Институт химии утверждаю





Скачать 221.59 Kb.
НазваниеИнститут химии утверждаю
Дата публикации28.05.2015
Размер221.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

ИНСТИТУТ ХИМИИ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

профессор Е.Г. Елина
___________________________

"__" __________________2014 г.


Рабочая программа дисциплины
«Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»


Направление подготовки

04.04.01.68 Химия

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

очная

Саратов,

2014


  1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» относится к вариативным дисциплинам профессионального цикла ООП по направлению 020100 – Химия.

Целью усвоения дисциплины «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» является формирование у будущего специалиста компетенций, связанных с пониманием теоретических и практических основ современных мембранных методов разделения веществ, процессов, протекающих в потенциометрических и биологических мембранах, необходимых для самостоятельного выбора мембранных материалов для разделения компонентов, содержащихся в различных объектах, для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении вариативных дисциплин профиля «аналитическая химия» и выполнение профессиональных задач, на основе умения планировать, организовывать свою деятельность, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» является общим курсом профессионального цикла ООП магистратуры (М.2) по профилю подготовки «Химия синтетических и природных веществ», по направлению 04.04.01.68 – Химия.

Курс «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» относится к вариативным дисциплинам ООП.

Этот курс логически и содержательно-методически связан с курсами физической, аналитической, органической химии, химии ВМС, математикой.

В результате изучения этих дисциплин обучающиеся должны:

  • обладать входными знаниями и умениями, необходимыми для освоения курса «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»;

  • знать проблемы физико-химического мембранного разделения;

  • знать основные принципы функционирования биологических мембран;

  • владеть подходами к разработке высокоэффективных синтетических мембран для разделения жидких и газовых смесей, получения новых веществ;

  • уметь систематизировать основы научные знания по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в данной области науки и техники.


Знания, полученные при изучении курса «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» необходимы для освоения курсов «Нанохимия и нанотехнологии», «Хемометрика в спектроскопии», «Квантовая химия – перспективный метод идентификации соединений».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»

В ходе изучения дисциплины магистрант приобретает (или закрепляет) следующие компетенции:

- способность ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);

- умение принимать нестандартные решения (ОК-2);

- владение иностранным (прежде всего английским) языком в области профессиональной деятельности и межличностного общения (ОК-3);

- владеть современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);

- понимать принципы работы и умение работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).

Профессиональные компетенции:

В научно-исследовательской деятельности:

- наличие представления о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и применение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другие) (ПК-1);

- владение теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации) (ПК-3);

- умение анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме и самостоятельно составлять план исследования (ПК-4);

- способность анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);

- умение представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) (ПК-7);

В научно-педагогической деятельности:

- владение методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);

В организационно-управленческой деятельности:

- владение основами делового общения, навыками межличностных отношений и способности работать в научном коллективе (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • Теоретические основы современных методов мембранного разделения различных веществ;

  • Возможность практического применения мембранных технологий для решения конкретных задач.

Уметь:

  • Самостоятельно провести выбор материалов мембран, обеспечивающих разделение компонентов различных смесей;

  • Самостоятельно выбрать метод определения разделяемых компонентов.

Владеть:

  • способностью и готовностью проводить физико-химические расчеты с помощью известных формул и уравнений, в т.ч. с помощью компьютерных программ,

  • ориентированием в современной литературе по мембранным методам разделения, справочной литературой.


4. Структура и содержание дисциплины «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего 108 час., в том числе 68 аудиторных часа (34 лекц., 34 лабораторн.), 40 часов самостоятельной работы студентов. Итоговая форма отчетности – зачёт (с оценкой) в 3 семестре.
Табл.1. Структура и содержание дисциплины.



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям

семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекц.

Лаб.

СРС

Всего

1

Общая характеристика мембранных систем

3

1-3

6

6

8

20

Дискуссия.

Отчет по лаб. работам №1, 2.

2

Мембранные методы разделения в аналитической химии

3

4-6

6

6

8

20

Ролевая игра.

Отчет по лаб. работам №3 - 5.

3

Потенциометрические мембраны. Применение в анализе

3

7 – 9

6

10

8

24

Отчет по лаб. работам №6 - 8. защита лабораторных работ

4

Биологические мембраны

3

10-13

8

8

10

26

Отчет по лаб. работе №9.

Защита лабораторных работ.

Ролевая игра.

5.

Применение мембранных процессов в промышленности, биотехнологии, медицине

3

14-17

8

4

6

18

Защита рефератов, презентации




Итого: часов







34

34

40

108

Зачет с оценкой


4.1. Содержание рабочей программы.
Мембранная наука – междисциплинарная наука. Вклад в мембранную науку физика Нерста, электрохимика Гитторфа, физиолога Фена, физико-химика Вант-Гоффа, биохимика Михаэлиса, основоположника коллоидной химии Греема, создателя ультрамикроскопа Греема, химика-органика Штаудиргера, специалиста по гидродинамике Пробсгена, исследователя атомного ядра Флерова.

История мембранной науки

История создания микрофильтрации, ультрафильтрации и обратного осмоса и областей их применения.

Роль выдающихся ученых, лауреатов Нобелевской премии в создании мембранной науки.

Общая характеристика мембранных систем. Общая теория разделения (коэффициент разделения, эффективный коэффициент разделения), коэффициент обогащения, селективность, степень деления потоков.

Классификация мембран и мембранных процессов.

По природе движущих сил: баромембранные, концентрационномембранные (диффузионные), термомембранные и электромембранные процессы;

По природе мембран: биологические (набивные, живые), мембраны из модифицированных или регенерированных природных веществ, синтетические мембраны органического или неорганического происхождения.

Агрегатное состояние мембран.

Газовые мембраны. Твердые мембраны (пористые, сплошные, слоистые, гетерогенные, динамические)

Пористые мембраны: макропористые (неселективные подложки) и микропористые (стекла, керамика, жесткоцепные полимеры, гибкоцепные полимеры).

Сплошные мембранные материалы: полимеры, металлы, сплавы.

Массоперенос в прерывных системах. Особенности механизма селективного переноса.

Моделирование в мембранных процессах, разделение жидкостей и газов. Моделирование и изучение мембранных биореакторов, информационные системы по выбору мембранного оборудования.

Баромембранные и электромембранные процессы.

Классификация баромембранных методов (фильтрация, микрофильтрация, ультрафильтрация, нанофильтрация и обратный осмос).

Фильтрация. Отделение от газа и жидкости частиц с размером более 10 мкм, отделение от растворов и газов водных грибов, эритроцитов, цветочной пыльцы, пепла, угольной пыли, простейших микроорганизмов.

Метод ультрафильтрации. Ассиметричные мембраны из ацетилцеллулоида. Отделение коллоидных растворов и растворов ВМС от растворов электролитов для концентрирования фруктовых соков, кофе и др. пищевых продуктов (размеры частиц 0,01-0,1 мкм).

Метод микрофильтрации (размеры частиц до 0,01 мкм). Мембраны на основе нитратов и ацетатов целлюлозы. Применение для стерилизации воды, осветление и стабилизация вин.

Получение мембран для микрофильтрации, бомбардировка полимерных пленок продуктами радиоактивного распада.

Трековые (ядерные) мембраны. Технология изготовления (бомбардировка ионами 129 Хе)

Метод обратного осмоса (размеры частиц 0,0001 – 0,001 мкм). Применение для определения морских и солесодержащих вод.

Метод нанофильтрации (размеры частиц 0,001-0,01 мкм). Моделирование и теоретическое описание пористых и нанофильтрационных мембран. Применение для очистки водных растворов от органических веществ и минеральных примесей, разделение солей удаления гормонов.

Мембранные контакторы. Мезопористые мембраны (радиус пор – 0,05 – 2 мкм).

Классификация мембранных контакторов: газ/жидкость, жидкость /жидкость. Мембранные контакторы, предполагающие изменение фаз (мембранная дистилляция, астматическая дистилляция).

Создание барьерных мембранных структур с толщинами порядка 10-30 нм, способы создания основывающиеся на плазмохимических модификациях пленок ленглиора – блоджетт, формирование ленглиоровских пленок из полимеризующихся ПАВ, использование электрохимических, плазмохимических и фотохимических методов формирования субликронных слоев. Формирование состояния поверхности мембран с целью контролируемого изменения избирательного переноса. Реализация энергозависимого, активного транспорта целевых нейтральных компонентов. Поиск энергозависимы мембранных каталитических процессов.

Структурно – селективные и поверхностные свойства мембран. Селективность и скорость филдьтрации. Селективность мембран по отношению ионам определенного знака заряда. Работы Гитторфа. Числа переноса ионов.

Селективность жидких мембран. Работы В. Нернста и Е. Ризенфельда. Концентрационные изменения на границе раздела растворителей. Теория диффузионных и электродных потенциалов. Наличие фиксированных зарядов на стенках пор мембран.

Электролиз с заполнением мембранного пространства смешанным слоем гранулированных катионо – и анионообменников. Получение предельно чистой воды, электрохимического синтеза.

Модифицированные поверхности ультрафильтрационных мембран, формирование селективного слоя методом межфазной конденсации.

Методы исследования поверхности и определение размеров пор мембран (сканирующая электронная микроскопия, газоразделение, радиоспектроскопические ЭПР, ПМР высокого разрешения, спиновое эхо с градиентом магнитного поля, спектроскопические, гамма – спектроскопические и др.).

Численные методы расчета поверхности мембран работающих в непрерывном режиме. Математические модели.

Мембранные методы разделения в аналитической химии.

Проточные методы анализа – миниатюризированные технологические процессы, проточно – инжекционный (ПИА) и непрерывно – проточный (НПА) методы анализа.

Решение препаративных задач: выделение веществ в химических формах, наиболее удобных для последующего определения. Газодиффузионное выделение веществ через пористые полимерные мембраны. Использование мембран в системах пробоотбора в масс – спектрометрии. Парофазный анализ. Хроматомембранные методы разделения. Мембраны на основе полимеров различного функционального назначения – катионообменные, ультрафильтрационные, газоразделительные.

Потенциометрические мембраны.

Типы мембран ИСЭ. Современные представления о полимерных пластифицированных ионоселективных мембранах. Классификация мембран по типу электродноактивного вещества: ионообменники и нейтральные переносчики.

Электрохимические, эксплуатационные и аналитические характеристики сенсоров. Пределы функционирования (динамический диапазон) ИСЭ. Электродный потенциал и селективность ионообменных мембран. Влияние анионов на катионную функцию на основе нейтральных лигандов. Электродная селективность. Способы повышения селективности. Влияние растворителя – пластификатора на селективность мембран. Способы модификации мембран – использование ионообменных добавок, молекулярных сит. Новые подходы к созданию полимерных ИСЭ и к использованию их компонентов в сенсорике. Потенциометрические сенсоры: твердоконтактные и жидкоконтактные. Новые достижения в создании катионселективных электродов. Анионселективные электроды. Сенсоры на органические соединения. ИСЭ на основе электродноактивных полимеров. Мультисенсоргый анализ. Методы исследования электродных процессов и мембранного транспорта.

Биологические мембраны.

Функционирование биологических мембран. Типы биологических мембран: поверхностные (клеточные или плазматические) и внутриклеточные.

Функции биологических мембран. Состав биологических мембран (белки, липиды). Трансмембранные процессы биологических мембранах в неравновесном и в нестационарном режимах.

Особенности биологических мембран: наличие электрической разности потенциалов. Биохимическая реакция в живых системах в условиях ферментативного гетерокатализа. Процессы фотосинтеза и окислительного фосфорилирования. Взаимосвязь живых систем с окружающей средой.

Способы переноса веществ через биомембраны: простая диффузия (для неполярных молекул с небольшой молекулярной массой), облегченная диффузия (для ряда ионов), активный транспорт веществ, рецепторный захват и эндоцитоз (для крупных надмолекулярных комплексов).

Транспортные функции биомембран. Механизм ионной проницаемости мембран. Ионные каналы и мембранные рецепторы. Взаимодействие мембранных рецепторов с медиаторами (определенными биохимическими соединениями).

Теория рецепторов.

Одноцентровая модель. Пороговая модель. Капиллярная проницаемость. Методы исследования. Сложность применения к оценке проницаемости капиллярного русла.

Корреляции между проницаемостью клеточных мембран внутренних органов и эритроцитарных мембран. Состав эритроцитарных мембран. Влияние органических и неорганических веществ на проницаемость мембран эритроцитов. Изменение структуры мембран эритроцитов, повышение чувствительности к механическим воздействиям, токсическим факторам. Проницаемость эритроцитарных мембран для воды. Роль объемно – жидкостного фактора для диагностики различных патологий.

Применение мембранных процессов в химической, нефтехимической, пищевой промышленности, биотехнологии, медицине. Применение мембранных методов для очистки сточных вод, подготовки природных вод, очистки пищевых продуктов, разделения лекарственных веществ, разделения органических загрязняющих веществ, получения ультрачистой воды. Контроль микробного загрязнения питьевой воды. Ультрафильтрация молекулярных и мицелярных растворов ПАВ. Биологическая очистка сточных вод с использованием мембранных технологий. Анализ биологических объектов: фрагменты крупных белков ДНК и РНК, генов, аминокислот, разделение радионуклидов, ПАВ, полимеров, удаление следов нефти из рабочих растворов, изготовления аппаратов «искусственная почка», «искусственное легкое». Перспективы применения мембранных процессов в 21 веке. Целенаправленное формирование системы канальных наноструктур для трансмембранного переноса молекул и ионов, как конструкционных элементов объема мембран.

Применение мембран на основе полифениленфталамидов, варьирование химического состава групп, конфигурации цепи, степени гидратации и другие параметры наноструктуры полимерного материала.

Применение для удаления кислорода из воды, насыщение напитков СО2 , производство чистой воды из физиологических растворов для медицины, насыщение пива азотом. Разделение металлосодержащих смесей из воды; выделение органических соединений из водных растворов; выделение карбоновых кислот из ферментационных сред. Применение для концентрирования фруктовых соков. Сущность и ограничения мембранных контакторов.

4.2. Темы самостоятельной работы и практических работ


№ п/п

Неделя семестра

Темы самостоятельной работы студентов и практического занятия

Вид контроля

Практические работы

1

2

3

4

5

1

1

История мембранных технологий. Понятие мембранной фильтрации. Отличие фильтрации от ситования. Микрофильтрация, ультрафильтрация, диализ, обратный осмос.

Индивидуальный отчет.

Семинар.

2

2-3

Типы пористых перегородок. Особенности механизма селективного переноса: трансмембранный электромассоперенос, перенос вещества в мембранах на основе аморфно-кристаллических полимеров, ионообменных мембранах. Классификация мембран по их природе, природе движущих сил, агрегатному состоянию, размерам задерживающих частиц.

Оформление работ.

Работа №1. Технология получения поливинилхлоридных пластифицированных мембран.
Работа №2. Технология получения нанофильтрационных мембран (молекулярных сит) на основе водорастворимых ионных и неионных поверхностноактивных веществ.

3

4

Понятие баромембранных процессов разделения, их типы. Повышение селективности баромембранных методов.

Оформление работ.

Ролевая игра.

Работа №3. Определение размеров пор нанофильтрационных мембран с помощью электронной микроскопии.

4

5

Концентрационномембранные процессы. Понятия диффузионного га­зоразделения, первапорации, диализа.

Оформление работ.

Работа №4. Исследование поверхностных и объемных свойств мембран.

5

6

Характеристики термомембранных (мембранная дистилляция) и электромембранных (электродиализ) процессов.

Оформление работ.

Работа №5. Оценка разделяющей способности нанофильтрационных мембран при варьировании размеров порообразователей, природы и состава контактирующих растворов.

6

7

Жидкие и пластифицированные мембраны потенциометрических сенсоров. Возникновение электродного потенциала. Повышение селективности потенциометрических ионообменных мембран.

Оформление работ.

Работа №6. Определение Na+/K+ соотношения в биомембранах с применением селективных электродов.



1

2

3

4

5

7

8 – 9

Транспортные процессы в полимерных мембранах: перенос неорганических веществ, воды, газов, органических веществ, поверхностно-активных веществ.

Параметры мембранного транспорта: коэффициенты проницаемости, диффузии, распределения, поток вещества, степень обогащения, сорбционная емкость, разделяющая способность.

Оформление работ.

Работа №7. Определение проницаемости эритроцитарных мембран для воды методом спектра мутности.
Работа №8. Определение физико-химических параметров эритроцитарных мембран методом спектра мутности.

8

10

Проницаемость клеточных мембран. Функции эритроцитов. Диагностические биологические материалы.

Оформление работ.

Работа №9. Разработка нового тест-способа диагностики инфекционных заболеваний по показателю проницаемости эритроцитарных мембран.

9

11 - 13

Роль Na+/K+ соотношения для диагностики различных заболеваний. Проницаемость эритроцитарных мембран для ионов калия и натрия. Роль кальция в мембранном процессе. Особенности проницаемости мембран эритроцитов для воды.

Оформление работ.

Ролевая игра.

Защита лабораторных работ.

10

14 – 17

Применение мембранных процессов в промышленности, биотехнологии, медицине.

Реферат и презентация.

Итоговый семинар.

Представление презентаций.

5. Образовательные технологии

Проводятся ролевые игры по выбору материалов мембран для разделения отдельных веществ; практическому использованию мембранных технологий; мембранным методам разделения, используемым в анализе; мембранным процессам, протекающим в биологических в т.ч. эритроцитарных мембран.

Проводятся групповые дискуссии; готовятся презентации по различным темам; защищаются рефераты.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа магистрантов включает подготовку к ролевым играм, оформление и защиту лабораторных работ, подготовку и защиту рефератов.

Для самостоятельной работы магистрантов в научной бибилиотеке СГУ имеется в наличии учебно-методическая литература, в т.ч. и для подготовки, оформления и защиты лабораторных работ. Имеется электронный каталог по соответствующим темам курса.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости – выставление оценок «удов», «хорошо», «отлично» за отдельные виды занятий.

Формы и критерии оценивания результатов обучения по отдельным темам курса:

  • выполнение лабораторных работ;

  • выполнение отчетов к лабораторным работам;

  • защита лабораторных работ;

  • выполнение письменных домашних заданий;

  • изучение дополнительной литературы;

  • подготовка и участие в ролевых играх;

  • участие в дискуссиях;

  • подготовка презентаций, рефератов и их представление.


Темы рефератов к курсу

«Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»

  1. Нанофильтрационные полимерные пластифицированные мембраны (молекулярные сита).

  2. Методы исследования нанофильтрационных мембран.

  3. Диффузионный массоперенос в пластифицированных поливинилхлоридных мембранах.

  4. Количественные характеристики мембранного транспорта.

  5. Мембранно-биологическая очистка сточных вод.

  6. Мембранные фильтры для очистки питьевой воды. Типы фильтров. Принцип действия.

  7. Преимущества и недостатки мембранных фильтров для очистки воды перед сорбционными.

  8. Практическое применение мембранных установок для разделения газов.

  9. Биологические мембраны клетки, их строение, химический состав, функции.

  10. Водно-солевой обмен в организме человека.

  11. Транспорт веществ через биологические мембраны.


Требования к реферату:

Реферат по выбранной теме должен иметь следующую структуру:

  • введение, определяющее обоснование выбора темы;

  • анализ проблемных ситуаций, сложившихся или складывающихся в данной предметной области;

  • описание используемых способов разрешения проблемных ситуаций по данным отечественных и зарубежных источников;

  • выводы, отражающие личное мнение магистранта по эффективности используемых способов разрешения проблемных ситуаций для российской науки и/или образования;

  • список использованных литературных источников, оформленных в соответствии с требованиями библиографических стандартов;

  • список использованных информационных ресурсов с указанием адреса сайта, индекса страницы и др.


Магистранты готовят также презентацию в Power Point для представления на докладе.
Контрольные вопросы к курсу для проведения текущего контроля

1.История создания микрофильтрации, ультрафильтрации и обратного осмоса и областей их применения.

2. Роль выдающихся ученых, лауреатов Нобелевской премии в создании мембранной науки.

3. Общая характеристика мембранных систем. Общая теория разделения

4. Классификация мембран и мембранных процессов.

5. Агрегатное состояние мембран.

6. Газовые мембраны.

7. Твердые мембраны (пористые, сплошные, слоистые, гетерогенные, динамические).

8. Пористые мембраны.

9. Сплошные мембранные материалы: полимеры, металлы, сплавы.

10. Массоперенос в прерывных системах. Особенности механизма селективного переноса.

11. Моделирование в мембранных процессах.

12. Баромембранные и электромембранные процессы.

13. Трековые (ядерные) мембраны. Технология изготовления.

14.Метод обратного осмоса. Применение для определения морских и солесодержащих вод.

15.Метод нанофильтрации.

16.Мембранные контакторы.

17. Структурно – селективные и поверхностные свойства мембран.

18. Селективность жидких мембран.

19. Методы исследования поверхности и определение размеров пор мембран.

20.Численные методы расчета поверхности мембран.

21. Мембранные методы разделения в аналитической химии.

22.Потенциометрические мембраны.

23. Способы модификации мембран.

24.Биологические мембраны.

25.Функционирование биологических мембран. Функции биологических мембран.

26.Трансмембранные процессы биологических мембранах в неравновесном и в нестационарном режимах.

27.Проницаемость эритроцитарных мембран для воды.

28.Применение мембранных процессов в химической, нефтехимической, пищевой промышленности, биотехнологии, медицине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине»

а) основная

1. Ищенко А.А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2 т.М.: Академия, 2010. – 352 с.

2. Золотов Ю.А. Основы аналитической химии В 2-х кн. М.: Высш.шк., 2004.

б) дополнительная

1. Кулапина Е.Г. Электрохимические методы анализа. Изд-во Саратовского университета, Саратов. 2007, 108с.

2. Кулапина Е.Г., Чернова Р.К., Кулапин А.И. Потенциометрические сенсоры для определения синтетических поверхностно-активных веществ. Изд-во «Научная книга». Саратов, 2008. 179с.

3. Хванг С-Т., Каммермейер К. Мембранные процессы разделения. М.:Мир. 1981. 464 с.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Кулапина Е.Г. и др. Электронное учебное пособие «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине», Саратов 2013. 100с: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/721.pdf.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Оверхед-проектор и прозрачные пленки.

2. Слайдпроектор.

3. Электроды.

4. Аппаратура.

5. Реактивы.

6. Программное обеспечение.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО №547 от 20 мая 2010 года с учетом рекомендаций и Примерной ОПП ВПО по направлению подготовки 04.04.01.68 Химия и профилю Химия синтетических и природных веществ.
Автор: д.х.н., проф. Кулапина Е.Г.
Программа одобрена на заседании кафедры аналитической химии и химической экологии от 6 мая 2014 года, протокол № 13.
Зав. кафедрой аналитической химии

и химической экологии, д.х.н., доцент Русанова Т.Ю.
Директор Института химии

д.х.н., профессор Федотова О.В.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
«Аналитическая химия» и выполнения профессиональных задач по выбору конкретных методов и методик анализа реальных объектов окружающей...
Институт химии утверждаю iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Солнечной системы и Земли, процессах, происходящих в них, и факторами, обусловливающими природных катастроф космического и земного...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Ооп. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания, приобретенные им в результате освоения дисциплин «Математика»,...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
«Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
Институт химии утверждаю iconПриложение 3 Федеральное агентство научных организаций России Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева
Институт химии утверждаю iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт»
Институт химии утверждаю iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Институт химии утверждаю iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск