Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы





Скачать 340.4 Kb.
НазваниеДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
страница1/3
Дата публикации11.09.2014
Размер340.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
«Рассмотрено» Согласованно «__» ___________ Утверждаю «___»_______

Руководитель ШМО Зам. Директора по УВР: Директор

__ Гатауллина Н.Б. Котова О.Н.____________ Нотфуллина Э.Р._________

Протокол №___ от

_______________


Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Утяшкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского района РТ»

Главнова Н.М.

«География»

8Б класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №_____от
2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  2. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  3. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Количество часов70, 2 часа в неделю. Практических работ10
Содержание тем учебного курса

1. Введение. Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы. 6 часов.

2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. 6 часов.

3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы. 6 часов.

4. Внутренние воды и водные ресурсы. Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами. 5 часов.

5. Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России. 4 часа.

6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 4 часа.

7. Природные комплексы России. Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. 7 часов.

8. Крупные природные районы России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 22 часа.

9. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. 8 часов.

Календарно- тематическое планирование


№ урока

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки к учащихся

Вид контроля

Дата проведения

План Фактически

1

Географическое положение России

Вводный урок

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Беседа с использованием карт атласа







2

Моря омывающие территорию России

Практикум

Моря России

Знать названия морей. Уметь показывать их на карте

Работа с картами атласа.







3

Россия на карте часовых поясов.

Практикум

Часовые пояса.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Учебное исследование по картам. Практическая работа. Определение поясного времени для разных пунктов России.







4

Как осваивали и изучали территорию России

Урок путешествие

История освоения и изучения территории России.

Знать результаты географических открытий. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Практическая работа. Составление по карте маршрута путешествия.







5

Повторение пройденной темы

Урок обобщения и повторения.







Самостоятельная работа







6

Особенности рельефа России

Урок изучения нового материала

Распространение крупных форм рельефа.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.


Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.


Беседа с использованием карт атласа.







7

Геологическое строение территории России.

Практикум

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

.


Анализ карт







8

Минеральные ресурсы.

Практикум.

Практическая работа. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы»,







9

Развитие форм рельефа.

Практикум

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.


Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.


Фронтальный устный опрос.







10

Повторение пройденной темы.

Урок повторения и обобщения знаний.







Самостоятельная работа, тестирование.







11

От чего зависит климат нашей страны.

Урок изучения нового материала.

Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.


Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.


Фронтальный устный опрос.







12

Основные типы климата России.

Урок актуализации знаний и умений.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)


Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты


Фронтальный устный опрос.

Практическая работа. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.







13

Зависимость человека от климатических условий

Урок актуализации знаний и умений.

Степень благоприятности природных условий


Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.


Фронтальный







14

Повторение пройденного материала.

Урок повторения и обобщения знаний.







Тестирование.







15

Разнообразие внутренних вод России. Реки .

Урок изучения нового материала.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии  экономики России

.


Ученик должен знать особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.


Практическая работа. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.








16

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Урок актуализации знаний и умений.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.


Фронтальный, устный опрос.







17

Водные ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений.

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны


Учащиеся должны знать  меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений


Практическая работа. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. (устно)








18

Обобщение по теме «Внутренние воды»

Урок повторения, обобщения знаний.







Фронтальная, письменная работа.







19

Образование почв и их разнообразие

Урок изучения нового материала.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.


Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.


Фронтальный, устный опрос, работа с картами атласа.







20

Закономерности распространения почв.

Практикум.

Размещение основных видов почв


Ученик должен знать закономерности распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать  карту почв


Практическая работа. Выявление  условий почвообразования  основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.








21

Почвенные ресурсы России.

Урок актуализации знаний и умений.

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв . Размещение основных видов почв в Московской области и в Воскресенском районе, почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.


Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв . Размещение основных видов почв в Московской области и в Воскресенском районе, почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.  Уметь объяснять процессы почвообразования.


Индивидуальный, устный опрос.







22

Обобщение по теме»Почвы и почвенные ресурсы.»

Урок повторения







Самостоятельная работа.







23

Растительный и животный мир России.

Урок изучения нового материала.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России.


Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Ученик должен знать понятие  «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов


Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного  и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)








24

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Урок актуализации знаний и умений.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.


Беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Практическая работа. Анализ карт «Растительный и Животный мир. »







25

Природно- ресурсный потенциал России.

Урок актуализации знаний и умений.

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Беседа с использование карт атласа.







26

Разнообразие природных комплексов России.

Урок актуализации знаний и умений.

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.


Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.


Учебное исследование по картам, решение географических задач.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
Учебник: В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство....
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного)
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма для общеобразовательных школ: Душина И. В. Программы для...
...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconРабочая программа по учебному предмету «География» для 6- 9 класса...
Программы общеобразовательных учреждений география 6-11 класс умк о. А. Климанова, В. В. Климанов М.: Дрофа, 2009-127с. Программы...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О. А. Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. География: программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений / (А....
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова. География России. Хозяйство. Регионы. География: программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экономическая и социальная география мира (Летягин А. А., Душина И. В. и др. География: программа: 6 – 11 классы общеобразовательных...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconНикитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс
Примерной программы основного общего образования по географии а также программы. Автор программы И. В. Душина «Материки, океаны,...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. И. Бариновой, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconПояснительная записка Настоящая программа составлена в соответствии...
И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя – М.,Вентана-Граф, 2011-75с и учебника по географии: География 7 класс;...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconРабочая программа по географии 6 9 классы
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008./ (учебные...
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы iconРабочая программа по географии 6 9 классы
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008./ (учебные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск