Программа курса «Управление качеством»





Скачать 123.88 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Управление качеством»
Дата публикации19.04.2015
Размер123.88 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Экономика > Программа курса


Программа курса «Управление качеством»




ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ



ПРОГРАММА КУРСА

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»




Москва


2009
Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(Протокол № 9 от 30.04.09 г.)


Настоящую программу подготовил

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор военных наук,
профессор Института международных экономических связей
Дмитриев Владимир Александрович.




  1. Организационно-методические указания

Курс (раздел) “Управление качеством» является частью единого цикла «Управление социально-экономической организацией», изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления качеством товаров и услуг исходя из концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM). .

1.1. Цель курса


Целью курса является:

  • формирование у студентов комплекса знаний теоретических основ и первичных прак­тиче­ских навыков по методологии, методике и технологии управления качеством продукции (товаров и услуг), методологии анализа и планирования качества, его технического, организационного и информационного обеспечения, а также функций координации и контроля в процессе функционирования системы качества, знаний основных положений международных стандартов ИСО 9000 (ISO – International Standard Organization) в обеспечении качества и его сертификации.

  • подготовка бакалавра – менеджера среднего звена, владеющего основами управления качеством как непременной составляющей общего управления социально-экономической организацией в соот­вет­ствии с требованиями Государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования.



1.2. Задачи курса


Курс рассчитан на формирование и развитие теоретических знаний студентов в области:

  • управления качеством продукции (товаров и услуг) на разных этапах жизненного цикла проекта – от создания до реализации;

  • выбора наиболее эффективных путей формирорвания системы качества, осуществления его контроля и совершенствования.

  • стандартизации и сертификации продукции на основе отечественных и международных стандартов и рекомендаций;

  • использования мирового опыта управления качеством в условиях россий­ского предпринимательства, в том числе применительно к организации и осуществлению меж­дународных экономических связей.

1.3. Место курса в системе образования


  • Курс «Управление качеством» базируется на фундаментальных основах теории менеджмента, маркетинга, предпринимательства.

  • Курс органически связан, кроме указанных выше разделов, с блоком таких дисциплин, как квалиметрия, основы организации производства, сетевое планирование и управление, информационное обеспечение, экономика предприятия, экология, эко­номический и финансовый анализ, а также с логико-математическими методами, применяемыми в экономике.

1.4. Учебный курс включает в себя:

- лекции, в которых излагаются основополагающие, а также проблемные вопросы управления качеством, обеспечивающими развитие социально-экономической организации и ее конкурентоспособность;

- практические занятия (семинары), предусматривающие выработку первичных навыков в организации и осуществлении процессного управления качеством и повышения эффективности системы качества;

- самостоятельную работу студентов, закрепляющую и углубляющую лекционный материал, совершенствующую навыки работы с литературой и документами;

- контрольное тестирование с помощью специально разработанных компьютерных программ по данной дисциплине, способствующего также развитию у студентов навыков использования современных информационных технологий.

1.5. Требования к уровню освоения содержания курса


В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • содержание основных понятий управления качеством;

  • показатели качества и методы их оценки (установления);

  • основные требования Международных стандартов качества серии ИСО 9000;

  • формирование и функционирование системы качества предприятия (организации);

  • методологию разработки документации по качеству и системы качества;

  • общие принципы сертификации продукции (товаров и услуг);

  • терминологический аппарат управления качеством;

уметь:

  • применять современные методы и модели в процессе управления качеством продукции (товаров и услуг);

  • определять и устанавливать показатели качества базового характера, использовать некоторые методы квалиметрии для оценки показателей качества;

  • системно, творчески мыслить, организовывать борьбу за качество продукции (товаров и услуг), нахо­дить новые решения управления качеством во имя создания конкурентоспособной продукции;

  • применять полученные знания для разработки и реализации программ качества, создании системы качества;

  • читать и понимать научные, аналитические, статистические материалы по проблематике управления качеством, самостоятельно работать с ли­тературой, писать рефераты, научные записки по актуальным вопросам всеобщего управления качеством;

быть ознакомлены:

  • с отечественным и зарубежным опытом управления качеством продукции, получения позитивных результатов деятельности системы качества с выходом на мировые рынки;

  • с философией всеобщего управления качеством (TQM), современными требованиями к менеджерам, их профессиональным качествам в этой сфере деятельности;

  • с существующими государственными и международными стандартами в области качества и управлениям им.


2. Распределение часов курса по разделам, темам и видам работы


Номер и наименование

раздела, темы


Всего часов

В том числе

лекц.

сем.

самост. работа

Раздел 1. Качество и методология его оценки.

  1. Основные категории и понятия качества и управления качеством

  2. Показатели качества и методы оценки уровня качества

  3. Основы теории и концепция управления качеством


16

4
4

4



4

8
4

4

Раздел 2. Система управления качеством.

  1. Система качества. Методы управления качеством

  2. Контроль качества продукции

  3. Стандартизация и сертификация продукции


20

4
4
4

4
4

8
8
4

Всего часов (аудиторных)

36

24

12

-

Итого часов по курсу

72

14

12

36


3. Содержание тем занятий

3.1. Разделы, темы и их краткое содержание



Раздел 1. Качество и методология его оценки.

Тема 1. Основные категории и понятия качества и управления качеством

Понятия качества и управления качеством. Факторы, влияющие на качество продукции (товаров и услуг). Сущность методологии всеобщего управления качеством (TQM). Место квалиметрии в управлении качеством. Петля качества. Краткая история развития подходов к оценке и управлению качеством производства.

Тема 2. Показатели качества и методы оценки уровня качества

Показатели качества продукции и их классификация. Характеристика основных показателей качества и алгоритм их установления. Основные методы определения показателей качества: измерительный, расчетный, экспертный, органолептический и др. Мотивация сотрудников на обеспечение высокого уровня показателей качества.

Тема 3. Основы теории и концепция управления качеством.

Теоретические основы управления качеством как составной части управления социально-экономической организацией. Сущность и содержание управления качеством продукции. Философия качества. Современные взгляды на качество деятельности организации и ее результаты. Управление затратами на создание качества.
Раздел 2. Система управления качеством.

Тема 4. Система качества. Методы управления качеством

Система управления качеством: задачи, функции, структура. Основные этапы развития систем качества. Функции и принципы управления качеством. Системный и процессный подходы к управлению качеством и формированию системы качества. Методы управления качеством: функционально-стоимостный анализ, функционально-физический анализ, и др. Эффективность управления качеством.

Тема 5. Контроль качества продукции.

Содержание контроля качества продукции. Информационное обеспечение анализа и контроля качества продукции. Виды контроля и технология его осуществления. Стандарты статистического приемочного контроля. Проблемы оптимизации уровня качества.

Тема 6. Стандартизация и сертификация продукции.

Сущность процесса стандартизации. Функции стандартизации. Объекты стандартизации и механизм их реализации. Методы стандартизации и система стандартизации в России. Система международных стандартов. Сертификация товаров и услуг. Нормативная база сертификации. Методические основы проведения сертификации в Российской Федерации. Международная практика сертификации.

3.2. Темы и планы семинарских занятий

Тема 2. Показатели качества и методы оценки уровня качества

План семинара

  1. Современные подходы к выбору, обоснованию и формированию базовых показателей качества продукции.

  2. Классификация показателей качества и их краткая характеристика.

  3. Сущность квалиметрии и ее роль в оценке показателей качества. Методы оценки показателей качества.

  4. Информационное обеспечение анализа и оценки показателей качества продукции (товаров и услуг). Использование офисных программ для наглядного отображения показателей качества.

Тема 4. Система качества. Методы управления качеством

План семинара

  1. Отечественный и зарубежный опыт создании и развития систем управления качеством.

  2. История формирования подходов к оценке качества и его непрерывного повышения.

  3. Формирование организационной структуры системы качества и распределение прав и ответственности между ее элементами.

  4. Основные методы управления качеством. Роль и место аналитических моделей в управлении качеством.

  5. Методы оценки эффективности системы управления качеством.

Тема 5. Контроль качества продукции

План семинара

  1. Необходимость и сущность контроля качества продукции.

  2. Виды контроля и алгоритм его осуществления в организации.

  3. Государственные и международные стандарты как основа контроля качества продукции и его повышения.


4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития систем управления качеством.

  2. Изложите сущность комплексного управления качеством.

  3. Что представляет собой петля качества продукции?

  4. В чем заключается суть понятия «спираль качества»?

  5. Каковы цели и области применения структурно-функционального анализа?

  6. Каковы цели функционально-стоимостного анализа?

  7. Какие принципы лежат в основе функционально-стоимостного анализа?

  8. Назовите основные цели всеобщего управления качеством.

  9. В чем заключаются преимущества системы всеобщего управления качеством?

  10. Каковы цели, задачи и роль стандартизации в управлении качеством?

  11. Каковы классификация и виды стандартов?

  12. Каковы назначения и структура системы международных стандартов ИСО серии 9000?

  13. Каковы общие черты и различия в положениях стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM?

  14. Каковы законодательные основы стандартизации в Российской Федерации?

  15. Какова роль сертификации в управлении качеством и каковы ее преимущества с точки зрения производителей, потребителей и экономики в целом?

  16. Каковы цели добровольной и обязательной сертификации?

  17. Дайте классификацию видов сертификации.

  18. Каковы типовые схемы и типовые процедуры сертификации?

  19. Каковы особенности системы сертификации в России?

  20. Какова законодательная база сертификации в России?

  21. В чем заключается специфика экономики управления качеством?

  22. Как определяется экономический эффект и экономическая эффективность изменения качества?

  23. Из каких составляющих складываются расходы на качество?

  24. Из каких составляющих складываются суммарные потери от внутреннего брака?

  25. В чем заключаются особенности современной стратегии фирмы в области затрат на качество?


5. Формы контроля знаний по курсу

В рамках изучения курса предусматривается:

  • текущий контроль, проводимый в виде дискуссий по тематическим вопро­сам на лекциях, а также в форме докладов (рефератов) и выступлений на семинарах.

  • итоговая аттестация проводится в виде зачета, проводимого в форме компьютерного тестирования. Для получе­ния итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать за­нятия и проявлять активность в аудитории. Непосредственно в ходе зачетного тестирования требуется ответить на пятнадцать-двадцать вопросов, сопровождаемых ответами, построенными по выборочному принципу.


6. Темы рефератов


  1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности.

  2. Эволюция парадигмы управления качеством.

  3. Роль управления качеством в общей системе менеджмента.

  4. Современная концепция управления качеством.

  5. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством.

  6. Проблемы внедрения концепции TQM в деятельность организации.

  7. Показатели качества и методы их определения.

  8. Особенности японской системы управления качеством.

  9. Основные направления в области управления качеством.

  10. Формирование стратегии и тактики фирмы в создании качества.

  11. Кружки качества, их роль и особенности деятельности.

  12. Коллективные формы участия в совершенствовании качества. Формы мотивации персонала к постоянному повышению качества работы.

  13. Петля и спираль качества как организационно-методические принципы обеспечения и управления качеством.

  14. Функционирование системы обеспечения качества.

  15. Функционально-стоимостный анализ в управлении качеством.

  16. Роль и назначение стандартизации в обеспечении качества.

  17. Организационно-правовые основы стандартизации в России.

  18. Международная стандартизация как инструмент обеспечения качества.

  19. Сертификация в системе обеспечения качества.

  20. Организационно-правовые основы сертификации в России.


6. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

основная:

  1. Агарков А.П. Управление качеством: Учебное пособие. – 3- е изд, перераб. и доп. – М.: Дашков и К.– 2009– 228 с

  2. Дмитриев В.А. Управление социально-экономической организацией. Уч. Пособие. – М.:ИМЭС, 2008.

  3. Аристов О.В. Управление качеством. – М.: Финстатинформ, 2003.

  4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

дополнительная:

  1. Будищева И.А., Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. – М.: Изд-во стандартов, 1989.

  2. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988.

  3. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  4. Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

  5. Монден Я. «Тоёта»: методы эффективного управления / Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А.Р.Бенедиктов, В.В.Мотылев. – М.: Экономика, 1989.

  6. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. – СПб.: Питер, 2002.

  7. Бенделл Т. Наставники по качеству. Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества. Пер. с англ. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2000.

  8. International standard ISO 9000(E). Second edition (2000-12-15). - ISO 2000.

Кроме того, студентам предоставляется лазерный диск (CD ROM) с презентациями, сопровождающими лекции по данному курсу.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Управление качеством» iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Программа курса «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Программа курса «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...
Программа курса «Управление качеством» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...
Программа курса «Управление качеством» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...
Программа курса «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Программа курса «Управление качеством» iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Программа курса «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с
Программа курса «Управление качеством» iconРабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством»
Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»...
Программа курса «Управление качеством» iconРабочая программа составлена на основе
«Стандартизация и управление качеством продукции», утвержденной решением кафедры управления качеством от 21. 12. 2010 г. №6
Программа курса «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины Управление качеством для специальности 080506...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080506. 65 «Логистика...
Программа курса «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса «Управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение для специальности...
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 221413 «Техническое...
Программа курса «Управление качеством» iconМетодическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством»
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов сф ргуитп, которые участвуют в реализации завершающего этапа основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск