Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений





Скачать 174.01 Kb.
НазваниеСимонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений
Дата публикации08.08.2014
Размер174.01 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода



РАССМОТРЕНА

на заседании школьного МО учителей биологии и химии

Протокол от

«17» июня 2013 г.

№ 6

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

НемакинаГ.Е. «1» июля 2013 г.


РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета школы

Протокол от

«30» августа 2013 г.

№ 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода

Приказ от «2» сентября 2013 г. № 368




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» Элективный курс
5 «Б» класс
Автор программы: Золотарева Елена Михайловна

Количество часов в неделю – 1 час

2013-2014 учебный год


Раздел I

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основные экологические закономерности» составлена на основе программы методиста БелРИПКППС Раевской М.В.

Воснову этой программы была положена программа факультативного курса «Лес и человек» (Источник: Симонов Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.)

Программа переработана и дополнена методистом БелРИПКППС Карпухиной М.В.
Рабочая программа составлена учителем биологии МБОУ СОШ № 28 Золотаревой Е.М.

5 класс (35 ч., 1 ч. в неделю)

Следует отметить, что в рамках данной программы учащиеся знакомятся с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология. Материал по данным вопросам учитель дает учащимся, но не спрашивает. Следует особое внимании уделить мировоззренческой и воспитательной функциям программы.
Изучение основных экологических закономерностей в 5 классе направлено на достижение следующих задач:

  1. освоение знаний о единстве жизни растений с неживой природой, их экологическом разнообразии, возрастных и сезонных измененияхо строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о влиянии на растительный покров хозяйственной деятельности человека, о методах познания растительного организма;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живой природой; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  4. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.


В рабочую программу внесены корректировки по содержанию практических работ.
Раздел II
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать


  1. Наука экология и что она изучает.

  2. Экологическое сообщество (на примере широколиственного леса).

  3. Ярусы леса.

  4. Экологические факторы. Взаимодействие живых организмов в сообществе. Этология.

  5. Экологическая ниша.

  6. Что изучает наука этология и зачем она нужна.

  7. Лесные растения (распознавать по картинкам и фотографиям).

  8. Лесные животные (распознавать по картинкам и фотографиям).

  9. Сезонные изменения в природе (на примере лесного сообщества).

  10. Что такое биоэтика или наука о поведении в живой природе.

  11. Что изучает бионика?

  12. Охрана лесных сообществ. Как мы можем помочь лесным обитателям?

  13. Глобальные экологические проблемы (леса Амазонки – легкие планеты).

  14. Взаимодействие человека с природными сообществами.

  15. Применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности.

  16. Понимать значение экологической науки в современном обществе.

  17. Вести наблюдения и описания явлений в природе (на экскурсии, на практическом занятии).


Раздел IV
Содержание программы
Введение (3 ч)

Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы.

Экскурсия и прогулка. «Ты входишь в лес»

Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»

Игры. Сюжетно-ролевая игра «Один день из жизни путешественников». Дидактическая игра «С какого дерева лист»
Тема 1. Лес – многоэтажный дом (5 ч)

Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса. Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. Лесная подстилка. Осенний листопад: причины и следствия. Понятие об экологических факторах. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен?

Экскурсия и прогулка. «Лесные этажи», «Мое любимое дерево»

Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»
Тема 2. Лес – дом лесных животных (6 ч)

Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.

Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. Этология – наука о поведении животных.

Экскурсия. В мире лесных звуков

Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек…
Тема 3. Эстетика леса (2 ч)

В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.

Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса»
Тема 4. Снежная книга леса (5 ч)

Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыны кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?

Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта»

Практическое занятие. Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой»

Игра. Игра-драматизация «Сказка зимнего леса»
Тема 5. Лес и человек (3 ч)

Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.

Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.

Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото».
Тема 6. Лес и здоровье (3 ч)

Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»

Экскурсия и прогулка. «Если посмотреть на природу взглядом врача…»

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)

Игры. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»
Тема 7. В гостях у леса (3 ч)

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы.

Экскурсия. Посещение охраняемых памятников природы родного края.

Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.

Игра. Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки».
Заключение (3 ч)

Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Состояние мирового океана. Парниковый эффект. Спасение лесов Амазонки – легких планеты.

Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально»
Примечание: 2 часа резервного времени

Раздел V
Формы и средства контроля
Преобладающие формы контроля – творческие отчеты учащихся.
Практические работы


  1. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса».

Оборудование: гербарий осенних листьев.

Ход работы:

а. Составление композиций из осенних листьев.

б.Отчет: почему листья изменили цве


  1. Рассказать об особенностях каждого лесного яруса.

Оборудование: таблицы и гербарий растений леса по ярусам.

Ход работы:

а. Распределить гербарий лесных растений по ярусам.

б. Определить особенности их строения.

в. Выводы.


  1. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса».

Оборудование: презентация «Бионика», коллекции насекомых, ракообразных, чучела птиц раковины моллюсков, рисунки и фотографии других животных.

Ход работы:

а. Просмотр презентации «Бионика».

б. Составления рассказа учащихся по презентации.

в. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса».. с помощью коллекций животных.

г. Экскурсия с комментированием по художественной галереи «Изобретения леса».


  1. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями).

Оборудование: определители, справочники, рисунки, фотографии, гербарий лекарственных трав.

Ход работы:

а. Определение лекарственных трав по определителю.

б. Выяснение их целебных свойств по справочнику.

в. Сообщения учащихся.

г.Выводы

Раздел VI
Перечень учебно-методических форм обучения
Основная литература

  1. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  2. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2005

  3. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл) М., Экзамен, 2008

  4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  5. Журнал «Биология в школе»

  6. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Дополнительная литература

  1. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996


Раздел VII
Оборудование и приборы
таблицы по основным экологическим группам растений , экологическим системам,
ярусам леса, открытки, фотографии различных животных и растенй, гербарий осенних
листьев, таблицы и гербарий растений леса по ярусам, презентация «Бионика» и другие
по соответствующим темам курса, коллекции насекомых, ракообразных, чучела птиц
раковины моллюсков, определители, справочники, рисунки, фотографии, гербарий
лекарственных трав.. и других растений.

Раздел III
Календарно-тематическое планирование элективного курса для 5б класса

ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ”

на примере лесного сообщества (35 ч)

Дата

Тема

Знать

Методы обучения

Д/З

Введение (3 ч)

1. 05.09.13

Урок.1. Что изучает наука экология. Связь экологии с другими естественными науками.

Экология, биология, химия, география

Эвристическая беседа

конспект

2. 12.09.13

Урок 2. Экскурсия и прогулка. «Ты входишь в лес»




Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»

Сделать гербарий листьев

3. 19.09.13

Урок 3. Понятие о природном сообществе. Лес как пример экологической системы.

Природное сообщество, экологическая система

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Нарисовать листья разных деревьев

Тема 1. Лес – многоэтажный дом (5 ч)


4. 26.09.13

Урок 1. Понятие о ярусах леса. Почему лес многоэтажный. Законы леса.

Ярусы, распределение растений по ярусам

Экскурсия и прогулка. «Лесные этажи» Практическая работа. «Рассказать об особенностях каждого лесного яруса»

Написать мини-сочинение об особенностях лесных ярусов.

5. 03.10.13

Урок 2. Береза, дуб, ель, сосна, клен, осина. Плоды и семена. Кустарники леса. Лесная подстилка.

Название лесных деревьев и кустарников, трав. Плоды и семена

Экскурсия и прогулка. «Мое любимое дерево»


Написать мини-рассказ о любимом дереве.

6. 10.10.13

Урок 3. Осенний листопад: причины и следствия.

Листопад , причины листопада, его значение.




Нарисовать осенний лес

7.17.10.13

Урок 4. Понятие об экологических факторах.

Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные




Заполнить таблицу «Экологические факторы и их примеры»

8. 24.10.13

Урок 5. Что же такое симбиоз? Зачем он нужен?

Симбиоз, его значение и примеры симбиоза




Заполнить таблицу «примеры симбиоза в природе»

Тема 2. Лес – дом лесных животных (6 ч)


9. 07.11.13

Урок 1. Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги.

Животных леса, их убежища




Нарисовать лесных животных в их убежищах

10. 14.11.13

Урок 2. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.

Пищевые связи, пищевые цепи, экологические ниши




Составить примеры пищевых цепочек лесных обитателей

11. 21.11.13

Урок 3. Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS.

Травоядных и хищных животных, звуки животных




Презентация «Лесные вегетарианцы и хищники»

12. 28.11.13

Урок 4. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса.

Животных, насекомых и птиц, выполняющих роль садовников, санитаров, врачевателей леса.




Презентация «Профессии лесных животных»

13.05.12.13

Урок 5. Этология – наука о поведении животных.

Этология, поведение обитателей леса, голоса лесных жителей (птиц)

Экскурсия. В мире лесных звуков

Домашнее видео с голосами лесных животных.

14. 12.12.13

Урок 6. Игры. Лесные обитатели – герои народных сказок. Сказка ложь, да в ней намек

Особенности поведения лесных животных




Сочинить сказку о лесных обитателях, найти и рассказать народные сказки о животных леса

Тема 3. Эстетика леса (2 ч)


15.19.12.13

Урок 1. В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве.

Сезонные изменения в лесу, произведения искусства о лесе.




Презентация «Лес в искусстве»

16. 26.12.13

Урок 2. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.


Бионика, ее значение в жизни человека, примеры животных.

Практическая работа. Создание классной художественной галереи «Изобретения леса»

Сделать сообщение о животных бионикаторах.

Тема 4. Снежная книга леса (5 ч)


17. 16.01.14

Урок 1. Сезонные изменения в живой природе (на примере леса)

Времена года и сезонные изменения в жизни лесных обитателей




Сообщение о приспособленности животных к разным временам года

18. 23.01.14

Урок 2. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, белкина кладовка, синицыны кладовочки.

Следы деятельности животных леса




Нарисовать следы птиц и зверей и подписать их.

19. 30.01.14

Урок 3 Экскурсия и прогулка. «Тропою следопыта»







Отчет в письменной форме

20. 06.02.14

Урок 4. . Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?

Зимняя подкормка лесных животных




Составить предложения по организации зимней подкормке животных

21. 13.02.14

Урок 5. Практическое занятие. Разработка плана проекта «Спасем птиц зимой»

Кормушки, виды кормов, искусственные гнездовья




Изготовить кормушки, гнездовья, собрать корм

Тема 5. Лес и человек (3 ч)

22. 20.02.14

Урок 1. Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества.

Лесное сообщество, роль леса в жизни человека, роль человека в жизни леса




Написать мини-сочинение о взаимосвязи леса и человека

23. 27.02.14

Урок 2. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.

Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты.

Съедобные Плоды, семена и ягоды.




Сообщение о пользе лесных ягод

24. 06.03.14

Урок 3. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.


Съедобные и ядовитые грибы, грибы – паразиты деревьев

Игры. Дидактические игры «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото».

Сообщения, интересные факты о грибах

Тема 6. Лес и здоровье (3 ч)

25. 13.03.14

Урок 1. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия?

Аромотерапия и ее значение в медицине, ароматные полезные растения.

Экскурсия и прогулка. «Если посмотреть на природу взглядом врача…»

Написать сочинение о значении лесных ароматов для человека

26. 20.03.14

Урок 2. Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины.

Лекарственные растения леса, способы их употребления

Практическая работа. Определение лекарственных трав (работа с определителями, рисунками, фотографиями)

Таблица «Лекарственные растения леса»

27. 03.04.14

Урок 3. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»


Правила безопасного посещения леса, редкие растения леса

Игры. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»



Презентация «Как спасти лесные цветы»

Тема 7. В гостях у леса (3 ч)


28. 10.04.14

Урок 1. Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы

Способы ориентации в лесу, растения – барометры, растения – часы.

Игра. Сюжетно-ролевая игра «Тайны лесной тропинки».

Презентация «Цветочные часы»

29. 17.04.14

Урок 2. Лес просит помощи. Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом. Помощь лесу (выполнение правил поведения, защита леса, посадки и выращивание деревьев в питомниках). Заповеди юных защитников природы.

Экологические проблемы, связанные с лесным сообществом, правила поведения в лесу.




Составить Заповеди юных защитников природы.

30. 24.04.14

Урок 3. Практическая работа. Посадка саженцев и уход за ними.

Приемы и способы посадки саженцев и ухода за ними.




Посадка деревьев

Заключение (3 ч)

31. 08.05.14

Урок 1. Глобальные экологические проблемы современности. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Состояние мирового океана. Парниковый эффект. Спасение лесов Амазонки – легких планеты.


Экологические проблемы современности, кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект




Презентация «Глобальные экологические проблемы»

32. 15.05.14

33. 22.05.14

Урок 2-3. Семинары. «Каким экологическим закономерностям учит нас лесное сообщество», «Мысли глобально – действуй локально»










34-35-резервное время













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconЯшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:...
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconМатериалы для подготовки к гак (магистратура, выпуск 2013 года) взяты...
Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconЭлектронный каталог изданий, содержащихся в фонде библиотеки Гимназии
Виноградова Н. Ф.|"Окружающий мир" в начальной школе: Беседы с будущим учителем|[Учеб пособие для отд-ний и фак нач кл сред и высш...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconМетодические указания для студентов/ Е. С. Дорощук, Л. М. Пивоварова...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconМатериалы для подготовки к экзамену
Оригинальный материал: Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург,...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconУчебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,...
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconХухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость:...
Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconУроку. (из Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:...
Допущено Министерством образования и нayки Российской Федерации 4-е издание Москва «Просвещение» 2007
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconНемов Р. С. Психология: Учеб для студ высш пед учеб заведений: в 3 кн. 4-е изд
Вариант Принципы естественнонаучного подхода к изучению психики человека. [Источник: Электронный ресурс: 2]
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Т11 Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум : учеб пособие для студ высш учеб заведений, обучающихся по направлению...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconПатопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений /...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconПанфилова А. П. Гт167 Теория и практика общения : учеб, пособие для...
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Симонов Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений iconКраснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб...
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск