Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»





Скачать 81.65 Kb.
НазваниеУрок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Дата публикации18.12.2014
Размер81.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Открытый урок по географии

в 6 классе.

Тема:

«Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»

Работу выполнила:

Сыпко Светлана Викторовна,

учитель географии

Новомалороссийской

МОУ СОШ №18
ТЕМА: Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры.
Задачи: 1. Учащиеся должны знать причины землетрясений, дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения ; о гейзерах и горячих источниках.

2. Учащиеся должны уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний.

Оборудование: физическая карта полушарий, тектоническая карта; картины, рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, гейзера.
Ход урока.


  1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о породах, слагающих земную кору.

-Что же такое горная порода?

(Из горных пород слагается земная кора)

-Из чего состоят горные породы?

(Горные породы состоят из минералов. Минералы отличаются твёрдостью, плотностью, цветом, температурой плавления).

-На какие группы по происхождению делятся горные породы?

(Горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические).

- Как образовались эти горные породы?

(Магматические горные породы образовались из магмы при её остывании и затвердевании, осадочные – за счёт осаживания пород на дне океанов, морей и суши; метаморфические горные породы – преобразованные под воздействием давления и высоких температур).
Работа с образцами горных пород.

-Распределите горные породы на группы по их происхождению ,заполняя таблицу.
Горные породы: гранит, мел, кварцит, песок, базальт, мрамор.
Горные породы
Магматические Осадочные Метаморфические

Гранит Мел Кварцит

Базальт Песок Мрамор

3. Изучение нового материала.
А теперь приступаем к изучению нового материала. Тема нашего урока звучит так: Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры.
Землетрясение – это грозное природное явление, одно из самых разрушительных стихийных бедствий, которые с незапамятных времён обрушивались на человечество. Страшнее всего то, что за считанные секунды разрушаются целые города и гибнет много людей. Два – три толчка из земных глубин, а потом снова всё спокойно, сияет солнце на безоблачном небе, как будто бы ничего не произошло. А город лежит в развалинах и под обломками люди, которых надо срочно спасать…
Что же такое землетрясение? (На доске определение).Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности. (Запишите это определение в рабочую тетрадь). Причиной возникновения землетрясений служит как разрыв, так и столкновение литосферных плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии. Плиты движутся, по среднему размягчённому слою мантии. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется очагом землетрясения. (Рисунок на доске). Обычно он находится на глубине 20-30 км. Энергия от столкновения передаётся наверх сейсмическими волнами и достигает земной поверхности. Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется эпицентром землетрясения. («Эпи» означает по – гречески «над».)Здесь наблюдаются наибольшие разрушения.

Послушайте, как в своих воспоминаниях описывал землетрясение 1908 года в Италии великий русский писатель А.М. Горький: «Земля глухо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины, как будто в глубине проснулся и ворочается веками дремавший некий огромный червь. Слепой, он ползает там в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору Земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных»

Районы, где особенно часты землетрясения, называются сейсмически активными. К сейсмически активным районам Земли относятся Тихоокеанский вулканический пояс (Тихоокеанское «огненное кольцо»), Альпийско-Гималайский сейсмический пояс, глубоководные желоба и т. д.
Если очаг землетрясения располагается под дном океана, то он порождает волну цунами. В переводе с японского это слово означает «большая волна в гавани». В открытом океане она почти незаметна, но с уменьшением глубин быстро растёт и обрушивается на берег стеной воды высотой до 20 метров.
Ежегодно на Земле происходит около миллиона землетрясений. Не все они, конечно, одинаковой силы, но каждое из них регестрируется сейсмическими станциями специальными приборами – сейсмографами. Этот прибор изобрёл в начале 20-го века русский учёный Б.В. Голицын. Название прибора произошло от греческого «сейсмос» - землетрясение, «графо» - пишу, т.е. прибор, записывающий землетрясения. Учёных, занимающихся изучением землетрясений называют сейсмологами. Силу землетрясений оценивают по 12-балльной шкале Рихтера. (Таблица на доске. «Сила землетрясений».)

1 – 2 балла - человек не чувствует изменений.

3 – 4 балла - наблюдаются небольшие движения люстр, звон посуды и т.д..(ноябрь 2003года –подземные толчки на Кубани)

5 – 6 баллов - падают небольшие предметы.

7 – 8 баллов - отмечаются трещины на стенах домов.

9 – 10 баллов- разрушение построек.

11-12 баллов - грандиозное разрушение и большое количество человеческих

жертв.

Начиная только с 19 века на территории Краснодарского края было зарегистрировано около 20 землетрясений силой 6 – 8 баллов. За последние 30 лет сейсмические процессы на территории Краснодарского края усилились, и возможны сильные землетрясения. К сожалению, точно предсказать землетрясения пока не удавалось, но вот буквально в этом, 2006 году, учёные Кубанского государственного университета подошли к возможности прогнозировать землетрясения. Создаваемая здесь система наблюдений совсем скоро защитит жителей Кубани. Эта модель позволит давать точные прогнозы о землетрясениях на сутки вперёд.
Закрепление: Ребята, давайте ещё раз скажем что же такое землетрясение?

- Грозное природное явление, которое сопровождается подземными толчками и колебаниями земной поверхности.

Что же является причиной землетрясений?

- Причиной землетрясений служит столкновение или разрыв плит, скользящих по размягчённому слою мантии. При этом возникают подземные толчки.

Ребята, обратите внимание на репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и послушайте стихотворение А.С. Пушкина:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,

Под каменным дождём бежит из града вон.
Скажите, о каком явлении природы говорится в стихотворении?

Ответ: Об извержении вулкана.

Правильно, извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление. Вулканы образно называют «огнедышащими горами».

Что же такое вулкан? (Таблица на доске «Строение вулкана»). Обычно он представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление – вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведёт в особую камеру – очаг магмы. Излившуюся на поверхность магму называют лавой. Её температура достигает 1000 . Продуктом извержении вулканов является не только лава, но и газы, вулканический пепел, вулканические бомбы и глыбы. Вулканические бомбы и глыбы образуются при застывании вязкой лавы прямо в кратере вулкана. Лава застывает, образуя пробку. Внутри вулкана скапливается газ – в результате огромного давления происходит взрыв. Эти бомбы в полёте могут приобретать вытянутую округлую форму и достигать от 10 см до нескольких метров в диаметре. Пыль и пепел разносится ветром на тысячи километров. Во время извержения вулкана Кракатау в Индонезии частички вулканической пыли 2 раза облетели вокруг Земли. (Сообщение уч-ся «День, когда взорвался Кракатау»).
Какова же причина извержения вулкана? Мы знаем, что внутренний слой мантии достигает температуры 2000 – 2500 градусов и при такой температуре должен находиться в жидком состоянии, но из-за огромного давления земной коры внутреннее вещество мантии вязкое. При расхождении или столкновении литосферных плит образуются трещины. Около трещины в земной коре давление уменьшается и вязкое вещество мантии переходит в жидкое состояние и под давлением внутренних сил Земли устремляется через трещины в земной коре, изливаясь на земную поверхность. Огромные потоки лавы температурой до 1000 градусов стекают по склонам, уничтожая всё на своём пути. Бывает так, что на вершине вулкана бушует огонь, а внизу на его склонах, на плодородных почвах, покрытых вулканическим пеплом , созревает лучший виноград, инжир поспевает в два раза быстрее, чем где-либо ещё ,

Сейчас на суше насчитывается более 800 действующих вулканов. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если же извержения прекратились совсем, их называют потухшими. Потухшие вулканы иногда могут проснуться. Действующие вулканы на картах обозначаются красными звёздочками, а потухшие – чёрными. В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них – Ключевская Сопка – расположен на Камчатке. Его высота 4 750 м. В Краснодарском крае известно около 50 действующих и потухших грязевых вулканов, расположенных в основном на Таманском полуострове. Самые высокие из них – Сопка Ахтанизовская(67 м.) и Сопка Карабетова (152 м.) Много вулканов на дне океанов. Там происходят подводные извержения.

Вулканы бывают двух типов: конические и щитовые.

В чём же причина разных форм вулканов? Причина в химическом составе лавы.

Если вулкан извергает более кислую густую и вязкую лаву, то она быстро остывает, образуя слой за слоем высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан.

Примеры таких вулканов: Фудзияма в Японии, Килиманджаро в Африке, Ключевская Сопка в Евразии и т.д. (Показать на карте).

Если же вулкан извергает менее кислую жидкую лаву, она быстро растекается на значительные расстояния, медленнее остывает, образуя пологие склоны. Это щитовые вулканы. Они по форме напоминают огромные выпуклые щиты, разбросанные по равнине. Остров Исландия – огромный лавовый щит, который выступает из-под вод Атлантического океана с незапамятных времён. Вулканическая деятельность на острове используется для выработки электроэнергии, а кипящие гейзеры согревают дома. (картинка). Название «гейзер» пришло из Исландии и означает «горячий».

В областях распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих фонтанирующих источников. Периодически фонтанирующие источники горячей воды и пара называются гейзерами. На Земле известны всего 4 района распространения гейзеров: Йеллоустонский национальный парк в США, Новая Зеландии, Исландия и Россия (полуостров Камчатка, где находится знаменитая Долина Гейзеров).(Показать на карте).

4. Закрепление

Итак, мы изучили новую тему: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры». Подведём итог, что вы узнали нового на уроке? Для этого решим кроссворд, а заодно запишем в тетради географические термины.



  1. Излившаяся на поверхность земли магма (Лава)

  2. Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений (Потухшие)

  3. Канал, по которому поднимается магма. (Жерло)

  4. Чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине вулкана (Кратер)

  5. Прибор, записывающий землетрясения (Сейсмограф)

  6. Место на земной поверхности, расположенное над очагом землетрясения (Эпицентр)


Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:

Параграф №18, 19
Просмотр фильма «Огненные горы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест,...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок по теме: «Вулканы, горячие источники, гейзеры» в 6 классе Провела:...
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Формирование личностных универсальных действий через изучение темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры»
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconТема: вулканы и гейзеры. Горячие источники
Земли на поверхность и что изучение явлений вулканизма – важный фактор в познании внутреннего строения нашей Земли и других планет...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconКонспект урока географии по теме: " Вулканы. Горячие источники, гейзеры"....
Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconРеферат по географии Тема : Полуостров Камчатка. Природные уникумы Дальнего Востока
Полуостров Камчатка. Камчатка – страна природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей красоты. Горы, действующие и потухшие...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconВулканы. Гейзеры
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок на тему «Вулканы. Гейзеры.»
Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconКонспект открытого урока по природоведению в пятом классе Тема. Внутренние...
Ведущие понятия: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения,...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы
Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок №20 по географии в 7 классе. Тема урока: «Рельеф материка. Размещение...
Изнуряющая жара и сверкающие снежными шапками горы. Сильные ливни и горячие песчаные смерчи. Это самый жаркий материк на земле. Даже...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок по курсу обж в 7 классе. Тема «Чрезвычайные ситуации природного...
Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрока: Вулканы и гейзеры. Цели
Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconКонспект урока по географии в 6 классе по теме «Вулканы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Карабаново, Владимирской области,...
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» iconУрок № Современные задачи географии. Источники географической информации....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск