Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хлеборобная средняя общеобразовательная школа №5
Утверждаю:
Директор школы_________ Л.Ф.Ластовыря
Приказ №___ от ________ г.
| Согласовано:
Председатель МС__________О.В.Комбарова
Протокол №1 от 27.08.2013 г.
| Рассмотрено:
на заседании МО учителей естественно-математического цикла_______И.В.Зайцева
протокол №1 от 26.08.2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 10 - 11 классов
на 2013-14 учебный год
учитель: Семенец Ольга Васильевна
Пояснительная записка.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации.
При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Цель курса: Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи:
Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Рабочая программа по географии для 10 – 11 классов разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по географии;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы под редакцией В.И. Сиротина
В федеральном базисном учебном плане для изучения «Социальной и экономической географии мира» выделено – 68 учебных часов (2 часа в неделю). Этот курс изучается в 10 и 11 классах. В 10 классе – 34 часа (1 час в неделю) и в 11классе – 34 часа (1 час в неделю).
Учебно – методические материалы по дисциплине:
10 класс
Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2012.
Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2012.
Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2012.
Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2011.
Фромберг А.Э. ”Практические и проверочные работы по географии. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2008.
Распределение материала по содержательным линиям.
№ п/п
| Содержательная линия
| Обязательный минимум
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Возможность углубления
| знать
| уметь
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований.
- Предмет экономической и социальной географии мира.
Современная политическая карта мира:
Основные этапы формирования политической карты мира;
Типы стран современного мира;
Виды государственного устройства стран;
Политико – географическое положение отдельных стран.
- Географическая среда и географическая оболочка, виды природных ресурсов. Размещение важнейших полезных ископаемых мира. Размещение важнейших неминеральных ресурсов мира. Обеспеченность отдельных стран важнейшими видами природных ресурсов.
- Численность и размещение населения мира. Крупнейшие по населению страны. Типы воспроизводства. Половой, возрастной и национальный и религиозный состав населения мира. Особенности городского и сельского расселения мира. Характерные черты трудовых ресурсов и виды миграций населения мира.
- НТР, ее характерные черты и составные части. Мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства, основные модели и факторы размещения мирового хозяйства.
- Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Размещение энергетики, металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой, лесной промышленности. Характерные черты размещения основных отраслей растениеводства мира, «зеленая революция»; рыболовства и основных отраслей животноводства мира. Характерные черты географии мирового сухопутного, водного и воздушного транспорта мира.
- Экономическое районирование мира.
Главные экономические районы мира и принципы их выделения. Основные черты политической географии. Общая характеристика населения и природных ресурсов. Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы. История формирования политической карты. Особенности размещения природных ресурсов и характерные черты населения. Особенности хозяйства стран Азии. Субрегионы: ЭГХ Ю – З, Ю, Ю- В, и В Азии. История формирования политической карты. Экономико – географическая специфика Африки. Субрегионы: ЭГХ Северной, Тропической Африки. История формирования политической карты. Особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Общая характеристика хозяйства. ЭГХ главных экономических районов. История формирования политической карты. ЭГХ Латинской Америки. ЭГХ главных экономических районов. ЭГХ Австралии.
- Глобальные проблемы человечества.
Характерные черты и виды глобальных проблем человечества.
| - Политическая карта мира. Измене-ния на политиче-ской карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государст-венный строй, формы правления и административно – территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Между-народные органи-зации. Роль и место России в современ-ном мире.
- Основные виды природных ресурсов. Размещение природ-ных ресурсов и масштабы их испо-льзования. Обеспе-ченность природ-ными ресурсами. Особенности испо-льзования разных видов природных ресурсов.
- Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этни-ческий состав насе-ления. География мировых религий. Этнополитические и религиозные кон-фликты. Размещение и плотность населе-ния. Миграция, ее виды, география международных миграций. Раселение населения. Городское и сельское население.
- Мировое хозяйство и этапы его развития. МГРТ. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
- Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Региональные различия.
- Глобальные проб-лемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демогра-фическая и продово-льственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Прео-доление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечеств.
| - Основные средства и методы получения географической информации;
- Основные этапы формирования ПКМ; новейшие изменения ПКМ за последние десятилетия; типологию стран на ПКМ.
- Понятии: географиче-ская среда, ресурсообеспеченность; особенности современ-ного экономического взаимодействия общества и природы; сущность глобальных экологических проблем и возможные пути их решения.
- Понятие «естественный при-рост»;численность населения мира и при-чины ее определяющие, характерные черты разных типов воспроиз-водства населения; особенности полового, возрастного, нацио-нального состава населения; основные черты размещения населения мира.
- Понятия: НТР, мировое хозяйство, МГРТ; предпосылки и основные этапы форми-рования мирового хозяйства; сущность и основные направления современной НТР, ее влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства; особенности развития и современное состояние главных отраслей мировой экономики.
- Особенности разме-щения основных отраслей хозяйства; специализацию хозяй-ства отдельных стран и регионов мира, особен-ности состава и струк-туры их хозяйства, участие в географи-ческом разделении труда; существенные признаки понятия «зеленая революция».
- Главные особенности географического положения, ресурсной базы, населения, структуры и географии хозяйства крупных регионов мира.
Причины возникновения глобальных проблем человечества. Существенные признаки понятия «глобальные проблемы».
| - Пользоваться различными источниками географической информации.
- По дополнительным источникам опреде-лять особенности стран (размеры, численность населения, форма правления, админи-стративно – террито-рииальное устрой-ство); называть и показывать крупней-шие по населению и площади страны мира и их столицы.
- По картам и дополнительным источникам инфор-мации составлять характеристики глав-ных видов ресурсоа Земли.
- По картам и справо-чным материалам определять особен-ности населения (тип воспроизводства, половой и возрастной состав, размещение отдельных терри-торий).
- Определять уровень и особенности размещения отраслей мирового хозяйства в крупных регионах земного шара по различным источни-кам информации
- Описывать одну из отраслей мирового хозяйства; один из районов старого или нового промышлен-ного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства.
- Использовать источники географической информации для решения учебных задач.
- Объяснять глобальные прогнозы (пессимистический и оптимистический подходы); глобальные гипотезы (парнико-вого эффекта, стаби-лизация численности населения); глобальные проекты.
| - Геополитические интересы. Региональные конфликтов. Международные организации, их роль в поддержании стабильности в мире. Роль Росси в между-народных организациях.
- Антропогенные и культурные ландша-фты; освоение необжитых террито-рий; рациональное использование природных ресурсов.
- Региональные различия в демогра-фической ситуации. Демография. Взаимо-действие и взаимо-проникновение различных циви-лизаций. Этнологи-ческие и религиозные конфликты.
- Главные центры мирового хозяйства; Международная специализация; международная монополия. Региональная политика.
- Аграрные отношения в странах разного типа.
- Региональные различия.
Страны – рекордсмены.
Взаимосвязь глобальных проблем с решением научных, технических, экономических и других вопросов.
| 2
| Объекты природные и социально – экономические.
- Мировые природные ресурсы: минеральные, земельные, водные, биологические, Мирового океана, климатические им космические, рекреационные.
- Крупные мировые промышленные и сельскохозяйственные центры.
- ЭГХ стран Зарубежной Европы:
Германии, Франции, Великобритании и Италии.
ЭГХ стран Зарубежной Азии:
Китай, Япония, Индия. ЮАР.
ЭГХ стран Северной Америки:
США, Канада.
ЭГХ стран Латинской Америки:
Бразилия.
| - Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и послед-ствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
- Основные центры мирового хозяйства
- Особенности географического положения, природно – ресурсного потен-циала, населения, хозяйства, культуры, современные проб-лемы развития наиболее крупных стран мира. Внутрен-ние географические различия стран. Россия и страны Ближнего Зарубежья.
| - Называть мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых; промышленные, сельскохозяйственные; транспортные; научно – информационные; финансовые; торговые; рекреационные.
- Крупнейшие экспортеры и импортеры важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной промышленности.
- Особенности ЭГП; общие тенденции развития, изменение отдельных показателей во времени. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры.
| - Определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвен-ных, водных, биоло-гических ресурсов; условия возникно-вения и развития наиболее крупных зон и рекреаций.
- Наносить на контур-ную карту мировые центры промышлен-ного и сельскохозяй-ственного произ-водства.
- Описывать географическую специфику страны.
| - География, масштабы и особенности использование различных видов природных ресурсов.
- Главные города, их характерные особенности.
| 3
| Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.
- Загрязнение окружающей среды.
- Урбанизация: уровни и темпы.
Стадии городской агломерации. Мегалополисы.
| - Последствия загрязнения окружающей среды.
- Урбанизация и ее формы, темпы и уровни. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России.
| - Меры по охране вод Океана и суши.
- Существенные признаки понятия «урбанизация»; раз-витие разных форм городского расселения (агломераций, мега-лополисов).
| - Оценивать результаты борьбы с опустыниванием, обе-злесением; послед-ствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружа-ющей среды.
- Прогнозировать и оценивать темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду.
| - Экологическая политика.
- Регулирование уровней и темпов урбанизации.
| 4
| Материальные и духовные ценности.
- Этнические, лингвистические, культурные и религиозные особенности населения земного шара.
- Основные виды всемирных экономических отношений и их географические аспекты.
| - Крупные народы и языковые семьи. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
- География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
| - Причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демогра-фического взрыва в ряде стран и регионов мира и роста народонаселения; распространение мировых религий на Земле.
- Страны с открытой экономикой: СЭЗ; международная торговля (торговый оборот, товар-ная структура, географи-ческое распределение мировой торговли); кредитно – финансовые отношения; производ-ственное сотрудничество; предоставление междуна-родных услуг; междуна-родный туризм.
| - Называть и показывать крупней-шие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно – исторические центры.
- Называть и показывать примеры свободных экономических зон.
| - Влияние природно – исторических факто-ров на характер и традиции народов. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.
- Роль ООН во включении развивающихся стран в международные экономические отношения.
| 5
| Типовая структура географической характеристики территории.
План описания:
Политико географического положения страны;
Описания населения;
Описания религии;
Экономико – географической характеристики отрасли мирового хозяйства;
Экономико – географической характеристики страны;
Описания города.
|
| - Алгоритмы типовых планов
географической характеристики.
| - Использовать карты различного содержа-ния и другие исто-чники для извлечения географической информации.
|
| Учебно – тематическое планирование по географии 10 класс.
№ п/п
| Название темы
| Кол-во часов
| Сроки изучения
| Практические работы
| Дата контроля.
| 1
| Современная политическая карта мира
| 5
| 2.09.13 – 30.09.13
| Пр.р. №1,2 Зачёт№1
| 2.09.13; 16.09.13;30.09.13
| 2
| География мировых природных ресурсов
| 6
| 7.10.13 – 18.11.13
| Пр.р. №3 Зачёт №2
| 28.10.13 ;18.11.13
| 3
| География населения мира
| 7
| 25.11.13 – 20.01.14
| Пр.р. №4 Зачёт №3
| 23.12.13; 20.01.14
| 4
| НТР и Мировое хозяйство.
| 5
| 27.01.14 – 24.02.14
| Зачёт №4
| 24.02.14
| 5
| Промышленность мира.
| 12
| 3.03.14 – 12.05.14
| Пр.р. №5 Зачёт №5
| 17.03.14; 12.05.14
| 6
| Повторение и обобщение
| 3
| 19.05.14 – 28.05.14
|
|
|
| Итого:
| 35
|
| Пр.р.5
|
|
|