Часть 3.Задания, требующие развернутого ответа на вопрос по теории государства и праваПодготовьте ответы на следующие вопросы
Дайте понятие государства. Опишите и раскройте признаки и функции государства.
Охарактеризуйте основные теории происхождения государства. Укажите причины их многообразия.
Назовите основные подходы к типологии государства. Раскройте особенности выделяемых типов государств.
Дайте понятие формы правления. Назовите и охарактеризуйте виды форм правления.
Дайте понятие формы государственного устройства. Назовите и охарактеризуйте виды форм государственного устройства.
Дайте понятие политического режима. Назовите и охарактеризуйте виды политического режима.
Дайте понятие государственного органа. Укажите его признаки. Перечислите основные виды государственных органов и дайте их краткую характеристику.
Дайте понятие механизма государства и охарактеризуйте его структуру. Как соотносятся понятия механизм государства и государственный аппарат.
Дайте понятие права. Опишите и раскройте его признаки, принципы и функции.
Раскройте соотношение норм права и норм морали, отразив их единство, различие, взаимодействие и противоречие.
Дайте понятие нормы права. Перечислите основные виды норм права в соответствии с различными видами классификации и дайте их краткую характеристику.
Опишите и раскройте структуру нормы права. Как соотносится норма права и статья нормативного правового акта.
Дайте понятие форм (источников) права. Назовите виды форм (источников) права и дайте их краткую характеристику.
Дайте понятие системы права. Назовите и охарактеризуйте основные элементы системы права. Как соотносятся понятия «система права», «правовая система» и «система законодательства».
Дайте понятие «частного права» и «публичного права». Укажите критерии их разграничения.
Дайте понятие закона. Назовите признаки и виды законов. Раскройте особенности действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Дайте понятие подзаконного нормативного правового акта. Назовите и раскройте его признаки и виды.
Дайте понятие правотворчества. Опишите и раскройте его виды и стадии.
Дайте понятие законотворческого процесса. Опишите и раскройте его стадии.
Дайте понятие толкования норм права. Назовите способы и виды толкования норм права.
Дайте понятие юридических коллизий. Укажите и раскройте причины возникновения коллизий в праве.
Дайте понятие пробела в праве. Укажите его причины и раскройте способы преодоления пробелов в праве.
Дайте понятие реализации права. Назовите и охарактеризуйте основные формы реализации права.
Дайте понятие правоприменения. Назовите и охарактеризуйте стадии правоприменения. Перечислите субъектов правоприменения.
Дайте понятие правоотношения. Опишите и раскройте его структуру.
Дайте понятие правосубъектности. Назовите ее элементы и дайте их краткую характеристику.
Дайте понятие юридического факта. Назовите основные способы классификации юридических фактов.
Дайте понятие правонарушения. Опишите и раскройте его признаки и виды.
Дайте понятие состава правонарушения. Охарактеризуйте основные элементы состава.
Дайте понятие юридической ответственности. Опишите и раскройте ее функции и виды.
Задания, требующие развёрнутого ответа на вопрос по конституционному праву1. Какие значения понятия «конституционное право» Вам известны? Укажите и охарактеризуйте их.
2. Перечислите и кратко опишите источники науки конституционного права Российской Федерации.
3. Приведите известные Вам классификации конституций. Охарактеризуйте с точки зрения данных классификаций действующую Конституцию Российской Федерации.
4. Дайте характеристику порядка пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия поправок к действующей Конституции Российской Федерации.
5. Приведите понятие и опишите юридическую конструкцию конституционных правоотношений. Какие юридические факты служат основанием возникновения, изменения и прекращения конституционных правоотношений?
6. Дайте понятие непосредственной демократии. Перечислите и кратко охарактеризуйте институты непосредственной демократии.
7. Перечислите и кратко охарактеризуйте стадии проведения референдума Российской Федерации.
8. Расскажите о видах и организационно-правовых формах общественных объединений в России.
9. Какие виды республик существуют? В чём состоят различия между ними? Определите вид республики в Российской Федерации. Свой ответ обоснуйте.
10. Перечислите и опишите способы приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами. Какие органы государственной власти ведают вопросами гражданства в Российской Федерации?
11. Какова роль личных прав и свобод в конституционном статусе личности. Назовите личные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.
12. Назовите политические права и свободы граждан Российской Федерации, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.
13. Назовите экономические права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.
14. Назовите социальные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.
15. Назовите культурные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные действующей Конституцией Российской Федерации, и кратко охарактеризуйте их содержание.
16. Дайте характеристику конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации.
17. Назовите и охарактеризуйте гарантии реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
18. Приведите известные Вам классификации федераций. Укажите отличительные особенности различных видов федераций. Охарактеризуйте с точки зрения данных классификаций Российскую Федерацию.
19. Перечислите и раскройте принципы федеративного устройства России.
20. Каковы основные направления и проблемы реализации социальной политики Российского государства.
21. Какие органы государственной власти Вы знаете? Изобразите схематично их систему, используя различные классификации.
22. Что означает принцип разделения властей? Можно ли выделить президентскую, контрольную, избирательную ветви власти? Ответ обоснуйте.
23. Перечислите основные элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
24. Дайте характеристику предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.
25. Какие органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации формируются путём выборов? Какие при этом используются избирательные системы?
26. Перечислите и охарактеризуйте принципы избирательного права.
27. Опишите последовательность проведения избирательного процесса в Российской Федерации на примере выборов Президента Российской Федерации.
28. Каковы место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России? Назовите полномочия Президента Российской Федерации в области взаимодействия с другими ветвями государственной власти.
29. Какие правовые акты и по каким вопросам может издавать Президент Российской Федерации? Определите место правовых актов Президента Российской Федерации среди других источников конституционного права.
30. Каковы основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации? Опишите соответствующие процедуры.
31. Назовите основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Чем отличаются процедуры принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона и федерального закона?
32. Охарактеризуйте Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации, учитывая его двухпалатную структуру.
33. Дайте характеристику полномочий Государственной Думы.
34. Опишите порядок работы Государственной Думы. В каких случаях возможен роспуск Государственной Думы.
35. Состав и порядок формирования Совета Федерации.
36. Дайте характеристику полномочий Совета Федерации и порядка его работы.
37. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
38. Правительство Российской Федерации: его роль, состав и порядок формирования.
39. Перечислите полномочия Правительства Российской Федерации и раскройте их содержание.
40. Дайте характеристику судебной системы Российской Федерации?
41. Назовите и охарактеризуйте конституционные принципы судебной власти.
42. Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации и нижестоящих судов общей юрисдикции, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и нижестоящих арбитражных судов, судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей. Опишите порядок назначения соответствующих судей на должности.
43. Перечислите и кратко опишите содержание юрисдикционных и неюрисдикционных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
44. Укажите и кратко охарактеризуйте стадии федерального судебного конституционного процесса в Российской Федерации.
45. Назовите виды процессуальных решений Конституционного Суда Российской Федерации и опишите их юридические свойства.
46. Какое место в системе органов государственной власти занимает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации? Каков порядок назначения его на должность? Каковы его полномочия?
47. Перечислите и охарактеризуйте принципы организации и деятельности органов местного самоуправления.
48. Что такое вопросы местного значения? Какие органы местного самоуправления и каким способом решают вопросы местного значения?
Важное примечание При подготовке к междисциплинарному экзамену можно также использовать аналогичные материалы прошлых лет, опубликованные на сайте ФНО.
Образец экзаменационного задания приведен ниже.
В качестве примера приводится задание 2010 года.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
|
Утверждено УМС РАП
«___» февраля 2010
| Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 030503 1 этап Экзаменационный билет № 1
| УТВЕРЖДАЮ
Ректор ______________В.В. Ершов
«___» мая 2010
|
Шифр ____________
|
Часть А
|
Дайте правильный ответ в колонке справа
|
№№ п/п
| Содержание тестового задания
| Ответ
| Оценка
|
| 1. Полной дееспособностью лицо обладает с
1) рождения; 2) 14 лет; 3) 16 лет; 4) 18 лет
|
|
|
| Вид прав и свобод, принадлежащих только гражданам государства, это:
1) личные (гражданские); 2) политические; 3) экономические;
4) культурные
|
|
|
| Решение судебного органа по конкретному делу, принимаемое за образец при разрешении аналогичных дел называется:
1) правовой доктриной; 2) нормативным договором; 3) судебным прецедентом
4) правовым обычаем
|
|
|
| Фактическое осуществление (воплощение) правовых норм в деятельности субъектов права называется ... права.
Ответ: __________________________________________________________
|
|
|
| Общедозволительный тип правового регулирования используется
в частном праве;2) в публичном праве; 3) и в частном, и в публичном праве
|
|
|
| Тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается, через него реализуется, называется
1) правовое государство; 2) демократическое государство; 3) федеративное государство; 4) государство с республиканской формой правления
|
|
|
| Нормативные акты Президента вступают в юридическую силу по истечении _________ дней после их опубликования
|
|
|
| Лица, вступающие в правоотношения, являются
1) объектами правоотношения; 2) субъектами правоотношения; 3) субъективным правом; 4) юридической обязанностью
|
|
|
| Решение юридического дела на основании сходной по содержанию правовой нормы называется
1) юридическая коллизия; 2) пробел в праве; 3) аналогия права; 4) аналогия закона
|
|
|
| К всеобщим методам научного познания относятся
1) анализ; 2) диалектика; 3) метафизики; 4) математический; 5) формально-юридический
|
|
|
| К источникам конституционного права как отрасли права относятся:
1) труды российских учёных-конституционалистов;
2) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
3) труды зарубежных учёных-конституционалистов;
4) практика реализации конституционных норм;
5) федеральные конституционные законы.
|
|
|
| Поправки к Конституции Российской Федерации вступают в силу после их одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти:
1) более половины субъектов Российской Федерации;
2) не менее 2/3 субъектов Российской Федерации;
3) более 2/3 субъектов Российской Федерации;
4) не менее половины субъектов Российской Федерации.
|
|
|
| Политическая партия в Российской Федерации:
1) обязана пройти государственную регистрацию в установленном порядке в качестве юридического лица;
2) может функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
|
|
|
| Массовое прохождение граждан по определённому маршруту с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам называется:
1) демонстрация; 2) пикетирование; 3) шествие; 4) митинг.
|
|
|
| Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации осуществляется:
1) автоматически в результате изменения наименования субъекта Российской Федерации;
2) исключительно по воле Российской Федерации путём принятия соответствующего федерального конституционного закона;
3) по взаимному согласию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации, подтверждённому результатами референдумов в данных субъектах Российской Федерации.
|
|
|
| К полномочиям Президента Российской Федерации относятся:
1) введение на территории Российской Федерации военного положения;
2) утверждение военной доктрины Российской Федерации;
3) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами Российской Федерации;
4) назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации;
5) назначение на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации.
|
|
|
| Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Правительством Российской Федерации;
3) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) главой субъекта Российской Федерации.
|
|
|
| Дела в Конституционном Суде Российской Федерации рассматриваются:
а) единолично судьями Конституционного Суда и коллегиально;
б) единолично Председателем Конституционного Суда и коллегиально;
в) только коллегиально.
|
|
|
| Укажите, что из нижеперечисленного является органом местного самоуправления:
1) Городская Дума города Воронежа;
2) Воронежская областная администрация;
3) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Глава города Воронежа;
5) Глава Воронежской области.
|
|
|
| Судебная система Российской Федерации устанавливается:
1) федеральным законом;
2) указом Президента Российской Федерации;
3) Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;
4) конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
|
|
|
Часть Б
|
Дайте определения перечисленных слева понятий и впишите их в соответствующие поля справа
|
№№ п/п
| Понятия
| Поле для ответа
| Оценка
|
1
| Унитарное государство
|
|
|
2
| Функции государства
|
|
|
3
| Система права
|
|
|
4
| Юридический факт
|
|
|
5
| Юридическая ответственность
|
|
|
6
| Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
|
|
|
7
| Представительная демократия
|
|
|
8
| Импичмент
|
|
|
9
| Абсентеизм
|
|
|
10
| Конституционная жалоба
|
|
|
Часть В
|
Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:
|
Объясните процесс происхождения государства и права. Рассмотрите основные формы происхождения государства. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведите известные Вам классификации конституций. Укажите отличительные особенности различных видов конституций. Охарактеризуйте с точки зрения данных классификаций действующую Конституцию Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество баллов, набранных при выполнении
Части А __________ Части Б___________ Части В ___________
|
Общее количество баллов ____________
|
Оценка _____________________
| Подписи экзаменаторов:
|
|
|
|
Председатель предметной цикловой комиссии по общепрофессиональным дисциплинам А.В. Бриллиантов
|