Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов»





НазваниеРабочая программа учебного курса «География материков и океанов»
страница1/5
Дата публикации24.09.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
8 а класс

Пояснительная записка

      Рабочая программа  учебного курса  «География материков и океанов» составлена на основе следующих документов:

-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

- Закон РФ «Об образовании».

- Базисный учебный план утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 03.03.2004г.

-Устав школы, Положение о рабочей программе МБОУ Лесоперевалочная СОШ №2, 2013-2014г.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о картине мира.

      Отводится   по учебному плану — 68 часов , 2 часа в неделю

Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:

  • Учебник «География России. Природа» 8 класс  И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2009г;

  • Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011г.

  • Рабочая тетрадь И.И. Баринова « География России. Природа .» К учебнику И.И. Бариновой « География России. Природа». М.:Дрофа,2011г.

Дополнительная литература:

  • И.И.Баринова. Поурочные разработки по географии России . К учебнику И.И. Бариновой  « География России . Природа . 8класс», М.: Экзамен ,2008г.

  • Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.

  • И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.

Интернет – ресурсы:

  • http: //www.gao.spb.ru/russian

  • http: //www.fmm.ru

  • http: //www.mchs.gov.ru

  • http: //www.national-geographic.ru

  • http: //www.nature.com

  • http: //www.ocean.ru

  • http: //www.pogoda.ru

  • http: //www.sgm.ru/rus

  • http: //www.unknowplanet.ru

  • http: //www.weather.com

Учебник для 8 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год под номером № 942, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)

Изучение географии в 8 классе  направлено на достижение следующих основных целей:

  • Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.

  • Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

  • Создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.

Данная  программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем  России и её регионов.

Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) классав котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)

Требования к уровню подготовки учащихся

                                   В результате изучения географии ученик должен                       

    знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;    

           уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Содержание в учебном плане: Данная рабочая программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). В рабочей программе учтены региональные и этнокультурные особенности.
«География России. Природа». (2 ч в неделю, всего 70 ч.)

Тема 1. Введение. Россия на карте мира (6 часов)

Содержание темы:

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия:

Географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Персоналии:

Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович БрусиловЭрик Норденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афансьевич Обручев, Сергей Владимир Обручев, Отто Юльефич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.

Основные образовательные идеи:

• Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.

• Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.

• Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

• Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.

• География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• специфику географического положения России;

• особенности приспособления человека к природным условиям;

• особенности проведения государственной границы России;

• специфику исчисления времени на территории России.

• особенности изучения территории России на различных этапах её исторического развития.

Умение определять:

• различия во времени на территории России;

• соседние страны.

• следствия географических открытий и путешествий.

Тема 2. Рельеф России (7 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Учебные понятия:

Геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.

Основные образовательные идеи:

• Устройство рельефа определяется строением земной коры.

• Разнообразие - важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.

• Современный рельеф - результат деятельности внешних и внутренних сил.

Метапредметные умения:

• совершенствование умений работать с разными источниками информации;

• выявление причинно-следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые;

• выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);

• высказывание суждений с подтверждением их фактами;

• представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности геологического летоисчисления;

• особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;

• особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;

• характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

• сущность экологических проблем в литосфере на примере России.

Умение определять:

• основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;

• районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;

• по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.

Тема 3. Климат России (7 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия:

Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Основные образовательные идеи:

• Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.

• Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.

• Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей.

Метапредметные умения:

• совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;

• выявление причинно-следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа на климат;

• выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;

• умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

• представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности климата России;

• особенности климата отдельных территорий страны, распределение основных климатических показателей;

• характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

• сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.

Умение определять:

• основные черты климата России;

• районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;

• по картам закономерности распрделения основных климатических показателей на территории России;

• типы климатов отдельных регионов России;

• факторы формирования климата отдельных регионов России;

• закономерности размещения климатических поясов на территории России.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа учебного курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа учебного курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа дисциплины физическая география материков и океанов
Целями освоения дисциплины «Физическая география материков и океанов» является познание закономерностей возникновения, развития,...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconУрока: Внутренние воды Африки
Оборудование: конспект модульного урока; атлас «География материков и океанов» 7 класс, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа по дисциплине «Б 3 2 «Физическая география материков и океанов»
Цель преподавания дисциплины: показать многообразие природы и ресурсов материков и Мирового океана и раскрыть взаимосвязь между процессами...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа по предмету «География», 7 класс
...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая тетрадь «География материков и океанов» 2-е издание, дополненное
Курчиной С. В. – М.: Дрофа, 2010г., является дополнением к учебнику Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconВсего часов на изучение программы 70 Количество часов в неделю 2...
География материков и океанов под редакцией В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
«География материков и океанов. Государства Евразии. Коррекционная школа viiiвида.»
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» для 7 класа составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по географии в 7 классе
Учебник «География материков и океанов. 7класс», Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов»
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География....
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа по курсу “физическая география материков и океанов»...
Рабочая программа разработана кандидатом географических наук, доцентом кафедры физической географии, экологии и охраны природы В....
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Тюлькова Л. А. Физическая география материков и океанов (часть 2). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск