Скачать 181.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт химии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор Е.Г. Елина ___________________________ "__" __________________2013 г. Рабочая программа дисциплины «История природных и техногенных катастроф» Направление подготовки 280700 – техносферная безопасность Профиль подготовки Промышленная безопасность технологических процессов и производств Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2013 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История природных и техногенных катастроф» является формирование у студентов компетенций, связанных с освоением современных представлений о строении Солнечной системы и Земли, процессах, происходящих в них, и факторами, обусловливающими природных катастроф космического и земного происхождения, причинами и факторами техногенных катастроф, анализом исторических примеров. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История природных и техногенных катастроф» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь школьные знания в области физики, химии и экологии. Дисциплина является основой для последующего изучения вариативных дисциплин «Экология», «Управление техносферной безопасностью», «Управление опасными производствами», «Ноксология», «Анализ техногенных катастроф», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Территориальная специфика антропогенного воздействия на окружающую среду», «Опасные производства Саратовской области», «Радиационная и химическая защита», «Инженерная защита окружающей среды». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «История природных и техногенных катастроф» формируются следующие компетенции: компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2); владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12); способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: • Знать: причины возможного возникновения природных и техногенных катастроф, исторические примеры природных и техногенных катастроф, их последствия. • Уметь: Отличать катастрофы от аварий, уметь ориентироваться в сложившейся ситуации. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов (36 лекционных, 72 часа самостоятельной работы), форма отчетности – зачет в 1 семестре). Содержание учебной дисциплины Лекции Введение Возраст планеты Земля и эволюционные процессы, происходившие на Земле (формирование земной коры, гидросферы, кислородсодержащей атмосферы, зарождение и развитие жизни). Понятие о катастрофических явлениях природного происхождения в истории существования Земли. Теория катастроф Ж. Кювье и Ж. Сент – Илера. Следы катастроф в истории развития Земли, их роль в формировании форм жизни и современного облика планеты. Трудности в оценке масштабов исторических катастроф. Значение изучения истории природных катастроф для оценки особенностей эволюции нашей планеты. Место и роль человека на планете. Технический прогресс и природные катастрофы. Роль современной науки и техники в прогнозировании и предупреждении природных катастроф. Понятия «техногенные катастрофы и аварии». Техногенные катастрофы как следствие технического прогресса человечества. Масштабы техногенных катастроф, соизмеримые с глобальными природными катастрофами. Взаимосвязь между природными и техногенными катастрофами. Последствия вмешательства человека в процесс эволюции Земли. Возможные дальнейшие сценарии будущего планеты Земля с позиций природных и техногенных катастроф. Мир, в котором мы живем Современные представления о структурных уровнях организации материи (мегамир, макромир, микромир). Общая структурно – масштабная иерархия организации материи. Современные представления о природе микромира. Знакомый макромир. Структура мегамира. Относительность масштабов микро- и мега-миров, их зависимость от уровня развития науки. Строение Солнечной системы.Общая характеристика ближайшей к Земле звезды – Солнца. Гипотеза О.Ю.Шмидта и современные представления о происхождении Солнечной системы. Большой взрыв и зарождение галактик. Межгалактическое пространство. Исследования Э.Хаббла. Звезды во Вселенной (химический состав, светимость, масса, размеры,источник энергии). Рождение и эволюция звезд. Звезды большой массы, особенность их эволюции. Сверхновые звезды. Нейтронные звезды и квазары. Черные дыры. Современная астрономия как наука о характере эволюции Вселенной и причинах происходящих космических процессов. «Открытая» и «Замкнутая» модели Вселенной (А. Эйнштейн, Ф.Фридман). Часть I Земные катастрофы космического происхождения Астероиды, метеориты, кометы. Возраст указанных небесных тел и условия их формирования. Отличия в их составе и строении, размерах. Траектории движения. Особенность угрозы, исходящей от падения комет. Роль астероидов и метеоритов в формировании Земли в первой фазе ее развития. Возможные катастрофические последствия для Земли при столкновении с крупными космическими телами в настоящее время. Солнечная радиация и радиационный пояс Земли. Исторические аспекты открытия солнечной активности. Солнечная радиация как электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца. Тепловое действие, интенсивность, скорость распространения, спектральный диапазон. Влияние солнечной радиации на физико-географические процессы, происходящие на земной поверхности и в атмосфере. Влияние солнечной радиации на магнитное поле Земли, климат, развитие растений и животных. Земные катастрофы, сваязанные с прохождением Солнца через галактические спиральные рукава и трансформацией Солнца в процессе изменения протекания на нем ядерных реакций с участием водорода. Понятие о радиационном поясе Земли Ван – Алена. Его структура, влияние на работу спутников и космические полеты в околоземном пространстве. Искажение радиационных поясов Земли антропогенными факторами. Строение планеты Земля и возникновение жизни К истории формирования планеты Земля. Геофизические параметры планеты. Оболочки Земли (земная кора, гидросфера, атмосфера). Строение и общая характеристика гидросферы. Строение и общая характеристика атмосферы (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера). Строение и общая характеристика твердой оболочки Земли ( земная кора, мантия Земли, ядро Земли). Почва как верхняя граница литосферы, ее структура. Историческая справка о взглядах на процессы движения и изменения земной коры. Современные представления геотектоники( платформы, геосинклинали, щиты). Концепция тектоники литосферных плит.Дивергентные и конвергентные границы между плитами. Плиты и континенты. Тектоника плит как основополагающая концепция для понимания и прогноза поверхностной динамики Земли, землетрясений, образованию цепочек островов, вулканов, расположению гор, наступлению ледниковых периодов и др. Современные представления о происхождении, развитии и сущности жизни. Жизнь как космический феномен. Основные этапы биохимической эволюции и зарождение жизни, ее эволюционное развитие. Катастрофы как поворотные пункты эволюционного развития жизни. Происхождение и эволюция человека. Человек и биосфера. Структурные уровни живой материи. Концепции сущности жизни. Природные катастрофы как следствие процессов, протекающих на Земле Основные особенности природных катастроф, их классификация. Геофизические процессы Извержения вулканов. История вопроса. Тектоника литосферных плит о происхождении вулканов. Типы вулканических извержений. Примеры крупнейших извержений вулканов в истории человечества и их катастрофических последствий.Сопутствующие извержениям процессы (цунами, оползни горных пород, землетрясения и др.) Современные методы прогнозирования извержений вулканов. Способы защиты. Землетрясения. Историческая справка. Концепция тектоники литосферных плит о причинах землетрясений. Симптомы землетрясений. Типы сейсмических волн и шкалы землетрясений.Примеры катастрофических землетрясений ХХ века и их последствия. Возможность прогноза и способы защиты. Цунами. История вопроса. Связь цунами с землетрясениями.Шкала оценки интенсивности цунами, их разрушительная сила Примеры катастрофических цунами ХХI века. Возможность прогноза и способы защиты. Геологические процессы, приводящие к катастрофам.. Оползни. Условия образования и характеристика оползней. Оползни наземные и подводные, их разрушительная сила. Примеры. Лавины. Виды лавин. Оценка вероятности схода лавин. Катастрофы, связанные со сходом лавин. Примеры. Правила поведения в горах. Возможность прогноза и способы защиты. Сели. Классификация селей. Причины возникновения , характеристика. Потенциальные селевые очаги. Катастрофические последствия схода селей. Способы борьбы с селями. Катастрофы, связанные с метеорологическими процессами. Бури, ураганы.Характеристика явления. Историческая справка.Классификация. Причины возникновения и разрушительная сила. Возможность прогноза и меры по обеспечению безопасности. Смерчи (торнадо). Общая характеристика. Примеры крупных катастроф как следствия смерчей в истории мира и России. Классификация смерчей. Причины образования. Места образования смерчей и поражающие факторы. Способы отслеживания и защиты от смерчей. Гидрологические катастрофические процессы. Тропические циклоны (тайфуны) Историческая справка. Классификация. Причины возникновения и разрушительная сила. Потенциальные очаги возникновения. Способы прогноза и защиты. Наводнения.Характеристика явления..Классификация наводнений. Причины наводнений. Размер и ущерб от катастрофических наводнений. Поражающие факторы катастрофических наводнений. Зоны возможных наводнений. Возможность прогнозирования и защиты. Примеры катастрофических наводнений. Природные пожары. Лесные и торфяные пожары. Причины и виды лесных пожаров. Масштабы лесных пожаров. Ущерб от пожаров. Способы предупреждения лесных пожаров. Причины возникновения торфяных пожаров, ущерб от этих явлений. Приемы и средства ликвидации последствий пожаров. Бактерии, паразиты, вирусы. Природные пандемии. История вопроса. Инфекционные заболевания. Патогенные микроорганизмы.Патогенность, вирулентность, токсинообразование. Действие токсинов на организм. Экзо- и эндо-токсины.Способы предупреждения пандемий. ЧАСТЬ II. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ Введение. Техногенные аварии. Причины возникновения. История вопроса.Отличие аварии от катастрофы. Условия превращения аварий в катастрофы. Динамика роста аварий и катастроф с ростом технического прогресса. Транспортные аварии и катастрофы. Виды дорожно-транспортных происшествий. Масштабы потерь. Причины катастроф (человеческий фактор, отказ техники, воздействие внешних факторов, др.) Способы предупреждения. Пожары и взрывы. Характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. Пожары. приводящие к катастрофам (возгорание сжиженного нефтяного газа (СНГ), газопровода, с выбросом отравляющих и токсичных веществ и др.).основные поражающие факторы пожаров. Меры предупреждения. Классификация взрывов (конденсированные взрывчатые вещества, газо-, паро-, пылевоздушные смеси), их поражающие факторы. Взрывчатые вещества. Сосуды с газами и парами под давлением. Катастрофы вследствие взрывов. Катастрофы и аварии с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ. Аварии и катастрофы с выбросом химически опасных веществ. Токсические характеристики. Зоны распространения. Бхопал. Способы предотвращения. Декларация Севезо. Катастрофы и аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно опасные объекты. История вопроса. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Ядерная катастрофа на АЭС Фукусима-1.Связь катастроф природных и техногенных. Категории аварий на АЭС. Способы защиты и предупредительные меры. Возможность ядерной войны. Ядерная зима как катастрофа планетарного масштаба. Гидродинамические аварии. Гидротехнические сооружения, их классификация. Крупнейшие катастрофы, их характеристика. Причины и виды гидродинамических аварий, поражающие факторы. Последствия гидродинамических аварий и способы защиты населения. Климатическая катастрофа. Глобальное потепление и его последствия. Роль углекислого газа и метана. Совместное влияние антропогенных и природных факторов. Масштабы возможной катастрофы. Отношение мирового сообщества к проблеме глобального потепления. 4.2. Темы самостоятельной работы и практических работ
5. Образовательные технологии При освоении дисциплины используются следующие образовательные технологии:- интерактивные лекции с элементами междисциплинарного и дистанционного обучения.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: - работа с конспектом лекции; - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и работа над учебным материалом; - использование источников Интернета; - подготовка рефератов, докладов. Форма итогового контроля – зачет Примерные темы рефератов:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник / Б.Б. Прохоров. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. – 317 с. 2. Мониторинг и оценка риска систем «Защита – объект - среда». М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 136с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.mnr.gov.ru/ - сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФhttp://89.188.96.242/ - сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://www.mnr.gov.ru/part/?pid=762 - Нормативные документы по вопросам технического регулирования www.greenparty.ru/law_00.php - Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. № 7-Ф3.http://www.ecoindustry.ru/ - Научно-практический журнал «Экология производства» 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитория Мультимедийный проектор Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Автор Профессор, засл. Деятель науки РФ, д.х.н. Чернова Р.К. Программа одобрена на заседании кафедры аналитической химии и химической экологии от 26 июня 2013 года, протокол № 14. Зав. кафедрой аналитической химии и химической экологии, д.х.н. Русанова Т.Ю. Директор Института химии д.х.н., профессор Федотова О.В. |
Институт химии утверждаю Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,... | Институт химии утверждаю Дисциплина «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» относится к вариативным дисциплинам профессионального цикла ооп... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | Институт химии утверждаю «Аналитическая химия» и выполнения профессиональных задач по выбору конкретных методов и методик анализа реальных объектов окружающей... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | ||
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное... | ||
Институт химии утверждаю Ооп. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания, приобретенные им в результате освоения дисциплин «Математика»,... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного... | ||
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности... | ||
Приложение 3 Федеральное агентство научных организаций России Федеральное... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева | Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение... Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт» | ||
Институт химии Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,... | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор |