Скачать 0.78 Mb.
|
Материалы для подготовки к экзамену: Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010. – 304 с. Принципы обучения учащихся с нарушениями слуха Принципы обучения – категория дидактики, отражающая ее нормативную функцию. Это основные руководящие идеи, нормативные положения, определяющие исходные позиции в организации совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-познавательном процессе. Сурдодидактика опирается на иерархию принципов: общепедагогических и специфических. Общепедагогические принципы определяют основные требования и закономерности учебного процесса, практикуемого в разных типах учебных заведений в данном обществе и в данное время. К специфическим принципам относятся те положения, которые действуют в границах учебного процесса в школах 1 и 2 вида, отражая его своеобразие. Общепедагогические принципы обучения К основным общепедагогическим принципам в отечественной педагогике относятся принципы: научности и посильной доступности; последовательности и систематичности; принцип прочности, принцип наглядности. Общепедагогические принципы регулируют процесс обучения детей с недостатками слуха, при этом своеобразно преломляясь в практике применения. Рассмотрим своеобразие применения общепедагогических принципов в школе для глухих. Принцип научности предполагает, что в содержании образования должна быть отражена, а учеником усвоена система современных научных знаний; при этом используются методы обучения по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются [68; с. 252]. Своеобразие реализации в учебном процессе школ 1 и 2 вида принципа научности усматривается в следующем.
Принцип посильной доступности означает соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям, условиям обучения [70; с. 77]. Принцип доступности вместе с тем предполагает соблюдение меры умственного и физического напряжения учащихся, т.е. подачу учебного материала на уровне, предельном для актуальных на данный момент образовательных возможностей ученика. Принцип доступности целесообразно рассматривать в диалектическом единстве с принципом научности. Цензовый характер образования неслышащих обязывает учителя дать ученику весь объем научного содержания учебного предмета; вооружение учащихся научными понятиями не должно упрощать и искажать их в угоду доступности, не стоит изымать материал, который требует усилий для усвоения. Своеобразие применения данного принципа в обучении неслышащих определяется соблюдением ряда методических условий.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему [70; с. 259]. Систематичность реализуется через структуры учебного плана и программ, а также в логике построения конкретного урока. В учебном плане состав учебных предметов подобран так, чтобы в совокупности дать системную картину мира. В учебных программах подбор тем и разделов обеспечивает целостную систему той области знания, которая составляет содержание учебного предмета. Последовательность же расположения тем и разделов программ обуславливается логикой преемственного наращивания количества и качества знаний на основе базовых знаний, а также закономерностями психического и физического развития учащихся. Своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в школе 1 и 2 вида заключается в следующем.
Принцип прочности предполагает, что результатом обучения является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, которые учащиеся умеют актуализировать и использовать [70; с. 227]. Психологической основой прочности знаний являются процессы осмысления и запоминания информации. Достижение прочности знаний представляет для сурдопедагогики труднейшую задачу, ввиду слабой эффективности мнемических процессов у глухих, трудностей в логическом осмыслении связной речи, отставанием в развитии речевого опосредования понятий, фактов, закономерностей, которое является важнейшей основой мнемического процесса. Своеобразие реализации принципа прочности заключаетсяв следующем.
Принцип наглядности, сформулированный еще Я. Коменским, предполагает организацию обучения с опорой на живое, чувственное восприятие изучаемых предметов и явлений или их изображений. Наглядность – свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для человека [70; с. 157]. Это, пожалуй, единственный принцип, природосообразный именно «человеку зрения»; он ориентирован на актуализацию ведущего типа его восприятия – зрительного и достаточно развитого типа мышления глухого ребенка – наглядно-образного. Трудно переоценить значение данного принципа, требующего активного применения наглядности как дидактического средства в обучении глухого учащегося. Прежде всего, наглядность активизирует когнитивные процессы. В чувственно иллюстративной функции она подтверждает информацию учителя; в демонстрационной функции она выступает как источник знания. Натуральные объекты и их изображения компенсируют бедность личного чувственного опыта глухого; знаковая наглядность (схемы, карты и т.п.) создают условия для восхождения от наглядного уровня мышления к абстрактно-понятийному. Далее, наглядность играет важную роль в мотивировании учения. Делая учебную информацию чувственной, а, значит, эмоционально насыщенной, она стимулирует познавательный интерес. Не менее важна роль наглядности как средства мониторинга за качеством усвоения: выполненная учащимся наглядность (зарисовки, рисунки, схемы) помогают учителю контролировать понимание текста. Своеобразие реализации принципа наглядности в обучении неслышащих заключается в самом обобщенном виде в следующем.
Специфические принципы обучения Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения. В ряду специфических принципов обучения этот принцип является генерирующим все остальные. Компенсирующая направленность проявляется в опоре на здоровые силы глухого ребенка, в привлечении энергии сохранных анализаторов и психических процессов. Приведем примеры. Так, обучение произношению (постановка звуков) компенсаторно осуществляется на обходной полисенсорной основе; недостаток речевого слуха замещается оральным чтением; само существование жестового языка, который педагоги и воспитатели используют для неформальных социальных контактов, есть визуальная компенсация глухонемоты. Компенсирующим по своей природе является введение курса «Социально-бытовая ориентировка», который восполняет, компенсирует социальную депривацию учащихся, воспитывающихся в интернате, ограниченных в полноценных социальных контактах. Коррекционная направленность обучения пронизывает весь процесс обучения и предполагает учет и коррекцию нарушенной слуховой функции и вторичных последствий глухоты на всех участках учебного процесса. Принцип коррекционной направленности обеспечивается следующими позициями.
Деятельностный принцип. В основе данного принципа лежит теория деятельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Принцип деятельностного подхода регулирует два стратегических направления учебно-воспитательного процесса.
Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка. Основы научных знаний, системы научных понятий, закономерности развития природных и социальных процессов и явлений, системы интеллектуальных и практических навыков и умений – все то, что составляет содержание образования, дается в большинстве педагогических систем обучения глухих на словесной основе (за исключением систем «мимический метод», «билингвизм», «тотальная коммуникация», где, как уже указывалось выше, важным средством объяснения учебной информации является жестовая речь). Языковая форма трансляции и усвоения знаний предопределяет логоцентрический характер коммуникативно-деятельностной системы, принятой в настоящее время в отечественной школе для глухих. Достаточное, приближающееся к норме качество языковой компетенции глухого ученика есть не только заглавная педагогическая цель школы для глухих, но и важный фактор качества усвоения содержания образования. Этот методологический постулат и составляет сущность принципа усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка. Данный принцип реализуется следующими путями организации учебного процесса.
Принцип развития слухового восприятия в ходе учебно-воспитательного процесса. Истоки данного принципа берут свое начало в акустическом направлении в сурдопедагогике. Суть принципа состоит в положении о том, что как можно более раннее и интенсивное развитие остатков слуха у глухих и тем более слабослышащих детей усилит звуко- и словоразличительные возможности детей в процессе восприятия устной речи, а, значит, поможет неслышащему эффективно интегрироваться в общество слышащих. Иными словами, данный принцип имеет, во-первых, дальний методологически-воспитательный прицел: он, как мы анализировали выше, есть функциональное воплощение медико-биологической концепции глухоты, концепции нормализации, которая, лежит в основе многих систем обучения глухих, в том числе системы С. А. Зыкова. Во-вторых, данный принцип лег в основу создания специальных систем и методов развития слухового восприятия. Так, за рубежом была создана верботональная система (автор П. Губерина), Auditory-verbal метод (основоположник А. Лёве). В нашей стране на основе данного принципа была разработана система развития слухового восприятия (РСВ). Ее теоретическое обоснование и внедрение было осуществлено с середины 1970-х гг. коллективом ученых: Ф. Ф. Рау (1960), Р. М. Боскис (1963), В. И. Бельтюковым (1977), усовершенствовано Е. П. Кузьмичевой (1991), Л. П. Назаровой (2001). Со временем содержательное направление «развитие слухового восприятия» стало одновременно и принципом обучения глухих. Основными правилами реализации обсуждаемого принципа (по Л. П. Назаровой) являются:
В результате полноценной реализации данного принципа, по данным Л. П. Назаровой, слуховое восприятие глухих и слабослышащих улучшается на 30 % [59; с. 13]; кроме того, у учащихся формируется речевое внимание и потребность пользоваться остатками слуха, положительная мотивация к применению слуховых аппаратов. Вопросы и задания
|
Методические материалы для изучения дисциплины «философия права»... Предпочтительными являются темы, связанные с направлениями профессиональной подготовки магистров | Материалы для подготовки к междисциплинарному экзамену Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании” (с дополнениями и изменениями), Типового положения об... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Материалы для подготовки контрольной работы по дисциплине «История... Студенты, не представившие в установленный срок контрольную работу или не получившие по ней зачета, к экзамену по данной дисциплине... | ||
Материалы для подготовки контрольной работы по дисциплине «История... Студенты, не представившие в установленный срок контрольную работу или не получившие по ней зачета, к экзамену по данной дисциплине... | Программа по дисциплине. Вопросы для подготовки к государственному... Теория государства и права: Программа по дисциплине. Вопросы для подготовки к государственному экзамену для выпускников специалитета... | ||
Методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для... История и философия науки : методические указания для подготовки к кандидатскому экзамену для аспирантов и соискателей / Воронеж,... | Вопросы к экзамену по теории и методике физического воспитания развития детей Методические материалы для студентов дневного отделения | ||
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации... Г. С. Альтшуллера и расположенной там электронной книгой по триз. Следует ознакомиться также с прошлогодним электронным конспектом... | Кафедра философии и гуманитарных наук Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей).... | ||
Авторская программа кружка английского языка«Юные знатоки английского... «Юные знатоки английского языка» для подготовки к международному Кембриджскому экзамену | Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному... Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент... | ||
Вопросы к экзамену Уметь: выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных | Учебно методический комплекс Дисциплины дс. 3 «Эксплуатационные материалы»... Примерная программа учебной дисциплины «Эксплуатационные материалы» предназначена для реализации требований к минимуму содержания... | ||
2. Греческая историография классической эпохи. 5 История историографии: материалы к кандидатскому экзамену по историческим специальностям 1 | Литература по Отечественной истории, примерный перечень вопросов к вступительному экзамену Программа предназначена для подготовки соискателей к вступительному экзамену в аспирантуру кафедры «Экономическая история» по специальности... |