирового океана. Человек и земная кора
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий.
| Объяснять: процессы, образующие рельеф на океаническом дне. Описывать: отдельные формы рельефа дна Мирового океана.
|
| § 21-22, в. 1-4 стр.77, 1-4 стр.82
|
|
|
| 17.
| Обобщение и контроль знаний по теме «Земная кора»
| 1
| Урок-зачет
|
|
|
|
|
|
|
| Атмосфера 5 часов
| 18.
| Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Человек и атмосфера.
| 1
| Изучения нового материала
| Климатическая карта мира
| Объяснять: состав атмосферы, ее структуру. Изменение состава атмосферы во времени. Значение атмосферы для жизни на Земле.
|
| § 23, 32, в. 1-4 стр.89,1-4 стр.124
|
|
|
| 19.
| Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты..
| 1
| Комбинированный
| Климатическая карта мира, карта полушарий
| Объяснять: Распределение тепла на поверхности Земли.
| № 8 Построение графика суточного хода температур
Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.
| § 24, 25, в.1-3 стр.95, 1-4 стр.97
|
|
|
| 20.
| Влага в атмосфере. Атмосферные осадки
| 1
| Комбинированный
| Климатическая карта мира, карта полушарий
| Объяснять: образование облачности и причины выпадения осадков. Рассчитывать: относительную абсолютную влажность.
|
| § 26, 27,в. 1-4 стр.101, 1-4 стр.105
|
|
|
| 21.
| Давление атмосферы. Ветры
| 1
| Комбинированный
| Климатическая карта мира, карта полушарий
| Характеризовать постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.
|
| § 28, 29,в. 1-4 стр.109, 1-3 стр.114
|
|
|
| 22.
| Погода. Климат.
| 1
| Комбинированный
| Климатическая карта мира, карта полушарий
| Характеризовать: элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Причины разнообразия погоды на Земле.
| № 9 Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения
| § 30, 31,в. 1-4 стр.117, 1-3 стр.120
|
|
|
| Гидросфера 5 часов
| 23.
| Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек в природе.
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий и России.
| Дать описание: океанов и его частей. Выстраивать океаны по рангу. Пользуясь типовым планом, описывать географическое положение моря.
|
| § 33; 43,в. 1-3 стр.131, 1-3 стр.170
|
|
|
| 24.
| Мировой океан – основная часть гидросферы. Движения воды в океане. Свойства вод Мирового океана.
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий и России.
| Описывать: волновые движения в океане, зависимость солености вод от температуры.
| № 10 Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
| § 34,37, в. 1-4 стр.136, 1-4 стр.147
|
|
|
| 25.
| Реки. Жизнь рек.
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий и России.
| Показывать: на карте мира, России крупнейшие реки мира, России, их притоки: правые, левые. Определять: по карте речные системы и бассейны рек. Объяснять: причины половодья и паводка, в чем их различия. Пользуясь типовым планом, описывать географическое положение реки.
| № 11. Описание реки по плану
| § 38,39
, в.1-4 стр.151, 1-4 стр.155
|
|
|
| 26.
| Подземные воды. Болота. Озёра. Ледники. Многолетняя мерзлота
| 1
| Комбинированный
| Физическая карта полушарий и России.
| Показывать: на карте мира, России крупнейшие озера мира, России, ледники, территории болот, водохранилища. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. .
| № 12 Обозначение на контурной карте наиболее крупных на земном шаре рек, водопадов и озер
| §40,42
, в. 1-4 стр.158, 1-5 стр.166
|
|
|
| 27.
| Обобщение и контроль знаний по темам «Атмосфера» и «Гидросфера»
| 1
| Урок- зачет
| Физическая карта полушарий и России.
|
|
|
|
|
|
| Биосфера 4 часа
| 28.
| Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.
| 1
| Изучения нового материала
| Демонстрационные таблицы
| Объяснять: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
|
| § 44 ,45, в. 1-3 стр.176, 1-4 стр.179, сообщения о живом мире океана
|
|
|
| 29.
| Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане
| 1
| Комбинированный
| Демонстрационные таблицы
| Объясняют: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
|
| §46, 47, в. 1-2 стр.183, 1-4 стр.185, сообщения о рекордсменах суши
|
|
|
| 30.
| Жизнь на поверхности суши.
| 1
| Комбинированный
| Таблицы «Животные природных зон»
| Объясняют: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
|
| §48,49, в. 1-5 стр.191, 1-3 стр.200
|
|
|
| 31.
| Почва. Человек и биосфера
| 1
| Комбинированный
| Демонстрационные таблицы
|
|
| §50,51, в. 1-3 стр. 203
|
|
|
| Географическая оболочка 3 часа
| 32.
| Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки
| 1
| Комбинированный
| Демонстрационные таблицы
| Объясняют: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
|
| §52,53, 1-5 стр. 207, 1-3 стр.209
|
|
|
| 33.
| Территориальные комплексы
| 1
| Комбинированный
|
Карта «Природные зоны мира ».
| Объясняют: особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
| № 13 Природные зоны Земли
| §54, в. 1-5 стр.212
|
|
|
| 34
| Обобщение и систематизация знаний по темам «Биосфера» и «Географическая оболочка»
| 1
| Урок- зачет
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв 1 час
| |