Скачать 121.24 Kb.
|
Муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка» 630005, г. Новосибирск ул. Крылова, 42 , тел./факс: (383) 224-92-07, 224-92-83 E-mail: sadik117@gmail.com ПРОЕКТ «Дикие животные нашего края зимой» Авторы: Николаева Е.В., воспитатель высшей квалификационной категории Ярлыкова И.Ю. Новосибирск 2013 Время реализации: 2 недели. Тип проекта: исследовательский - творческий Участники проекта: - дети старшей группы (5-6 лет); - воспитатели: Николаева Елена Витальевна,высшей квалификационной категории, Ярлыкова Ирина Юрьевна - музыкальный руководитель: Швацкая Нина Владимировна, высшей квалификационной категории; - учитель-логопед: Каленова Ирина Альфредовна, высшей квалификационной категории; - сотрудники Краеведческого музея - родители группы Краткая аннотация проекта. Проект будет выполняться педагогическим персоналом МКДОУ 117. Создается данный проект для того, чтобы дети получили определенные представления о природе родного края, научились видеть уникальность края, в котором живут, бережно к нему относиться, для того, чтобы эти знания смогли повлиять на формирование у детей гуманистического мировоззрения. Цель данного проекта: составить систему работы по ознакомлению с жизнью диких животных нашего края зимой для дошкольников старшей группы в непосредственно образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности. Задача проекта состоит в достижении единства образовательных, воспитательных и развивающих задач. В результате проекта получится осознание взрослыми и детьми необходимости изучения природы родного края, бережного к ней отношения, осознание себя гражданином своей малой и большой Родины, так как данный проект предусматривает осуществление экологического воспитания на базе краеведческого материала. Проект будет проводиться в течение 2 недель на базе МКДОУ № 117. Для воплощения проекта в жизнь необходимы следующие ресурсы: -материальные; -технические; -педагогические; -методические пособия; -программы; -перспективный план. Для решения проблемы по воспитанию любви к природе родного края и бережного к ней отношения необходимы: - накопление и систематизация материала о родной природе, об обитателях сибирских лесов, об особенностях их жизни зимой, осознание их уникальности; -осознание себя ответственным за состояние родной природы; -выработка и усвоение новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным богатствам, к природе в целом. Дети, получившие определенные знания о природе своей малой Родины, будут бережно относиться и к своему родному краю, и к своей большой стране . Это может повлиять на становление нравственности ребенка, на формирование у него не только бережного отношения к природе в целом, но и на формирование здоровой гражданской позиции – позиции патриота своей Родины. Цели и задачи проекта. Цель данного проекта : изучение природы своего родного края, формирование чувства любви к нему. Это предполагает активную деятельность по изучению и охране природы своего края. Цель экологической работы –формирование гуманистического мировоззрения достигается по мере решения в единстве следующих задач: 1.Образовательных: - систематизировать знания детей о представителях дикой природы родного края, их образе жизни зимой, -накапливать знания и представления об окружающем, дать понимание того, как прекрасна и неповторима природа нашего края. 2. Развивающих: - развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор, познавательные способности, активность, любознательность, развивать и обогащать речь; - развивать ценностное отношение с своему краю; - развивать творческие способности. 3. Воспитательные: - воспитывать у детей желание к совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к природе родного края. Практическая значимость результатов проекта. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать любознательную, ответственную, образованную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением. Поэтому воспитание, основанное на знакомстве с природой, раскрытии природных связей, поможет детям глубже узнать ее представителей, осознать уникальность природы родного края, усвоить правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а станут осознанными убеждениями каждого ребенка. Перспективы дальнейшей деятельности: - продолжать знакомить детей с природой своего родного края; - продолжать накапливать и систематизировать материал по экологии и краеведению в МКДОУ; - создать учебные презентации и слайд - программы для детей по теме проекта. Актуальность и педагогическая целесообразность Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении. Ребенок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка. Обращение к природе развивает у детей умственные особенности, логическое мышление, речь. А переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания детей средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного «гнезда», родного края к родному Отечеству .Природа нашего края богата и уникальна. Знакомя с ней детей, нам захотелось, чтобы они глубже узнали ее, почувствовали ее красоту. Так появился проект «Дикие животные нашего края зимой». Данный проект призван развить интерес детей к зимней жизни животных и тем самым приблизиться к выполнению приоритетной задачи экологического воспитания, которая заключается в формировании гуманного отношения детей к живой природе. Виды деятельности
Предполагаемые результаты:
Этапы работы над проектом 1 этап. Подготовительный. На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа: - подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; - подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; - адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; - подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты; - проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность. Считаем, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, мы постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини - центры: - центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей; - центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания; - книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки, альбомы; - игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре; - центр театрализации. Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации проекта. На родительском собрании мы познакомили их с целью и основными задачами проекта. Формы работы с детьми:
Второй этап. Он состоит из несколько шагов: 1-й шаг Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы: (Ответы детей записывались на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка). В ходе данного обсуждения определились проблемные вопросы проекта:
– как мы будем искать ответы на эти вопросы ? (Снова записываются ответы детей). Ответы детей определили содержание проекта, причем принимались всякие ответы, какими бы они не были. Ответы периодически зачитывались и обобщались. После этого вывешивались карточки с методами исследования: “Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к Интернету”. Такой метод исследования формирует первичные проектные умения, умение извлекать информацию (при помощи родителей и педагогов). Чтобы заразить детей поисковой активностью воспитатели сами были погружены в познавательную литературу, искали для себя новые сведения о жизни животных нашего края зимой. 2-й шаг Сбор информации с помощью родителей. Используя проблемные методы, педагоги стимулировали детскую познавательную активность. Чтобы ответить на некоторые вопросы, дети обращались за помощью к родителям. Домашние задания помогали больше узнать полезной информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, педагоги учили детей фиксировать ее. Такие упражнения, как: “Напиши письмо животному”, “Узнай по описанию”, “Угадай, кто это”, “Говорящие рисунки” и другие помогали в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя» 3-й шаг Организация разнообразной деятельности
- рисование« Хитрая рысь»; «Лесные жители», - пластилинография « Медвежья берлога», - макет «Обитатели зимнего леса»
Во время организации разнообразной деятельности педагоги обращали внимание на успешность каждого ребенка, поощряя любую инициативу. Выставки, обсуждения и обмен информацией в «Папках исследователя» стимулировало творческую активность каждого. Очень важный момент в проектной деятельности - выбор продукта проектной деятельности. От его выбора зависело, насколько проект будет интересным и увлекательным. Дети решили, что это должна быть презентация и выставка сделанных совместно с родителями мини- книжек о животных, создание из подобранных вместе с родителями загадок о диких животных наших лесов книги «Загадки о животных» и показ спектакля. К заключительному этапу дети готовились не только с воспитателем, но и с родителями. Совместное выступление имело огромное воспитательное значение: дети испытывали гордость за родителей, которые так много знают. Итоговые мероприятия:
В конце проекта мы провели самоанализ, отвечая на следующие вопросы: – Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? – Что не удалось? – Чему научились дети? Результаты проекта Мы сделали выводы, что за период проделанной работы
Только в совместной творческой деятельности можно добиться положительных результатов! Литература 1. С.Н.Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г. 2. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г. 3. С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,1973 г. среда 4. О.В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и расширение словаря... | Дикие и домашние животные. Цели План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой». Совершенствование грамматического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»; выявить особенности жизни диких и домашних животных;... | ||
Рабочая программа по биологии (II ступень обучения) ... | Тема урока: Смешанные леса «Смешанный лес», «Редкие растения и животные нашего края», «Это удивительное животное – бобр» | ||
Конспект урока «Дикие и домашние животные» План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Тема: «Дикие звери зимой» Оборудование: Рисунки, плакаты, схемы о зимовье животных, выступление учеников (костюмы) | ||
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Тема: «Дикие и домашние... Необходимое техническое оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, презентация, цветные карандаши, анаграмма... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с историей дворянских династий нашего края, с людьми нашего края, прославившие Отечество и почитаемые из века в век | ||
Тема: Дикие животные: ёж Выполним гимнастику, чтобы помочь себе правильно произносить звуки и слова. «Часики» | Конспект занятия Тема: Дикие животные Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Конспект занятий во 2 младшей группе. Тема: Дикие и домашние животные Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007 | Презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик» Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие Животные», познакомить с обобщающим понятием |