Скачать 47.57 Kb.
|
6.5. ОТРАБОТКА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. а) Знаете ли вы? На каких реках расположены города Владимир, Муром, Гусь-Хрустальный, Юрьев-Польский, Александров, Ковров, Судогда, п.Красная Горбатка? По какой реке проходит восточная граница области? К бассейну какого моря относятся реки Владимирской области? Почему реки области имеют небольшой уклон? Каков источник питания рек области? Самые крупные озера области, их происхождение; Как образовались подземные воды в области? В чем заключаются полезное воздействие болот на природу? Как используются реки, озера, болота, подземные воды области? б) Умеете ли вы? Показать реки, озера по карте области; Дать комплексную характеристику.реки по карте (реки своей местности); Спрогнозировать изменение природы, если исчезает малая река; Выявить взаимосвязь между рельефом и реками, климатом и характером питания, режимом реки; Используя дополнительную литературу составить художественное описание реки, озера; Определить скорость и расход воды в реке, ширину реки на местности; Определить по карте длину реки, направление течения, правые и левые притоки, падение реки; Составить описание озера по типовому плану; Находить объяснения названия реки или озера, используя дополнительную литературу. в) Примите участие в дискуссии: "Водные ресурсы Владимирской области ограничены". Согласны ли вы с этим высказыванием, ведь область изобилует реками, озерами, подземными водами? Существует ли зависимость между рельефом и конфигурацией рек, распространением озер? Есть мнение, что болота надо осушать, т.к. они занимают большие площади, через болота нельзя прокладывать дороги, осуществлять строительство и т.д. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте. Мелиоративные работы не влияют на изменения внутренних вод, согласны ли вы с этим высказыванием. г) Обсудите проблемы: Причины обмеления малых рек Владимирской области. Причины загрязнения рек Владимирской области. Правильно ли используются внутренние воды области? Почему возникла необходимость охраны вод области? А.И. Герцен несколько лет жил во Владимире на берегу р. Лыбедь. На карте сейчас этой реки нет, она заключена в темницу четырех труб. Предложите пути решения проблем малых рек. Какая судьба ждет р.Ястреб, Яда, Вайнинга, Шиверка при современном хозяйствовании? Влияние водопотребления на состояние водных ресурсов. Дайте прогноз на дальнейшее использования озер в целях увеличения биологических ресурсов области. д) Подготовьте рефераты: Причины исчезновения малых рек области. Происхождение озерных котловин области. Положительные и отрицательные особенности болот. Минеральные воды и их использование во Владимирской области. "Живая вода" - подземные Иточники в городе Владимире. Прошлое, настоящее, будущее р. Лыбедь, р. Клязьма (река по выбору). Происхождение названия рек, озер, источников Владимирской области. Водные ресурсы области. е) Прочитайте. Это интересно: Интересное о крае: люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль, 1973.
ж) Практические работы: Нанесите на контурную карту реки, озера, заболоченные территории Владимирской области. Дайте комплексную характеристику реки своей местности по типовому плану на основе карт. Составьте описание ближайшего озера по типовому плану. Сравните реки Владимирской области (по выбору учащегося). Сравните озера Владимирской области (по выбору учащегося). 6.6. САМООЦЕНКА а) Базовый уровень. Почему грунтовые воды экологически самые чистые? Назовите главные реТш и озера Владимирской области. К какому бассейну относятся реки Владимирской области? Какой характер течения имеют реки области? Как питание реки и режим зависят от климата? Когда на реках области наступает половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход? Назовите условия заболачивания территории. Какие виды загрязнения грунтовых вод во Владимирской области вам известны? б) Повышенный уровень. Почему водность рек сильно меняется по сезонам? Как образовались озерные котловины: старицы, карстовые, ледниковые? Какие по происхождению озерные котловины Владимирской области самые глубокие? Почему? Почему озера карстового происхождения приурочены к району Окс-ко-Цнинского вала? Почему подземные воды особенно за последнее время находят такое широкое потребление? Почему реки Судогда и Клязьма дольше других рек не замерзают зимой? Как строительство ТЭС повлияет на близко расположенную реку? в) Углубленный уровень. Почему торфяные разработки негативно сказываются на природе территории? Какие последствия влечет за собой добыча торфа? Почему исчезновение малых рек является глобальной проблемой? Докажите единство всех внутренних вод. В чем отличие болот от заболоченных территорий? Как определить давность образования болота? Какие мероприятия вы можете предложить по рациональному использованию вод и их охране. 6.7. ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ а) На две части разрезает территорию края тихая и красивая Клязьма. Во всем облике реки, как и в самом названии, есть что-то таинственное, загадочное, до сих пор не раскрытое. И слева, и справа впадают в нее речки поменьше: Шерна, Киржач, Пекша, Поля, Колокша... А всего их боль ших, средних, совсем маленьких, - около полутора тысяч, почти 8900 км составляет длина, голубых артерий. И если к этому прибавить 300 озер площадью зеркала 5000 га, значительные запасы подземных вод, то станет ясно, что в области, имеются внушительные запасы живительной влаги — пресной воды, столь необходимой для всей природы, для людей, для про мышленности и сельского хозяйства. б) "Судогда - это, пожалуй, самая чистая река. Вода ее прозрачна. Питается река за счет грунтовых вод-ключей. Она позднее других замерза ет и бывают случаи вскрытия ее среди зимы. В период зимних морозов рыба из Клязьмы массами устремляется в свежую, насыщенную кислоро дом воду реки Судогда". в) "Озера на плоской Мещерской равнине и на северо-востоке облас ти в Лухском полесье небольшие по размеру, расположены среди болоти стых пространств и затянуты у берегов торфянистыми сплавнями. Чтобы достичь зеркала воды озера Исихра нужно идти по зыбкому торфяно - глинистому покрову до 1,5 км. Грунт этих озер образован из накоплений отмирающих частей растительных и животных организмов". г) "Иногда подземными водами вымываются известковые породы, в результате чего на кокой-то глубине образуются пустоты, куда провалива ется лежащий сверху слой земли. Озера такого типа обычно глубокие, с чистой водой. Иной раз в провалах исчезают отдельные участки леса и даже постройки". д) "В некоторых местах по правому берегу Клязьмы и левому берегу Оки поднимаются высокие крутые берега, которые называются местным населением "горами". 63 |
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников,... Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский... | Проекта Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «Энтузиастская оош», Юрьев-Польский район, Владимирская область,... | ||
Наши программы на 2014 2015 учебный год: Поездка в честь 700-летия... Поездка в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского: Владимир Боголюбово Покрова-на-Нерли Суздаль Кидекша Юрьев-Польский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О проведении мероприятий, посвященных Дню Героев Отечества, на территории муниципального образования Юрьев-Польский район | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Методические рекомендации по оформлению и оценке рефератов и докладов Юрьев-Польский финансово-экономический колледж – филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Владимир, 6 декабря, Аиф-владимир. Пожар произошел сегодня в деревне Неклюдово Гусь-Хрустального района. Сообщение поступило на пульт... | «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» методические... Юрьев – Польский финансово-экономический колледж – филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего... | ||
Департамент образования прика з «20» июля 2004 г. №533 Об итогах тематического инспектирования «Организационно-управленческая деятельность органов управления образованием администраций Гусь-Хрустального, Собинского, Юрьев-Польского... | Урок по развитию речи Тема: «Дикий гусь» Цель: формирование понятия «дикий гусь» «Дикий гусь», при сравнении дикого и домашнего гуся; учить составлять рассказ о животных по плану; развитие общей и мелкой моторики... | ||
Васищев ю. А., Львова л. В Александрова, Владимира, Вязников, Гусь-Хрустального, Коврова и Кольчугино, Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального,... | Тема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического факультета к курсу «Польский язык» | Тема урока: красная книга ... | ||
М. О. У. «Зубово Полянская средняя общеобразовательная школа №1». Урок естествознания в 4 классе Оборудование: физическая карта России, книги, «Животный мир нашей Родины», В. П. Герасимов, «Красная книга растений Мордовии», «Красная... | Проект " Красная книга Костромской области" Поэтому актуальность проектного метода в образовании очевидна. Предлагаемый проект «Красная книга Костромской области» актуален ещё... |