Скачать 102.28 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Коктюльская средняя общеобразовательная школа» 627046, Тюменская обл, Ялуторовский район, с. Коктюль, ул. Школьная 13, тел. 96-197 Урок по химии на тему : «Свойства и применение водорода» Урок разработан учителем химии: Хухоровой Н.В. Цель урока: продолжить изучение водорода, рассмотреть физические и химические свойства водорода и области его применения. Задачи урока.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, рассказ, Форма урока: Урок-объяснение нового материала. ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал (карточки с заданиями по уровням сложности. таблица на доске, карточки с заданиями (Да – нет) План урока: (записан на обратной стороне доски) 1. Физические свойства водорода. 2. Химические свойства водорода. 3. Применение водорода. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой. Затем сообщается тема урока и цель, после чего проверка домашнего задания по пройденным темам «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе» и «Получение водорода» Для этого используются карточки с различной степенью сложности (разноуравневые задания). Приложение 1 2) Изучение нового материала. Учитель – А теперь давайте рассмотрим физические свойства водорода и воспользовавшись вашими учебниками сделаем схему. Учащиеся записывают в схему физические свойства водорода стр.74 Физические свойства водорода
Кроме водорода с массовым числом 1 существуют изотопы с массовыми числами 2 и 3 — дейтерий D и тритий Т. Физкультминутка – «Правила: при назывании водорода дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки ( находится высоко во вселенной), кислород – руки разводятся в стороны( вокруг нас) , оксиды – присаживаются на корточки , гидроксиды – прыжки на месте ( реакция бурная с водой) К нам из космоса пришел водород Окружает нас кислород Кислород образует оксиды. Водород дает гидроксиды. Химические свойства Для водорода характерны следующие реакции с простыми веществами
При поджигании O2 + 2H2 = 2H2O, реакция протекает со взрывом. Смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой: S + H2 ⇔ H2S - сероводород F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре, фтороводород (удоски) Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету. хлороводород Водород образует с активными металлами гидриды: (с комментариями) Na + H2 = 2NaH гидрид натрия Ca + H2 = CaH2 гидрид кальция Взаимодействие с оксидами металловОксиды восстанавливаются до металлов, т.е водород обладает восстановительными свойствами: CuO + H2 = Cu + H2O Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O (сначала в тетради, проверка у доски) Применение водорода Учитель: Применение водорода - обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях: (работа со схемой учебника) стр.76.
Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. Учитель или учащиеся, заранее подготовившиеся, рассказывают исторический очерк о применении водорода. Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород - это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках. 3) Закрепление изученного материала Приложение2. Заключение (таблица на доске)
Домашнее задание: сравнительная таблица, стр.60, на выбор
Приложение 1. Задание низкого уровня cложности. Найдите ошибку в общей характеристике водорода
Найдите ошибку в общей характеристике водорода 1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium). 2. Валентность = 1 3. Аr (Н) = 22. 4. Mr (H2) = 1 5. Самый первый и самый легкий элемент. Найдите ошибку в общей характеристике водорода 1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium). 2. Валентность = 1 3. Аr (Н) = 1. 4. Mr (H2) = 1 5. Самый первый и самый тяжелый элемент. Найдите ошибку в общей характеристике водорода 1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium). 2. Валентность = 1 3. Аr (Н) = 1. 4. Mr (H2) = 1. 5. Самый первый и самый тяжелый элемент. Задания средней сложности: Из данных соединений выбрать гидроксиды и дать им названия: NaOH, ZnCl2, Ca(OH)2, KMnO4, MgO, KOH, HCl, LiOH, Al2O3. Задания повышенной сложности Получение газов . . Дописать уравнения реакций получения газов и где используется данная реакция.: 1) KClO3 --t-- KCl + … 3) Zn + HCl --- ZnCl2 + … 2) … --Эл. ток—H2 + O2 Задания средней сложности: Из данных соединений выбрать гидроксиды и дать им названия: NaOH, ZnCl2, Ca(OH)2, KMnO4, MgO, KOH, HCl, LiOH, Al2O3. Задания повышенной сложности Получение газов . . Дописать уравнения реакций получения газов и где используется данная реакция.: 1) KClO3 --t-- KCl + … 3) Zn + HCl --- ZnCl2 + … 2) … --Эл. ток—H2 + O2 Приложение 2. В конце урока химический диктант. 1. Газ без цвета, запаха, вкуса, мало растворимый в воде. (Да) 2. В реакциях, как правило, окислитель. (нет) 4. Используется как восстановитель металлов. (да) 5. Получают из воды. (да) 6. Самый распространённый элемент космоса. (да) 7. Входит в состав воздуха. (нет) 8. Реагирует с неметаллами. (да) 9. Входит в состав оксидов. (нет) 10. Легче воздуха. (да) 2. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя. HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl. Взаимопроверка – работа в парах. |