Скачать 259.98 Kb.
|
Содержание: 1. Пояснительная записка…………………………………………………2-3 1.1 Краткая характеристика основной образовательной программы…….2 1.2 Выписка из образовательного стандарта……………………………….3 2. Рабочая учебная программа по курсу «Краеведение»………………4-15 2.1. Цель и задачи изучения дисциплины…………………………………..4 2.2 Структура содержания курса……………………………………………6 2.3 Содержание дисциплины по видам занятий……………………………8 2.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля…………………………………………………..14 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………….16-18 3.1 Перечень основной и дополнительной литературы…………………...16 3.2 Методические рекомендации преподавателю…………………………17 3.3 Методические рекомендации студентам………………………………17 3.4 Перечень технических средств обучения………………………………18 1. Пояснительная записка 1.1 Краткая характеристика основной образовательной программы. Программа дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Гос. ВПО направления подготовки (специальности) 032103.65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Дисциплина «Краеведение» относится к числу гуманитарных дисциплин. Ее объект - синтез знаний об исторических, географических, социально-культурных, искусствоведческих особенностях развития Смоленского края. Базовыми источникам курса «Краеведение» являются библиографические, литературные, картографические, статистические, материалы и аудиовизуальное наблюдение. Теоретическое значение краеведения предполагает изучение принципов и методов сбора и анализа краеведческой информации. Практическая важность дисциплины заключается в приобретении навыков проведения экскурсионных занятий, которые наглядно дополняют теоретический материал, касающийся природных, культурно-исторических, политических и социальных характеристик развития Смоленского региона. 1.2 Выписка из образовательного стандарта.
2. Рабочая учебная программа по курсу «Краеведение». 2.1. Цель и задачи изучения дисциплины. Цель курса: Сформировать у студентов систематическое представление об историко-культурных, природных и социально-политических особенностях Смоленского края. Задачи курса:
4.Формирование гражданственных и нравственных ценностей в процессе изучения богатого историко-культурного наследия Смоленщины. Место курса в профессиональной подготовке: Изучение курса «Краеведение» - помогает осознать необходимость владения базовой краеведческой информацией в процессе ориентации в современной истории своего региона и своей страны; - повышает культурный уровень будущих работников отрасли физическая культура и спорт; - позволяет обеспечивать должный уровень гуманитарного образования в системе вузовской и послевузовской подготовке молодых специалистов.
Тематический план по дисциплине «Краеведение»
Содержание тем аудиторных занятий (с указанием тем докладов для самостоятельной работы студентов) Раздел 1. СМОЛЕНСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ Тема 1: Древняя история Смоленской земли ( 863г.- ХYв.).
Доклады: 1. Комплекс археологических памятников – Гнездовские курганы. 2. Смядынь – древняя святыня Смоленской земли. Экскурсионное занятие: посещение Смоленского исторического музея. Тема 2: Смоленск в ХYI – ХIХ столетиях. 1. Присоединение Смоленских земель к Московскому государству в . годы правления Василия Ш. 2. Строительство Смоленской крепостной стены. 3. Героические страницы смоленской истории начала ХYII века. 4. Смоленская губерния в ХYIII веке. 5. Город-ключ к Москве. Смоленск в годы отечественной войны 1812 Года. Доклады: 1. Героическая оборона Смоленска 1609-1611г. Воевода М. Б. Шеин. 2. Смоленская крепостная стена – «ожерелье земли русской». 3.Смоленское сражение в войне 1812 года. 4. Смоленские памятники героям войны 1812 года. 5. Смоленск в ХIХ - нач.ХХ вв. Экскурсионные занятия:
Войны 1812 года. Тема 3: Смоленск в годы становления Советской власти.
столетия.
Доклады: 1. Рабочие-революционеры- смоляне.
Тема 4: Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
4. Возрождение города. Доклады: 1. Смоляне – Герои Советского Союза. 2. Партизанское движение на Смоленщине. 3. Военная проза и поэзия смоленских авторов. 4. Мемориал «Катынь». Экскурсионные занятия: 1. Экскурсия в сквер памяти героев у крепостной стены. 2. Экскурсия в парк Реадовка ( Курган бессмертия, мемориал Скорбящей матери). 3. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны. Раздел 2: ГЕОГРАФИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Тема 1. Смоленский край на карте современной России.
Доклады: История и современность районов Смоленской области: Велижа, Рудни, Дорогобужа, Вязьмы, Починка и др. Тема 2: География Смоленщины. 1.Природа Смоленского края: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 2. Характеристика климата. 3. Растительный и животный мир. 4. Современное состояние природы и ее охрана. Доклады:1. Загрязнение природной среды. 2. Истощение и утрата природных ресурсов. 3. Вклад М.Н. Пржевальского в отечественную науку. 4. Исследования и открытия В.В. Докучаева. Тема 3: Население Смоленского края.
Доклады: 1.Учебные заведения Смоленска – прошлое и настоящее. 2. Система здравоохранения. 3. Ретроспективный взгляд на улицы Смоленска. Экскурсионное занятие: Экскурсия: «Знакомые и незнакомые улицы Смоленска». Тема 4: Экономическое развитие Смоленщины сегодня.
Доклады: 1.Характеристика экономического развития отдельных районов области. 2. Смоленск купеческий. Раздел 3. КУЛЬТУРА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ. Тема 1. Архитектурное и художественное наследие Смоленщины.
церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. 2. Смоленский Успенский собор. 3. Художники Смоленска. 4. Творчество С. Т. Коненкова. Доклады: 1. История и современное состояние архитектурных памятников Смоленска.
Экскурсионные занятия: 1. Экскурсия в музей скульптуры С. Т. Коненкова. 2. Экскурсия в художественную галерею Смоленска. Тема 2: Творчество смоленских поэтов и писателей.
Доклады: Творчество смоленских поэтов и писателей А. Мишина, А. Бодренкова, Н. Яночкиной, В. Простакова и др. Тема 3: Музыкальная и театральная жизнь Смоленска.
Доклады: 1. Музей-усадьба М.И. Глинки в селе Новоспасском. 2. Ежегодные музыкальные фестивали имени М.И. Глинки в Смоленске. 3. Актеры Смоленского Драматического театра. Тема 4: Туристические маршруты Смоленска.
Доклады: Обзор различных туристических маршрутов Смоленщины. Экскурсионные занятия: тематические экскурсии.
Экзаменационные вопросы по курсу «Краеведение».
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
17. Моя Смоленщина. Смоленск, 2004.
1. Основные варианты экскурсий: - Исторический музей (г. Смоленск, ул. Ленина, д. 8, тел. 38-38-62 ); - Выставочный зал ( г. Смоленск, ул. Коненкова, д.9-А, тел. 38-25-67); - Художественная галерея ( г. Смоленск, ул. Тенишевой, д.7, тел. 38-27-09); - Музей скульптуры С.Т. Коненкова ( г. Смоленск, ул. Маяковского, д.7, тел. 38-20-29); - Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» ( г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 4-А, тел. 38-32-65). 2. Варианты туристических маршрутов: - Национальный парк «Смоленское Поозерье» ( Смоленская обл., Демидовский р-н, п. Пржевальское, ул. Гуревича, 19, тел. (48147) 4-62-04). - Историко-археологический комплекс «Теремок» (пос. Талашкино). - Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском.
Методические рекомендации к написанию доклада. При изучении курса «Краеведение» студенты дневного отделения пишут текущие доклады по изучаемым темам, что является одним из видов самостоятельной, творческой работы, которой они должны уделять особое внимание. Доклады предполагают более углубленный детальный анализ, чем в ходе устного ответа на семинарском занятии. Подготовка доклада предусматривает обзор нескольких источников: монографий, справочной литературы, публикаций в периодической печати. В ходе работы над докладом студент должен продемонстрировать способность к самостоятельному анализу и обобщению источников; навыки последовательного письменного и устного изложения рассматриваемой темы.
Наглядный материал: фотоальбомы, картографические и статистические материалы, аудиокассеты, DVD диски. 1.Пояснительная записка: Учебный курс «Основы эстетики» является элективным авторским курсом и относится к циклу гуманитарных дисциплин. Он знакомит студентов с историей эстетической мысли, основными категориями и проблемами эстетики. Это позволяет дополнить необходимый уровень содержания и подготовки выпускников высшей школы по обязательным гуманитарным дисциплинам «Культурология» и «Философия». 2.Цель курса: сформировать у учащихся общее структурированное представление об основных категориях и проблемах эстетики, ознакомить с историей развития эстетической мысли России и зарубежных стран. Задачи курса: - рассмотреть методологические и теоретические проблемы развития эстетики; -раскрыть содержание основных категорий и понятий; - ознакомить учащихся с основами этикета общения и поведения. Место курса в профессиональной подготовке: Курс «Основы эстетики» помогает расширить знания студентов по обязательно изучаемым гуманитарным дисциплинам «Культурология», «Философия», «Отечественная история». Практическая значимость дисциплины заключается в повышении общего культурного уровня учащихся и ознакомление студентов с основами поведенческого этикета. 2.2. Содержание курса «Основы эстетики». (данный элективный курс рассчитан на 30 аудиторных часов) Тема 1. Эстетика в современной системе гуманитарного знания (2 часа).
Тема 2. Категории эстетики (2 часа).
Тема 3. Эстетическое сознание и его структура (2 часа).
Тема 4. Эстетическая деятельность и сферы ее проявления (2 часа).
Тема 5. Этикет – практическая форма эстетической деятельности (2 часа).
Тема 6. Искусство как форма эстетической деятельности (2 часа).
Тема 7. Художественный образ как основа искусства (2 часа).
Тема 8. Специфика эстетики Востока (2 часа).
Тема 9. Эстетика античности (2 часа).
Тема 10. Этапы развития западноевропейской эстетической мысли (2 часа).
Тема 11. Русская эстетическая мысль (2 часа),
Тема 12. Восприятие художественных произведений (2 часа).
Тема 13. Анализ произведения искусства (2 часа).
Тема 14. Художественный стиль (2 часа).
Тема 15. Формирование эстетической и художественной культуры личности (2 часа).
2.3. Требования к уровню освоения программы. Тематика рефератов по курсу.
- романский стиль; - готика; - барокко; - реализм и др. 8. Функции художественного образа в историческом процессе. 9. Эстетическая аксиология. 10. Деловой этикет в странах Запада и Востока. 11. Поведенческие табу. 12. Корпоративная коммуникация. 13. Этикет поведения на конференциях и выставках. 14. Эстетическое воспитание личности. 15. Анализ художественного произведения (по выбору). 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Перечень литературы по курсу:
Цель и задачи изучения дисциплины Цель курса: выявление специфики и закономерностей развития мировой культуры, особенностей духовного наследия различных народов. Задачи курса:
2. Учебный материал Тема 1. Древнеегипетская цивилизация Периодизация культурного развития. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология. Архитектурные сооружения. Скульптурные композиции. Художественные каноны. Зачатки науки: медицина, математика, астрономия. Наследие Древнего Египта. Тема 2. Культура Месопотамии Шумеро-аккадская культура. Культура Древнего Вавилона. Ассирийское искусство. Культура Древнего Ирана. Религиозные верования Двуречья. Наука и техника древнего Двуречья. Тема 3. Культура Древней Индии Культура Мохеджо-Даро и Хараппы. Варны и кастовый строй древнеиндийского общества. Религия Древней Индии: индуизм, буддизм. Ведическая литература. Индийская художественная культура. Зодчество. Вклад Индии в мировую культуру. Научные знания. Тема 4. Культура Древнего Китая Идеологические направления Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм. Место буддизма в китайской культуре. Триединство в искусстве: каллиграфия, поэзия, живопись. Великие научные открытия. Великий шелковый путь и китайская стена. Тема 5. Культура Древней Греции Крито-микенская культура: религия, настенная живопись, архитектура. Культура гомеровского периода. Культура архаического периода: греческие полисы, создание греческого театра и архитектурных ордеров. Культура классического периода: архитектура, скульптура, драматургия. Культура эпохи эллинизма. Тема 6. Культура Древнего Рима Этрусская культура. Культура Рима в царский период. Культура Рима в период республики. Культура Рима в период империи. Особенности искусства и науки, достижения техники Древнего Рима. Религия Древнего Рима. Меценаты и завоеватели. Тема 7. Культура Византии Духовная культура Византии: ее противоречия. Художественная культура Византии. Византийское искусство при Юстиниане 1.Византийское искусство в эпоху Македонской династии и династии Комнинов. Искусство Византии в период правления династии Палеологов. Тема 8. Культура Западной Европы в средние века Дороманское искусство. Церковные каноны и каноны искусства. Романская культура. Готическое искусство. Героический эпос. Рыцарская культура в системе культуры средневековья. Система знаний и ее принципы. Первые европейские университеты. Великие изобретения и открытия. Тема 9. Культура Европы эпохи Возрождения Социально-экономические предпосылки Ренессанса. Сущность гуманизма эпохи Возрождения. Синтез ремесла, искусства и науки. Универсальные черты и национальные особенности литературы эпохи Возрождения. Титаны эпохи Возрождения. Тема 10. Европейская культура Нового времени Культурно-исторический смысл понятий «Просвещение», «просветители». Обоснование роли искусства в жизни общества. Идеология и художественное творчество. Театр, литература, музыка в культуре Просвещения. Особенности художественных стилей европейского искусства: барокко, классицизм, рококо. Тема 11. Культура Европы ХIХ века Формирование индустриально общества. Возникновение новых философских учений: диалектического материализма и позитивизма. «Золотой» век искусства: выдающиеся достижения этого периода. Особенности направлений в искусстве: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм. Тема 12. Культура Европы ХХ века Переход к постиндустриальному обществу. Ведущие направления в искусстве: модернизм, постмодернизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Достижения в науке и технике. 3. Тематика рефератов по курсу «Мировая и художественная культура»
17.Творчество Вильяма Шекспира. 18. Великий композитор Иоганн Себастьян Бах. 19.Творчество Джорджа Байрона.
4. Перечень основной и дополнительной литературы 1.Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологи).-М.: Маркетинг., 2000. 2. Веремьев А.А. Основы культурологи: Учебное пособие.- Брянск: Курень., 2002. 3. Викторов В.В. Культурология.- М.: Экзамен., 2004 4. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие.- М.: Юрайт., 2001. 5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие.- М.:Академия.. 1999. 6. Исламгалиева С.К., Халин Г.В. Культурология: Курс лекций: Учебное пособие.- М: Экзамен.,2005. 7. История мировой культуры: Курс лекций.- М.,1998. 8. История мировой культуры: Наследие запада: Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций .// Серебряный С.Д.- М: Российский гуманитарный университет.,1998. 9. Карпухина С.В. История мировой культуры.- М., 1998. 10. Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический проект., 2007. 11. Культурология // Кармин А.С..- СПб.:Питер., 2007. 12. Культурология: Учебное пособие //Маркова А.Н.- М: Академический проект.,1995. 13. Мальцева С.Г. История мировой литературы и искусства: Методические рекомендации.- CПб: ГУФК., 2007. 14. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура.- Мн: Петра Система.,1999. 15 Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие //Кузнецова Т.Ф.- М: Языка русской культуры.,1997. 16. Садохин А.П. Мировая художественная культура.- М.,2000. 17. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие.- М: ЮНИТИ., 2003. |
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | ||
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | ||
Рабочая программа по интегрированному краеведческому курсу Учитель Мустафина Т. В Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 4 а класса разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании... | Цель изучения дисциплины «Международный контракт» состоит в Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | ||
I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины Целью изучения дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов теоретических и практических знаний о причинах, формах,... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное... | П711 преднапряженный железобетон учебная программа. Методические указания Программа предназначена для студентов строительных факультетов высших учебных заведений и отражает цель и задачи изучения дисциплины,... | ||
1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с... Целью изучения дисциплины является овладения студентами культурой делового общения, психологией, стратегией и тактикой деловых переговоров,... | Рабочая программа по курсу Налоговая культура Цель, задачи и место дисциплины «Налоговая культура» в образовательной программе |