Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо





НазваниеДанные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо
страница1/67
Дата публикации03.11.2014
Размер6.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67




ВНИМАНИЕ!!!

Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по СОПС и ПЗ. Для подготовки к экзамену необходимо пользоваться текстом рабочих тетрадей семинаров и ссылками на сайты по темам, например, сайт Г.С. Альтшуллера и расположенной там электронной книгой по ТРИЗ. Следует ознакомиться также с прошлогодним электронным конспектом лекций, расположенным на сайте ИУ4, в частности с изложенным там материалом по синектике и др.

Синтез объектов промышленной собственности и их правовая защита






В АТРИЗ разработана шкала познавательной активности, состоящая из четырех уровней

1-й уровень. Достижение известной цели известными средствами.

2-й уровень. Поиск необходимых средств для достижения известной цели.

3-й уровень. Самостоятельная постановка и достижение новой цели при наличии исходных средств.

4-й уровень. Самостоятельная постановка новой цели, поиск необходимых средств и достижение поставленной цели. Постановка следующей цели.

Новизна является одним из существенных признаков творческой деятельности.
Результат творческой деятельности по критерию новизна оценивается по четырем уровням.

1-й уровень. РЕПРОДУКТИВНЫЙ.

2-й уровень. РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ.

3-й уровень. ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ.

4-й уровень. ТВОРЧЕСКИЙ



1. Хорошо развитая способность к визуализации

  • Визуальный канал восприятия является самым быстрым, синтетичным и емким. Через него проходит около 80% обрабатываемой информации.

  • Зрение было основным "навигационным" инструментом гениев. "Мыслящее мыслит формы в образах" (Аристотель). Эйнштейн определил свою способность формировать образы и зрительные конструкции как источник продуктивного мышления.

2. Синестезия - создание и использование множественных связей между органами чувств

Гениальные личности склонны использовать все присущие человеку чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. Эта способность возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий.

3. Использование множественности перспектив

Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения - общая стратегия гениев.

Важной характеристикой гения является его способность использовать несколько различных перспектив при рассмотрении конкретного предмета или процесса. Гений нередко рождается из обнаружения новой перспективы, которую до него никто еще не использовал. Теория относительности Эйнштейна - по своей сути описание взаимодействия различных перспектив.

4. Смена позиций восприятия

Гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства), второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства) и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего "Я" и объекта). Гении выходят за пределы своих убеждений и предположений, идентифицируют себя с объектом, затем рассматривают ситуацию беспристрастно и оценочно.

5. Полиэкранное мышление

Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться "кусками информации" разного размера.

Быстрый переход от широкого видения к более узким составляющим и конкретным действиям, необходимым для воссоздания масштабной картины. Гении умели работать с мелочами («Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь» Микеланджело) и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя из виду ее мельчайшие компоненты, обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым.

Единая теория поля Эйнштейна была направлена на установление связей между всеми физическими явлениями во Вселенной - от космоса до атома.

6. Обратная связь между абстрактным и конкретным

Гении способны переходить от абстрактных моделей и принципов к конкретным воплощениям этих абстракций и обратно. Они создают свои произведения благодаря постоянному процессу обмена между психическими конструкциями и физической реальностью используемых при этом каналов восприятия. Этим обеспечивается полнота переходов и формируется стойкая и динамичная петля обратной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое.

Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является "мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью"

7. Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик

Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям и их воплощениям. Способность мыслить критически имеет такое же важное значение для гения, как и способность мечтать. Ключевой момент состоит в том, чтобы не дать Критику подавить мечты. И, разумеется, гения отличает способность произвести на свет некое творение, воплощающее эти мечты и идеи.

8. Постановка фундаментальных вопросов

Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет "правильных" ответов. Частью гения, по-видимому, является убеждение, что в конечном итоге правильных ответов и быть не может. Гении ищут областях, в которых их знание не полно.

Собственные неудачи они воспринимают не как "злую судьбу", а как область дальнейшего поиска. Как сказал один изобретатель: "Неудача - это просто иное решение проблемы, чем то, над которым я работаю в данный момент". Неудача - трамплин для успешного решения.

9. Использование метафор и аналогий

  • Использование метафоры позволяет сфокусироваться на наиболее важных глубинных структурах объекта, не сводимых к словесному описанию.

  • Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д.

  • Тесла сформулировал свою идею создания роботов, проведя аналогию с работой собственной нервной системы.

  • Употребление метафор позволяет гению заострить свое внимание на общих свойствах и более глубинных началах как окружающего, так и своего внутреннего мира, и избежать опасности оказаться в слишком большой зависимости от реального содержания или ограничений, налагаемых действительностью.

10. Осознание миссии

  • Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу как происходящую из чего-то и служащую чему-то большему, чем они сами. Может быть, именно эта связь с чем-то большим и является тем, что отделяет "гениев" от тех, кто просто "творчески одарен" или "изобретателен".

  • Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: "Я хочу делать чудеса..., даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности".

  • Тесла развил свои способности визуализации для того, чтобы "совершать экскурсии за пределы малого мира".

  • Эйнштейн считал: "Все методы являются лишь тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух". О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал: "Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали".

Концептуальное проектирование технических систем (ТС)

Концептуальное проектирование – это один из видов проектной деятельности.

Результаты концептуального проектирования

Формы представления концепции ТС, отличающиеся уровнем проработки:

Функциональная схема, в которой отражен набор компонентов (элементов ТС), выполняющих ту или иную техническую функцию, а также межкомпонентные связи (способ соединения элементов ТС).

Конструктивная схема, которая определяет состав ТС, взаимное расположение, взаимосвязь между ее элементами, особенности их конструктивного исполнения, используемые материалы, оптимальное соотношение параметров элементов и другие существенные признаки.

Принцип действия, определяющий взаимосвязь между физическими (химическими и др.) процессами, протекающими в ТС на различных этапах ее жизненного цикла.



Концептуальное проектирование – это важнейший компонент процесса создания новой технической системы (изделия). На этом этапе число и уровень выдвинутых и проработанных концепций будущего изделия определяют его качество, конкурентоспособность и в конечном счете потребительский спрос и прибыль.

Инженерная практика показала, что концептуальное проектирование дает высокий эффект при решении следующих задач:

  • Разработка новых изделий и технологий

  • Повышение качества и снижение издержек производства

  • Прогноз развития конкретной области техники

  • Получение приоритета в заданной области техники

  • Управление знаниями и интеллектуальной собственностью предприятия

  • Анализ поломок и отказов

  • Предсказание аварий и диверсий



  • Концептуальное проектирование – это плановая производственная деятельность, направленная на решение технических проблем. В идеале – это управляемый и регулируемый изобретательский процесс.

  • Цель концептуального проектирования – обеспечение планомерности решения технической проблемы за счет применения моделей различных творческих стратегий и современных информационных технологий.



Пример. Концептуальная схема защиты ЭВА от механических воздействий



Жизненный цикл технической системы

Жизненный цикл технической системы – последовательность этапов существования объектов искусственного происхождения от начала их создания до момента исчезновения. На каждом этапе объект имеет относительно стабильный набор характеристик. Разные классы технических систем могут иметь несколько различающийся набор этапов жизненного цикла

Наиболее типичный состав этапов жизненного цикла ТС:

  1. определение функций и потребительских качеств тех. системы, что соответствует составлению тех. задания;

  2. выбор функциональной структуры, принципа действия и технического решения, что соответствует разработке тех. предложения или (и) тех. проекта;

  3. рабочее проектирование, связанное с расчетом и оптимизацией параметров тех. системы, выбором и разработкой технологии изготовления, составлением проектной документации;

  4. изготовление, контроль и испытание тех. системы;

  5. транспортировка и хранение тех. системы;

  6. эксплуатация, диагностика неисправностей и ремонт тех. системы;

  7. утилизация тех. системы в результате ее физ. или морального старения.

Основные этапы развития техники



Скачкообразное развитие технических систем



Линия жизни ТС
и количество изобретений



Кривая жизни ТС

Количество изобретений

Уровень изобретений

Эффективность изобретений



Технологический разрыв



Типы задач на различных этапах формирования ТС

1. Поиск направлений

решения проблемы

(выбор)

2. Поиск вариантов конфигурации объекта,

обеспечивающего достижение цели

в выбранном направлении

(выбор)

3. Устранение противоречий и согласование

подсистем в объекте заданной конфигурации

(выбор)

Решение (снятая проблема)

Модель взаимного отношения стратегий творческой деятельности



СТРАТЕГИЯ ИНТУИТИВНОГО ПОИСКА. Последовательное выдвижение и проверка идей, гипотез без доказательства корректности каждой выдвигаемой идеи.

СТРАТЕГИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ПОИСКА. Формулирование, определение всех возможностей в рамках заданной ситуации. Последовательная проверка с целью отсеивания неэффективных, ложных вариантов, сочетаний и т.п.

СТРАТЕГИЯ УПОРЯДОЧЕННОГО НАПРАВЛЕННОГО ПОИСКА. Логический анализ причин, порождающих негативное явление с целью выявления решения.

Задачи, называемые творческими, представляют собой сложную картину. Двигаясь к окончательному ответу, мы отвечаем на вопросы: что делать, с помощью чего делать, как делать и т.п. При этом на каждом этапе возрастает количество информации, включенной в работу. Естественно, что для каждого типа задач требуется особая "смесь" из рассудочной и творческой компоненты человеческого мышления. Чем меньше информации на начальном этапе, тем больше необходимость в интуиции. Чем больше начальной информации, тем больше задействована рассудочная компонента.

Схемы творческой деятельности проявили универсальность, системность человеческого мышления.

Все три стратегии являются объективно необходимыми. Реализуются эти стратегии в рамках различных методов поиска.



Что такое интеллектуальная собственность?

Интеллектуальная собственность - это:

информация, позволяющая реализовать коммерческую стоимость творческой

идеи.

Документ, подтверждающий права собственности - ПАТЕНТ

Защита, которую обеспечивает патент на изобретение, означает, что любой, кто желает использовать изобретение, должен получить разрешение на его использование от лица, получившего патент (называемого патентовладельцем или обладателем патента). Использование запатентованного изобретения без такого разрешения считается противозаконным. Защита изобретения ограничена во времени и в большинстве стран срок ее составляет около 20 лет. Права и механизм защиты отражены в патентном праве страны, выдавшей патент на изобретение.

Морфологический подход

Создатель направления под названием «Морфологический подход»

  • ЦВИККИ, ФРИЦ (Zwicky, Fritz) (1898–1974), швейцарский астроном и физик. Родился 14 февраля 1898 в Варне (Болгария).

В 1920 окончил Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, в 1922 защитил диссертацию по физике. С 1925 по 1972 работал в Калифорнийском технологическом институте (Пасадена, США) и на связанных с ним обсерваториях Маунт-Вилсон и Маунт-Паломар (с 1942 в должности профессора астрофизики). В начале 1930-х годов занимался физикой твердого тела, ионизованного газа и термодинамикой, а затем перешел к изучению новых и сверхновых звезд и космических лучей.

В 1934 совместно с В.Бааде выдвинул гипотезу, что вспышки сверхновых представляют совершенно особый тип звездных взрывов, гораздо более редкий и полностью отличный от новых звезд. Цвикки и Бааде первыми высказали предположение, что в результате взрыва сверхновой образуется сверхплотная вырожденная звезда, состоящая из нейтронов. С явлением сверхновой Цвикки связывал также происхождение космических лучей. В 1936 он организовал службу сверхновых звезд для их систематического поиска в соседних галактиках. С 1937 по 1941 им было открыто 18 сверхновых, тогда как за всю предыдущую историю астрономии их было замечено около 12. Цвикки открыл также большое количество белых карликов.

Цвикки внес большой вклад во внегалактическую астрономию. Разработал и успешно применил к изучению галактик метод «аналитической фотографии», заключающийся в наложении негативного и позитивного отпечатков одной и той же области неба, снятых в разных лучах. Открыл и описал десятки тысяч галактик и их скоплений, создал фундаментальный шеститомный каталог галактик. Выполнил многочисленные исследования их пространственного распределения. Исходя из особенностей этого распределения, пришел к выводу о существовании межгалактического поглощающего вещества облачной структуры, а также общего межгалактического поля темной материи.

Первым высказал мысль о существовании вещества за пределами видимых оптических границ галактик, что находит подтверждение в новейших наблюдениях. Совместно с С.Смитом впервые применил современный математический аппарат к скоплениям галактик и показал, что динамическая энергия скоплений слишком велика, если не допустить существования в них скрытой массы. Осуществил поиски галактик небольших размеров, приведшие к открытию очень компактных галактик высокой светимости (так называемые галактики-пигмеи).

В 1943–1961 Цвикки был главным научным консультантом фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» (Азуза, шт. Калифорния). Ему принадлежат 50 патентов, в основном в области ракетной техники; Цвикки изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей. Принимал участие в разработке ракетных ускорителей для взлета тяжелых самолетов. В октябре 1946 под руководством Цвикки с помощью ракеты «Фау-2» был осуществлен запуск «искусственных метеоров» – первый эксперимент по созданию искусственных астрономических объектов.

  • Цвикки является автором своеобразного морфологического метода исследований в астрономической и ракетной технике, изложенного в книгах Морфологическая астрономия (1957) и Морфология реактивного движения (1962).

  • Основатель и президент (с 1961) Общества морфологических исследований. В 1972 награжден Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества.

  • Умер Цвикки в Пасадене (шт. Калифорния, США) 8 февраля 1974

Разновидности морфологического подхода



"Цель морфологического исследования - увидеть перспективу полного "поля знаний" о предмете. Это может быть поле материальных объектов, поле явлений или поле отношений, концепций, идей или теорий. Чтобы получить желаемую общую перспективу такого поля, морфолог ("morphologist - термин Ф.Цвикки) должен иметь внутреннюю мотивацию к исследованию без предубеждений. Одни обладают такими способностями, другие - нет, и почему это так, до сих пор остается тайной природы. Сейчас мы просто должны принять за аксиому тот факт, что лишь немногим дана способность отказаться, от всех основных предубеждений. Это люди, не порабощенные догматизмом, которых не поколеблют ни групповые интересы, ни расовый, религиозный или партийный фанатизм и которые в случае необходимости могут идти и идут в одиночку на любые проблемы жизни, именно они - врожденные морфологи".

Ф. Цвикки

Метод отрицания и конструирования

Базируется на принципе:

«Любое утверждение, сформулированное в конечных и полностью определенных терминах, не может быть абсолютно верным».



Рекомендуется применять для решения технических проблем на стадии постановки задачи

1. Выявляют в исследуемом объекте (это может быть реальная, действующая техническая система, но может быть и технология, и любой другой объект любой природы и элементного состава, реальный или мыслимый) его признаки, характеристики, свойства или иные атрибуты, существенные для выполнения его главной полезной функции. В некоторых случаях достаточно определить всего один такой признак.

2. Отрицают один из выявленных признаков, отказываются от него и заменяют его принципиально иным признаком, не обязательно противоположным отброшенному

3. Конструируют (сначала мысленно, а при удачном завершении "мысленного конструирования" - и в натуре) новый объект с этой замененной характеристикой. Остальные характеристики, не связанные с замененной, оставляют теми же, что и в исходном объекте.

Метод систематического покрытия поля



«Поле знаний" об объекте исследования условно обозначено в виде некой замкнутой плоской области.

Метод систематического покрытия поля

Начиная изучение любого объекта, исследователь вначале имеет в своем распоряжении лишь очень небольшое количество известных положений, т.е. экспериментальных фактов или теоретических утверждений, которые можно назвать "вехами знаний". Познание объекта исследования строится как продвижение от каждой из этих «вех» (кружочки). Часть поля знаний "покрывается" областями, управляемыми одной-единственной "вехой" (т.е. прямыми следствиями из конкретного исходного положения), какая-то часть покрыта заштрихованными пересечениями таких областей (т.е. следствиями, использующими два или более исходных положений), а какая-то часть остается "непокрытой" (т.е. относительно объекта исследования существует группа вопросов или ситуаций, для которых на текущий момент нет ясных и однозначных ответов).

Метод систематического покрытия поля (МСПП) рекомендует последовательно экстраполировать имеющиеся знания в неизученные участки поля, стараясь перекрыть его полностью, т.е., с одной стороны, найти ответы на все вопросы, имеющие отношение к объекту исследования, а с другой стороны, мысленно построить все ситуации и следствия, вытекающие из уже имеющихся знаний (с тем, чтобы затем этим следствиям и ситуациям найти соответствие в реальном мире). Действуя таким образом, можно ожидать, что: а) ничто не будет упущено из поля зрения; и
б) существует вероятность сделать открытие.

Некоторые участки рассматриваемого "поля знаний" оказываются недоступными, несмотря на все усилия продвинуться в них от наших «вех».



В этом случае есть все основания ожидать, что отсутствие сведений об этих участках вызвано фундаментальными причинами, т.е. новыми "вехами", еще не известными науке. Они обозначены звездочками, и тогда - ищите!

Типы открытий

1) открытие -прозрение, т.е. открытие нового принципа, нового эффекта или действительно фундаментального положения, дотоле не известного науке

2) открытие-наблюдение или открытие-обнаружение, когда на основании имеющихся аксиом мысленно конструируется внутренне непротиворечивая ситуация, объект или явление, а затем эта никем не наблюдавшаяся ситуация или "мысленная конструкция" либо обнаруживается в природе, либо создается искусственно;

3) открытие-случайность, когда обнаруженный экспериментально объект (или явление) ни из каких предпосылок не следует и обязан своим обнародованием только наблюдательности исследователя.

МСПП выводит на первые два типа открытий, причем на стадии "систематического покрытия поля" (т.е. планомерного продвижения в область неведомого) идут в основном открытия второго типа, а на стадии "тупиковой ситуации" - открытия первого типа (новый принцип).

Этот способ работы Цвикки использовал в астрофизике в течение нескольких десятилетий для выявления, поиска и предсказания новых космических объектов и явлений.

Используя всего пять основных положений астрофизики, он предсказал и обнаружил карликовые галактики, компактные галактики всех типов (от голубых до инфракрасных) и кластеры компактных галактик.

По его предсказанию были открыты нейтронные звезды. Из несбывшихся к 1967 г. предсказаний Цвикки следует отметить компактные галактики, насыщенные нейтронными звездами, чисто световые космические "шары", а также световые "шары", напичканные нейтронными звездами.

Последние ультракомпактные объекты сильно напоминают "черные дыры", существование которых сейчас не вызывает сомнения (эти объекты были выдвинуты Цвикки в качестве наиболее вероятных кандидатов на модель квазизвездных радиоисточников, а также обычных радиомолчащих компактных галактик, аномальное красное смещение которых вызвано колоссальным собственным гравитационным полем).

Метод морфологического ящика

1.Точно сформулировать проблему, подлежащую решению.
2.Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы.
3.Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы.
4.Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты.
5.Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств). Этот этап практической реализации требует дополнительного морфологического изучения.

Практическое применение в технике

Цвикки - ученый-астрофизик - в течение нескольких лет получил 16 патентов (из них только три с соавторами) на новые конструкции ракетных двигателей на химическом топливе и выдвинулся в ряд ведущих специалистов ракетостроения. В практичной Америке он вызвал первый бум морфоанализа, в результате которого тысячи инженеров кинулись строить морфологические ящики и ... убедились, что все это не так

Десятичная матрица поиска Р.П. Повилейко



Пример



Метод фокальных объектов (МФО)

(Автор – Ч. Вайтинг)

В первоначальном виде МФО стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е г.г. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод фокальных объектов является уникальным методом творческого поиска инновационных идей в области техники, в рекламе, в выставочном деле, в дизайне и даже написании журнальных статей. МФО может применяться также для принятия решений в нестандартных либо конфликтных ситуациях.

Все, что необходимо для использования метода фокальных объектов, имеется в наличии у каждого человека, потому, что это слова, это наш язык.

Известно, что язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Слово объединяет объекты в известные системы, кодирует наш опыт.

Каждое слово возбуждает целую сложную систему связей, являясь центром некоторой семантической сети. Оно актуализирует определенные «семантические поля», которые содержат смысловую информацию об объекте, обозначенном этим словом.

Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей является метод ассоциаций. Например, слово «лимон» связано в нашем сознании со словами: кислый, круглый, желтый, чай, сок, сациви, соковыжималка и т.п. Откуда взялись все эти слова, это семантическое поле, ведь только что их не было? Ответ – из подсознания.
Метод фокальных объектов как раз и позволяет сознательно задействовать информационные ресурсы правополушарного, образного мышления для решения творческих задач.
Метод фокальных объектов заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на

Существует несколько вариантов использования МФО.

I. Традиционный алгоритм включает следующий порядок действий:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconМетодические материалы для изучения дисциплины «философия права»...
Предпочтительными являются темы, связанные с направлениями профессиональной подготовки магистров
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconЭлектронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения...
Пк – в управлении образовательным учреждением, мультимедийное оборудование: экран, 1 проектор, 3 принтера, 1 сканер, 6 музыкальных...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconЧто такое электронные образовательные ресурсы (эор)?
...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconМетодические рекомендации для практической и самостоятельной работы...
Данные методические рекомендации содержат справочные материалы, лексический минимум анатомической терминологии, терминоэлементы,...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconОсновные вопросы, понятия и примеры заданий для подготовки к экзамену по химии
Принцип Паули. Порядок заполнения подуровней. Порядок заполнения орбиталей на подуровне. Правило Хунда, его иллюстрация на конкретных...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconВ данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких...
В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных с его полным обоснованием. Необходимо так же...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо icon«защита информации от несанкционированного доступа»
Фз о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо icon«Физическая электроника и электронные приборы». подготовки специалистов...
Это одна из основных теоретических дисциплин специальности, ибо без знания физики работы приборов невозможны сознательные и эффективные...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconКонтрольная работа по психологии Тема память
Для подготовки к экзамену необходимо написать реферат на выбранную тему и выполнить контрольную работу
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconМатериалы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «медицина катастроф»
Для подготовки к занятиям студентов необходимо рекомендовать учебник Сахно или его электронную версию
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconРабочая учебная программа конспекты лекций материалы для лабораторных...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено...
План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса. Лекции...
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconТема № Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации,...
Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1
Данные электронные материалы заполняют некоторые пробелы информации и не являются полным курсом лекций по сопс и пз. Для подготовки к экзамену необходимо iconУчебно-методический комплекс для студентов по направлению 040200....
Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск