План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.»





Скачать 262.73 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.»
страница1/2
Дата публикации19.12.2014
Размер262.73 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > География > План-конспект
  1   2
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс

Эпиграф урока: « Взлетает пыль и куча пепла-

в Земле бушует бот огня...»

Цель:
* дать детям представление о таких грозных природных явлениях, как землетрясение, извержение вулкана;

* рассказать о причинах возникновения, признаках приближающегося землетрясения, извержения вулкана и способах выживания при этих природных явлениях.
Задачи:
* Образовательные: познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, жерло, кратер, магма, лава, сейсмограмма, сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа,

* Воспитывающие: воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

* Развивающие: развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления.

Оборудование:

1.Физическая карта мира,

2. Атласы,

3.Контурные карты,

4.Слайды мультимедиа,

5. Компьютер,

6. Проектор,

7. Экран.

План урока:

  • 1. Проверка уровня усвоенных знаний

  • 2. Изучение нового материала:

  • А) типы движения земной коры.

  • Б) вулканы, горячие источники, гейзеры.

  • В) работа на контурной карте: нанесение на контурную карту
    вулканов, сейсмических поясов Земли.




  • 3. Закрепление изученного материала.

  • 4. Домашнее задание.
    Ход урока.

  • Мотивационно - организационный момент.

- Давайте вспомним, что представляет собой литосфера - твердая
оболочка планеты. Может ли она оставаться целостной на поверхности
Земли?

Правильно, нет. Литосфера имеет множество трещин и
разломов.


Что происходит в местах этих разломов и трещин? Это и
есть задача нашего урока.

Проверка уровня усвоенных знаний

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с царицей географии -
геологией, т.е. изучили наиболее распространенные горные породы, их
происхождение, особенности залегания, использование человеком.
Давайте вспомним.

  • Как подразделяются горные породы по происхождению?

  • Ответ: Горные породы по происхождению подразделяются на
    магматические, метаморфические и осадочные


Скажите, а что это за маленькие раковинки симпатичных рачков? В какой породе их можно встретить?

Ответ: Это мел под увеличением микроскопа в 150 раз. Наличие мела в недрах свидетельствует о том, что данная территория когда-то было океаническим дном.

Задания нa знание фактов

- Выбери правильный ответ.

1. Толщина мантии:

а) 10 км; в)2900 км; д) 1800 км.

б) 65 км; г) 3500 км;

2. Максимальная мощность земной коры?

а) 800 м; 6) 8 км;

в) 80 км; г) 800 км.

3. Укажите радиус ядра Земли

а) 3500 км; 6) 1800 км; в) 1500 км; г) 70 км; д) 2600 км.

4. Из каких слоев состоит земная кора? Какие типы ее ты знаешь?

5. Какой слой отсутствует в ОЗК? (Гранитный.)
Задания на проверку усвоения понятий

- Что такое мантия? Перечисли существенные признаки мантии.

- Зная, что такое ядро, перечислите его признаки.
Задания на проверку умений

1. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = + 8°С, а глубина шахты 750 м.

(750: 100 = 7,5; 7,5 + (+8) = 15,5°).

2. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности 3емли t = + 15°С, а глубина шахты 1000 м.

(1000: 100 = 10; 10 +10 + (+15) =+25°).

3. Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли t = -20°С, а глубина шахты 1000 м.

(1000: 100 = 10; 10 +10 + (-20) =-10°).

4. Вычислите температуру на поверхности земли, если в шахте глубиной 1000 м температура +30°С.

(1000 : 100 = 10; 10 +30 - (+10) =+20°С).

5. Реши задачу. Температура у поверхности +24°С, а на глубине +34°с, а на глубине + 34 °С. Определите глубину шахты.

(+34 - 24 = 10; 10 ' 100 = 1000 м).

б. Почему необходимо изучать зeмные глубины? Каким образом ученые это делают?

Загадки

  1. «24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солда­тик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило». Вы помните эту сказку Г. X. Андерсена? Какого металла не хватило? (Олова.)

  2. Порода горного царства из шпата, слюды и кварца. (Гра­нит.)

  3. Почему пишет карандаш? Из какой горной породы сделан его стержень? (Графит.)

  4. Из этой горной породы врач накладывает повязку на сло­манную руку. (Гипс.)


2. Формулирование темы урока и целеполагание.

Мы продолжаем изучение особенностей литосферы Земли. В одних местах литосфера ведет себя спокойно, в других является грозной разрушительной силой.

Наша цель - познакомиться с этими грозными явлениями.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…
поэт Низами
– О каком природном явлении это стихотворение?
Дети. О землетрясении.
- Ha побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему ко­лышки для лодок находятся нe у самой кромки воды? (Земная паверхность поднялась.)

- Что из этого следует? (Земная кора движется.)

- Итак, какова тема урока? (Движения земной коры.)

- Какие могут быть направления движения земной коры? (Вер­тикальные и горизонтальные.)

- Заполним схему в тетради.

-И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см в год, поэтому заметить результаты этих движений можно че­рез сотни лет.

- Pешите задачу. Какую высоту будут иметь Скандинавские го­ы через 100 лет, если скорость поднятия - 2 см в год при ус­ловии равномерного поднятия. (2 cм, 100 мм = 200 см = 2 м.)

- К чему приводят горизонтальные движения? (образованию складок(гор), тектонических разломов).

- А теперь посмотрим нa результаты вертикальных -движений: (образуются возвышености, плоскогорья, низменности)

- Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.

Вертикальные называются ГОРСТ, ГРАБЕН. (Учащиеся записывают в тетрадь термины и зарисовывают схематично движение участков литосферы.)

Разлом (разрыв) нарушение сплошности горных пород, без сме­щения (трещина) или со смещением. Размеры от тысячи километров пo протяженности и сотен километров в глубину (т. е. уходящие в мантию) до микроразрывов, не различимых простым глазом.

Горст (нем. Horst - холм) - участок земной коры, обычно вытя­нутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и под­нятый относительно прилегающих участков.

Грабен (нем. Graben - ров) - участок земной коры, обычно вытя­нутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и опу­щенный относительно прилегающих участков:
- Есть только одно движение, которое совмещает в себе быст­рые горизонтальные и вертикальные движения - это землетрясение - это и будет вторая часть сегоднящней темы. Ежегодно происходят до 100 000 землетрясений; катастрафиче­ских около 10. Любое зежлетрясение это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

- Представьте, что есть пружина, сжав ее, мы придаем пружине, давление, которое сдерживает наша рука. Так и в природе: пружина - очаг землетрясения, где происходит накапление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смеще­ние литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание место­рождения нефти и т. д. вызывают разрядку напряжения. Тем самым появляются сейсмические колебания.

- Прочтите в учебнике, и запишите в тетрадях как называется место, где возникают сейсмические колебания? (Эпицентр.)

Очаг, гипоцентр (or греч. hypo - под, внизу) - место в литосфе­ре, где происходит внезапный разрыв или смещение и возни­кают упругие колебания, передающиеся нa большие расстоя­ния. Очаги землетрясения могут быть расположены на разной глубине, обычно в пределах земной коры, т.е. до глубины 60 км., но иногда возникают и в верхней мантии на глубине 500-700 км.

Эпицентр (от греч ерi – на, над) – место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения. В эпицентре и вокруг него наблюдаются наибольшие разрушения.

Очаг возникает на глубине до 5 км, непосредственно над ним находится ЭПИЦЕНТР, где сила наибольшая.

- А теперъ суммируйте все знания и дайте полный ответ, что та­кое землетрясение. (Землетрясения - подземные удары и коле­бания земной поверхности. Землетрясения происходят тогда, когда далго накапливающиеся напряжения в лиmосфере пре­вышают предел упругости и происходит быстроe, почти мгновенное смещеные больших масс литосферы; относитель­но друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, где они образуются. Если землетрясения - горизонтальные и верти­кальные движения (на границах литосферных nлит). Земле­трясение - стихийное бедствие.)

Землетрясения (сообщение учащегося)

Землетрясение имеет силу. Сила землетрясения - степень прояв­ления землетрясения нa земной поверхности - разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран, принята международная 12-балльная шкала, в Японии - 7-6алльная.

Сила землетрясения пo 12-балльной шкале

Баллы

Характеристика землетрясения




1

He ощущается. Отмечается только специальными приборами:




2

Очень слабое, ошущается только очень чуткими домашними жи­вотными и

некоторыми людьми в верхних этaжах зданий




3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясе­ние от грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качают­ся люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Оченъ сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается шту­катyрка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются; часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разру­шаются многие крепкие здания. Ha почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

11

Катастрофа. Почти все камениые постройки разваливаются, разру­шаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. Ha поверхно­сти грунта видны земляные волны.

Во время катастрофического Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. силой до 12 балов наблюдались, сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные «волны» высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и де­формаций протяженностью почти в 900 км. Вдоль этой зоны шириной в сотни метров сформировались провалы, зияющие трещины до 20 м.

- Конечно же, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (Предсказывать землетрясения.)

Прогноз землетрясений (сообщение учащегося)

Прогноз землетрясений - актуальная задача сейсмологов. Про­гноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оператив­ный. Первый дается на ближайшие десятки - сотни лет, второй – нa годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много и они совершенно разные.

Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, тo в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показате­лем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В не­которых случаях важную роль иrрает периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычио.

В настоящее время известно около 70 видов животных, зaреко­мендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений.

Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, при­плывают к берегам yгри, улетают птицы, кошки покидают дома, до­машние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы ано­мального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.
Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.
Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.
Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.
Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы. Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.
Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.
Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.
Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал — оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м.
Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней.
Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.
Признаки близкого землетрясения:
1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;

2. запах газа в районах, где раньше этого не было;

3. беспокойство птиц и домашних животных;

4. слабые толчки земной поверхности;

5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.

6. телевизоры берут программы других стран
В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.
В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconКонспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина...
План конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина Г. Н., Кгбоу дпо хк иро
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconКонспект урока географии Тема
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconКонспект урока географии в 7 классе Тема: Рельеф и полезные ископаемые Африки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconКонспект по теме «Ландшафтные исследования за рубежом»
Составить конспект по теме «Влияние геологического и тектонического строения земной коры на ландшафт»
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconПрограмма модуля «Дизорфография у лиц с овз» Направление: 050700...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconДоклад на тему: “ Теория геосинклинального развития Земной коры”
С самого начала становления научной геологии, с середины 18 века, её главной задачей было объяснение причин движений земной коры,...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconПрограмма: Школа России Тип урока: Изучение нового Оборудование
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» icon1986. №5. С. 9-13. Кафтан В. И. Вопросы определения вертикальных...
Кафтан В. И., Серебрякова Л. И. Современные движения земной коры // Геодезия и аэросъемка” Т. 28 (Итоги науки и техники винити ан...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconМинистерство образования и науки
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconМ. Е. Хватцев выделяет 5 видов: Дисграфия
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconФилиал краевого государственного казённого специального (коррекционного)...
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы культурологии» для 033000....
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
План-конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск