Рабочая учебная программа дисциплины





НазваниеРабочая учебная программа дисциплины
страница1/5
Дата публикации31.03.2015
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской федерации
Кафедра детских инфекционных болезней


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

профессор _____________ А.Б. Ходжаян

«_____» ________________ 2012 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
для специальности 040200 - Педиатрия


Всего часов 112, из них:

  • аудиторных занятий 75 часа

- лекций 18 часов

- практических занятий 57 часа

  • самостоятельная работа 37 часов

  • формы контроля:

- зачет в X семестре


г. Ставрополь

2012 г.

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:

- ГОС ВПО по специальности 040200 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 марта 2000 г., №131;

- рабочим учебным планом по специальность 040200 - Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2012 г. протокол № 1;

- примерной программой по дисциплине «Эпидемиология» для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия (Москва, 2006 год)

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры детских инфекционных болезней.

«___» _______________2012 г. протокол № _____
Зав. кафедрой, профессор _________________ М.В. Голубева

(подпись)

Одобрена цикловой методической комиссией педиатрических дисциплин

«___» _______________2012 г.
Зам. председателя ЦМК, доцент ________________ Л.В. Погорелова

(подпись)

Согласована:

Декан педиатрического факультета,

доцент __________________ Л.Я. Климов

(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Эпидемиология» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы и предназначена для подготовки педиатров, обладающих знанием причин и условий возникновения инфекционных заболеваний у детей, владеющих навыками популяционной диагностики, основами профилактики инфекционных заболеваний, организации и проведения системы противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, снижения инфекционной заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу.

Дисциплина «Эпидемиология» представляет основы общей и частной эпидемиологии инфекционных заболеваний, необходимые в практической деятельности врача-педиатра.

Учебный процесс по дисциплине направлен на освоение эпидемиологических особенностей развития и профилактики (специфической и неспецифической) основных нозологических форм инфекционных заболеваний, формирование навыков эпидемиологического контроля инфекционных заболеваний.

Основные теоретические знания по эпидемиологии детских инфекционных болезней студент приобретает на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Лекции читаются профессорами и доцентом кафедры по наиболее актуальным разделам эпидемиологии с использованием мультимедийной демонстрационной техники. Место проведения лекций – лекционные залы академии.

Практические занятия предусматривают закрепление студентами основных теоретических разделов программы, а также выработку практических навыков, связанных с эпидемиологической диагностикой, проведением противоэпидемических мероприятий, использованием дезинфицирующих средств. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество студентов в клинической группе составляет 8-10 человек.

Практическое занятие включает: входной тестовый контроль, теоретический разбор материала в процессе фронтального опроса, самостоятельную работу (решение эпидемиологических задач); заключительная часть занятия.

Основные практические навыки по дисциплине студенты приобретают на практических занятиях во 2, 3 детских и реанимационном отделениях, кабинете инфекционных заболеваний Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница», Муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника №3 г. Ставрополя».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя рабочую учебную программу «Эпидемиология», методические разработки для преподавателей и студентов к практическим занятиям, тексты лекций, перечень практических навыков, мультимедийные презентации к практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы (разные варианты тестовых заданий по всем темам, итоговые тестовые задания, ситуационные эпидемиологические задачи) и др.

В процессе обучения осуществляется контроль качества подготовки студентов. Применяются следующие виды контроля:

текущий контроль проводится в форме тестовых заданий, ситуационных задач, устного опроса;

итоговый контроль осуществляется через систему сдачи зачета; этапами которого является устный опрос, решение тестовых заданий и ситуационных задач.

Критерии оценки итоговой аттестации определяются кафедрой, фиксируются в протоколах заседания кафедры и доводятся до сведения обучающихся.

Работа студентов на занятии оценивается согласно Положению «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов СтГМА». Результаты БРС доводятся до сведения студентов после окончания цикла и предоставляются в деканат. По результатам этой оценки в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры студенты могут освобождаться от сдачи зачета.

При изучении дисциплины «Эпидемиология» устанавливаются междисциплинарные связи с дисциплинами, изучаемыми на теоретических и клинических кафедрах, что отражается в протоколе согласования.

На кафедре созданы условия для активной работы студентов педиатрического факультета в научном кружке. Студенты, участвующие в работе кружка, получают навыки научно-исследовательской работы, опыт представления результатов исследований на научно-практические конференции студентов и молодых ученых.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на усвоение студентами принципов толерантности, самоорганизации, врачебной этики, ответственности, готовности совершенствоваться в течение всей жизни и формирование таких профессионально значимых качеств личности врача, как ответственность, милосердие и сострадание, уважения к традициям и заслугам отечественной педиатрической школы.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели освоения дисциплины «Эпидемиология»:

- научить студентов теоретическим основам эпидемиологии, методам эпидемиологической диагностики, теоретическим и практическим основам противоэпидемических и профилактических мероприятий, основам организации и методикам проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий при отдельных нозологических формах инфекционных болезней, направленных на улучшение здоровья детей, снижение инфекционной и со­матической заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, воз­ложенных на педиатрическую службу.

- сформировать готовность и способность студентов использовать в будущей профессиональной деятельности знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины.

Задачами дисциплины являются:

- раскрыть смысл основных теоретических понятий по дисциплине;

- научить студентов видеть области применения полученных знаний, владеть базисными теоретическими знаниями и практическими умениями по выявлению причин возникновения и развития заболеваемости наиболее распространенными инфекционными болезнями среди населения с использованием принципов доказательной медицины;

- сформировать организационные и диагностические умения, умения осуществлять лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний; профилактику заболеваний среди населения, профилактику внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;

- развивать клиническое мышление, творческие способности;

- воспитывать профессионально значимые качества.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Дисциплина «Эпидемиология» изучается в десятом семестре в цикле профессиональных дисциплин учебного плана. Поскольку эпидемиология является наукой, интегрирующей знания целого ряда других дисциплин, успешное ее освоение предусматривает определенный исходный уровень знаний. В связи с этим предусматривается интеграция и координация обучения с кафедрами и обеспечивает освоение таких дисциплин как:

- цикл профессиональных дисциплин: акушерство и гинекология, детская гинекология; неврология, нейрохирургия, детская неврология; оториноларингология, детская оториноларингология; офтальмология, детская офтальмология; внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ; акушерство и гинекология, детская гинекология; инфекционные болезни; эпидемиология, ВЭ; фтизиопульмонология, детский туберкулез; хирургические болезни; анестезиология, детские инфекционные болезни;

- дисциплин специальности: детские болезни, эндокринология, общая физиотерапии; поликлиническая педиатрии; детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологии и общим уходом за больными;

В то же время успешное освоение эпидемиологии предусматривает определенный исходный уровень знаний, который формируется:

- в цикле математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: биология; медицинская информатика; микробиология, вирусология; гистология, эмбриология, цитология; патологическая анатомия, патологическая физиология;

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин:

иностранный язык; латинский язык;

- в цикле профессиональных дисциплин: общественное здравоохранение и здоровье, гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков, пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми, общая хирургия.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:

  • историю эпидемиологии, основные этапы формирования эпидемиологии как науки;

  • предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;

  • виды эпидемиологических исследований и их предназначение;

  • дизайн и основы организации эпидемиологических исследований;

  • систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и лечебных мероприятий;

  • правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований;

  • профилактические и противоэпидемические мероприятия и организация противоэпидемической работы;

  • эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных инфекционных болезней;


Уметь:

  • выявлять причины (факторы риска) развития болезни;

  • проводить оценку потенциальной и реальной эффективности профилактических мероприятий;

  • проводить оперативный и ретроспективный анализ заболеваемости, младенческой и детской смертности для выявления причин
    и условий, определяющих эти явления;

  • проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов;

  • использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;

  • поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических стационарах различного профиля и на педиатрическом участке; в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф;

  • поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организованных коллективах детей;

  • организовать иммунопрофилактику инфекций на педиатрическом участке, оценить ее эпидемиологическую и иммунологическую
    эффективность


Владеть /быть в состоянии продемонстрировать/:

  • приемами эпидемиологической диагностики приоритетных нозоформ и использовать результаты диагностики в практической деятельности;

  • алгоритмом проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятия в очагах наиболее распространенных инфекционных болезней.


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ

  • - по осуществлению противоэпидемических мероприятий в условиях поликлиники и стационара;

  • - по проведению неспецифической и специфической профилактики в эпидемиологическом очаге;

  • - по реализации национального календаря прививок;

  • - по осуществлению профилактической помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники;

  • - по ранней диагностики детских инфекций с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации;

  • - по проведению дезинфекции, стерилизации.



4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 112 часов




п/п


Виды учебной работы

Всего

часов

Семестры

10

1.

Аудиторные занятия

75

75




В том числе:










Лекции (Л)


18

18




Практические клинические занятия (ПЗ)


57

57

2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

37

37



в том числе:







Самоподготовка - самостоятельное изучение разделов.

6

6

Анализ научной публикации, посвященной эпидемиологическому исследованию. Участие в научных исследованиях на кафедре.

6

6

Изучение учебного материала, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, работа в библиотеке, подготовка к практическим занятиям, зачету

25

25

Промежуточная аттестация (зачет)








3.

Общая трудоемкость дисциплин


112

112



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




Номера и наименование тем



Всего

часов

В том числе


Лекций



Практ. занятий

Самостоят. занятий

10 семестр

1.

Общая эпидемиология

Эпидемиологический подход к изучению патологии (здоровья) населения. Предмет, методы и цель эпидемиологии как общемедицинской науки




2

-

3

1.2.

Основы профилактики заболеваемости населения







4

2

2.

Эпидемиология инфекционных заболеваний













2.1.

Общая эпидемиология инфекционных болезней













2.1.1

Содержание эпидемиологии как науки об эпидемическом процессе




2

2

2

2.1.2

Номенклатура и современные эпидемиологические классификации инфекционных болезней







2

1

2.1.3

Противоэпидемические свойства и мероприятия







4

2

2.1.4

Дезинфекция и стерилизация







4

2

2.1.5

Иммунопрофилактика инфекционных болезней




2

4

2

2.1.6

Противоэпидемический режим эпидемиологически значимых объектов







8

4

2.1.7

Организация противоэпидемической работы












2.1.8

Организация и проведение противоэпидемиче­ских мероприятий в экстремальных ситуациях







4

2

2.2

Частная эпидемиология инфекционных болезней













2.2.1

Эпидемиология антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи




2

4

2

2.2.2

Эпидемиология антропонозов с аэрозольным механизмом передачи




2

8

4

2.2.3

Эпидемиология и профилактика гемоконтактных инфекций




2

4

2

2.2.4

Организация эпидемиологического надзора за внутрибольничной инфекцией (ВБИ).




2

4

2

2.2.5

Эпидемиология и профилактика зоонозных и сапронозных инфекций




2

5

2

2.2.6

Эпидемиология и профилактика гельминтозов и протозойных болезней




2




3

3.

Военная эпидемиология










3




Итого в семестре.

112

18

57

37




Всего по дисциплине.

112

18

57

37




Зачет














5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Общая эпидемиология

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет эпидемиологии. Эволюция взглядов и современные представ­ления о предмете эпидемиологии. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.
Тема 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПАТОЛОГИИ (ЗДОРОВЬЯ) НАСЕЛЕНИЯ

Причины и условия, формирующие заболеваемость. Эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии. Необходимые и достаточные причины заболеваемости, болезнетворные условия (эпиде­миологические причины) заболеваемости. Факторы риска, медико-экологические факторы, их классификация. Причинно-следственные связи в эпидемиологии. Механизмы формирования заболеваемости населения как цепь при­чинно-следственных связей между переменными, в которых последней за­висимой переменной является заболеваемость.

Проявления заболеваемости населения. Основные признаки, характеризующие заболеваемость - уровень и структура. Проявления этих признаков в пространстве и времени (распре­деление заболеваемости по территории, в группах населения и во време­ни). Территории риска, группы риска, время риска. Понятие "риск заболева­ния".

Эпидемиологический метод исследования как совокупность приемов и способов для изучения заболеваемости и ее последствий. Определение понятия "эпидемиологическая диагностика". Аналогии и различия клинической и эпидемиологической диагностики.

Определение понятий: эпидемиологический анализ, эпидемиологиче­ские исследования. Наблюда­тельные и экспериментальные, описательные и аналитические, одномо­ментные и продольные, ретроспективные и проспективные, клинические и полевые, рандомизированные и нерандомизированные, контролируемые и неконтролируемые эпидемиологические исследования.

Три уровня эпидемиологической диагностики.

Первый уровень - использование описательных эпидемиологических методов исследования для характеристики структуры заболеваемости и ее распределения по территории, группам населения и во вре­мени. Получение первичной информации: на осно­ве функционирующих систем учета и отчетности.

­Обработка и группировка эпидемиологической информации. Разработочные таблицы и графические изображения. Основные статистические ме­тоды и понятия: генеральная и выборочная совокупности, средние величины (арифметическая, геометрическая, гармоническая), экстенсивные (удель­ный вес, летальность) и интенсивные (заболеваемость, смертность, инвалидизация) показатели, статистическое сравнение (критерий Стьюдента, хи-квадрат).

Второй уровень эпидемиологической диагностики - наблюда­тельные аналитические исследования для объясне­ния специфического распределения по территории, группам населения и во времени и, главное, логическое обоснование гипотез о фак­торах риск и мер профилактики. Исследования типа "случай - контроль", когортные наблюдательные аналитические ис­следования.

Третий уровень эпидемиологической диагностики - экспери­ментальные эпидемиологические исследования, определения основных направлений профилактики. Правовые и эти­ческие аспекты экспериментальных исследований в эпидемиологии. Рандо­мизированные экспериментальные клинические и полевые испытания - "золотой стандарт" современной медицины.

Содержательная часть эпидемиологического диагноза: ведущие проблемы здравоохранения;- территории риска, группы риска, время риска; ведущие региональные факторы риска, формирующие заболеваемость; специфические механизмы формирования заболеваемости; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки (среды обитания и здоровья населения); оценка качества и эффективности системы профилактики и необходимость ее коррекции; краткосрочный и долгосрочный прогноз.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Рабочая учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск