Программа дополнительного образования





Скачать 146.38 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования
Дата публикации18.01.2015
Размер146.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное учреждение

  дополнительного образования для детей

Вешкаймский Центр дополнительного образования для детей

Утверждаю

______________

Директор ЦДО

«___»______2012 год

Программа дополнительного образования

кружка "Юный эколог"

Возраст детей 7-16 лет

Программа разработана:

на 1 год обучения

144 часа ( 2 раза в неделю по 2 часа)

Программа рассмотрена и одобрена программу разработала педагог

На заседании педагогического Совета дополнительного образования

Протокол № ____ от ____ Каменскова Елизавета Николаевна

1 квалификационной категории

Секретарь _________ педагогический стаж -23 г

Пояснительная записка

 

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью обучения является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа кружка"Юный эколог" рассчитана на этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

Программа кружка ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей ( 15 человек) и рассчитана на среднее и старшее возрастное звено (6-11 классы).

Всего на учебный год - 68 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята пробуют решить проблему сохранения природы.

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания.

Подготовка к биологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а также - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

В процессе обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.

Курс программы содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Юный биолог", являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты, и исследовательские работы;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

 

 

Тематический план объединения "Юный эколог" 



Тема

Теория

Практ.

Всего часов

1.

Организационное занятие

1

-

1

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

2.

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель.

Практическая работа : «Исследования свойств воды»

1

2

3

3.

"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

Практическая работа: уборка мусора

1

2

3

4.

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

Практическая работа : «Исследования свойств воздуха»

1

2

3

5.

"Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться.

Практическая работа: « Влияние шума на здоровье человека:

1

3

4

6.

"Бомба замедленного действия" - химикаты
"Яд - "приданое" цивилизации".

Практическая работа: « Влияние бытовой химии на здоровье человека»

1

3

4

7

Выбор тем исследовательских работ

1




1

8.


Сбор материала исследовательских работ




4

4

9.

Написание исследовательских работ




7

7

Дурные пристрастия

10.

Животные - наркотики - человек.
Растения-убийцы.

1

-

1

11.

Передай в наследство трезвость.

1

-

1

12.

"Владыка мира" - никотин.

1

-

1

13.

Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона.

1

-

1

Практические мероприятия по данным проблемам (список прилагается)

 

2

2

Все для гурманов есть в природе

11.

Растения - наш доктор Айболит.

1

-

1

12.

Можно ли питаться сорняками?

1

-

1

Жизнь лесных дебрей

13.

Лес - зеленое море

1

-

1

14.

Лес и его обитатели

1

-

1

15.

Влияние температуры на живые организмы.

1

-

1

16.

Средства передвижения у животных.

1

-

1

Растения - гениальные инженеры природы

17.

Растения-потребители отходов.

1

-

1

18.

Растения-химики.

1

-

1

19.

Растения- архитекторы, строители, механики.

1

-

1

20.

Растения-путешественники.

1

-

1

21.

Растения-мастера гидравлики.

1

-

1

22

Растения-физики.

1

-

1

23.

Как растение передают информацию.

1

-

1

24.

Растения-биологические часы.

1

-

1

25.

Совершенство приспособления у растений.

1

-

1

Все о национальна парках

26.

Все о национальных парках.

1

 

1

27

По страницам занимательной литературы.

1

 

 1

28

Викторины, конкурсы, беседы.

9

 

 9

29

Экскурсии.

8

 

 8

Всего

    68

 

 

Содержание программы 

1. Организационнное занятие

Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.

 

"Бомбы замедленного действия" на нашей планете

2. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.

Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?

3. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

4. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе

Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.

5. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться

Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

6. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

Дурные пристрастия

7. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы

Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.

8. Передай в наследство трезвость

Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.

 

 

9. Владыка мира - никотин

Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.

10. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона

Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.

Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.

Все для гурманов есть в природе

11. Растения - наш доктор Айболит

Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?

12. Можно ли питаться сорняками

Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.

"Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.

Жизнь лесных дебрей

13. Лес - зеленое море

Разнообразие лесов. Богатство и бедность. Экологическая катастрофа -листопад. Зеленое море тайги. Сезонники. О Всероссийском конкурсе "Подрост".

14. Лес и его обитатели

Раздолье для вегетарианцев. Сластены. Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных.

15. Влияние температуры на живые организмы

Шубы, полушубки, малахаи у животных. Есть ли обувь у животных? Голь на выдумки хитра или переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки. Кратковременная и длительная консервация организмов.

16. Средства передвижения животных.

Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем нужны хвосты?

. Работа с рисунками.

Растения - гениальные инженеры природы

17. Растения - потребители отходов

Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.

18. Растения-химики

Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

19. Растения-архитекторы, строители, механики

Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.

20. Растения-путешественники.

Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.

21. Растение-мастера гидравлики

Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.

22. Растения-физики

Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

23. Как растения передают информацию

Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

 

24. Paстения - биологические часы

Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

25. Совершенство приспособления у растений

Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.

Все о национальных парках

26. Все о национальных парках

Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природа. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы. Памятники природы Ульяновской области.

27. По страницам занимательной литературы.

28. Викторины, конкурсы, беседы.

29. Экскурсии. 

Список рекомендуемой литературы

 

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся

 

Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

Журнал "Муравейник ".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Программа дополнительного образования iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...
Программа дополнительного образования iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Программа дополнительного образования iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование...
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования учащихся «Оздоровительная аэробика»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16 "Требования...
Программа дополнительного образования iconЦентра
Перечень программ дополнительного образования открытых в Институте дополнительного образования юургу по состоянию на 01. 09. 2011...
Программа дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагог дополнительного образования гоу дод ко «Областной центр дополнительного образования детей им. Ю. А. Гагарина»
Программа дополнительного образования iconКонцепция развития дополнительного образования детей в российской федерации (Первая версия)
Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4
Программа дополнительного образования iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск