Скачать 0.5 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
Рабочая программа по географии для 6 классов уровень: базовый Разработала: Захурдаева А.А., учитель географии г. Хабаровск 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса« География начальный курс» для параллели 6-ых классов составлена на основе примерной программы: Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Начальный курс является частью целостного единого учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Начальный курс географии - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. Начальный курс - первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса «Природоведение», « Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке о окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе: овладения «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические и обобщенные приемы учебной работы местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный доход к изучению природы Земли. Он направлен на формирования целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влияние на человека. На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, с ее основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культуры, с взаимосвязями в системе «природа - человек». Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе (на локальном уровне: «Наша местность») как составной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «равнины», «река», «климат» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому. Цели и задачи курса Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения: как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал). Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии ( Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, - 100.), НРК ГОС. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение географии в объёме 2 часа в неделю (1час в неделю федеральный компонент и 1час в неделю региональный компонент), всего 68 часов. Данное количество часов (68) спланировано за счёт уплотнения изучаемого материала. При составлении рабочей программы использовано Примерное тематическое планирование по курсу «География Земли» 6 класс ГИМЦ РО в полном объёме. Специфика предмета: Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации. А также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Место предмета в базисном учебном плане: Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс краеведение входит в вариативную часть ФБУП-2004. Отводится на данный учебный курс 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю для выполнения практической части курса на местном краеведческом материале в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. В структурном соотношении курс состоит из введения и 4 разделов: «Виды изображений поверхности Земли», «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека». Количество часов: всего -68 часов, в неделю-2 часа; практических работ-10 (Увеличено до 18), из них оценочных -7 Оценочные практические работы
Учебно-тематический план:
На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Содержание программы 68 часов (2ч/н) ВВЕДЕНИЕ (3 ч) География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Практическая работа.1 Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.). ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (15 ч) Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Практическая работа.1 Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. 2 Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолют. и относит. высот точек. 3 Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. 4 Определение по картам географических координат точек. 5 Определение направлений и расстояний. Чтение карты; определение географического положения края. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (41 ч) Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Практическая работа.1 Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) по образцам. Горные породы края. 2 Строение земной коры края. Определение горных пород, почв своей местности. 3 Описание форм рельефа. Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Практическая работа.1 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 2 Определение по картам географического положения одного из океанов. 3 Описание одной из рек Хабаровского края. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Практическая работа.1 Наблюдение за облаками и зарисовка их в тетрадь. 2 Наблюдение погоды и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграмм облачности и осадков, « розы ветров». 3 Описание климата Хабаровского края и города Хабаровска. 4 Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)». Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Практическая работа.1. Описание изменения природы в зависимости от хозяйственной деятельности человека. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (6 ч) Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы. Практическая работа.1. Изучение политической карты мира. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч) Стихийные природные явления. Требования к уровню подготовки учащихся Ключевые компетенции
2. Приводить примеры:
3. Определять:
4. Описывать:
5. Объяснять:
Критерии оценки учебной деятельности по географии Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний. Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»). 2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). 4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации) 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. 6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов). Правила работы с контурной картой. 1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное. 2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие. 3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. 4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6.Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено! Перечень обязательной географической номенклатуры: 6 класс |
Программа для общеобразовательных школ: Душина И. В. Программы для... ... | География, страноведение «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»... | ||
Рабочая программа учебного курса Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.... | Рабочая программа по географии 6 9 классы Программа: Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008./ (учебные... | ||
Рабочая программа по географии 6 9 классы Программа: Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008./ (учебные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных учреждений.: География. 6-11 классы/сост. Е. В. Овсянникова. Дрофа, 2010 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.... | ||
Рабочая программа по (предмету) географии Класс 6 Программы для общеобразовательных учреждений: География, 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008. Авторской программе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География 6-11 классы/ сост. Е. В. Овсянникова... | ||
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство.... | Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы Рабочая программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) | ||
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География. 6-11 классы сост. Е. В. Овсянникова, «География России» 8-9 классы под редакцией И. И. Бариновой, В. П. Дронова М.: Дрофа,... | Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 |