Цель и задачи урока





Скачать 53.14 Kb.
НазваниеЦель и задачи урока
Дата публикации09.10.2014
Размер53.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Урок 5. Добро и зло

Н.В. Кучапина, учитель МОУ
«Лицей № 55» г. Пензы


Цель и задачи урока:

– дать представления о добре и зле, как об основных человеческих ценностях;

– рассматривать понятия добра и зла;

– выявлять качества, присущие данным понятиям;

– показывать проявления добра и зла в жизни;

– воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

– воспитывать стремление к добру и неприятие ко злу;

– развивать умение работы с иллюстрациями;

– развивать навыки работы в группе.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа, творческая работа в группах.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование: фонограмма песни; презентация, видеоролик.

Комментарии учителя: 1. Исполнение песни в начале урока призвано эмоционально настроить детей на разговор о добре и зле. 2. Звучание новой песни в конце урока помогает завершить разговор и создать логичное и эмоциональное обрамление урока, а также помогает сделать опосредованный вывод урока. 3. Основной материал урока призван решить следующие задачи: во-первых, показать разные способы воплощения образов добра и зла (через лица людей, через животных, через образы природы); во-вторых, уйти от стандартной цветовой ассоциации добро – белое, зло – черное; в-третьих, рассмотреть разные явления – как нечто нейтральное (огонь, ночь), а их воплощение в образе добра или зла проследить в зависимости от контекста применения в той или иной ситуации.

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: обозначение темы урока, плана работы.

Опережающее задание к уроку – изучение песни на уроке музыки Песня о доброте (сл. и муз. Т. Мухаметшина).

Исполнение всем классом под фонограмму песни (См.: Приложение к уроку 1).

2 слайд презентации
Учитель предлагает рассмотреть, как разные художники воплотили в своих произведениях образы добра и зла как две противоположности в жизни.

Беседа по картине. Учитель: Кто на этом рисунке воплощает образ добра, а кто – зла? Почему?

Самостоятельная работа в тетрадях над выявлением свойств (качеств), присущих понятиям добра и зла.

Результаты записи (обсуждаются всем классом):

добро

смелость

мужественность твердость открытость спокойствие невозмутимость благородство красота




зло

коварство

раздражение

гнев

хитрость

жестокость

уродливость

агрессивность

нетерпимость


Практическое применение полученных знаний (личностно ориентированное).

Учитель: Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно существует выражение: «Лицо – зеркало души». Об этом важно помнить – все наши поступки видны на лице!
3 слайд презентации

Учитель: Какой выбор вы хотели бы сделать и почему?

Обсуждение воплощения образов добра и зла через образы природы.
4 слайд презентации
Учитель: Что здесь является воплощением добра, а что – зла?

Почему туча – это образ зла, какими свойствами она обладает, и что она несет?

Когда облака бывают на небе (в какую погоду), чем они освещаются?




5 слайд презентации

Создание проблемной ситуации.

Учитель предлагает рассмотреть рисунок и подумать, есть ли на нем образ зла? Вопросы учителя: Можем ли мы здесь черный цвет рассматривать как противоположность белому? Что же выражает как бы перевернутое дерево в земле? (корни). Подумайте: корни, сокрытые землей, их не видно, но они белого цвета, и при этом из них вырастает прекрасное дерево. О чем нам хотел сказать художник? (о том, что добро хорошо совершать незаметно, в своем сердце, тогда результаты будут радовать всех окружающих).




6 слайд презентации

Беседа по рисунку (продолжение работы над определением качеств, свойственных добру и злу).

Учитель: Какой мышонок воплощает злые качества? Назовите их.

А как на это реагирует другой мышонок?

Какие чувства вы испытываете к каждому из мышат и почему?

7 слайд презентации

Обсуждение высказывания.

Учитель: Перед вами название книги Юрия Новикова «Добро и зло: выбор длиною в жизнь».

Почему этот выбор человек совершает всю жизнь, а разве нельзя еще в детстве сделать этот выбор и потом только следовать ему?


8 слайд презентации

Работа с иллюстрациями – сравнение и выявление разных свойств одного и того же явления природы (в зависимости от применения).

Учитель предлагает рассмотреть рисунок, изображающий бабочку, одно крыло которой опалено огнем и обращает внимание на цвета – здесь отсутствуют привычные белый и черный, но, тем не менее, и через другие цвета тоже можно выразить противоположные образы. Что на этом рисунке является образом зла? (огонь).
9 слайд презентации

Сравнение предыдущего рисунка и данного.

Учитель: Какой образ выражает этот рисунок, добра или зла? Почему?

Какую роль на нём выполняет огонь? Сравните два рисунка – на одном огонь – образ зла, а на другом – образ добра, семейного счастья, тепла и уюта домашнего очага. Так является ли сам по себе огонь злом или добром? От чего зависит его противоположное значение на двух этих рисунках? (от использования в разных ситуациях).

Беседа.

Учитель: На двух следующих слайдах мы видим ночь, дом, но на первом – по ночному небу летит сказочная желтая ладья, а на втором – Баба-Яга на метле. Можем ли мы говорить о том, что сама ночь является образом добра или зла? От чего же зависит восприятие ночи или как чего-то страшного, или наоборот, доброго, долгожданного, таинственно-притягательного?

3. Закрепление материала урока.

Творческое задание по группам (группы формируются по желанию учащихся, цель работы в группе – закрепление материала урока через выполнение практического творческого задания).

Работа с последним слайдом презентации.

Задание: отталкиваясь от визуального образа, сочинить небольшую сказку к этой иллюстрации, где была бы показана борьба добра и зла и результат этой борьбы.

Конец урока – подарок учителя – новая песня, которую можно выучить на следующем уроке музыки – «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).

Песня звучит под видеоролик фрагментов из фильма «Властелин колец».

4. Домашнее задание: рассказать дома родственникам содержание урока, вместе придумать и сделать рисунок, отражающий образы добра и зла (выполненное домашнее задание – рисунки учащихся см. а приложении № 3).

Приложение № 1

Песня о доброте

Сл. и муз. Татьяна Мухаметшина




В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. 

Припев: Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, друзья, всегда
Друг другу желать добра! 

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Приложение № 2

Автор текста Ю. Энтин Композитор М. Минков







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель и задачи урока iconКонспект урока Тема урока: «Геометрический смысл производной. Уравнение касательной»
Цель урока: Научить проводить анализ условия задачи, выделять главный вопрос задачи, научить выстраивать шаги решения, конструировать...
Цель и задачи урока iconКонспект урока тема урока: Гласные после шипящих Цель урока: обобщить...
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, Интернет
Цель и задачи урока iconМетодическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства
Цель и задачи урока iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Цель и задачи урока iconКонспект № контрольного урока легкой атлетики в 7 классе. Цель урока:...

Цель и задачи урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...
Цель и задачи урока iconЦель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока
Комплексирование программно-методического обеспечения педагогического процесса по образовательным областям
Цель и задачи урока iconДополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений Цель урока
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Цель и задачи урока iconЦель урока: формирование понятия о ледниках, многолетней мерзлоте...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Цель и задачи урока iconКонспект урока по физической культуре для 10 класса Тема урока: Баскетбол....

Цель и задачи урока iconКонкурсов. Задачи урока: Образовательные
Цель урока: Повторение лексико — грамматического материала в неформальной обстановке при помощи игр и конкурсов
Цель и задачи урока iconКонспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке....
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Цель и задачи урока iconКонспект урока движение. Скорость. Фио ваккер Ольга Эдуардовна Место работы
Цель урока: познакомиться с новыми физическими понятиями и научиться решать физические задачи по данной теме
Цель и задачи урока iconКонспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения»....
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Цель и задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока : «совершенствование метания мяча в цель». Цели и задачи урока : развитие точности броска
Цель и задачи урока iconУрок 11. Анализ контрольной работы. Заключительный урок. Цель урока
Форма организации урока: защита проектных работ (мини-доклады или задачи по программированию)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск