Институт химии утверждаю





Скачать 224.51 Kb.
НазваниеИнститут химии утверждаю
Дата публикации08.05.2015
Размер224.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

профессор Е.Г. Елина
___________________________

"__" __________________2013 г.


Рабочая программа дисциплины
«ЭКОЛОГИЯ»


Направление подготовки

280700 – техносферная безопасность

Профиль подготовки

Промышленная безопасность технологических процессов и производств

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2013
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Нормирование и контроль качества окружающей среды» является освоение и понимание студентами значимости экологии, как важнейшего компонента современного естествознания, основных экологических законов формирования окружающей среды, взаимосвязей абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, места в этой среде человека и человечества, причин изменений в природной среде при воздействии человеческой деятельности, особенностей влияния химических загрязнений различной природы на отдельные организмы и на биосферу в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экология» относится к вариативной части математического и естественного цикла ООП. Для успешного усвоения дисциплины студент должен иметь знания, приобретенные им в результате освоения дисциплин «Математика», «Физика», «Общая и неорганическая химия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «история природных и техногенных катастроф», а именно:

- основные законы неорганической и органической химии, окислительные и восстановительные реакции;

- написания основных химических реакций между органическими и неорганическими соединениями;

- основные законы взаимодействий на атомном и молекулярном уровне, виды и превращения энергии, вещества;

- законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях;

- классификацию живых существ, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

Изучение дисциплины позволит овладеть знаниями и умениями, необходимыми для освоения последующих дисциплин «Территориальная специфика антропогенного воздействия на окружающую среду», «Опасные производства Саратовской области», «Радиационная и химическая защита», «Инженерная защита окружающей среды», «Ноксология», «Управление техносферной безопасностью», «Нормирование и контроль качества окружающей среды».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Экология» формируются следующие компетенции:

компетенции гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);

владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (OK-11);

способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);

пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);

способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);

способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать:

- основные теоретические положения, термины, факторы, законы современной экологии;

- особенности строения, закономерности функционирования, условия стабильности биосферы и её биохимические циклы;

- роль абиотических и биотических факторов среды;

- механизмы адаптации человек к неблагоприятным условиям;

- причины обострения экологической ситуации, экологического кризиса;

- основные законы и механизмы функционирования и развития экосистем, законы сохранения равновесия в природе, значение круговорота элементов природе;

- принципы движения потоков энергии в экосистемах;

- влияние деятельности человека на экосистемы.

- принципы охраны природы и рационального природопользования;

- экологическую обстановку в Саратове и Саратовской области.


• Уметь:

- применять в учебном процессе базовые экологические знания, способствующие развитию личностного отношения к объектам природы и общества, а также утверждающие активную жизненную позицию и формирующие мировоззренческие ориентиры на основе новых экологических концепций;

- анализировать последствия антропогенного воздействия на природу;

- оценивать степень экологической опасности антропогенного воздействия на окружающую среду.

• Владеть:

- навыками проведения несложных экологических обобщений (расчетов) и делать выводы в отношении конкретных экологических ситуаций;

- продуктивно пользоваться нормативными документами, экологическими справочниками и другой экологической документацией для анализа конкретных экологических ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов (36 лекционных, 72 самостоятельной работы), форма отчетности – зачет в 3 семестре.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неде-ля семе-стра

Виды учебной работы, включая самостоятель-ную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа

Всего часов

1

Введение

3

1

2

-

4

6

Устный отчет.

2

Основные компоненты биосферы Земли. Характеристика атмосферы, литосферы, гидросферы.

3

2

2

-

4

6

Устный отчет.

3

2

-

4

6

Устный отчет.

4

2

-

4

6

Устный отчет.

5

2

-

4

6

Тестовые задания.

3

Биогеохимические циклы химических элементов. Круговороты веществ в биосфере. Взаимодействие организма и среды.

3

6

2

-

4

6

Устный отчет.

7

2

-

4

6

Защита рефератов.

8

2

-

4

6

Тестовые задания.

Защита рефератов.

4

Антропогенные воздействия на биосферу (атмосферу, литосферу, гидросферу). Особые виды воздействия на биосферу. Отходы производства и потребления.

3

9

2

-

4

6

Защита рефератов

10

2

-

4

6

Защита рефератов

11

2

-

4

6

Защита рефератов

12

2

-

4

6

Тестовые задания.

Защита рефератов

13

2

-

4

6

Устный опрос.

Защита рефератов.

5

Энергетические проблемы общества.

3

14

2

-

4

6

Защита рефератов.

6


Природные ресурсы и их использование. Охрана окружающей среды. Рациональное природопользование.

3

15

2

-

4

6

Защита рефератов.

3

16

2

-

4

6

Устный отчет.

Защита рефератов.

7


Экологическая оценка состояния окружающей среды г. Саратова

3

17

2

-

4

6

Лекция-беседа.

Защита рефератов.

8

Отравляющие вещества. Объекты по хранению и уничтожению химического оружия.

3

18

2

-

4

6

Защита рефератов.




Итоговая аттестация







36




72

108

Зачет

Содержание учебной дисциплины
Лекции
Введение.

Основные понятия экологической науки. Термины и определения. Направления экологии. Взаимосвязь экологии с биологическими науками. Подразделения экологии. Биосфера. Основные компоненты геосферы Земли. Структура и функции биосферы. Состав биосферы. Биогеохимические принципы Вернадского.
Часть I. Основные компоненты биосферы Земли. Характеристика атмосферы, литосферы, гидросферы.
Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Составные части атмосферы. Озоновый слой. Тепловой режим атмосферы и поверхностный слой земли. Вода в атмосфере. Функции атмосферы. Некоторые химические реакции, протекающие в атмосфере.

Литосфера. Состав и строение литосферы. Химический состав литосферы. Геологические циклы. Почвенные ресурсы. Состав и строение почвы. Химический состав почвы. Почвообразование. Химические свойства почв. Плодородие почвы. Почва как среда обитания. Функции почвы.

Гидросфера. Состав гидросферы. Мировой океан. Подземные воды. Льды и снега. Малые составляющие гидросферы. Химический состав Мирового океана. Формирование состава Мирового океана. Свойства вод Мирового океана. Ресурсы Мирового океана и их значение. Химический состав пресных вод. Формирование состава пресных вод. Свойства пресных вод. Роль пресных вод на Земле.
Часть II. Круговороты веществ в биосфере. Взаимодействие организма и окружающей среды.
Биогеохимические циклы химических элементов. Круговороты кислорода, азота, углерода, фосфора в биосфере.

Круговороты серы, воды, биогенных элементов в биосфере.

Взаимодействие организма и среды. Классификация живых организмов на земле. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Основные представления об адаптациях организмов. Лимитирующие факторы. Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты. Принципы экологической классификации организмов. Ресурсы живых существ как экологические факторы.

Часть III. Антропогенные воздействия на биосферу.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Проблемы локального и глобального загрязнений воздушной среды. Загрязнители воздуха. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Защита атмосферы. Требования к выбросам в атмосферу. Способы очистки газовых выбросов.

Антропогенные воздействия на литосферу. Проблемы загрязнения почвенных экосистем. Источники загрязнения почв. Загрязнение почв удобрениями. Эрозия почв. Деградация почв. Средства защиты литосферы. Радиация в биосфере.

Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнения природных вод. Средства защиты гидросферы. Очистка и самоочистка воды. Характеристики сточных вод и виды их загрязнителей. Методы очистки сточных вод.

Особые виды воздействия на биосферу. Загрязнение среды отходами производства и потребления. Шумовое воздействие. Биологическое загрязнение. Воздействие электромагнитных полей и излучения.

Отходы производства и потребления. Классификация и виды промышленных и бытовых отходов. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Опасные свойства отходов согласно ФККО и приложения Ш к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 24 ноября 1994 года № 49-ФЗ. Классы опасности отходов. Порядок установления объёмов образования и лимитов на размещение отходов на предприятиях. Утилизация и переработка отходов.

Энергетические проблемы общества.

Энергия – проблемы роста потребления. Современные тенденции развития энергетики. Кризис топливных ресурсов и энергетики. Характеристика электростанций. Альтернативные источники энергии.


Природные ресурсы и их использование.

Виды и классификация природных ресурсов. Климатические ресурсы. Природные условия и ресурсы России.

Охрана окружающей среды. Рациональное природопользование. Основные положения и понятия рационального природопользования. Экология и рациональное природопользование. Экологическая доктрина Российской Федерации. Основные направления государственной политики в области природопользования. Управление природопользованием.

Экологическая оценка состояния окружающей среды г. Саратова.

Состояние окружающей среды и природных ресурсов. Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения. Особо охраняемые природные территории и культурное наследие. Экологическая характеристика г. Саратова и муниципальных районов области. Влияние производственной и иной деятельности на окружающую среду. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

Отравляющие вещества. Международные соглашения о запрещении отравляющих веществ. Основные термины и понятия. Классификация отравляющих веществ. Пути проникновения отравляющих веществ внутрь организма. Физико-химические и боевые свойства отравляющих веществ. Дегазирующие растворы. Объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Экологический мониторинг на объектах по хранению и уничтожению химического оружия.

4.2. Темы самостоятельной работы и лабораторных работ


№ п/п

Неделя

семестра

Темы самостоятельной работы студентов

Вид

контроля

Лабораторные работы




1

2

3

4

1.

1-5

Строение, структура и свойства основных компонентов биосферы.

Тестовые задания.




2.

6-8

Круговороты веществ в биосфере. Взаимодействие организма и среды.

Устный отчет. Тестовые задания.

Рефераты




3.

9-13

Антропогенные воздействия на биосферу.

Устный отчет. Рефераты. Тестовые задания.




4.

14

Энергетические проблемы общества.

Рефераты.




5.

15-16

Природные ресурсы и их использование. Охрана окружающей среды. Рациональное природопользование.

Устный отчет.

Рефераты.




6.

17

Экологическая оценка состояния ОС г. Саратова

Рефераты.




7.

18

Отравляющие вещества. Объекты по хранению и уничтожению химического оружия.

Рефераты.





5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- интерактивные лекции с элементами междисциплинарного и дистанционного обучения.





№ п/п

Тема занятия

Интерактивные методы обучения

Коли-чество часов

1

Отходы производства и потребления.

Лекция-опрос

2

2

Энергетические проблемы общества.

Проблемная лекция

2

3

Экологическая оценка состояния окружающей среды г. Саратова

Лекция-беседа

2

Всего:

6



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Предусмотрены следующие виды самостоятельной работы:

- работа с конспектом лекции;

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и работа над учебным материалом;

- работа со словарями и справочниками;

- использование источников Интернета;

- подготовка рефератов.
Форма итогового контроля – зачет.
Примерные темы рефератов:

1. Природные катаклизмы.

2. Влияние автотранспорта и автозаправочных станций на экологическую ситуацию в города.

3. Загрязнение окружающей среды суперэкотоксикантами.

4. Заповедники: сущность и предназначение. Заповедники Саратова и Саратовской области.

5. Экологическое образование, воспитание и культура человека.

6. Лес и человек.

7. Химия в быту. Достоинства и недостатки современных синтетических моющих средств.

8. Оценка воздействия отходов на окружающую среду.

9. Воздействие Балаковской атомной станции на окружающую среду Саратова и Саратовской области.

10. Вредные органические вещества, воздействие и нормирование.

11. Вредные неорганические вещества, воздействие и нормирование.

12. Понятие о мониторинге. Виды мониторинга.

13. Экологические проблемы выживания (транспорт, шум, излучения и человек).

14. Качество продуктов питания. Пищевые добавки.

15. Утилизация бытовых отходов. Раздельный сбор отходов и их сортировка. Вторичное использование. Способы переработки.

16. Экологически неблагополучные регионы России.

17. Методы охраны окружающей среды на промышленном предприятии.

18. Консерванты. Применение и роль в пищевых продуктах.

19. Экологический мониторинг окружающей среды.

20. Производственный экологический контроль на промышленных предприятиях.

21. Методы очистки сточных и бытовых вод на промышленных предприятиях.

22. Методы очистки выбросов загрязняющих веществ на промышленных предприятиях.

23. Рекультивация загрязненных земель.

24. Полигоны захоронения промышленных и бытовых отходов.
Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата по примерному перечню, приведенному ранее, или предложить преподавателю свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, разработка которой не противоречит содержанию и требованиям учебной дисциплины. Тема и содержание реферата должны отражать основные направления и разделы учебной дисциплины.

Для охвата всей тематики учебного курса можно ограничивать число студентов по отдельным темам (например, на одну тему – не более трех студентов). Возможно выполнение комплексных тем группой студентов (2-5 чел.). В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.

Написание реферата должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения исследовательских задач и ситуаций в природоохранной деятельности предприятия.

Студенту необходимо продемонстрировать умение собирать из разнообразных литературных источников содержательную научную и статистическую информацию. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план и структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет перечень необходимой литературы и других материалов. В процессе работы студент учится самостоятельно обрабатывать полученные материалы, правильно структурно располагать их, анализировать, вырабатывать собственные рекомендации, делать грамотные выводы, оформлять работу в соответствии со стандартными требованиями.

Структура реферата должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы следует иллюстрировать рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать исчерпывающие пояснения.

В содержание реферата обязательно входит:

– краткая аннотация (до 0,5 страницы),

– введение, где указываются актуальность, цель, задачи и методологическая база их решения, объект, предмет и методы исследования,

– основная часть, в которой подробно описываются изучаемые вопросы с обязательным указанием источников научной информации, приводятся обработанная информация в удобном для восприятия виде с расчетами, таблицами, графиками и рисунками,

– заключение,

– список использованных источников, содержащий не менее 10 наименований по стандартным правилам

– приложение, которое оформляется при необходимости помещения дополнительного, вспомогательного демонстрационного материала, который загромождает текст, с целью более полного раскрытия содержания темы научного исследования.

Общий объем работы должен составлять примерно 10–15 машинописных страниц, формат листа – А-4 (210 × 297), набранных 14 шрифтом «Times New Roman» через один интервал с полями сверху и снизу по 25 мм, справа 15 мм и слева 30 мм, выравнивание текста осуществляется по краям.

По реферату представляется доклад перед преподавателем и другими студентами группы. При этом студентам необходимо грамотно показать знания терминологии, теоретических положений и практических методов экологического менеджмента.

При проведении зачета учитываются уровни самостоятельности, творческой активности и оригинальности при выполнении студентом работы в плановые сроки.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Экология: учеб. для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 17-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 600 с.

2.  Экологические основы природопользования: учебник / М. В. Гальперин. - 2-е изд., испр. – М.: Форум:Инфра-М, 2011. – 255 с.

3. Экология: учебник / И. А. Шилов. - 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2006. – 511 с.

б) дополнительная литература:

1. Человек и биосфера: глобальное изменение климата [в 2 ч.]: учебник / А. Е. Воробьев, Л. А. Пучков. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006.
- 911 с.

2. Общая экология: учебник / А. К. Бродский. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 253 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.mnr.gov.ru/ - сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ


http://rpn.gov.ru/ - сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

http://www.ecoindustry.ru/ - Научно-практический журнал «Экология производства»

http://www.ekologprom.ru/ - Научно-технический журнал «Экология и промышленность России»

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийный проектор
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки «Техносферная безопасность».

Авторы:
д.х.н., профессор Кулапина Е.Г.
к.х.н., доцент Макарова Н.М.
Программа одобрена на заседании кафедры аналитической химии и химической экологии

от 29 августа 2013 года, протокол № 1.

Зав. кафедрой аналитической

химии и химической экологии, д.х.н. Русанова Т.Ю.
Директор Института химии

д.х.н., профессор Федотова О.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Дисциплина «Мембранные процессы в технологии, анализе и медицине» относится к вариативным дисциплинам профессионального цикла ооп...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
«Аналитическая химия» и выполнения профессиональных задач по выбору конкретных методов и методик анализа реальных объектов окружающей...
Институт химии утверждаю iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Целью дисциплины является изучение общих законов и принципов химии для последующего использования в межпредметных дисциплинах и специальных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Институт химии утверждаю iconИнститут химии утверждаю
Солнечной системы и Земли, процессах, происходящих в них, и факторами, обусловливающими природных катастроф космического и земного...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
«Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Институт химии утверждаю iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
Институт химии утверждаю iconПриложение 3 Федеральное агентство научных организаций России Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт металлоорганической химии им. Г. А. Разуваева
Институт химии утверждаю iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Багрова А. Я., канд пед наук, доцент, факультета иностранных языков ноу впо «Новый гуманитарный институт»
Институт химии утверждаю iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Институт химии утверждаю iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск