Скачать 262.73 Kb.
|
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: « Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня...» Цель: * дать детям представление о таких грозных природных явлениях, как землетрясение, извержение вулкана; * рассказать о причинах возникновения, признаках приближающегося землетрясения, извержения вулкана и способах выживания при этих природных явлениях. Задачи: * Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, жерло, кратер, магма, лава, сейсмограмма, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа, * Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей. * Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления. Оборудование: 1.Физическая карта мира, 2. Атласы, 3.Контурные карты, 4.Слайды мультимедиа, 5. Компьютер, 6. Проектор, 7. Экран. План урока:
- Давайте вспомним, что представляет собой литосфера - твердая оболочка планеты. Может ли она оставаться целостной на поверхности Земли? Правильно, нет. Литосфера имеет множество трещин и разломов. Что происходит в местах этих разломов и трещин? Это и есть задача нашего урока. • Проверка уровня усвоенных знаний - На прошлом уроке мы с вами познакомились с царицей географии - геологией, т.е. изучили наиболее распространенные горные породы, их происхождение, особенности залегания, использование человеком. Давайте вспомним.
Скажите, а что это за маленькие раковинки симпатичных рачков? В какой породе их можно встретить? Ответ: Это мел под увеличением микроскопа в 150 раз. Наличие мела в недрах свидетельствует о том, что данная территория когда-то было океаническим дном. Задания нa знание фактов - Выбери правильный ответ. 1. Толщина мантии: а) 10 км; в)2900 км; д) 1800 км. б) 65 км; г) 3500 км; 2. Максимальная мощность земной коры? а) 800 м; 6) 8 км; в) 80 км; г) 800 км. 3. Укажите радиус ядра Земли а) 3500 км; 6) 1800 км; в) 1500 км; г) 70 км; д) 2600 км. 4. Из каких слоев состоит земная кора? Какие типы ее ты знаешь? 5. Какой слой отсутствует в ОЗК? (Гранитный.) Задания на проверку усвоения понятий - Что такое мантия? Перечисли существенные признаки мантии. - Зная, что такое ядро, перечислите его признаки. Задания на проверку умений 1. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = + 8°С, а глубина шахты 750 м. (750: 100 = 7,5; 7,5 + (+8) = 15,5°). 2. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности 3емли t = + 15°С, а глубина шахты 1000 м. (1000: 100 = 10; 10 +10 + (+15) =+25°). 3. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000: 100 = 10; 10 +10 + (-20) =-10°). 4. Вычислите температуру на поверхности земли, если в шахте глубиной 1000 м температура +30°С. (1000 : 100 = 10; 10 +30 - (+10) =+20°С). 5. Реши задачу. Температура у поверхности +24°С, а на глубине +34°с, а на глубине + 34 °С. Определите глубину шахты. (+34 - 24 = 10; 10 ' 100 = 1000 м). б. Почему необходимо изучать зeмные глубины? Каким образом ученые это делают? Загадки
2. Формулирование темы урока и целеполагание. Мы продолжаем изучение особенностей литосферы Земли. В одних местах литосфера ведет себя спокойно, в других является грозной разрушительной силой. Наша цель - познакомиться с этими грозными явлениями. Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда. Сотрясенье земли унесло города… Все оковы небес разомкнуться смогли. Свел разгул сотрясенья суставы земли, Сжал он бедную землю в такие тиски, Что огромные скалы разбил на куски… поэт Низами – О каком природном явлении это стихотворение? Дети. О землетрясении. - Ha побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся нe у самой кромки воды? (Земная паверхность поднялась.) - Что из этого следует? (Земная кора движется.) - Итак, какова тема урока? (Движения земной коры.) - Какие могут быть направления движения земной коры? (Вертикальные и горизонтальные.) - Заполним схему в тетради. -И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет. - Pешите задачу. Какую высоту будут иметь Скандинавские гоы через 100 лет, если скорость поднятия - 2 см в год при условии равномерного поднятия. (2 cм, 100 мм = 200 см = 2 м.) - К чему приводят горизонтальные движения? (образованию складок(гор), тектонических разломов). - А теперь посмотрим нa результаты вертикальных -движений: (образуются возвышености, плоскогорья, низменности) - Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены. Вертикальные называются ГОРСТ, ГРАБЕН. (Учащиеся записывают в тетрадь термины и зарисовывают схематично движение участков литосферы.) Разлом (разрыв) нарушение сплошности горных пород, без смещения (трещина) или со смещением. Размеры от тысячи километров пo протяженности и сотен километров в глубину (т. е. уходящие в мантию) до микроразрывов, не различимых простым глазом. Горст (нем. Horst - холм) - участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и поднятый относительно прилегающих участков. Грабен (нем. Graben - ров) - участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и опущенный относительно прилегающих участков: - Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения - это землетрясение - это и будет вторая часть сегоднящней темы. Ежегодно происходят до 100 000 землетрясений; катастрафических около 10. Любое зежлетрясение это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы. - Представьте, что есть пружина, сжав ее, мы придаем пружине, давление, которое сдерживает наша рука. Так и в природе: пружина - очаг землетрясения, где происходит накапление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождения нефти и т. д. вызывают разрядку напряжения. Тем самым появляются сейсмические колебания. - Прочтите в учебнике, и запишите в тетрадях как называется место, где возникают сейсмические колебания? (Эпицентр.) Очаг, гипоцентр (or греч. hypo - под, внизу) - место в литосфере, где происходит внезапный разрыв или смещение и возникают упругие колебания, передающиеся нa большие расстояния. Очаги землетрясения могут быть расположены на разной глубине, обычно в пределах земной коры, т.е. до глубины 60 км., но иногда возникают и в верхней мантии на глубине 500-700 км. Эпицентр (от греч ерi – на, над) – место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения. В эпицентре и вокруг него наблюдаются наибольшие разрушения. Очаг возникает на глубине до 5 км, непосредственно над ним находится ЭПИЦЕНТР, где сила наибольшая. - А теперъ суммируйте все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение. (Землетрясения - подземные удары и колебания земной поверхности. Землетрясения происходят тогда, когда далго накапливающиеся напряжения в лиmосфере превышают предел упругости и происходит быстроe, почти мгновенное смещеные больших масс литосферы; относительно друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, где они образуются. Если землетрясения - горизонтальные и вертикальные движения (на границах литосферных nлит). Землетрясение - стихийное бедствие.) Землетрясения (сообщение учащегося) Землетрясение имеет силу. Сила землетрясения - степень проявления землетрясения нa земной поверхности - разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран, принята международная 12-балльная шкала, в Японии - 7-6алльная. Сила землетрясения пo 12-балльной шкале
Во время катастрофического Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. силой до 12 балов наблюдались, сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные «волны» высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и деформаций протяженностью почти в 900 км. Вдоль этой зоны шириной в сотни метров сформировались провалы, зияющие трещины до 20 м. - Конечно же, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (Предсказывать землетрясения.) Прогноз землетрясений (сообщение учащегося) Прогноз землетрясений - актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оперативный. Первый дается на ближайшие десятки - сотни лет, второй – нa годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много и они совершенно разные. Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, тo в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показателем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В некоторых случаях важную роль иrрает периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычио. В настоящее время известно около 70 видов животных, зaрекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам yгри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения. Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология. Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах. Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора). Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф. Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу. Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы. Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью. Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км. Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек. Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек. Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал — оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м. Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней. Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию. Признаки близкого землетрясения: 1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение; 2. запах газа в районах, где раньше этого не было; 3. беспокойство птиц и домашних животных; 4. слабые толчки земной поверхности; 5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов. 6. телевизоры берут программы других стран В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды. В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти. |
Конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина... План конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина Г. Н., Кгбоу дпо хк иро | Конспект урока географии Тема Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
Конспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Конспект по теме «Ландшафтные исследования за рубежом» Составить конспект по теме «Влияние геологического и тектонического строения земной коры на ландшафт» | ||
Программа модуля «Дизорфография у лиц с овз» Направление: 050700... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Доклад на тему: “ Теория геосинклинального развития Земной коры” С самого начала становления научной геологии, с середины 18 века, её главной задачей было объяснение причин движений земной коры,... | ||
Программа: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | 1986. №5. С. 9-13. Кафтан В. И. Вопросы определения вертикальных... Кафтан В. И., Серебрякова Л. И. Современные движения земной коры // Геодезия и аэросъемка” Т. 28 (Итоги науки и техники винити ан... | ||
Министерство образования и науки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Министерство образования и науки Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | ||
М. Е. Хватцев выделяет 5 видов: Дисграфия Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Филиал краевого государственного казённого специального (коррекционного)... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Программа дисциплины «Современные проблемы культурологии» для 033000.... Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация... | Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» |