Институт химии утверждаю





Скачать 181.04 Kb.
НазваниеИнститут химии утверждаю
Дата публикации24.10.2014
Размер181.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

профессор Е.Г. Елина
___________________________

"__" __________________2013 г.


Рабочая программа дисциплины
«История природных и техногенных катастроф»


Направление подготовки

280700 – техносферная безопасность

Профиль подготовки

Промышленная безопасность технологических процессов и производств

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2013
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История природных и техногенных катастроф» является формирование у студентов компетенций, связанных с освоением современных представлений о строении Солнечной системы и Земли, процессах, происходящих в них, и факторами, обусловливающими природных катастроф космического и земного происхождения, причинами и факторами техногенных катастроф, анализом исторических примеров.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История природных и техногенных катастроф» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь школьные знания в области физики, химии и экологии.

Дисциплина является основой для последующего изучения вариативных дисциплин «Экология», «Управление техносферной безопасностью», «Управление опасными производствами», «Ноксология», «Анализ техногенных катастроф», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Территориальная специфика антропогенного воздействия на окружающую среду», «Опасные производства Саратовской области», «Радиационная и химическая защита», «Инженерная защита окружающей среды».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «История природных и техногенных катастроф» формируются следующие компетенции:
компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);

владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);

способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать:

причины возможного возникновения природных и техногенных катастроф, исторические примеры природных и техногенных катастроф, их последствия.

• Уметь:

Отличать катастрофы от аварий, уметь ориентироваться в сложившейся ситуации.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов (36 лекционных, 72 часа самостоятельной работы), форма отчетности – зачет в 1 семестре).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неде-ля семе-стра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа

Всего часов

1

Введение

1

1-2

4




8

12

Контроль посещаемости, опрос

2

Мир, в котором мы живем

1

3-4

4




8

12

Контроль посещаемости, опрос

3

Земные катастрофы космического происхождения

1

5-7

6




12

18

Контроль посещаемости, опрос

4

Строение планеты Земля и возникно-вение жизни

1

8-9

4




8

12

Контроль посещаемости, опрос

5

Природные катастрофы как следствие процессов, протекающих на Земле

1

10-14

10




20

30

Контроль посещаемости, опрос,

реферат

6

Техногенные катастрофы

1

15-18

8




16

24

Контроль посещаемости, опрос,

реферат




Итоговая аттестация

1




36




72

108

Зачет


Содержание учебной дисциплины
Лекции
Введение

Возраст планеты Земля и эволюционные процессы, происходившие на Земле (формирование земной коры, гидросферы, кислородсодержащей атмосферы, зарождение и развитие жизни). Понятие о катастрофических явлениях природного происхождения в истории существования Земли. Теория катастроф Ж. Кювье и Ж. Сент – Илера. Следы катастроф в истории развития Земли, их роль в формировании форм жизни и современного облика планеты. Трудности в оценке масштабов исторических катастроф. Значение изучения истории природных катастроф для оценки особенностей эволюции нашей планеты. Место и роль человека на планете. Технический прогресс и природные катастрофы. Роль современной науки и техники в прогнозировании и предупреждении природных катастроф.

Понятия «техногенные катастрофы и аварии». Техногенные катастрофы как следствие технического прогресса человечества. Масштабы техногенных катастроф, соизмеримые с глобальными природными катастрофами. Взаимосвязь между природными и техногенными катастрофами. Последствия вмешательства человека в процесс эволюции Земли. Возможные дальнейшие сценарии будущего планеты Земля с позиций природных и техногенных катастроф.

Мир, в котором мы живем

Современные представления о структурных уровнях организации материи (мегамир, макромир, микромир). Общая структурно – масштабная иерархия организации материи. Современные представления о природе микромира. Знакомый макромир. Структура мегамира. Относительность масштабов микро- и мега-миров, их зависимость от уровня развития науки.

Строение Солнечной системы.Общая характеристика ближайшей к Земле звезды – Солнца. Гипотеза О.Ю.Шмидта и современные представления о происхождении Солнечной системы. Большой взрыв и зарождение галактик. Межгалактическое пространство. Исследования Э.Хаббла. Звезды во Вселенной (химический состав, светимость, масса, размеры,источник энергии). Рождение и эволюция звезд. Звезды большой массы, особенность их эволюции. Сверхновые звезды. Нейтронные звезды и квазары. Черные дыры. Современная астрономия как наука о характере эволюции Вселенной и причинах происходящих космических процессов. «Открытая» и «Замкнутая» модели Вселенной (А. Эйнштейн, Ф.Фридман).
Часть I

Земные катастрофы космического происхождения

Астероиды, метеориты, кометы. Возраст указанных небесных тел и условия их формирования. Отличия в их составе и строении, размерах. Траектории движения. Особенность угрозы, исходящей от падения комет. Роль астероидов и метеоритов в формировании Земли в первой фазе ее развития. Возможные катастрофические последствия для Земли при столкновении с крупными космическими телами в настоящее время.

Солнечная радиация и радиационный пояс Земли. Исторические аспекты открытия солнечной активности. Солнечная радиация как электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца. Тепловое действие, интенсивность, скорость распространения, спектральный диапазон. Влияние солнечной радиации на физико-географические процессы, происходящие на земной поверхности и в атмосфере. Влияние солнечной радиации на магнитное поле Земли, климат, развитие растений и животных. Земные катастрофы, сваязанные с прохождением Солнца через галактические спиральные рукава и трансформацией Солнца в процессе изменения протекания на нем ядерных реакций с участием водорода.

Понятие о радиационном поясе Земли Ван – Алена. Его структура, влияние на работу спутников и космические полеты в околоземном пространстве. Искажение радиационных поясов Земли антропогенными факторами.
Строение планеты Земля и возникновение жизни

К истории формирования планеты Земля. Геофизические параметры планеты. Оболочки Земли (земная кора, гидросфера, атмосфера). Строение и общая характеристика гидросферы. Строение и общая характеристика атмосферы (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера). Строение и общая характеристика твердой оболочки Земли ( земная кора, мантия Земли, ядро Земли). Почва как верхняя граница литосферы, ее структура.

Историческая справка о взглядах на процессы движения и изменения земной коры. Современные представления геотектоники( платформы, геосинклинали, щиты).

Концепция тектоники литосферных плит.Дивергентные и конвергентные границы между плитами. Плиты и континенты. Тектоника плит как основополагающая концепция для понимания и прогноза поверхностной динамики Земли, землетрясений, образованию цепочек островов, вулканов, расположению гор, наступлению ледниковых периодов и др.

Современные представления о происхождении, развитии и сущности жизни. Жизнь как космический феномен. Основные этапы биохимической эволюции и зарождение жизни, ее эволюционное развитие. Катастрофы как поворотные пункты эволюционного развития жизни. Происхождение и эволюция человека. Человек и биосфера. Структурные уровни живой материи. Концепции сущности жизни.

Природные катастрофы как следствие процессов, протекающих на Земле

Основные особенности природных катастроф, их классификация.

Геофизические процессы

Извержения вулканов. История вопроса. Тектоника литосферных плит о происхождении вулканов. Типы вулканических извержений. Примеры крупнейших извержений вулканов в истории человечества и их катастрофических последствий.Сопутствующие извержениям процессы (цунами, оползни горных пород, землетрясения и др.) Современные методы прогнозирования извержений вулканов. Способы защиты.

Землетрясения. Историческая справка. Концепция тектоники литосферных плит о причинах землетрясений. Симптомы землетрясений. Типы сейсмических волн и шкалы землетрясений.Примеры катастрофических землетрясений ХХ века и их последствия. Возможность прогноза и способы защиты.

Цунами. История вопроса. Связь цунами с землетрясениями.Шкала оценки интенсивности цунами, их разрушительная сила Примеры катастрофических цунами ХХI века. Возможность прогноза и способы защиты.

Геологические процессы, приводящие к катастрофам.. Оползни. Условия образования и характеристика оползней. Оползни наземные и подводные, их разрушительная сила. Примеры.

Лавины. Виды лавин. Оценка вероятности схода лавин. Катастрофы, связанные со сходом лавин. Примеры. Правила поведения в горах. Возможность прогноза и способы защиты.

Сели. Классификация селей. Причины возникновения , характеристика. Потенциальные селевые очаги. Катастрофические последствия схода селей. Способы борьбы с селями.

Катастрофы, связанные с метеорологическими процессами.

Бури, ураганы.Характеристика явления. Историческая справка.Классификация. Причины возникновения и разрушительная сила. Возможность прогноза и меры по обеспечению безопасности.

Смерчи (торнадо). Общая характеристика. Примеры крупных катастроф как следствия смерчей в истории мира и России. Классификация смерчей. Причины образования. Места образования смерчей и поражающие факторы. Способы отслеживания и защиты от смерчей.

Гидрологические катастрофические процессы.

Тропические циклоны (тайфуны) Историческая справка. Классификация. Причины возникновения и разрушительная сила. Потенциальные очаги возникновения. Способы прогноза и защиты.

Наводнения.Характеристика явления..Классификация наводнений. Причины наводнений. Размер и ущерб от катастрофических наводнений. Поражающие факторы катастрофических наводнений. Зоны возможных наводнений. Возможность прогнозирования и защиты. Примеры катастрофических наводнений.

Природные пожары.

Лесные и торфяные пожары. Причины и виды лесных пожаров. Масштабы лесных пожаров. Ущерб от пожаров. Способы предупреждения лесных пожаров.

Причины возникновения торфяных пожаров, ущерб от этих явлений. Приемы и средства ликвидации последствий пожаров.

Бактерии, паразиты, вирусы.

Природные пандемии. История вопроса. Инфекционные заболевания. Патогенные микроорганизмы.Патогенность, вирулентность, токсинообразование. Действие токсинов на организм. Экзо- и эндо-токсины.Способы предупреждения пандемий.
ЧАСТЬ II. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ
Введение. Техногенные аварии. Причины возникновения. История вопроса.Отличие аварии от катастрофы. Условия превращения аварий в катастрофы. Динамика роста аварий и катастроф с ростом технического прогресса.

Транспортные аварии и катастрофы. Виды дорожно-транспортных происшествий. Масштабы потерь. Причины катастроф (человеческий фактор, отказ техники, воздействие внешних факторов, др.) Способы предупреждения.

Пожары и взрывы. Характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. Пожары. приводящие к катастрофам (возгорание сжиженного нефтяного газа (СНГ), газопровода, с выбросом отравляющих и токсичных веществ и др.).основные поражающие факторы пожаров. Меры предупреждения. Классификация взрывов (конденсированные взрывчатые вещества, газо-, паро-, пылевоздушные смеси), их поражающие факторы. Взрывчатые вещества. Сосуды с газами и парами под давлением. Катастрофы вследствие взрывов.

Катастрофы и аварии с выбросом химически опасных веществ.

Классификация аварийно химически опасных веществ. Аварии и катастрофы с выбросом химически опасных веществ. Токсические характеристики. Зоны распространения. Бхопал. Способы предотвращения. Декларация Севезо.

Катастрофы и аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно опасные объекты. История вопроса. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Ядерная катастрофа на АЭС Фукусима-1.Связь катастроф природных и техногенных. Категории аварий на АЭС. Способы защиты и предупредительные меры.

Возможность ядерной войны. Ядерная зима как катастрофа планетарного масштаба.

Гидродинамические аварии. Гидротехнические сооружения, их классификация. Крупнейшие катастрофы, их характеристика. Причины и виды гидродинамических аварий, поражающие факторы. Последствия гидродинамических аварий и способы защиты населения.

Климатическая катастрофа. Глобальное потепление и его последствия. Роль углекислого газа и метана. Совместное влияние антропогенных и природных факторов. Масштабы возможной катастрофы. Отношение мирового сообщества к проблеме глобального потепления.
4.2. Темы самостоятельной работы и практических работ


№ п/п

Неделя

семестра

Темы самостоятельной работы студентов и практического занятия

Вид

контроля

Практические работы

1

1

2

3

4

1

1-3

Наноиндустрия. Специфика технических решений. Создание автономных микроаппаратов с элементами интеллекта, имплантируемых наносистем, боевых роботов, принципиально новых видов оружия массового поражения.

Устный отчет. Рефераты.




2

4-5

Угрозы, связанные с мировым развитием нанотехнологий и их военным применением.

Устный отчет. Рефераты.




3

6-9

Генная инженерия. Генно модифицированные продукты питания. Польза или вред? К чему приведет клонирование? Возможность появления новых насекомых и сорняков с непредсказуемыми свойствами.


Устный отчет. Рефераты.




4

11-14

Робототехника и машинный сверхразум. Военные подконтрольно самостоятельные системы и полностью автономные боевые роботы. Кто понесет ответственность за преступления?


Устный отчет. Рефераты.




5

15-18

Большой адронный коллайдер. Назначение, возможности, вероятность катастрофических последствий для Земли. Необходимость обоснованного научного анализа.


Устный отчет. Рефераты.




5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- интерактивные лекции с элементами междисциплинарного и дистанционного обучения.





№ п/п

Тема занятия

Интерактивные методы обучения

Коли-чество часов

1

Строение Солнечной системы и катастрофы космического происхождения

Лекция-опрос

2

2

Теория литосферных плит

Лекция-беседа

2



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

- работа с конспектом лекции;

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и работа над учебным материалом;

- использование источников Интернета;

- подготовка рефератов, докладов.
Форма итогового контроля – зачет

Примерные темы рефератов:


  1. Дайте определения понятий «катастрофа» и «авария».

  2. Классификация природных катастроф.

  3. Природные катастрофы в истории формирования планеты Земля.

  4. гипотезы Ж.Кювье и Ж.Сент – Илера

  5. Причины природных катастроф Земли.

  6. Строение Солнечной системы. Связь с природными катастрофами на Земле(история, современность).

  7. характерные черты природных катастроф.

  8. Строение планеты Земля и связанные с этим природные катастрофы.

  9. Возможны ли природные катастрофы в будущем на Земле? Почему? Ответ обосновать.

  10. Отношение человеческого общества к природным катастрофам в прошлом и настоящем.

  11. История возникновения и гибели цивилизаций на Земле.

  12. Технический прогресс и техногенные катастрофы.Примеры.

  13. Классификация техногенных катастроф.

  14. Особенности техногенных катастроф.

  15. Техногенные катастрофы в мире.

  16. Техногенные катастрофы в России.

  17. Причины техногенных катастроф.

  18. Роль человеческого фактора в возникновении катастроф.

  19. Отношение современного общества к техногенным катастрофам. Риски.

  20. Возможен ли дальнейший технический прогресс без техногенных катастроф? Почему?

  21. Опишите возможные техногенные катастрофы при дальнейшем развитии «прорывных» современных технологийнаноиндустрии; совершенствования работы коллайдера; развитии генной инженерии; робототехники).


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - 17-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 600 с.

  2. Химия окружающей среды. Учебное пособие. Под ред. Т.И.Хаханиной. – М.: Юрайт: Высш.обр. 2010. 130с.


б) дополнительная литература:
1. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. – 317 с.

2. Мониторинг и оценка риска систем «Защита – объект - среда». М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 136с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.mnr.gov.ru/ - сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ


http://89.188.96.242/ - сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=762 - Нормативные документы по вопросам технического регулирования

www.greenparty.ru/law_00.php - Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. № 7-Ф3.


http://www.ecoindustry.ru/ - Научно-практический журнал «Экология производства»
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория

Мультимедийный проектор

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки «Техносферная безопасность».

Автор

Профессор, засл. Деятель науки РФ, д.х.н. Чернова Р.К.

Программа одобрена на заседании кафедры аналитической химии и химической экологии

от 26 июня 2013 года, протокол № 14.

Зав. кафедрой аналитической

химии и химической экологии, д.х.н. Русанова Т.Ю.
Директор Института химии

д.х.н., профессор Федотова О.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Дисциплина «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» относится к вариативным дисциплинам профессионального цикла ооп...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
«Аналитическая химия» и выполнения профессиональных задач по выбору конкретных методов и методик анализа реальных объектов окружающей...
Институт химии утверждаю iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Ооп. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания, приобретенные им в результате освоения дисциплин «Математика»,...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
«Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
Институт химии утверждаю iconПриложение 3 Федеральное агентство научных организаций России Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева
Институт химии утверждаю iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт»
Институт химии утверждаю iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Институт химии утверждаю iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск