Принято Утверждаю
Методическим советом ГБОУ Директор ГБОУ СОШ № 827
СОШ № 827от 28. 08 2013 от 28.08.2013 _______________
Рабо Рабочая программа по учебному предмету «География России»
для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель:Площук Натальи Геннадьевны, учителя географии
первой квалификационной категории
Москва 2013
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень),2004 г.;
примерной программы основного общего образования по географии;
авторской программы по географии И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2008.);
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, планирует виды учебной деятельности учащихся, формирование основных УУД (предметных, метапредметных, личностных), формы и методы учебной деятельности учителя, использование учебно-наглядных пособий, ИКТ технологий на основе системно-деятельностного подхода в свете требований ФГОС на каждом уроке, определяет объем домашних заданий, содержит основные требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цель программы заключаетсяв развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: добавлено ? часов на изучение регионального курса.
Используемый УМК:
Учебник: Дронов В.П. География России: хозяйство и географические районы /В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром и др. – М.: Дрофа, 2009. –287 с.
Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2010. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт: География России. Население и хозяйство. 9 класс– М.: Дрофа, 2007.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 9 классе 70 часов (2 часа в неделю).Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством, полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: всего 68 часов, в неделю - 2 часа. Практических работ всего -23, из них итоговых (оценочных) – 8. Оценочныепрактическиеработы:
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района
Сравнение ГП и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы.Итоговая аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения географии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отраслиместнойпромышленности.
Описывать:
природныересурсы;
периодыформированияхозяйстваРоссии;
особенностиотраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономическиесвязирайонов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Наименование раздела
и тем урока
| Кол-во
часов
| Практические работы
| Подготов-ка к ГИА
| Основные УУД
| Домашнее задание
| Основные виды деятельности
учащихся
| Перечень учебно-наглядных материалов и ИКТ
|
| Часть V. Хозяйство России (продолжение)
| 22
|
|
|
|
|
|
| Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Введение.
| 1
|
| Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
| Метапредметные:регулятивные(управление деятельностью, контроль, активность, самостоятельность.
Коммуникативные:речевая деятельность, сотрудничество.
Познавательные:работа с информацией, моделями,схемами, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выводы, аналогии, логические задачи.
Предметные: усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой, составление презентаций, работа с компьютером, творческие задачи.
Личностные:интерес к предмету. Достижение высокого уровня знаний, учебная мотивация, целеустремленность, патриотизм
| Введение, конспект, тесты.
| Работа с текстом, картой, презентацией, ответы на вопросы, решение тестов
| Карта России, презентация «Структура хозяйства»
| 2
| Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы.
| 1
|
| Структу-ра, значение в НХ
| Метапредметные:
Предметные:
Коммуникативные:
Личностные:
| § 1, конспект учить
| Восприятие, чтение, составление схемы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта ТЭК
| 3
| Топливнаяпромышленность.
| 1
| Практическая работа №1. “Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам”.
| Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
| Метапредметные:
Предметные:усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
Коммуникативные:
Личностные:
| § 2, конспект
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, работа с таблицей,
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта ТЭК
| 4
| Электроэнергетика.
| 1
| Практическая работа № 2 «Нанесение на контурную карту крупнейших ТЭС, ГЭС, АЭС.
| Территориальная структура электроэнергетики.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 3, конспект.
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление конспекта. Работа с картой, нанесение объектов на к.к
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта ТЭК
| 6
| Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
| 1
|
| Состав комплекса, виды материалов, применение и значение.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 4, конспект.
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, составлениетаблицы.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта.
| 7
| Металлургия. География черной металлургии.
| 1
|
| Структура, технология, география, факторы размещения черной металлургии.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 5 конспект
| Восприятие, чтение, составление схемы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта Металлургического комплекса.
| 8
| Практическая работа №.3 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
| 1
| Итоговая
|
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 5, конспект
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, составлениетаблицы.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта Металлургического комплекса.
| 9
| Географияцветнойметаллургии.
| 1
| Практическая работа. №4.
«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
| Структура, технология, география, факторы размещения цветной металлургии.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| §6, конс-пект
| Восприятие, чтение, составление схемы, конспекта, заполнение таблицы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта Металлургического комплекса.
| 10
| Химическая промышленность.
| 1
|
| Струк-тура, геогра-фия, значение химичес-кой промыш-ленности.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| §7, конспект
| Восприятие, чтение, составление схемы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта химического комплекса.
| 11
| География химической промышленности.
| 1
| Практическая работа № 5
«Составление характеристики одной из баз химичес-кой промышленности по картам и статистическим материалам»
| геогра-фия, значение химичес-кой промыш-ленности
| формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом, статистическими материалами
| § 8, конс-пект повторить.
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, составление таблицы.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта химического комплекса.
| 12
| Лесная промышленность.
| 1
|
| Структура, география, значение лесной промышленности.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 9, конспект.
| Восприятие, чтение, составление схемы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта лесного комплекса.
| 13
| Машиностроение.
| 1
|
| Отраслевой состав география. Значение, факторы размещения.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,предметной литературой
| § 10, конспект
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, составление таблицы.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта машиностроительного комплекса.
| 14
| География машиностроения.
Практическая работа №6 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
| 1
| Практическая работа № 6
Итоговая
|
| применение знаний, навыки работы с картой, атласом, предметной литературой, самоконтроль, организация деятельности, сотрудничество.
Формирование системы знаний, сравнение, анализ, обобщение, выводы
| § 11, конспект
§ 10, 11 конспект
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой, нанесение на контурную карту составление таблицы.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта машиностроительного комплекса.
| 15
| Пищевая и легкая промышленность.
| 1
| Практическая работа № 8
| География отраслей, состав, факторы размещения, значение.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом,
| § 12, конспект, учить,
§ 1-11 повторить
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта пищевой и легкой промышленности.
| 16
| Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России. Вторичный сектор экономики, перерабатывающие отрасли».
| 1
|
| Контроль знаний по теме.
| формирование системы знаний, применение, обобщение, выводы.
|
| составление схемы, заполнение таблицы, воспроизведение, работа в группах, тесты.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы,
| Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги
| 5
|
|
|
|
|
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта, тесты.
| 17
| Состав и значение третичного сектора экономики.
| 1
|
|
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом, предметной литературой
| § 13 конспектучить
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта, тесты
| 18
| Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
| 1
|
|
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом, предметной литературой
| § 14конспектучить
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта, тесты
| 19
| Другие виды транспорта. Связь.
| 1
|
| Географияважнейшихвидовтранспорта.
| усвоение понятий, формирование системы знаний, применение знаний, навыки работы с картой, атласом, предметной литературой
| § 15конспектучить
| Работа с текстом, анализ, отбор информации, составление характеристики. Работа с картой.
| Компьютер, интерактивная доска, презентация, флипчарт, атласы, карта, тесты
| |