Б. ЛИХАЧЕВ
ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Рекомендовано Комитетом по высшей школе Министерства науки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров
Издание третье, исправленное и дополненное
Москва «Юрайт» 1999
УДК378 ББК 74.200 Л65
Федеральная целевая программа книгоиздания России.
Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике. Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического, государственного университета
им. В. И. Ленина.
Рецензенты:
Академики Российской Академии образования:
В. А. Сластенин, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики
высшей школы МПГУ им. В. И. Ленина И.,
В, И. Журавлев, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики МОПИ им. Н. К. Крупской
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для Л65 студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999.—465 с.
Пособие создано на основе экспериментальной программы по педагогике. В его структурную основу положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. По-новому, с учетом плюралистических подходов раскрываются теоретико-методологические и общие основы педагогики. Значительное внимание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, пониманию детской личности как субъекта воспитания и обучения. Методы воспитания впервые рассматриваются в качестве системы способов, охватывающей взаимодействие детей и взрослых на всех этапах целостного учебно-воспитательного процесса. При изложении теории и методов обучения учтены новаторские идеи педагогов-практиков. Содержание учебно-воспитательного процесса раскрыто на основе современных научно-педагогических принципов и анализируется с учетом изменений, происходящих сегодня в системе .общественных отношений и форм общественного сознания.
УДК 378
ББК 74.200
Лихачев Б. Т., 1996
000 «Юрайт», 1998
ВВЕДЕНИЕ В предлагаемом вниманию студентов, аспирантов и преподавателей учебном пособии по общей педагогике предпринята попытка нового подхода к структуре и содержанию курса на базе современных достижений педагогической и психологической наук. В основу структуры его содержания положена концепция всестороннего развития целостной личности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. В качестве основной формы целостности учебно-воспитательного процесса рассматривается детский воспитательный коллектив. В его рамках реализуется все содержание воспитания и обучения.
В соответствии с концепцией структура курса общей педагогики выстраивается в следующей логике. Первый раздел—методологии и теоретических проблем педагогики — посвящается анализу общественных явлений воспитания, обучения, педагогической деятельности; целей воспитания, предмету и законам педагогики как науки; Взаимосвязи педагогики и психологии; характеристике возрастною развития детей; обоснованию единства воспитания, обучения и жизни, целостности воспитания личности ребенка. Этот анализ важнейших объективных общественные процессов, являющихся предметом педагогики как науки, позволяет сделать вывод о целостном характере формирования личности в процессе ее взаимодействия в системе объективных общественных отношений.
Второй раздел включает в себя теоретическое обоснование, содержательную характеристику и проблемы организации учебно-воспитательного процесса. Наряду с сущностью педагогического 1роцесса в нем рассматривается сущность и пути создания детского воспитательного коллектива как основной формы целостности учебно-воспитательного процесса, функции организаторов детского воспитательного коллектива методы организации и мастерства педагогического взаимодействия с детьми, воздействия нa них.
Далее логика развития курса проявляется в том, что в рамках нашей модели целостного педагогического процесса рассматривается содержание воспитания, его функциональные процессы, а также обучения, образующие в результате взаимодействия педагогическую целостность. Это позволяет в третьем разделе курса выделить две части, единые по своей педагогической сути, но специфичные по содержанию, формам и методам. Одна из них посвящена общим проблемам теории, содержания и общей методике воспитания, другая — методике обучения.
В I части раздела дается содержательный анализ основных функциональных воспитательных процессов, устанавливаются связи их взаимодействия в целостном учебно-воспитательном процессе. Раскрываются проблемы формирования у школьников научного мировоззрения, духовно-ценностного, экономического, экологического воспитания, трудового и физического развития, становления эстетической, правовой, нравственной культуры. Содержанием II
части раздела является теория обучения (дидактика). В нем раскрываются тенденции развития современного общего среднего образования, сущность обучения, принципы отбора содержания среднего образования, система форм обучения, многообразие методов обучения и вовлечения детей в познавательную деятельность, а также воспитательные возможности учения.
Логическим завершением этого структурного построения курса является четвертый раздел, знакомящий с проблемами реального воплощения идей целостности воспитания в системе народного образования, в современных принципах организации и управления школьным делом.
В рамках общей концепции всестороннего развития целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе, положенной в основу структуры всего курса, обосновывается ряд зависимых от нее, углубляющих ее конкретных концепций, объясняющих теоретические и практические подходы к наиболее важным внутренним проблемам теории воспитания и обучения. Эти частные концепции не всегда общеизвестны и, тем более, общепризнаны, но для данного курса лекций они являются неотъемлемой органической составляющей, теми опорными содержательными идеями, научно-теоретическими обобщениями, которые скрепляют внутреннюю логику изложения педагогической науки.
Назовем некоторые из них:
— Концепция субъект-объектности и объект-субъектности педагогических отношений, объясняющая сущность и взаимоактивный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между педагогами и детьми.
— Концепция единства воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка.
— Концепция целостного самодеятельного формирования детской личности в системе педагогически организованной деятельности, отношений и общения.
— Концепция воспитательного коллектива как субъекта, объекта и основной формы целостности учебно-воспитательного процесса.
— Концепция единой многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и воздействия в нем.
— Концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса.
— Концепция стабильно-динамического и дифференцированного подхода к обоснованию формированию учебного плана школы как основы базового, стартового образования в системе непрерывного образования.
— Концепция классно-кабинетной, урочно-полиморфной (многообразие форм обучения при ведущей роли урока) системы обучения.
В данном пособии, в соответствии с его новым концептуальным
построением, принят определенный понятийно-терминологический аппарат, отвечающий требованиям концепции, но не всегда и не во всем совпадающий с общепринятым аппаратом действующих учебников и пособий по педагогике,
Выделим основные педагогические категории, ключевые термины, составляющие понятийный аппарат курса:
— воспитание как общественное явление;
— воспитание как педагогическая деятельность взрослых (педагогическая деятельность), педагогические механизмы воспитания — деятельность, отношения, общение;
— педагогическая деятельность как общественное явление;
— обучение, образование, самовоспитание, самообразование, перевоспитание;
— непрерывное образование;
— законы воспитания;
— иерархия законов педагогической науки;
— целостный педагогический процесс;
— комплексный подход к воспитанию;
— противоречия воспитания и обучения;
—конкретно-исторический характер педагогической деятельности; классовое и общечеловеческое воспитание; педагогическая наука, методы научного педагогического познания;
— педагогическая практика, методы обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
— цель воспитания;
— целеполагание в педагогическом процессе;
— принципы научной организации воспитания и обучения;
— всестороннее и гармоничное развитие личности;
— ребенок как субъект и объект воспитания;
— самодеятельность детей;
— личность, индивидуальность;
— сущностные силы индивида;
— педагогическая диагностика;
— возрастные и индивидуальные особенности детей;
— умственное воспитание и развитие, знания, умения, навыки;
— формирование мировоззрения;
— политехническое образование;
— трудовое воспитание и обучение;
— профессиональное обучение и профориентация;
— нравственное воспитание и развитие;
— физическое воспитание и развитие;
— эстетическое воспитание и развитие;
соединение обучения и воспитания с производительным трудом; правовое воспитание; экономическое воспитание; антиобщественное развитие личности;
—антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное и антинаркоманное воспитание;
— развитие, среда, наследственность;
— педагогическое общение;
— индивидуальный подход;
— воспитательный коллектив как субъект, объект и форма целостности педагогического процесса;
— авторитет воспитателя;
— воспитательные функции педагога;
— педагогическое мышление;
— педагогическое искусство и мастерство;
— содержание образования, обучения, воспитания;
— общее среднее — базовое образование;
— формы воспитания и обучения;
— методы обучения и воспитания;
— педагогическая технология;
классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения; дифференцированное обучение;
— педагогическая этика;
— принципы системы народного образования. Общая и частная концепции, заложенные в учебное пособие, а также понятийно-терминологический аппарат имеют своим назначением быть своеобразными опорными сигналами в усвоении педагогической науки, изложенной в логике концепции всестороннего формирования целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе.
Автор выражает глубокую и искреннюю благодарность всем лицам, принявшим заинтересованное участие в подготовке к изданию данного пособия, в первую очередь рецензентам А. С. Белкину, В. И. Журавлеву, В. А. Сластенину, Г. Н. Филонову, а также и тем, кто участвовал в конкурсном рецензировании рукописи, чьи фамилии не были обозначены на отзывах.
|