Скачать 45.99 Kb.
|
Тема урока: Азотная кислота (9класс) Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока: 1. Рассмотреть физические свойства азотной кислоты; 2. На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД; 2. Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты; 4. Дать представление об областях применения азотной кислоты. Оборудование и реактивы: азотная кислота (конц и разб), лакмус, оксид меди (II), хлорид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, медная проволока, химические стаканчики, колба. Ход урока 1. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3) 2. Контроль ЗУН Учащимся предлагается самостоятельная работа (приложение № 1), с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8): 3. Формирование новых знаний. Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9): I. Физические свойства азотной кислоты; II. Характеристика азотной кислоты; III. Химические свойства ; IV. Применение. I. Физические свойства азотной кислоты Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи (слайд № 10):
при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок: 4HNO3=4NO2↑ + O2↑ + 2H2O II. Характеристика азотной кислоты Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты (слайд № 11): 1. По основности: одноосновная 2. По содержанию кислорода: кислородсодержащая 3. По растворимости в воде: растворимая 4. По стабильности: нестабильная 5. По летучести: летучая 6. По степени диссоциации: сильная III. Химические свойства 1. Свойства HNO3 как электролита. Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12) Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 – (сильный электролит) взаимодействует: а) с оксидами металлов: CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O б) с основаниями: Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O в) с солями: Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2↑ + H2O CO32- + 2H+ = CO2 + H2O 2. Окислительные свойства азотной кислоты Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13): Взаимодействует с металлами: K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Pb H2 Cu Hg Ag Au Ме + HNO3 → Me(NO3)n + H2O + NxOy Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2↑ 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO↑ Me + HNO3 ≠ Me(NO3)2 + H2↑ IV. Применение азотной кислоты. Обсуждается слайд № 14 Области применения азотной кислоты:
4. Закрепление изученного материала Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 – 16: 1. Выберите какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций: SO2 H2 ZnO Ca(OH)2 HCl Na2SiO3 Ag 3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой? 5. Подведение итогов Слайд № 17 А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты? Б) Где применяется азотная кислота? 6. Домашнее задание с комментариями Слайд № 18
(тетрадь с печатной основой). Приложение № 1 Вариант № 1 1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам. Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ. 2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2. 3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 → X → NH4Cl Вариант № 2 1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам. Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха. 2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3. 3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 → X → NH4NO3 |
Тема урока: Азотная кислота и её свойства Цель урока Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих... | Модель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | ||
Конспект урока Тема: «Кислоты». Работу Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Тема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории... | ||
Конспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты.... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Конспект урока химические свойства алкенов, применение. Фио шишминцева... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | ||
Урока «Понятие о гомологии и гомологах» Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | Конспект обобщающего урока по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | ||
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №1» города Белгород Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить химические свойства кислорода, как простого вещества. Рассмотреть области применения кислорода | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: продолжить изучение водорода, рассмотреть физические и химические свойства водорода и области его применения | Программа итоговой государственной аттестации выпускников на соответствие... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о солях: рассмотреть химические свойства, биологическую роль,... | Учебника : Г. Е. Рудзитис Тема урока: Серная кислота Образовательная: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах,... | ||
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу... Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: рассмотреть генетическую связь соединений азота, охарактеризовать положение азота в таблице Менделеева, рассмотреть состав... |