Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological





Скачать 92.87 Kb.
НазваниеSelf-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological
Дата публикации16.07.2013
Размер92.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
УДК 004:[007.5 : 378.1

М.А. ТАРАСОВА
ПРЕДПОСЫЛКИ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ МОНИТОРИНГОВЫХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗа
SELF-ORGANIZATION PRECONDITIONS AT THE MONITORING

RESEARCHES OF THE RATIONAL TECHNOLOGICAL

RESOURCE PROVIDING EDUCATION SYSTEM of HIGHER EDUCATION INSTITUTION
В данной статье автор освещает проблему самоорганизации системы образования ВУЗа. Раскрывается концепция создания «рационального технологического ресурсного обеспечения» как путь к повышению качества и эффективности системы образования. Показаны возможности возникновения самоорганизации системы образования Вуза при мониторинговых исследованиях.

Ключевые слова: система образования, подсистемы, синергетика, синергия, мониторинг, рациональная технологическая ресурсная база, образовательная услуга, многоуровневая система экономико-педагогического мониторинга, управление.
In this article the author covers a problem of self-organization of an education system of HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The creation concept of "rational technological resource support" as a way to improvement of quality and system effectiveness of education reveals. Possibility of self-organization of an education system of Higher education institution is shown at monitoring researches.

Keywords: education system, subsystems, synergetrics, synergy, monitoring, rational technological resource base, educational service, multilevel system of economical and pedagogical monitoring, management.
Система образования ВУЗа для своего функционирования и развития располагает значительной технологической ресурсной базой: учебное, научное оборудование в лабораториях, компьютерных классах, а также оборудование инновационных предприятиях, используемое при прохождении производственной практики студентов. Обучение практическим навыкам, умению работы на сложном оборудовании позволит будущим инженерам проектировать и создавать новые технологии, технику и т.п., укрепляя экономику государства.

Отличительной особенностью современного этапа развития ВПО является увеличение значимости практического обучения студентов и создание в связи с этим принципиально новой учебно-научно-производственной базы. В структуре профессиональных образовательных программ этот вид подготовки должен составлять не менее 50–60% от общего бюджета времени. В связи с этим вузы покупают оборудование, которое обеспечивало бы соответствующий уровень подготовки специалиста. Однако при этом увеличивается стоимость затрат и появляется возможность снижения экономической отдачи образования. Это связано еще и с тем, что стоимость оборудования год от года возрастает.

Известно два подхода к решению этой проблемы и повышения эффективности образования.

Первый подход связан с существенными изменениями в структуре вузов. Создаются новые формы интеграции образования с наукой и производством: корпоративные университеты, технопарки, инкубаторы новых технологий, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и т.д.

Второй подход связан с оптимизацией системы управления экономикой и финансами ВУЗа.

Однако оба подхода направленные на снижения затрат связанных с приобретением и эксплуатацией оборудования, не отражают при этом динамику качества освоения инструментально-профессиональных компетенций на каждом этапе обучения при использовании учебного, научного оборудования, а также оборудования предприятий. Соответствие качества освоения компетенций требованиям ФГОС. Замена старого оборудования и покупка нового носит стахостический характер, не подкреплен объективными показателями и тем более научно не обоснован.

Концепция создания «рационального технологического ресурсного обеспечения» основывается на соответствующих аналитических положениях.

1. Современная система образования ВУЗа, является сложной, иерархической системой. Каждое крупное направление деятельности вуза, по сути, образует самостоятельную подсистему, причем разные исследователи могут выделять в составе одного и того же учебного заведения различное число подсистем и принципов их формирования.

Для учебно-научно-производственных комплексов основными подсистемами являются: учебная, научная, производственная, технологическая, финансово-экономическая, управление. [1]. Все эти подсистемы взаимосвязаны, и их функционирование подчинено общим целям высшего учебного заведения. Предлагаемая классификация подсистем включает в себя все основные направления деятельности и функции высшего учебного заведения как интегрированного учебно-научно-производственного комплекса.

Система образования обладает особенностями, которые позволяют изучать ее с позиции методологии синергетики как открытую, самоорганизующуюся, нелинейную систему, способную достигать состояния неустойчивости, обладать как источниками, так и стоками энергии, вещества, информации[2].

2. Большинство (не все) исследователей согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг. По поводу производства услуги складываются все экономические отношения в сфере образования. Образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю в рамках определенной образовательной программы, с целью удовлетворения потребностей потребителей, работодателей, государства [3,4].

3. Одна из особенностей образования заключается в тесном переплетении методов педагогического исследования с методами экономического анализа, тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.

4. Эмерджентный эффект, столь важный в экономике, — продукт взаимосогласованного сочетания параметров неравновесной системы, элементы которой действуют согласованно (корпоративно) [5].

Считаю, что синергетический эффект системе образования может проявляться как результат интегративного взаимодействия всех подсистем. Синергия может приводить к изменению качественного состояния системы, путей её развития, и к динамическому равновесию экономики с устойчивой траекторией развития. Изменение качественного состояния системы обуславливают стохастические взаимодействия между подсистемами, а динамическому равновесию детерминированное поведение системы в целом.

5. В качестве управляющего параметра синергетической системы образования ВУЗа целесообразно использовать образовательную услугу. Для самоорганизации системы образования важно, что образовательные услуги охватывают все подсистемы системы образования.

Ключевым понятием синергетики является понятие параметра порядка (аттрактор), т.е. такого параметра, который, в основном, определяет поведение системы [6]. На вербальном уровне такими параметрами могут быть положения Болонского соглашения:

– фундаментальность образования на основе интеграции науки и образования;

– междисциплинарность образования;

– непрерывность образования на основе саморазвития;

– творческий характер обучения;

– информатизация образования;

– качество и эффективность образования.

Концепции создания «рационального технологического ресурсного обеспечения» основывается на оценке качества образовательных услуг по освоению профессионально-инструментальных компетенций студентами при обучении на учебной, научной технологической ресурсной базе и при прохождении практики на производственной базе предприятия. Такая оценка позволит выявить слабые и сильные места обучения. При этом рациональное (разумное) использование доходов ВУЗа на создание технологической ресурсной базы будет направлено на повышение качества и эффективности обучения [8,9].

Оценку качества образовательных услуг, связанных с обучением на учебно-научно-производственной базе, целесообразно установить (определять) на основе результатов системного многоуровневого экономико-педагогического мониторинга по разработанной методике.

При проведении мониторинга формируется система показателей образовательных услуг при обучении на учебной (первый уровень), научной (второй уровень) и производственной (третий уровень) базе. Структурные компоненты (показатели) образовательной услуги объединяют показатели:

− экономические, технические, эксплуатационные оборудования (ресурсная база);

− экономические о ППС;

− экономические и технологические о методических и организационных ресурсов

− педагогические о требованиях ФГОС данного направления обучения;

− педагогические, информационные о качестве освоения компетенций (СМК).

Таким образом, мониторинговые исследования распространяются на все подсистемы системы образования ВУЗа. Такой мониторинг можно назвать системным многоуровневым мониторингом, который позволит:

– получить объективную и достоверную информацию о качестве образовательных услуг;

– установить качество освоения компетенций при обучении на учебной, научной технологической ресурсной базе и при прохождении производственной практики на предприятиях;

– провести анализ качества образовательных услуг и сделать выводы о состоянии обучения при использовании учебной, научной, производственной технологической базы соответственно;

– принять решение о финансовых расходах по улучшению обучения при использовании технологической ресурсной базы соответствующего уровня.

При этом рациональными, разумными считаются расходы финансовых ресурсов по результатам мониторинговой оценки качества образовательных услуг при освоении профессионально-инструментальных компетенций при работе на учебном, научном оборудовании, в компьютерных классах и на практике в производственных предприятиях.

Мониторинговые исследования позволят:

− внести элемент соответствующей организации обучения на каждом уровне (начальной стадии становления сложной системы);

− выполнить проверку принципов системности и преемственности при обучении на данном направлении, что направлено на организацию образовательного процесса в целом.

Топологически правильная организация подсистем приводит к тому, что приближается момент обострения, момент максимального развития системы, что приводит к синергетическому эффекту. «Во всей объединенной области устанавливается новый, более высокий темп развития. Целое развивается быстрее составляющих его частей. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат» [7]. Можно предположить, что аттрактором является качественно новое состояние системы, которое характеризуется повышением качества образовательного процесса.

Самоорганизация педагогической подсистемы будет содействовать динамическому равновесию экономической подсистемы, ее самоорганизации с устойчивой траекторией развития, которая определяется рациональным и эффективным использованием доходов ВУЗа в результате организации «рациональной учебно-научно-производственной технологической базы» обучения.

Однако, если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации развития системы, то организация является способом упорядочивания отмеченной инициативы в том или ином виде. Самоорганизация может привести и к негативным последствиям, поэтому она нуждается в корректировке и поддержке со стороны управляющих параметров. Поэтому целью управления является создание условий для согласованного взаимодействия подсистем системы, которое бы обеспечило и их функционирование и существование всей системы в целом, обеспечило сохранение и развитие системы образования, создание условий для развития коммуникативных связей между подсистемами образовательного комплекса [1,7,8].

Таким образом, предпосылками синергетического эффекта при мониторинговых исследованиях системы образования ВУЗа являются:

− синергетические свойства системы образования (нелинейность, сложность, структурность и др.);

− использование образовательной услуги, как управляющего параметра мониторинговых исследований;

− принцип синергетики приоритета развития целого;

− принцип синергетики взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого.

Особенностями управления синергетической системой будет состоять в том, чтобы обеспечить условия отбора не директивного, а естественного характера, соответствующего собственным тенденциям развития системы.

Применение информационных технологий позволит создать автоматизированную систему управления образовательным процессом, что направлено на повышение качества и эффективности системы образования ВУЗа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Асаул, А.Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров: монография, под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула [Текст] / СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280с.

2. Федорова, М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» [Текст] / Федорова Мирина Александровна. Ставрополь, – 2004. – 169 с.

3. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Издательский центр

«МарТ», 2001. — 416 с.

4. Баталова, О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О. С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.  — М.: РИОР, 2011. — С. 7-12.

5. Грунина, О. А. Формирование финансового синергетического эффекта в экономике России: 08.00.10 «Финансы, денежное обращение, кредит»: автореферат дис. на соиск. д-ра. экон. наук [Электронный ресурс]. – М.,: РГБ ОД, 71:04-13/159. – Режим доступа: http://www.disserr.com/contents/115081.html.

6. Солодова, Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход, уч. пособие [Электронный ресурс] / Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/solodova20.htm.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М: Наука, 1994. — 236 с.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. – М.: «Прогресс», 1986. – 432 с.


Тарасова Маргарита Александровна

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», г. Орел

Кандидат технических наук, доцент, зав. лаборатории «Новые технологии образования»

Тел.:8(4862) 41-98-89

E-mail: martar1@yandex.ru

,





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconПроблемы интеллектуального развития The Higher academic education...
Гость классного часа доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconПроектирование по в Case-средстве rational rose
Все лабораторные работы посвящены выполнению учебного проекта создания системы регистрации для учебного заведения в пакете Rational...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconАвтоматизированное проектирование информационных систем с использованием...
Цель и содержание работы: изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose; изучение интерфейса Rational Rose...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconМоделирование процесса сборки персональных компьютеров в системах...
Моделирование процесса сборки персональных компьютеров в системах ibm rational rose и bpwin/arena
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconТомский государственный университет
...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconТомский государственный университет
...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconЛекция 11. Технология создания программного обеспечения. Rational Unified Process (rup)
Моу «Богатищевская средняя общеобразовательная школа», п. Богатищево, Каширского района, Московской области
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация международного проекта «The Global Leadership& Organization Behavior Effectiveness (clobe)» с синхронным переводом
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconРеферат по дисциплине «Инструменты регулирования внешнеэкономических связей»
...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconМониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ....
Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconAbout the monitoring of education quality of the future teachers of computer science
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconFor provision of services of preparation, organization and conduction
Москва, ул. Малая Пироговская д. 3, именуемая в дальнейшем «компания», в лице Лихачева Сергея Владимировича, Заместителя Вице-президента...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconAn intranet is a private computer network that uses Internet technologies...
Иногда термин относится только к внутреннему вебсайту организации, но часто это более обширная часть компьютерной инфраструктуры...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconIndustrial Organization Задание для выполнения эссе (реферата)
Тема эссе (реферата) выбирается студентом самостоятельно из списка тем, предложенных преподавателем. Рекомендуемый объем эссе – 5...
Self-organization preconditions at the monitoring researches of the rational technological iconПрограмма курса «Управление качеством»
Целью курса является: формирование у студентов комплекса знаний теоретических основ и первичных прак­тиче­ских навыков по методологии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск