«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги»





Скачать 375.82 Kb.
Название«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги»
страница1/4
Дата публикации03.12.2014
Размер375.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4


«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги»

В соответствии c планом работы коллегии, утвержденным приказом МАП России от 19.12.2001 № 1455, Управление конкурентной политики в агропромышленном, лесном, химическом и природоресурсном комплексах совместно с территориальными управлениями Министерства, а именно: Прикамским, Карельским, Коми, Южно-Сибирским и Нижегородским, провело исследование товарного рынка газетной бумаги Российской Федерации.

Производство газетной бумаги в России относится к тем немногим подотраслям отечественной промышленности, которые сохранили свою стабильность в ходе реформ 90-х годов. Газетная бумага российского производства входит в число наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров отечественной перерабатывающей промышленности. Спад производства продолжался до 1997 г., однако сокращение объемов производства газетной бумаги в России было значительно меньшим, чем по многим другим видам продукции. После 1997 г. в отрасли отмечается довольно быстрый рост производства, а в 2001 г. производство этой продукции в России году достигло максимальных показателей, которые отмечались только в 1989-1990 годах. Данная подотрасль не требовала государственной поддержки и развивалась исключительно за счет собственных средств российских предприятий-производителей газетной бумаги.

Ведущие целлюлозно-бумажные комбинаты смогли оптимизировать свои мощности и вывели из состава действующих устаревшие бумагоделательные машины и установки. Несмотря на имевшиеся и до сих пор существующие финансовые проблемы, проведен ряд масштабных мероприятий по техническому перевооружению производства. Осуществлен ввод в строй после реконструкции нескольких новых бумагоделательных машин, некоторые другие действующие машины подверглись серьезной модернизации. Ведется работа по совершенствованию производства полуфабрикатов и древесноподготовительных отделов комбинатов. Осуществляются мероприятия, позволяющие уменьшить нагрузку на окружающую среду.

Снизилась материалоемкость продукции, возросла производительность труда, сокращались отдельные затраты ресурсов, топлива и энергии, воды, труда, а в, конечном итоге, денежных средств в расчете на единицу продукции. На лучших заводах осуществлены серьезные программы повышения качества. Качество вырабатываемой ими газетной бумаги стало больше отвечать мировым стандартам.

Это позволило практически прекратить импорт газетной бумаги, который в конце 80-х годов составлял около 100 тыс.тонн. Для сравнения в 2000 и 2001 годах этот показатель составил соответственно 2,6 тыс.т и 3,6 тыс.т (0,6% и 0,4% в общем объеме реализации указанной продукции на территории Российской Федерации). Россия стала практически независимой от зарубежных поставок ведущего носителя текущей печатной информации.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка газетной бумаги были определены исходя из функционального назначения газетной бумаги с учетом технологии ее изготовления. Газетная бумага (ОКП-543110) является самой дешевой из всех видов бумаг для печати, так как изготовлена из наиболее дешевых волокнистых материалов без пропитки и наполнителей или с низким содержанием наполнителей; имеет массу 45 г/ кв. м - 52 г/ кв. м и предназначена для газетной печати, а также печатания бухгалтерских бланков и т.п. Из-за своей относительно низкой цены и особенностей технологии печати ее невозможно заменить другими видами бумаг, то есть, заменителей газетной бумаги с точки зрения потребителя нет. В отдельных случаях газетную бумагу можно заменить бумагой типографской № 2 , но из-за большой массы - 60 г/ кв. м и сравнительно высокой стоимости эта бумага соответствующими потребителями не используется.

Состав продавцов и покупателей

Покупателями газетной бумаги являются издательства и редакции газет и журналов, оптовые продавцы и иные хозяйствующие субъекты. Продавцами на рынке газетной бумаги выступают все предприятия, производящие указанную продукцию, а также оптовые фирмы и различные торговые предприятия.

Основными производителями газетной бумаги на российском рынке являются шесть крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, расположенных в большинстве своем в европейской части России: ОАО «Кондопога» (Республика Карелия), ОАО «Волга» (Нижегородская область), ОАО «Соликамскбумпром» и ОАО «ЦБК «Кама», созданный н базе имущественного комплекса ГУП «Камский ЦБК» (Пермская область), ОАО «Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми) и ООО «Сибирский ЦБК», созданный на базе мощностей ОАО «Красноярский ЦБК» (Красноярский край), которые выпускают около 95% всей продукции в стране.

Три комбината – Кондопожский, Соликамский и Балахнинский (ОАО «Волга») - изначально специализированы практически исключительно на выработку этой продукции. Сыктывкарский ЛПК до начала 90-х годов был второстепенным производителем этой продукции. В 90-е годы это предприятие перевело на выпуск газетной бумаги часть своих мощностей, предназначенных для выработки других видов бумаги, и быстрыми темпами нарастило объемы производства. Все эти четыре основных предприятия провели в 90-е годы масштабные и высокозатратные программы повышения качества, которые обеспечили российской газетной бумаге достойное место на мировом рынке.

Действующие технологические мощности ООО «Сибирский ЦБК» и ОАО «ЦБК Кама» морально и физически изношены и мало способны вырабатывать продукцию, отвечающую мировым стандартам. Они испытывают хронические экономические трудности (на Красноярском ЦБК начата процедура банкротства) и работают в основном на внутренний рынок, однако располагают незагруженными мощностями, недогрузка которых связана с нехваткой оборотных средств, обусловленной в свою очередь привязанностью этих предприятий к внутреннему рынку. В небольших объемах газетную бумагу выпускают еще несколько предприятий в стране (ООО «Углегорский ЦБЗ» (Сахалинская обл.), ОАО «Соколький ЦБК» (Вологодская обл.), однако их суммарная доля на соответствующем товарном рынке мала (около 1%).

Таким образом, подотрасль производства газетной бумаги включает в себя четыре передовых предприятия (ОАО «Кондопога», ОАО «Волга», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Сыктывкарский ЛПК»), активно действующих и на внутреннем, и на внешнем рынках. В 2000 - 2001 годах доли указанных предприятий на рынке соответствующего товара в среднем соответственно составили: 24,9%; 25,9%; 25,9%; 9,1%.


Географические границы товарного рынка



Географические границы товарного рынка газетной бумаги определены с учетом экономических, технологических, а также административных барьеров, которые могут ограничить возможности покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.

Учитывая, что производственные мощности по производству данной продукции сосредоточены в европейской части России и на Урале, а география их поставок и сферы интересов посреднических организаций охватывают всю территорию Российской Федерации, это позволяет отнести рынок газетной бумаги к федеральному рынку. Поскольку основные предприятия-производители расположены, как отмечено выше, в разных регионах Российской Федерации, возможности покупателей ограничиваются отдаленностью от производителей и оптовых фирм и связанными с этим высокими транспортными издержками, поэтому покупатели приобретают данную продукцию, как правило, у ближайшего производителя (оптовую фирму). Однако в связи с тем, что качество выпускаемой газетной бумаги у разных производителей различно (бумага более высокого качества изготавливается на ОАО «Кондопога», ОАО «Волга» и ОАО «Соликамскбумпром», менее качественная – на ООО «Сибирский ЦБК»), покупатели в ряде случаев вынуждены приобретать более качественную, но и более дорогую продукцию. Таким образом, географическими границами рынка газетной бумаги определена территория Российской Федерации.


Объем товарного ресурса рынка газетной бумаги

Количественной характеристикой объема товарного ресурса (емкости) рынка является общее количество соответствующего товара, реализованного в географических границах рынка действующими на нем продавцами. Объем товарного ресурса рынка газетной бумаги определен как сумма объемов производства газетной бумаги, выпускаемой всеми производителями, и объема ввоза этой продукции на территорию Российской Федерации за вычетом объемов вывоза данной продукции за пределы территории Российской Федерации.

В целом в Российской Федерации производство газетной бумаги в период с 2000 по 1 п/г 2002г составило: в 2000 году – 1694 тыс. т, в 2001 году – 1732 тыс. т, в 1 п/г 2002 года – 862 тыс. т. Ведущие позиции в производстве сохраняют ОАО «Кондопога» - соответственно 541,5 тыс.т, 534,8 тыс.т, 262,7 тыс.т, ОАО «Волга» – 542,2 тыс.т, 527,7 тыс. т, 262,1 тыс. т, ОАО «Соликамскбумпром» - 341,1 тыс. т, 380,3 тыс.т, 198,5 тыс.т и ОАО «Сыктывкарский ЛПК» – 151,7 тыс.т, 179,5 тыс.т, 93,0 тыс.т (Приложение 1).

За период с 1997 г., когда была пройдена низшая точка объемов производства (1194,6 тыс.т), и по 2000 год производство газетной бумаги в России увеличилось на 499 тыс.тонн, экспорт – на 315 тыс.тонн.

Мощности российских комбинатов по производству газетной бумаги в настоящее время превышают 2 млн. т в год. Загрузка мощностей составляет в среднем около 90% (по четырем ведущим комбинатам среднегодовое использование среднегодовой производственных мощностей – 99%).

По данным ГТК России, объем ввоза газетной бумаги в Российскую Федерацию составил в 2000 году – 3,6 тыс. т, в 2001 году – 2,6 тыс. т, в 1 кв. 2002 года – 0,6 тыс. т, то есть был незначительным по сравнению с объемом производства газетной бумаги внутри страны.

Газетная бумага традиционно является крупной статьей российского экспорта. Динамичный рост экспортной поставки явился основным фактором, который позволил обеспечить высокую степень загрузки мощностей и сравнительно благополучное развитие данной подотрасли бумажного производства в целом. Экспорт газетной бумаги в настоящее время вдвое превышает дореформенный уровень.

Продукция российского производства конкурентоспособна на мировом рынке по качественным и ценовым параметрам. Ведущие российские бумажные комбинаты в результате многолетней работы смогли завоевать ниши на мировом рынке и успешно их удерживают, а в некоторых случаях укрепляют там свои позиции.

На экспорт отгружается две трети вырабатываемой в России газетной бумаги.

В среднем доля экспорта в объемах поставок ведущих производителей в 2002 – 2001 годах составляла – ОАО «Кондопога» -70,2%, ОАО «Волга» - 69,6%, ОАО «Соликамскбумпром» - 58,2%, ОАО «Сыктывкарский ЛПК» - 65,9% (Приложение 2).

По данным ГТК России, экспорт газетной бумаги составил (без учета данных о внешней торговле с Белоруссией) в 2000 году – 1 137,6 тыс. т, в 2001 году – 1 137,3 тыс. т, в 1 кв. 2002 года – 288,7 тыс. т. Доля экспортных продаж четырех ведущих комбинатов в общем объеме экспорта газетной бумаги в 2000 г. составила 92%, в 2001 г. – 95,7%. Объем валютной выручки, ежегодно получаемой отечественными производителями этого товара, составляет более 400 млн.долл. в год (в 2000 году – более 444,5 млн. долл.).

Исходя из представленных данных об объемах производства, ввоза и вывоза был определен объем товарного ресурса (емкость) рынка газетной бумаги, который составил в 2000 году – 560,1 тыс.т, в 2001 году – 597,6 тыс.т, в 1 кв. 2002 года – 150 тыс.т . (Приложения 3-4).

Объем внутреннего спроса на газетную бумагу в России снижался до 1998 г. (в 1998 году составлял 369 тыс. т), в 1999-2001 гг. спрос на рассматриваемую продукцию понемногу увеличивается (в 2001 году составил 597,6 тыс.т). Однако, при видимом увеличении спроса на газетную бумагу на внутреннем рынке России отмечается тенденция к замедлению темпов роста внутреннего спроса. Если в 1999 году, когда под воздействием начавшегося экономического оживления спрос восстанавливался после длительного кризиса начала и середины 90-х годов, этот показатель составлял 33% за год, то в 2001 году спрос на газетную бумагу со стороны российских потребителей возрос только на 3,5 %.

В течение 90-х годов темпы роста спроса на мировом рынке на данную продукцию сохранялись на уровне 1,4% в год. При этом в ряде промышленно развитых стран (США, Япония, Великобритания, Германия) емкость рынка газетной бумаги уже давно практически не изменяется. Рост мирового потребления обусловлен преимущественно увеличением спроса в густонаселенных странах третьего мира, где стимулом становится повышение грамотности.

Факторы, влияющие на уменьшение темпов роста спроса на газетную бумагу:

  1. Практически исчезла многотиражная партийная и отраслевая печать;

  2. Уменьшилось число и тираж газет, выпускаемых на предприятиях, местными и региональными органами власти;

  3. Сократился листаж и формат большинства газет;

  4. Использование Интернет-технологий существенно снижает спрос на газетную продукцию рекламного характера.

  5. Обострение конкурентной борьбы на рекламном рынке побуждает рекламодателей использовать все более привлекательные виды печатной рекламы в изданиях повышенного качества (журналы, буклеты, рекламные многокрасочные вкладыши), для которых газетная бумага не пригодна.

По данным российских экспертов, вероятный средний прирост емкости внутреннего рынка газетной бумаги России в среднесрочной перспективе оценивается на уровне 10-20 тыс.тонн в год. Имеющиеся мощности позволяют в течение ближайших пяти лет не только обеспечить увеличение емкости внутреннего рынка, но и увеличить экспортные поставки.

Российский рынок газетной бумаги характеризуется неравномерным распределением спроса и предложения по отдельным регионам страны. Большая часть производства сосредоточена в Северном (ОАО «Кондопога», ОАО «Сыктывкарский ЛПК»), Волго-Вятском (ОАО «Волга») и Уральском (ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «ЦБК «Кама») экономических районах. В то же время основная масса спроса формируется в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях, а также в Новосибирске. Около 30% спроса на газетную бумагу в России формируют предприятия Москвы, на Московскую область приходится еще 4% общей емкости рынка, на Санкт-Петербург –7%, на Новосибирскую область – 4%.

Рынок газетной продукции в России характеризуется преобладанием ограниченного числа крупных потребителей - полиграфических предприятий, на которые приходится заметная доля рынка. Поэтому значительная часть российского спроса на газетную бумагу формируется несколькими крупными полиграфическими предприятиями. Примерно 12% всего российского спроса приходится на московское издательство «Пресса», еще 9% - на московский издательский комплекс «Московская правда», а по 4% - на «ППО Известия» и ТОО «Пронто-Принт». В Санкт-Петербурге практически весь спрос на бумагу для газет обеспечивается «Санкт-Петербургским государственным газетным комплексом», а в Новосибирске до 85% газет выпускается издательством «Советская Сибирь». Если крупные потребители обеспечивают свои потребности в газетной бумаге преимущественно за счет заключения договоров прямой поставки с бумажными комбинатами или их оптовыми фирмами, то мелкие потребители в большинстве случаев используют для снабжения этой продукцией посредническое звено.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconДоклад «О состоянии конкуренции на рынке авиаперевозок государств участников снг»
Анализ межправительственных соглашений о воздушном сообщении государств – участников СНГ на предмет их соответствия нормам антимонопольного...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconДоклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная...
Развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов может быть обеспечено за счет увеличения объема нефтепродуктов, реализуемых на открытых...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconКонспект урока технологии
Оборудование для учителя: презентация, образец-эталон, обрывки газетной бумаги черного, серого и белого цвета, альбомный лист, клей,...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconО защите конкуренции
...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconАнализ методической работы маоу «Гимназия №4» за 2012/2013 уч год
В условиях возрастающей конкуренции в сфере образования педагогическим коллективам приходится завоевывать позиции на рынке образовательных...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconПрограмма развития конкуренции в Российской Федерации оглавление
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconОтчет о состоянии учебно-воспитательной работы Бюджетного образовательного учреждения
...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconДоклад фас россии о развитии конкуренции на фармацевтическом рынке Российской Федерации
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconСтатья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической...
Гибридные ценные бумаги как инструмент привлечения средств: возможности развития в РФ
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconРазработки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconАналитический отчет
Фас россии от 19. 12. 2012 №773/12 «О плане работы фас россии по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы»...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconО программе развития конкуренции в республике бурятия на 2010 2012 годы
В целях развития конкуренции, создания конкурентной среды в отдельных видах экономической деятельности и реализации распоряжения...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины (модуля) является изучение исторически различных теорий конкуренции, а также ее развитие в современной...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задача Один лист цветной бумаги стоит 2,37р, а другой 1,26р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» icon№1. Сущность и виды ценных бумаг
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года содержит определение только эмиссионной ценной бумаги «любая ценная...
«О состоянии конкуренции на рынке газетной бумаги» iconРазвитие индивидуального инвестирования на российском фондовом рынке
Охватывают все уровни риска; широко распространены стратегии формирования инвестиционного портфеля в зависимости от размера капитализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск