Скачать 224.11 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру ДЛЯ ____2 КЛАССА СОСТАВИТЕЛЬ: Учитель Матросова М.В. Селиванова Е.Б. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О. Т. Поглазовой по предмету окружающий мир (УМК «Гармония») из расчета 2 часа в неделю. Данный курс является интегративным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание». Цели и задачи данного курса:
Содержание курса интегрирует естественно - научные, гуманитарные и утилитарные знания о природе, человеке и обществе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование) и специфические методы познания (наблюдение, эксперимент). Используются различные виды организации учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, с таблицами и схемами, лабораторным оборудованием и с различными моделями. Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники – тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2006 год и методические рекомендации к учебнику-тетради: Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 2 класс, 1, 2 части, издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2005 год Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков сведений о природе и истории Донского края на основании рекомендаций методистов начального образования РО ИПК и ПРО. Также включен материал из программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса. II. ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛАКрасота и разнообразие неживой природы (24 ч) Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Растения, грибы, животные — живые организмы. Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью. Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества. Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда). Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий. Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле. Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство». Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму). Человек — часть живой природы (6 ч) Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы. Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте человеческого тела. В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее. Ты — член семьи и общества (12 ч) Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье. Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные праздники. Москва — столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы. Человек — творец (13 ч) Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть. Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городской и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города (самые красивые и самые зна-менитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сделать город краше. Важность озеленения городов. Человек — изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего. Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта. Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи. Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Какой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями. Экскурсии: к достопримечательностям города. Красота и симметрия в окружающем мире (10 ч) Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей. Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях. Экскурсии: по городу, в парк. Основы безопасности жизнедеятельности (распределяется в течение учебного года)Окружающая среда (взаимодействие человека с окружающей средой; какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни; номера телефонов экстренного вызова). Современное жилище (особенности жизнеобеспечения современного жилища; чем оно опасно для человека; виды опасных и вредных факторов современного жилища; как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой). Огонь – друг или враг (отчего может возникнуть пожар, чем он опасен; противопожарные меры и действия при пожаре. Природа (экстремальная ситуация для человека в природной среде – жара, холод, ветер, снег, голод, жажда, переутомление, физическая боль, отравление; съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы; пожар в лесу; водная переправа; простейшие способы ориентирования). Водоемы (меры безопасности в осеннее и зимнее время, при пользовании волной переправой; способы самоспасения, помощь терпящим бедствие; основные подручные спасательные средства). Домашние животные (меры безопасности при обращении и уходе за ними). Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. III. Календарно-тематическое планирование
IV. Требования к уровню подготовки учащихся. К концу 2 класса обучающиеся должны: знать: понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности, город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; правила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья; уметь: объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей; приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного города (поселка); вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах; осознать: значение Солнца, воды для всего живого на Земле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами; человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все профессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее; Россия — многонациональное государство, где все народы равны между собой, и надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; край, где они живут — их малая родина, которую надо беречь и любить; что в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей. Уровень требований стандарта В результате изучения окружающего мира ученик долженЗнать \ понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
V. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
|
Рабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс... Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа... | Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для... М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.... | ||
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | Рабочая программа по курсу обществознание 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка... Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает... | Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год «Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ||
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Рабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го... Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | Рабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических... Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный... |