Скачать 97.16 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Панковская средняя общеобразовательная школа» Номинация – зоология и экология беспозвоночных животных Исследовательская работа по теме: «Влияние выбросов автомобильного транспорта на почвенных беспозвоночных животных в п. Панковка». Работу выполнил: Карельский Никита, ученик 8а класса МАОУ «Панковская СОШ». Руководитель: Графова С.Н., учитель биологии МАОУ «Панковская СОШ». Великий Новгород 2012 год Содержание:
1. Введение.
В современном мире интенсивное развитие научно-технического прогресса, как правило, негативно сказывается на состоянии окружающей среды и воспроизводстве природных ресурсов. Даже при уменьшении уровня производства, ежегодный рост автомобильного транспорта оказывает все более усиливающееся влияние на природу родного края. На долю автомобилей приходится в среднем 70-80% общего загрязнения в городах. Увеличение числа автомобилей обусловливает возрастание содержания в приземных слоях атмосферы, в верхних слоях литосферы оксидов азота, серы, углерода, соединений свинца, углеводородов и других вредных веществ. Выбросы автомобилей обладают повышенной токсичностью для всего живого, так как они содержат в себе соединения свинца, а также они поступают непосредственно в приземный слой атмосферы и в почву.[6] Отрицательное воздействие выхлопных газов автомобилей проявляется на некоторых растениях очень отчётливо: засыхание концов листьев, изменение окраски, появление белых пятен на растениях указывает на присутствие в окружающей среде опасных загрязнителей. Растения, произрастающие в п. Панковка напрямую подвержены вредному влиянию выбросов автомобильного транспорта. Большой вред наносит пыль (распыляемый в воздухе асфальт и бетон дорог, резина покрышек автомобилей) и сажа сильно ослабляют газообмен, процессы дыхания и ассимиляции, вызывает угнетение растений и ослабления их роста. [1]
Длина автомобильной дороги п. Панковка, проходящей вдоль Панковской школы составляет примерно 900 метров. Известно, что один движущийся грузовой автомобиль выбрасывает на 50 метров дороги 0,008 г резиновой пыли, а один легковой автомобиль 0,00125 г.[1] Следовательно, в 2012 году в среднем на участке вдоль автомобильной дороги, проходящей по территории п. Панковка, на протяжении 900 метров было выброшено 0,62 г резиновой пыли ( 0,38 г – от легковых и 0,24 г – от грузовых автомобилей). Таблица 1. Вредные выбросы автотранспорта, зафиксированные на исследуемой территории
Из таблицы видно, что среднее количество автомобильного транспорта, зафиксированного на данном участке дороги, практически осталось прежним. Значит и воздействие на живые организмы не изменилось. Одновременно с этим идут процессы осаждения загрязнителей и в почве. В результате чего страдают не только растения, но и животные, живущие на этих территориях.
На основании полученных исследований была выдвинута гипотеза: выяснить влияют ли выбросы автомобильного транспорта на жизнедеятельность почвенных беспозвоночных животных. Целью нашей работы было: выявление степени влияния выбросов автомобильного транспорта на почвенных беспозвоночных животных п. Панковка Новгородского района. Для осуществления цели работы были поставлены следующие Задачи:
изучения;
2. Основная часть. 2.1. Морфологическое описание объекта. Для исследований были выбраны дождевые черви – постоянные обитатели почвы. Количество их сильно варьирует, достигая в благоприятных условиях до 1000 особей на 1 кв. м. В обычных условиях численность колеблется от нескольких десятков до двух- четырех сотен. Они играют особую роль в почвообразовательном процессе, обогащая почву азотом и биогенными элементами, участвуют в разложении растительного опада.[7] Пропуская через кишечник большую массу растительных тканей, животные размельчают их и тем самым многократно увеличивают суммарную поверхность растительного материала, доступную микроорганизмам, а также для воздействия воздуха и воды. С помощью собственных ферментов черви расщепляют целлюлозные компоненты клеток, что приводит к развитию процессов гумификации органических остатков в почве. Экскременты животных – одна из составляющих почвенного гумуса. Также дождевые черви заглатывают вместе с органическими пищевыми веществами минеральные частицы почвы, способствующие перетиранию в кишечнике пищи. Минеральные частицы(глинистые, песчаные) перемешиваются в кишечниках, спрессовываются и склеиваются выделениями кишечника, образуя разной величины «структурные отдельности» почвы – зернистые комочки; чем выше их количество, тем плодороднее почва.[3] Совершая вертикальные миграции в почве, животные заносят растительные остатки в глубокие горизонты и перемешивают органические и минеральные частицы. Передвижение животных способствуют улучшению условий аэрации почвы.[2] 2.2. Материал и методики работы. Одним из наиболее важных показателей антропогенного воздействия на почвы и экосистемы в целом является изменение биомассы и количества почвенных беспозвоночных животных. Их изучение проводится на учетных площадках, где делаются почвенные прикопки и устанавливаются ловушки по методу «ловчих стаканов».[5] Подобные работы выполняются в 2 этапа:
В соответствии с поставленными задачами была принята следующая программа исследования:
Сбор материала проводился в период с мая по июнь 2012 года Для определения общего характера воздействия автомобильного транспорта на экосистемы на учетной площадке в 1 га было заложено по 4 прикопки размером 50х50 см на глубину встречаемости почвенных беспозвоночных животных, в разных местах от удаленности от дороги. На площадках 50х50 см (отмеряется особой металлической рамкой) почва выкапывается послойно (0 – 10 см, 10 – 20 см, 20 – 30 см) и выкладывается на клеенку. Сначала с пробной площадки руками снимают опад и растительные остатки, которые тщательно перебирают, учитывая и собирая всех найденных животных. Комочки почвы разминают руками. Все собранные черви учитываются. После работы вся подстилка, вынутая из учетной площадки, складывается на место – желательно послойно, в естественной последовательности. Изучение численности и биомассы дождевых червей позволяет понять ход почвообразовательного процесса на исследуемой территории. Для сбора червей необходимо иметь длинный пинцет, нож, совок и лопату. Собранных червей помещают в мешочки, сшитые из плотной ткани, или в стеклянные банки вместе с землей. В банках в жаркую погоду черви быстро гибнут, поэтому лучше использовать мешочки. В ходе исследований сбор червей и учет их численности можно осуществлять методами раскопки и выгонки. Раскопка и ручная разборка почвенных проб на месте дают наиболее достоверные данные о порядке численности и соотношении встречаемости отдельных видов червей и экологических групп. Полученные этим методом данные оказываются наиболее сопоставимыми при региональных исследованиях. Однако следует отметить трудоемкость этого метода.[4] Можно использовать для подсчета дождевых червей метод подсчета выползков после дождя или для выгонки червей залить участок водой ( 5-6 ведер на 1 кв. м), но эти методы дают лишь приблизительные результаты. При изучении влияния дорожной сети и других форм антропогенного воздействия на почву подсчитывали численность дождевых червей на 1 кв.м. по уровням удаления от объекта. Данные занесли в таблицу. 2.3. Результаты исследований. Таблица 2 Зависимость количества и биомассы дождевых червей от степени антропогенного воздействия (расстояния от дороги)
Из каждой пробы выбирают всех червей, подсчитывают и взвешивают, а затем результаты сравнивают между собой. Черви, собранные вблизи дороги, отличаются меньшими размерами, слабой окраской. Черви же, собранные на расстоянии 10 метров от дороги, имеют большие размеры, яркую окраску, более активные. 3. Выводы. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что выбросы от автомобильного транспорта влияют отрицательно и на почвенных беспозвоночных животных: уменьшается количество червей, их размеры, становится менее интенсивной окраска, дождевые черви становятся малоактивными. 4.Список используемой литературы1. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Чем опасен транспорт для людей, животных и растений? М.:РЭФИА. 1996
М.: Высшая школа, 1991
|
Научно-исследовательская работа на тему: «Загрязнения атмосферы выбросами... Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду | «Почвенные беспозвоночные и их влияние на почву» Почвенная зоология и основные закономерности структуры почвенных беспозвоночных 3 стр | ||
О техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта Тии министерства высшего и среднего специального образования ссср, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта... | Утверждаю Заместитель Министра автомобильного транспорта рсфср а.... Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (нииат) | ||
Аналитические материалы гбоу спо со «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» Концептуальные основания становления системы высококвалифицированных рабочих и специалистов для предприятий автомобильного транспорта... | Правила дорожного движения и история автомобильного транспорта Класс... ... | ||
Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденных Министерством образования РФ 29 апреля 2002г., №20 2902... | Исследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности... Их влияние на развитие толерантности с. 8 | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму... | ||
Мелиоративное улучшение и охрана почвенных ресурсов виноградарства дагестана Реферат. Представлен анализ почвенных ресурсов виноградарства Республики Дагестан, а также пути их рационального использования почвенных... | Мелиоративное улучшение и охрана почвенных ресурсов виноградарства дагестана Реферат. Представлен анализ почвенных ресурсов виноградарства Республики Дагестан, а также пути их рационального использования почвенных... | ||
Мелиоративное улучшение и охрана почвенных ресурсов виноградарства дагестана Реферат. Представлен анализ почвенных ресурсов виноградарства Республики Дагестан, а также пути их рационального использования почвенных... | Рабочая программа Основной образовательной программы (ооп) Специальность... Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» | ||
Методические указания по выполнению курсового проекта для специальности... Ское обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и предназначен для закрепления и углубления знаний по технологии и организации... | С изменениями от 23 мая 2003 г., 29 октября 2007 г ... |