Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования





НазваниеПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
страница1/10
Дата публикации02.01.2015
Размер1.04 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 12.

3.Авторской программы предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А. Зайцев, Л.М. Галутво, В.Н. Басий, Ю.А. Болдырев, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.А. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская, 2012г.

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина, препода­вание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждени­ях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). В учебно-методическом обеспечении дисциплины большая роль принад­лежит учебным пособиям, издаваемым с 1999 года в рамках образователь­ного издательского проекта «Кубановедение», инициированного ОИПЦ «Перспективы образования». Предмет изучения составляют представлен­ные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфесси­ональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Актуальность предмета «Кубановедение» определяется его наце­ленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраи­вать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрос­лой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет дав­ние традиции. В разные периоды в школьные программы входили учеб­ные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение». Независимо от названия и структуры курса его важ­ная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации обра­зования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особое значение.

Цель предмета - систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисци­плины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края. Кубановедение (34 часа в год за счёт компонента об­разовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент со­держания образования (в объёме 10-15 процентов от федеральных про­грамм по каждой дисциплине) дополняют друг друга.

Задачи предмета:

  • комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества меж­ду представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитание бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

  • социализация школьников;

  • выработка навыков саморазвития и самообразования.

2.Общая характеристика учебного предмета

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, на­селяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубано­ведение» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между пред­ставителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базо­вой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духов­но-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной програм­мы, но не менее двух в каждой параллели. Включение в программу ука­занного модуля возможно в рамках вводного и итогового занятий. Вво­дный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия об­учающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и воспитательных эффектов в про­цессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выби­рают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном простран­стве Краснодарского края).

Для создания всеобъемлющего представления о фор­мировании этнокультуры в регионе, а также реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведённые на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань - многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, со­держащая систему фундаментальных социальных и педагогических тре­бований и понятий. Среди них:

  • поликультурный подход;

  • формирование национального самосознания (идентичности);

  • многообразие культур и народов;

  • межэтнический мир и согласие;

  • базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с се­мьёй, культурно-региональной общностью, многонациональным наро­дом Российской Федерации.

На ступени среднего общего образования на первый план выходят освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения на­родов, накопленным в ходе исторического развития российской государ­ственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Главным унифицированным методическим принципом организации структуры курса является «трёхуровневость» познавательной деятель­ности: получение школьниками готовых знаний; самостоятельное приоб­ретение знаний на основе предлагаемых источников; поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10. 2004.

Программа рассчитана на 170 часов (34 часа в год за счёт части, фор­мируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю). На уровне основного общего образования (5-9 кл.) интеграция реализуется в контексте следующих образователь­ных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществозна-ние, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (изобразительное искусство, музыка).

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего обра­зования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметны­ми связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Роль системообразующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (5 кл.: с древнейших времён до IV в.; 6 кл.: с конца IV в. до XVI в.; 7 кл.: XVII - XVIII вв.; 8 кл.: XIX в.; 9 кл.: XX - начало XXI в.).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные

• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, при роде, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметные
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
5. Содержание учебного предмета

5 класс

Изучение древней Кубани предполагает знакомство учащихся с бо­гатейшим археологическим материалом и источниками, характеризую­щими особенности исторического процесса, духовную и материальную культуру, обычаи и нравы народов, населявших территорию Северо-За­падного Кавказа в далёком прошлом.
Введение (1 час).

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народ. Особенности культуры и быта древних жителей края.

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов).

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни (добывание огня). Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы, Явора.

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема 3. Земледельцы и скотоводы.

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство и ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (г. Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).

Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (поселок Каменномостский), Свободное, Большетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (гг. Сочи – Адлер); майкопская культура.

Работа с текстом «Весенний праздник»
Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов).

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры.

Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (поселок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и Европе . Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.

Тема 5. Дольменная культура.

Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены – погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (ст. Даховская, Новосвободная, Баговская; поселок Каменномостский; Большая Воронцовсая пещера (г. Сочи); окрестности г. Геленджика). Классификация дольменов (плиточные, составные, крытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.

Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Расселение северокавказских племен по территории Кубани. Памятники северокавказских племен: район аулов Уляп, Хатажукай; станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовской район); городов Армавир и Курганинск. Хозяйственные занятия. Общественный строй.

Катакомбная культура (Прикубанье и Восточное Закубанье). Особенности погребальной культуры.

Срубная культура Прикубанья и Восточного Закубанья. Особенности погребального ритуала. Памятники срубной культуры: район станиц Приазовской, Брюховецкой. Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хуторов Анапский и Белевцы; г. Краснодара).

Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Повторительно-обобщающий урок (1 час).
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе:...
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Количество...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. Программы общеобразовательных учреждений «История России 6-11 класс», М.,«Просвещение»,...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка 8 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой и др и составлена с учетом Федерального...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка статус документа рабочая программа основного...
Бований федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: рабочей программой основного...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального...
М.: Просвещение, 2010 г.; Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconПояснительная записка данная рабочая программа по математике для...
Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск