Урока: Вулканы и гейзеры. Цели





Скачать 68.08 Kb.
НазваниеУрока: Вулканы и гейзеры. Цели
Дата публикации19.12.2014
Размер68.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Вулканы и гейзеры.
Цели:

  1. Образовательная:

    1. Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию размещения по Земле.

    2. Продолжать формирование навыков работы с книгой, атласом, контурной картой.

  2. Развивающая:

    1. Развитие мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства, классифицировать вулканы, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли).

    2. Развитие познавательных умений (развивать умение выделять главное в изучаемом материале).

    3. Развитие коммуникативных способностей.

  3. Воспитательная:

1)Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства).

2)Формирование представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

3) Заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке.

4)Воспитание дисциплинированности на уроке.
Тип урока (по целям): урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: повторение ранее изученных понятий и терминов, беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причинам образования вулканов с использованием слайдов презентации; анализ произведений литературы и искусства; работа в парах; практическая работа с физической, а также с контурными картами.
Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, атлас для 6 класса, учебник.
Основные термины и понятия: вулкан, лава, кратер, вулканический конус, очаг магмы, жерло, вулканические бомбы, вулканический пепел, гейзер.
Географические объекты:

Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус.

Районы гейзеров: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США.
Ход урока:

I. Организационный момент.

Я рада встретиться сегодня с вами на уроке, ребята. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной. Давайте улыбнемся, друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

II. Мотивационный момент.

( на фоне слайда извержения вулкана)

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность дан

Значит, проснулся грозный ______? (вулкан).

- О каком природном явлении мы сегодня будем говорить? (о вулканах)
- Почему они образуются, откуда пошло название, какие бывают, что такое гейзеры и многое другое вы узнаете на этом уроке.
III. Проверка знаний (фронтальный опрос).

Задания на знание фактов, понятий.

1.Что называется горными породами, минералами?

2. На какие группы по происхождению они делятся?

3. Что называется магмой?

4. Что называется лавой?
IV. Изучение нового материала.

- Все мы знаем, что извержение вулканов - это страшное стихийное явление.

Что же такое вулканизм? ( Вулканизм- это сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывает земную кору и изливается на поверхность.)
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

Слайд 5

- Откуда пошло название «Вулкан»?

Извержения вулканов были окружены ореолом таинственности. В Тирренском море, недалеко от Италии, есть небольшой остров Вулкано в группе Липарских островов, на котором стоит высокая гора. Еще в незапамятные времена люди заметили, как мерцал огонь на вершине этой горы, вырывались облака черного дыма и в небо взлетали раскаленные камни. На этом острове, по их предположениям, находились владения бога огня и кузнечного ремесла- Вулкана. Он устроил на острове свою кузницу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии для Юпитера, доспехи для Геракла…

Этот бог , по мнению древних римлян, жил в горе, и, когда он сердился, все сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. Поэтому огнедышащие горы древние римляне стали называть вулканами. Это название дошло и до наших дней.
Слайд 6

- Хотя ученые- вулканологи уже давно установили истинные причины извержений, их профессия опасна и трудна.
Слайд 7

- Что же в действительности представляет собой вулкан?

Вулкан- ( от лат. Vulcanus- огонь, пламя) геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
- Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У вулкана есть конус и кратер).
Слайд 8

Строение вулкана: - Кратер- чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса; на его дне находятся одно или несколько жерл. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.

Жерло- вертикальная или почти вертикальная часть подводящего канала, соединяющая очаг вулкана с земной поверхностью, по которому поднимается магма.

Очаг вулкана- расположен в глубине земли.

Магма- природный, чаще всего силикатный, огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при остывании формирующий магматические горные породы.

Лава- излившаяся на поверхность магма. Температура 750-1250 С. Скорость течения- 300-500 метров в час.
Слайд 9

- Каков состав лавы?

Лава у разных вулканов различна. Она отличается по составу, цвету, температуре, примесям и т. п. Карбонатная лава наполовину состоит из карбонатов натрия и калия. Это самая холодная и жидкая лава на земле, она течёт по земле словно вода. Температура карбонатной лавы всего

600 °C. Цвет горячей лавы — чёрный или тёмно-коричневый, однако по мере остывания становится светлее, а спустя несколько месяцев становится почти белым. Застывшие карбонатные лавы — мягкие и ломкие, легко растворяются в воде. Карбонатная лава течёт только из вулкана Олдоиньо-Ленгаи в Танзании.
Кремниевая лава содержит 53-62 % диоксида кремния. Имеет среднюю скорость потока (несколько метров в день), температуру 800—900 °C. Если содержание кремнезёма достигает 65 %, то лава становится очень вязкой и неповоротливой. Цвет горячей лавы — тёмный или чёрно-красный. Застывшие кремниевые лавы могут образовать вулканическое стекло чёрного цвета. Подобное стекло получается, когда расплав быстро остывает, не успевая кристаллизоваться. Эту лаву, например, извергает вулкан Ньюберри, в США.
Базальтовая лава наполовину состоит из диоксида кремния (кварца), наполовину — из оксида алюминия, железа, магния и других металлов. Эта лава очень подвижна и способна течь со скоростью 2 м/с (скорость быстро идущего человека). Имеет высокую температуру 1200—1300 °C. Для базальтовых лавовых потоков характерны малая толщина (первые метры) и большая протяжённость (десятки километров). Цвет горячей лавы — жёлтый или жёлто-красный. Эту лаву извергают вулканы Гавайских островов, а также некоторые другие.
- Где наблюдаются вулканические извержения? (Большинство их сосредоточено вдоль разломов между литосферными плитами. Магма, расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность).
Слайд 10

- Продукты вулканических извержений- газы, водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканические бомбы).
Слайд 11

Виды вулканов:

Действующие- вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое

время ( на Камчатке).

Уснувшие- об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать ( Эльбрус, Арарат и некоторые другие вулканы Кавказа).

Потухшие- бездействуют много тысяч лет( Крым, Забайкалье).
- Где, по вашему мнению, вулканов будет больше – на дне океана или на материке? Почему? (На дне океана, так как земная кора там тоньше).

Когда вулкан образуется на дне океана, в результате его роста образуются вулканические острова.
Слайд 12-15

- Типы вулканических извержений.

Гавайский тип, Пелейский тип, Везувианский тип.
Слайд 16-18

- А теперь давайте познакомимся с современными извержениями вулканов.

Слайд 19

- Тихоокеанское огненное кольцо.

Слайд 20-21

- Среди различных проявлений вулканизма, наиболее интересным являются паро-водяные вулканы – гейзеры. Их извержения очень интересны.

- Найдите в учебнике определение «гейзер» ( стр 62).

Рядом с действующими и потухшими вулканами часто встречаются гейзеры. Подземные воды в вулканических зонах нагреваются магмой и могут выходить на поверхность. Вода гейзеров имеет температуру

80-100 С.

Сначала из горловины гейзера выходит горячий пар, а затем горячая струя воды. Гейзеры фонтанируют разное время, от одной до нескольких десятков минут. Все это сопровождается сильным грохотом.

Вода гейзеров имеет температуру 80-100 С. Гейзеры встречаются в Исландии, США, Новой Зеландии, Российской Федерации ( на Камчатке). По своей мощности гейзеры очень разнообразны. Некоторые из них представляют собой маленькие фонтанчики высотой 20-30 см. (Камчатка), другие фонтанируют на высоту более 100 м. Используются человеком для обогрева теплиц, оранжерей, домов, тепловых станций.

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? ( Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).

V. Физминутка.

VI. Закрепление знаний и умений.

Слайд 22-27.

Найдите на карте полушарий вулканы.

Географические загадки.

VII. Итог урока.

  • Что вы сегодня узнали нового?

  • Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

  • Что бы вы еще хотели узнать о вулканах?

VIII. Домашнее задание: параграф 17; обозначить на контурной карте действующие вулканы (Везувий, Гекла, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи, Кракатау, Орисаба, Этна).

IX. Этап рефлексии: - Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений:

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось …

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест,...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Формирование личностных универсальных действий через изучение темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры»
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрок на тему «Вулканы. Гейзеры.»
Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconВулканы. Гейзеры
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconКонспект урока географии по теме: " Вулканы. Горячие источники, гейзеры"....
Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Задачи: Учащиеся должны знать причины землетрясений, дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы
Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрок по теме: «Вулканы, горячие источники, гейзеры» в 6 классе Провела:...
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconТема: вулканы и гейзеры. Горячие источники
Земли на поверхность и что изучение явлений вулканизма – важный фактор в познании внутреннего строения нашей Земли и других планет...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconКонспект урока по географии в 6 классе по теме «Вулканы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Карабаново, Владимирской области,...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconКонспект урока по теме «Вулканы Земли»
Оборудование: учебник §7, рабочая тетрадь, картосхема литосферных плит рис. 13, контурные карты и магниты, персональный компьютер,...
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconРеферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: Вулканы...
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconУрока-экспедиции по географии в 7 классе Цели урока
Цели урока: формирование знаний и представлений об особенностях природы влажных экваториальных лесов Южной Америки
Урока: Вулканы и гейзеры. Цели iconКонспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для...
Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск