Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока





Скачать 45.99 Kb.
НазваниеЦель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока
Дата публикации15.09.2013
Размер45.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: Азотная кислота (9класс)
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения
Задачи урока:

1. Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;

2. На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;

2. Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;

4. Дать представление об областях применения азотной кислоты.

Оборудование и реактивы: азотная кислота (конц и разб), лакмус, оксид меди (II),

хлорид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, медная проволока, химические стаканчики, колба.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)
2. Контроль ЗУН
Учащимся предлагается самостоятельная работа (приложение № 1), с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):


3. Формирование новых знаний.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 9):

I. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства ;

IV. Применение.
I. Физические свойства азотной кислоты

Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи

(слайд № 10):


  • Агрегатное состояние – жидкость;

  • Цвет – отсутствует;

  • Запах – едкий, кислотный;

  • Растворимость в воде – хорошая;

  • «Дымит» на воздухе;

  • «Особые приметы»:

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO3=4NO2↑ + O2↑ + 2H2O
II. Характеристика азотной кислоты

Учитель дает учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты

(слайд № 11):

1. По основности:

одноосновная

2. По содержанию кислорода:

кислородсодержащая

3. По растворимости в воде:

растворимая

4. По стабильности:

нестабильная

5. По летучести:

летучая

6. По степени диссоциации:

сильная
III. Химические свойства
1. Свойства HNO3 как электролита.
Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 (сильный электролит)

взаимодействует:

а) с оксидами металлов:

CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

б) с основаниями:

Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

в) с солями:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
2. Окислительные свойства азотной кислоты
Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):
Взаимодействует с металлами:

K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Pb H2 Cu Hg Ag Au

Ме + HNO3 → Me(NO3)n + H2O + NxOy

Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2

3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO

Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2

IV. Применение азотной кислоты.

Обсуждается слайд № 14
Области применения азотной кислоты:

  1. Производство азотных удобрений;

  2. Производство взрывчатых веществ;

  3. Производство красящих веществ;

  4. Лекарственные препараты;

  5. Синтез различных химических веществ;

  6. Полимерные материалы (пластмассы)



4. Закрепление изученного материала
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 15 – 16:

1. Выберите какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

  1. Твердое агрегатное состояние;

  2. Хорошая растворимость в воде;

  3. Отсутствие запаха;

  4. Желтый цвет;

  5. Разлагается на свету с выделением азота;

  6. «Дымит» на воздухе.


2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

SO2 H2 ZnO Ca(OH)2 HCl Na2SiO3 Ag
3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

5. Подведение итогов
Слайд № 17
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?

Б) Где применяется азотная кислота?
6. Домашнее задание с комментариями
Слайд № 18


  • Выучить § 27 (со 2 абзаца);

  • Проанализировать записи в тетради;

  • Выполнить задания № 3 – 9 стр. 109

(тетрадь с печатной основой).

Приложение № 1

Вариант № 1

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 → X → NH4Cl
Вариант № 2

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 → X → NH4NO3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconТема урока: Азотная кислота и её свойства Цель урока
Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих...
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconКонспект урока Тема: «Кислоты». Работу
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconКонспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты....
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconКонспект урока химические свойства алкенов, применение. Фио шишминцева...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconУрока «Понятие о гомологии и гомологах»
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconКонспект обобщающего урока по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconМуниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия №1» города Белгород
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить химические свойства кислорода, как простого вещества. Рассмотреть области применения кислорода
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: продолжить изучение водорода, рассмотреть физические и химические свойства водорода и области его применения
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников на соответствие...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о солях: рассмотреть химические свойства, биологическую роль,...
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconУчебника : Г. Е. Рудзитис Тема урока: Серная кислота
Образовательная: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах,...
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconАвтор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: рассмотреть генетическую связь соединений азота, охарактеризовать положение азота в таблице Менделеева, рассмотреть состав...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск