Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк





НазваниеЛихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк
страница1/48
Дата публикации22.03.2015
Размер7.83 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


Б. ЛИХАЧЕВ

ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Рекомендовано Комитетом по выс­шей школе Министерства науки Рос­сии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведе­ний и слушателей институтов и фа­культетов повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров

Издание третье, исправленное и дополненное

Москва «Юрайт» 1999

УДК378 ББК 74.200 Л65

Федеральная целевая программа книгоиздания России.

Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике. Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического, государственного университета

им. В. И. Ленина.

Рецензенты:

Академики Российской Академии образования:

В. А. Сластенин, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики

высшей школы МПГУ им. В. И. Ленина И.,

В, И. Журавлев, проф., докт. пед. наук, зав. кафедрой педагогики МОПИ им. Н. К. Крупской

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для Л65 студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 1999.—465 с.

Пособие создано на основе экспериментальной программы по пе­дагогике. В его структурную основу положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. По-новому, с учетом плюралистических подходов раскрываются теоре­тико-методологические и общие основы педагогики. Значительное вни­мание уделено психологическим аспектам педагогических явлений, по­ниманию детской личности как субъекта воспитания и обучения. Методы воспитания впервые рассматриваются в качестве системы способов, охватывающей взаимодействие детей и взрослых на всех этапах целостного учебно-воспитательного процесса. При изложении теории и ме­тодов обучения учтены новаторские идеи педагогов-практиков. Содер­жание учебно-воспитательного процесса раскрыто на основе современ­ных научно-педагогических принципов и анализируется с учетом изме­нений, происходящих сегодня в системе .общественных отношений и форм общественного сознания.

УДК 378

ББК 74.200

Лихачев Б. Т., 1996

000 «Юрайт», 1998

ВВЕДЕНИЕ


В предлагаемом вниманию студентов, аспирантов и преподавателей учебном пособии по общей педагогике предпринята попытка нового подхода к структуре и содержанию курса на базе современных достижений педагогической и психологической наук. В основу структуры его содержания положена концепция все­стороннего развития целостной личности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. В качестве основной формы це­лостности учебно-воспитательного процесса рассматривается дет­ский воспитательный коллектив. В его рамках реализуется все содержание воспитания и обучения.

В соответствии с концепцией структура курса общей педагоги­ки выстраивается в следующей логике. Первый раздел—методо­логии и теоретических проблем педагогики — посвящается анали­зу общественных явлений воспитания, обучения, педагогической деятельности; целей воспитания, предмету и законам педагогики как науки; Взаимосвязи педагогики и психологии; характеристике возрастною развития детей; обоснованию единства воспитания, обучения и жизни, целостности воспитания личности ребенка. Этот анализ важнейших объективных общественные процессов, являю­щихся предметом педагогики как науки, позволяет сделать вывод о целостном характере формирования личности в процессе ее взаимодействия в системе объективных общественных отношений.

Второй раздел включает в себя теоретическое обоснование, содержательную характеристику и проблемы организации учебно-воспитательного процесса. Наряду с сущностью педагогического 1роцесса в нем рассматривается сущность и пути создания детского воспитательного коллектива как основной формы целостности учебно-воспитательного процесса, функции организаторов детского воспитательного коллектива методы организации и мастерства педагогического взаимодействия с детьми, воздействия нa них.

Далее логика развития курса проявляется в том, что в рамках нашей модели целостного педагогического процесса рассматрива­ется содержание воспитания, его функциональные процессы, а также обучения, образующие в результате взаимодействия педа­гогическую целостность. Это позволяет в третьем разделе курса выделить две части, единые по своей педагогической сути, но специфичные по содержанию, формам и методам. Одна из них посвящена общим проблемам теории, содержания и общей мето­дике воспитания, другая — методике обучения.

В I части раздела дается содержательный анализ основных функциональных воспитательных процессов, устанавливаются свя­зи их взаимодействия в целостном учебно-воспитательном процес­се. Раскрываются проблемы формирования у школьников научного мировоззрения, духовно-ценностного, экономического, экологиче­ского воспитания, трудового и физического развития, становления эстетической, правовой, нравственной культуры. Содержанием II

части раздела является теория обучения (дидактика). В нем рас­крываются тенденции развития современного общего среднего об­разования, сущность обучения, принципы отбора содержания сред­него образования, система форм обучения, многообразие методов обучения и вовлечения детей в познавательную деятельность, а также воспитательные возможности учения.

Логическим завершением этого структурного построения курса является четвертый раздел, знакомящий с проблемами реального воплощения идей целостности воспитания в системе народного образования, в современных принципах организации и управления школьным делом.

В рамках общей концепции всестороннего развития целостной личности в целостном учебно-воспитательном процессе, положен­ной в основу структуры всего курса, обосновывается ряд зависи­мых от нее, углубляющих ее конкретных концепций, объясняющих теоретические и практические подходы к наиболее важным внут­ренним проблемам теории воспитания и обучения. Эти частные концепции не всегда общеизвестны и, тем более, общепризнаны, но для данного курса лекций они являются неотъемлемой орга­нической составляющей, теми опорными содержательными идеями, научно-теоретическими обобщениями, которые скрепляют внутрен­нюю логику изложения педагогической науки.

Назовем некоторые из них:

— Концепция субъект-объектности и объект-субъектности пе­дагогических отношений, объясняющая сущность и взаимоактив­ный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между пе­дагогами и детьми.

— Концепция единства воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка.

— Концепция целостного самодеятельного формирования дет­ской личности в системе педагогически организованной деятель­ности, отношений и общения.

— Концепция воспитательного коллектива как субъекта, объ­екта и основной формы целостности учебно-воспитательного про­цесса.

— Концепция единой многоступенчатой системы методов орга­низации и самоорганизации детьми учебно-воспитательного про­цесса, взаимодействия и воздействия в нем.

— Концепция единства принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса.

— Концепция стабильно-динамического и дифференцированно­го подхода к обоснованию формированию учебного плана школы как основы базового, стартового образования в системе непрерыв­ного образования.

— Концепция классно-кабинетной, урочно-полиморфной (мно­гообразие форм обучения при ведущей роли урока) системы обу­чения.

В данном пособии, в соответствии с его новым концептуальным

построением, принят определенный понятийно-терминологический аппарат, отвечающий требованиям концепции, но не всегда и не во всем совпадающий с общепринятым аппаратом действующих учебников и пособий по педагогике,

Выделим основные педагогические категории, ключевые терми­ны, составляющие понятийный аппарат курса:

— воспитание как общественное явление;

— воспитание как педагогическая деятельность взрослых (педагогическая деятельность), педагогические механизмы воспитания — деятельность, отношения, общение;

— педагогическая деятельность как общественное явление;

— обучение, образование, самовоспитание, самообразование, перевоспитание;

— непрерывное образование;

— законы воспитания;

— иерархия законов педагогической науки;

— целостный педагогический процесс;

— комплексный подход к воспитанию;

— противоречия воспитания и обучения;

—конкретно-исторический характер педагогической деятельности; классовое и общечеловеческое воспитание; педагогическая наука, методы научного педагогического по­знания;

— педагогическая практика, методы обобщения и распростра­нения передового и новаторского опыта;

— цель воспитания;

— целеполагание в педагогическом процессе;

— принципы научной организации воспитания и обучения;

— всестороннее и гармоничное развитие личности;

— ребенок как субъект и объект воспитания;

— самодеятельность детей;

— личность, индивидуальность;

— сущностные силы индивида;

— педагогическая диагностика;

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— умственное воспитание и развитие, знания, умения, навыки;

— формирование мировоззрения;

— политехническое образование;

— трудовое воспитание и обучение;

— профессиональное обучение и профориентация;

— нравственное воспитание и развитие;

— физическое воспитание и развитие;

— эстетическое воспитание и развитие;

соединение обучения и воспитания с производительным трудом; правовое воспитание; экономическое воспитание; антиобщественное развитие личности;

—антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное и антинаркоманное воспитание;

— развитие, среда, наследственность;

— педагогическое общение;

— индивидуальный подход;

— воспитательный коллектив как субъект, объект и форма целостности педагогического процесса;

— авторитет воспитателя;

— воспитательные функции педагога;

— педагогическое мышление;

— педагогическое искусство и мастерство;

— содержание образования, обучения, воспитания;

— общее среднее — базовое образование;

— формы воспитания и обучения;

— методы обучения и воспитания;

— педагогическая технология;

классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обучения; дифференцированное обучение;

— педагогическая этика;

— принципы системы народного образования. Общая и частная концепции, заложенные в учебное пособие, а также понятийно-терминологический аппарат имеют своим назна­чением быть своеобразными опорными сигналами в усвоении пе­дагогической науки, изложенной в логике концепции всестороннего формирования целостной личности в целостном учебно-воспита­тельном процессе.

Автор выражает глубокую и искреннюю благодарность всем лицам, принявшим заинтересованное участие в подготовке к из­данию данного пособия, в первую очередь рецензентам А. С. Бел­кину, В. И. Журавлеву, В. А. Сластенину, Г. Н. Филонову, а так­же и тем, кто участвовал в конкурсном рецензировании рукописи, чьи фамилии не были обозначены на отзывах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не совсем обычный урок: Практич пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед учеб заведений, слушателей ипк
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconМатериалы для подготовки к гак (магистратура, выпуск 2013 года) взяты...
Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практич пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед учеб заведений, слушателей
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconУчебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,...
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ш28 Элективный курс «Сказки Шехерезады и уравнения Диофанта» : учеб методич пособие для студентов математ и физ математ спец пед...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconЯшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:...
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconМатериалы для подготовки к экзамену
Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург,...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconСимонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Белгорода
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З-62 Зимняя, И. А. Педагогическая психология : [учебн для студентов высш учеб заведений, обучающихся по пед и психол направлениям...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconМетодические указания для студентов/ Е. С. Дорощук, Л. М. Пивоварова...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconМетодические материалы для студентов заочной формы обучения Специльность Педагогика и психология
Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб пособие для студ высш учеб заведений/ А. П. Панфилова; под общ...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconТематика семинарских занятий по биоэтике (лечебный факультет) Тема №1
Хрусталёв Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: учеб пособие для студ высш учебн заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2010.,...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconУроку. (из Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:...
Допущено Министерством образования и нayки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2007
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconХухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции
Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:...
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов пед учебн заведений и слушателей ипк и фпк iconЭлектронный каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки Гимназии
Виноградова Н. Ф.|"Окружающий мир" в начальной школе: Беседы с будущим учителем|[Учеб пособие для отд-ний и фак нач кл сред и высш...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск