Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы»





Скачать 97.99 Kb.
НазваниеУрок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы»
Дата публикации17.02.2015
Размер97.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МКОУ «Саморядовская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по биологии в 11 классе

По теме «Естественные биогеоценозы»

Подготовила учитель биологии

Мозолевская Валентина Дмитриевна

2013 год

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Цели урока:

  • Углубить знания о естественном биогеоценозе, его основных компонентах, конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей.

  • Познакомить со свойствами биогеоценоза

  • Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ; показать, что защита природных сообществ – это дело каждого!

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «Биогеоценоз»;

  • раскрыть особенности взаимоотношений организмов и их свойства, составляющих природные сообщества;

  • формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами, личными знаниями.

Развивающие:

  • формировать умение сравнивать пищевые цепи и сети питания, описывать природные сообщества своей местности, давать им экологическую характеристику;

  • умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

  • развивать любознательность, стремление к знаниям;

  • формировать навыки коммуникативного общения.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная с текстом учебника и рисунками, с тестом, схемами.

Методы и методические приемы: рассказ, беседа, работа с учебником, тетрадями, рисунками; частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод.

Средства обучения:

  • учебник под редакцией В.В.Пасечника;

  • раздаточный материал, презентация, фотовыставка «Лидин лес»

  • компьютер, проектор

План урока:

  1. Актуализация знаний

  2. Изучение новой темы

    • Биогеоценоз.

    • Компоненты биогеоценоза

    • Цепи питания. Сети питания.

    • Свойства экосистем

    • Влияние деятельности человека на природное сообщество.

  3. Закрепление пройденного материала.

  4. Оценка знаний учащихся.

  5. Домашнее задание.

  6. Итог урока

  7. Рефлексия

Ход урока

1. Повторение. Работа с биологическими терминами.

Учитель: Можно ли назвать популяцией группу животных в считалке «На березу села галка, две вороны, соловей и проныра воробей».

Беседа о популяциях.

Дают определение популяции.

Учитель: могут ли популяции одного вида существовать изолированно от других видов.

Беседа о том, что популяции связаны друг с другом, различными взаимоотношениями.

Учитель: Популяции взаимодействуют с популяциями других видов, образуя с ними целостные системы еще более высокого уровня организации.

-Учащиеся дают определения биоценоза, сообщества, экосистемы.

2.Изучение новой темы.

Для обозначения элементарной структуры экосистемы экологи используют термин «Биогеоценоз».

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника страница 319(рисунок 13).

Дают определения биогеоценоза. Объясняют схему биогеоценоза.

Учитель: Термин биогеоценоза был введен в 1940 году лесоводом, ботаником, географом Сукачевым Владимиром Николаевичем

А) Биогеоценозы бывают естественные и искусственные (слайд).

Презентация «Лидин лес»

В 1978 году на территории Саморядовского с/совета в местечке «Меловое» руками лесоводов Суджанского межлесхоза и работниками Большесолдатского лесничества был заложен проект создания (слово) леса. Суть этого проекта заключалась в возможности размещения лесного массива площадью 350 гектаров.

- А теперь совершим заочную экскурсию в Лидин лес.

Сообщения учащихся:

Прошли года и этот проект реализовался. Радует людей могучие сосны и ели. Ранней весной зацветают первоцветы. Привлекают пчел цветущая липа, акация, яблони

В лесу много кустарника боярышник, смородина, шиповник, а также айва японская. Пахнут душица и шалфей. Здесь растут ягоды и грибы. Среди них белый гриб, занесённый в Красную книгу Курской области. Осенью удивляет своим нарядом клен остролистный и дуб красный. Огромные деревья стали надежными домом для многочисленных зверей и птиц.

Учитель: - Созданный руками людей для людей и живых организмов в природе «Лидин лес» стал природным сообществом

Цель нашего урока доказать ,что «Лидин лес» естественный биогеоценоз.

Б)Компоненты биогеоценоза «Лидин лес»

Беседа с целью получения знаний с записью определенных терминов в тетрадь. Показ слайдов

Слайд. Продуценты – автотрофы - зеленые растения

Слайд. Консументы- гетеротрофы - животные

Слайд. Редуценты – бактерии грибы

-Как связаны между собой живые организмы?

-Объяснение учителям «цепи питания» Слайд

-Приведите примеры пищевых цепей в сообществе «Лидин лес» с записью в тетрадь

-Пищевые сети-(слайд) объяснение учителя.

Самостоятельная работа (у доски и на местах)

- Составьте пищевую сеть

В) Свойства биогеоценозов:

а) самовоспроизведение (слайд)

Беседа о биотических и абиотических факторов среды, круговорота веществ и энергии.

Ролевая игра с демонстрацией круговорота веществ и энергии.

дуб гусеница

почва синица

Учащиеся озвучивают свою роль в биогеоценозе.

б) устойчивость (слайд)

Беседа о влиянии внешних условий на способность размножения.

(Слайд причины устойчивости)

в) саморегуляция

Пример. В 2000 году в биогеоценозе «Лидин лес» выросло число лисиц. Но через год численность их сократилась. Причиной стало бешенство. Как вы считаете, отразилось ли это на численности зайцев?

Ответы учащихся.

Озвучивание стихотворения учителем.

Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливо увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт,
Идет своей дорогой.
И кто в системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек.
Попил нектар со всех цветов
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой!
На завтрак птичке луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж конечно их помет
Питанье травушке дает.

В лесу опять приплод зайчат,
И все с хорошим аппетитом –
Того гляди, кусты съедят
И даже обглодают липы.
Но с прибавлением семьи
Поздравить можно и лисицу.
Лисятам завтраки нужны,
И ужин тоже пригодится.

Вот так и охраняют лес

Его жильцы в экосистеме,

И лисью шапочку жене

Лесник под Новый год наденет.

И так, короче говоря,
Экологической системе
Дано поддерживать себя
В упитанном, здоровом теле

– Какой вывод можно сделать из прочитанного?

Беседа с элементами ответов, указывающих о компонентах биогеоценоза, что поддержание круговорота в любой экосистеме можно только тогда, когда в неё входят совершенно различные организмы, различные по образу жизни и по той роли, которую они играют в природе. Биогеоценоз представляет собой целостную систему, благодаря самовоспроизведению, устойчивости, саморегуляции. Что и происходит в Лидином лесе.

Вывод – Лидин лес является природным биогеоценозом.

Г) Влияние деятельности человека на природные сообщества

Сегодня мы поговорим о положительном влиянии на растительный биогеоценоз и «Лидин лес». О людях, стоявших у истоков закладки биогеоценоза.

Сообщение учащихся о лесничей Исаенко Лидии Дмитриевне.(Фото-слайд)

Учащиеся: Исаенко Лидия Дмитриевна родилась в крестьянской семье д. Раково Волоконского сельского совета. Окончила школу в 1953 году. После школы уехала в Харьков, где стала работать на заводе. Но город ей не пришелся по душе, и она вернулась домой. Стала работать лесником. Чтобы быть грамотным, профессиональным специалистом, поступила в

Харьковский техникум лесного хозяйства. Затем без отрыва от производства окончила лесохозяйственное отделение Брянского технологического института. Работала она и в должности лесокультурницей, мастер леса, помощник лесничего, лесничий. Ее труд отмечен юбилейной медалью «За доблестный труд». Но основной своей наградой она считает присвоенное людьми ее имя лесному урочищу «Лидин лес» площадью 350га. Это действительно рукотворный памятник доблестному труду на благо людей. Сейчас она находится на заслуженном отдыхе. Живёт в городе Судже.

-Сообщение о лесничем Бобровском Викторе Дмитриевиче. (Слайд-фото)

БОБРОВСКИЙ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ

Лесовод, посадив лес, не всегда может увидеть конечные результаты своего труда. Это можно отнести ко многим людям, которые причастны к посадке «Лидиного леса», и охраны других лесов.

Бобровский Виктор Дмитриевич родился в августе 1945 года в селе Будище. На работу в лесничество поступил летом 1975 года. В его обязанности входили охрана и уход за лесом урочищ, Лидин лес, Козыревское, Саморядовское и Лобановка. Дел у него было невпроворот: организовать сбор семян деревьев и кустарников, вовремя надо заложить питомник; весна – время посадки лесополос, восстановление леса; летом необходим был уход за молодыми саженцами – прополка сорняков. Преобладал ручной труд.

Были посажены лесополосы дуба, березы, сосны, тополя, белой акации с целью охраны полей от водной и ветровой эрозии.

Значение леса . Беседа

- Отрицательное воздействие человека на лес .Беседа

Экологическая тропа »Лидин лес» Сообщение учащихся с презентацией.

Красота леса, раздолье обширных полей в обрамлении леса, богатства, ароматы, звуки птиц ( озвучивание), дары леса, привлекают людей для отдыха, сбора лекарственных растений, ягод, грибов. Люди не задумываются, что своим отрицательным воздействием могут погубить естественные биогеоценозом.

С целью бережного отношения и охраны леса кружковцы нашей школы проложили экологическую тропу. Мы участвуем в операциях «Биощит», «Муравей», «Покормите птиц зимой», Принимайте друзья подарки. Установили места для отдыха. Ведем фенологические наблюдения, а главное соблюдаем правила поведения в природе.

3.Беседа о правилах поведения в биогеоценозе «Лидин лес»

Учитель. Мы видим» Лидин лес»- это есть естественная экологическая система в которой растения, животный, грибы, микроорганизмы , почва составляет единое целое .Задача людей не нарушить взаимоотношение между этими всеми компонентами.

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать собой

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой.

Пускай растет зеленый терем,

Просторный, мирный дом зверей

Входи в него не диким зверем,

А самым лучшим из друзей!

3.Закрепление

а)Задание на соответствие

Установите соответствия между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) включают растения и некоторые бактерии 1) продуценты

Б) поглощают готовые органические вещества 2)консументы

В) используют неорганические вещества для синтеза

Г) включают животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии – животная и растительная пища

Ответ:

А

Б

В

Г

д

Е

1

2

1

2

1

2

Б) Тест
1. Устойчивость экосистемы обеспечивается

А) высокой численностью организмов разрушителей

Б) колебаниями численности популяций

В) процессами саморегуляции

Г) биологическими ритмами

2. Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов

А) солнечный свет

Б) растительная пища

В) животная пища

Г) мертвые органические остатки

3. Сосновый бор считают биогеоценозом, потому что

А) между обитающими в нём видами существуют родственные связи

Б) между обитающими в нём видами нет родственных связей

В) в нём высокая численность видов животных, растений и микроорганизмов

Г) все обитающие в нём длительное время виды связаны между собой и с факторами неживой природы, осуществляют круговорот веществ

4. Экосистему, в которой обитает множество связанных между собой видов и происходит сбалансированный круговорот веществ, считают

А) неустойчивой

Б) стабильной

В) молодой

Г) отмирающей

5. Водоём считается биогеоценозом, потому что

А) все обитающие в нём виды имеют родственные связи

Б) обитающие в нём виды не связаны родством

В) его заселяют растения, животные, грибы и микроорганизмы

Г) длительное время в нём проживают виды, приспособленные друг к другу и к неживой природе, осуществляют круговорот веществ

6. Экосистему считают устойчивой, если в ней

А) круговорот веществ незамкнутый

Б) круговорот веществ сбалансированный

В) обитает небольшое число видов

Г) численность отдельных видов изменяется

7. Почему дубраву считают биогеоценозом

А) Между всеми обитающими в нём видами существуют родственные связи

Б) Между обитающими в нём видами отсутствуют родственные связи

В) Особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством

Г) Обитающие в нем виды связаны между собой и с факторами неживой природы

8. Совокупность популяций растений, животных и других организмов, обитающих на определенной территории и взаимодействующих друг с другом и с факторами неживой природы, называют

А) царством

Б) органическим миром

В) агроценозом

Г) экосистемой

9. Численность популяций разных видов в экосистеме сохраняется примерено постоянной вследствие

А) саморегуляции

Б) круговорота веществ

В) обмена веществ

Г) смертности особей

10. Основной причиной неустойчивости экосистем является

А) колебание температуры среды

Б) недостаток пищевых ресурсов

В) несбалансированность круговорота веществ

Г) повышенная численность некоторых видов

11. Процессы в экосистеме, поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называют

А) биологическими ритмами

Б) приспособленностью

В) саморегуляцией

Г) сменой экосистем

4. Итог урока.

5. Рефлексия

6. Оценка знаний учащихся

7.Домашние задание

§81 стр.318-320. Подготовить рефераты о искусственных биогеоценозах

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 6 классе по теме «Строение цветка»
Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Царство грибы»
Мбоу «Верхнелиповская оо школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"
Цель: Формирование и углубление знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 9 классе по теме «Взаимодействие генов»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 6 а классе по теме: «Виды корней и типы корневых систем»
Расширение понятийной базы школьников за счет дополнительного материала, сведений
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 10 классе по теме «Прокариотические клетки. Их строение,...
Цель: Обобщить и расширить знания обучающихся о прокариотических клетках, их строении и жизнедеятельности
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 6 классе по теме: "Разнообразие плодов"
Развивать понятия о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconРазработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей»
Разработка урока биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика водорослей». Учебник «Биология», авт. Пономарева И. Н
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"
Цель. Показать, что в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата лежат физические процессы
Урок по биологии в 11 классе По теме «Естественные биогеоценозы» iconУрок физики и биологии в 9-м классе по теме "Глаз. Формирование изображения на сетчатке"
На прошлом уроке мы изучили тему "Строение глаза". Давайте вспомним материал этого урока. Продолжите фразу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск