Скачать 0.65 Mb.
|
Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Цели и задачи курса: Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
Класс – общеобразовательный. Место предмета учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов. В программу внесены следующие изменения: Практические работы в курсе 10-11 класса способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ, в тематическом планировании они выделены жирным шрифтом и подчеркнуты. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: Формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Содержание программы 10 класс (35 часов, 1 час в неделю) Введение (1 час) География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Современные методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником. Часть I. Общая характеристика мира (33 часа) Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа) Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы. Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная. Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение. Практические работы №1. Типы стран современного мира. №2: Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)
Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов) Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в. Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов. Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания. География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии. Практическая работа №3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира
Тема 3. География населения мира (7 часов) Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России. Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм. Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины. Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда. География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики). Практические работы №4: Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира. №5: Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения. №6: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении... | Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе примерной... ... | ||
Пояснительная записка 7 класс Данная программа составлена на основе... ... | Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... ... | ||
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... ... | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума | ||
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... | Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... | ||
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... | Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной... Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать... | ||
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М.... | Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена... Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне | ||
Образовательная программа среднего (полного) общего образования на... Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового... | Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004... | ||
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... ... | Пояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне |