Скачать 245.14 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра английского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСпо дисциплине «Лингвострановедение и страноведение (США и Великобритании)» для специальности – 050303 «иностранный язык» Утвержден на заседании кафедрыанглийского языка « 30 » августа 2005., протоколом № 1. Воронеж – 2006 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык Квалификация учитель иностранного языка «…ДПП.Ф.07 - Лингвострановедение и страноведение Введение в страноведение и лингвострановедение. Роль страноведческой и лингвострановедческой компетенции в реализации адекватного общения и взаимопонимания представителей разных культур. Языковые реалии со страноведческой направленностью. Основные этапы истории страны изучаемого языка. Памятники культуры, сохранившиеся на ее территории. Языковые реалии, связанные с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими и социальными ассоциациями. Страноведение и лингвострановедение. Географическое положение и природные условия страны изучаемого языка. Заповедники, национальные и региональные парки. Проблема охраны окружающей среды. Национальный и социальный состав населения. Демографические и социальные проблемы. Государственное устройство и общественно-политическая жизнь страны. Административно-территориальное деление страны и местные органы самоуправления. Общая характеристика экономики страны. Основные этапы образования Европейского Союза и отношение к нему разных слоев населения (для европейских стран). Переход к единой европейской валюте (для стран Европы). Культура страны. Национальные традиции и праздники страны изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с географическими понятиями (названия морей и океанов, особенности береговой линии, рельефа, климата и растительности и т.п.), особенностями национальной культуры, общественно-политической жизни, государственным устройством, экономикой, традициями и обычаями страны изучаемого языка…» ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка Программа учебной дисциплины «Лингвострановедение и страноведение (США и Великобритании)» для специальности – 050303 «иностранный язык» Всего: 90 часовИз них: аудиторных – 58 час. практических – 18 час. лекционных – 40 час. СРС – 32 час. Форма отчетности: экзамен - 9 семестр по учебному плану 2000 г. Составитель: к. ф. н., доц. Хренова Н. Ф. Воронеж – 2006ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа рассчитана на студентов 4 и 5 курсов и представляет собой по сути один документ, с едиными целями и задачами, несмотря на то, что курс страноведения читается на 4 и на 5 курсах. В рамках одного курса вряд ли можно подготовить и осуществить достаточно полное изложение материала об основных англоязычных странах. Поэтому выбраны только Англия и США с очень небольшими вставками по Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии. Данная рабочая программа опирается также на курс лингвострановедческой практики, который был введен на кафедре в 1988 году. Цели. При составлении программы мы исходили из того, что как это ни парадоксально, собственно языковых знаний совершенно недостаточно для успешного овладения языком. Язык, в конечном счете, невозможно освоить успешно, если лингвистическая информация не сопровождается фактами, относящимися к историко-культурному фону, т.е. к той естественной среде, в которой живет и развивается язык. Основная цель курса страноведения – развитие социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, стратегической и речевой компетенций – дадут студенту возможность познакомиться со страноведческими реалиями, с основными понятиями и сведениями по истории, политике, экономике, культуре, географии и демографии Англии и США. Иными словами, речь идет о политико-культурологической ориентации студента, что особенно важно при изучении иностранного языка вне сферы его естественного использования.Образовательными целями курса является развитие учебно-познавательной компетенции – умений поиска необходимой текстовой и мультимедийной информации с использованием также сети Интернет; информационной компетенции – умение работать с цифровыми технологиями. Развивающими целями курса является развитие социальной компетенции и социально-профессиональной компетенции. Воспитательной целью курса является развитие у студентов ценностно-смысловой компетенции и личностной компетенции. Квалификационные требования. По завершении курса студент должен овладеть достаточно широким спектром культурологических знаний/ понимая культуру в широком смысле, как отражение разнообразной деятельности человека / и знаний в области политологии, касающихся США и Англии. Студент должен ясно представлять, что наряду с общенациональной культурой западное общество создало условия для процветания / или регресса / и развития культур «коммьюнити», культур «с маленькой буквы», удельный вес которых постоянно растет. Он должен знать основы политического устройства изучаемых государств, специфику соотношения законодательной, исполнительной и судебной властей, понимать различия между полномочиями правительств и парламентов, между президентской формой правления и конституционной, в том числе конституционной монархией. Студент должен знать систему образования США и Англии, уметь полно осветить организацию и работу средств массовой информации, знать особенности экономического развития изучаемых стран. Помимо этого, он должен уметь адаптировать полученную информацию, чтобы использовать ее на занятиях по английскому языку в учебных заведениях или во время внеклассной работы. Студент, наконец, должен владеть основными статистическими данными, отражающими жизнь государства. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Великобритания. Тема 1. Географическое понятие Британии и политическое понятие Великобритании. Дается географическое положение Британии, ее деление на составные части. Характеристика наиболее крупных островов, входящих в состав Великобритании. Рельеф страны: равнины, горы, моря, реки, озера. Столицы четырех основных частей Великобритании, самые крупные их города, основные порты, минеральные ресурсы. Климат. Растительность. Животный мир. Заповедники, национальные парки, охрана окружающей среды. Тема 2. Исторический обзор: Англия Шотландия, Уэльс, Ирландия. Исторический обзор возникновения и развития страны. Основные даты становления государства. Основные королевские династии. Тема 3. Британская монархия. Анализируются истоки британской монархии, официальные права королевы и причины наличия декоративной королевской власти. Помимо сведений о королевской семье, прослеживаются взаимоотношения кабинета министров, парламента и монарха. Тема 4. Монархия и аристократия. Исследуется британское понятие об аристократии, отличное от того, что сложилось во Франции, Бельгии и т.д. Дается «краткая биография» британской аристократии, указаны факторы, позволившие ей выжить в сильно обновленном обществе. Исследуются социальные институты, которые хранят прежние традиции и создают эксклюзивную касту. Крен в сторону «меритократии» в ущерб аристократии. Тема 5. Общая статистика. Государственное устройство Великобритании. Материалы этой темы в основном связанны с демографической ситуацией, распределением рабочих и интеллектуальных ресурсов. Кроме того, наличие достаточно самостоятельных территорий, находящихся под британским влиянием и протекторатом, а также остатки колониальной империи и членство в британском содружестве требуют четкого изложения и пояснений. Тема 6. Британский парламент. Краткая история создания, структура и иерархическая организация главного законодательного органа. Палата общин и палата лордов. Снижение роли палаты лордов. Особая роль канцлера как представителя трех ветвей власти. Права и обязанности парламентариев. Тема 7. Правительство как высший исполнительный орган. Постепенный переход реальной политической власти от парламента к правительству. Роль премьер-министра и его полномочия. Кабинет министров и его функции. Государственная служба как основа относительной стабильности британской политики. Структура и общие функции гражданской службы. Тема 8. Судебная власть и юриспруденция. Отсутствие в Британии официальной конституции. Основа судебного – законодательства – станут при наличии прецедента. Архаичность и вместе с тем достаточная открытость системы судопроизводства. Иерархия судов и основные правила судопроизводства. Тема 9. Очерк экономического положения Великобритании. Даются лишь самые общие сведения. Остальное подробно рассматривается на семинарах и выполняется как задание для самостоятельной работы. Часть студентов пишет рефераты по экономической тематике. Рефераты по страноведческой тематике обязательны для всех студентов, при этом выбор конкретной темы они осуществляют самостоятельно. Тема 10. Система образования. Поскольку основные сведения и факты получены студентами при овладении практическим курсом английского языка, лекция содержит лишь наиболее свежие данные и отражает текущие изменения. Тема 11. Средства массовой информации. Деление прессы на качественную и популярную. Роль прессы, радио и телевидения в формировании социальных стереотипов, взглядов и потребностей населения. Крупные радио- и телекомпании, их организация. Степень свободы и зависимости в британской печати, радиослужбе, телевидении. Тема 12. Театр, культура и искусство Британии. Поскольку многочисленные темы, входящие в этот раздел, чрезвычайно трудно привести к общему знаменателю, практически все они выносятся на индивидуальную работу. Форма отчетности – как правило, устный доклад или реферат. Тема 13. Сельское хозяйство Великобритании. США (при сходных темах не дается аннотация). Тема 1. История открытия Америки. Борьба за торговые пути в Средиземноморье. Первые походы, плавание Тема 2. География США – очерк (самостоятельное изучение). Тема 3. История возникновения и основные положения американской Конституции. Конституция Виржинии. Декларация Независимости и ее основные положения. Статья Конституции и первые поправки к Конституции. Система «ветвей власти», их относительное равновесие. Конституция штатов. Разделение полномочий между федеральным правительством и правительством штата. Структура и полномочия правительства штата. Тема 4. Законодательная власть США. Конгресс США, его структура и полномочия. Сенаторы и члены Палаты представителей, их права и обязанности, выборы в Конгресс. Тема 5. Исполнительная власть. Президент – глава государства, средоточие высшей исполнительной власти. Права и полномочия президента. Права и полномочия вице-президента. Правительство и его функции. Тема 6. Судебная власть в США. Тема раскрывается в сравнении с судебной системой в Великобритании. Иерархия судов, их сфера деятельности. Тема 7. Очерк экономики США. Тема 8. Система образования в США. Тема 9. Средства массовой информации. Тема 10. Искусство и культура Америки – самостоятельно. Содержание дисциплины (Заочное отделение) Великобритания
США
Материалы отчетности. а) В конце 8 семестра тест по страноведению Великобритании, в конце 9 семестра тест по страноведению США. б) Вопросы к экзамену: Великобритания.
США.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Базовые учебники 1. Токарева Н., Пепперд В. What it is like in the USA.-М: Высшая школа, 1998.-334 с. 2. Нестерова Н.М. Страноведение. Англия.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-320 с. Дополнительная литература 1. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М.: Высш. шк., 1979. – 384 с. 2. Власова Е.Л., Грин В.С. и др. Взгляд на страну по-английски. (на англ. яз.). – М.: Наука, 1969.
Адреса источников в Интернете Demographics of the United States http://adage.com/americandemographics/ |
Методические рекомендации студенту по изучению дисциплины «лингвострановедение... Рабочая программа по дисциплине «лингвострановедение и страноведение великобритании» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»... | ||
Литература Великобритании и США пояснительная записка Предметно-ориентированный... Первый год обучения включает изучение литературы Великобритании, второй год обучения посвящён изучению литературы США | Темы рефератов по курсу «Современной истории и культуры Великобритании и сша» Влияние географического положения на индустриально-экономическое развитие Великобритании | ||
Перевод описаний изобретений к патентным документам великобритании... В брошюре рассматривается язык описаний изобретений к патентам и заявкам Великобритании и сша, и даются рекомендации по переводу... | Методические рекомендации по дисциплине д 1 Лингводидактика Целью Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Языкознание», «Возрастная и педагогическая психология», «Научные... | ||
Утверждено С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Камышинский технологический институт (филиал) С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | ||
Немецкий язык для начинающих С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Учебный проект «Школа юного экскурсовода» С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | ||
План-конспект Открытого урока в 9 классе С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 3 «страноведение... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Современные системы конституционного (государственного) права зарубежных... «Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского... | Современные системы конституционного (государственного) права зарубежных... «Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского... |