Скачать 0.56 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации Кафедра детских инфекционных болезней
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ для специальности 040200 - Педиатрия Всего часов 112, из них:
- лекций 18 часов - практических занятий 57 часа
- зачет в X семестре г. Ставрополь 2012 г. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с: - ГОС ВПО по специальности 040200 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 марта 2000 г., №131; - рабочим учебным планом по специальность 040200 - Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2012 г. протокол № 1; - примерной программой по дисциплине «Эпидемиология» для студентов, обучающихся по специальности Педиатрия (Москва, 2006 год) Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры детских инфекционных болезней. «___» _______________2012 г. протокол № _____ Зав. кафедрой, профессор _________________ М.В. Голубева (подпись) Одобрена цикловой методической комиссией педиатрических дисциплин «___» _______________2012 г. Зам. председателя ЦМК, доцент ________________ Л.В. Погорелова (подпись) Согласована: Декан педиатрического факультета, доцент __________________ Л.Я. Климов (подпись) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Эпидемиология» относится к профессиональному циклу основной образовательной программы и предназначена для подготовки педиатров, обладающих знанием причин и условий возникновения инфекционных заболеваний у детей, владеющих навыками популяционной диагностики, основами профилактики инфекционных заболеваний, организации и проведения системы противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, снижения инфекционной заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу. Дисциплина «Эпидемиология» представляет основы общей и частной эпидемиологии инфекционных заболеваний, необходимые в практической деятельности врача-педиатра. Учебный процесс по дисциплине направлен на освоение эпидемиологических особенностей развития и профилактики (специфической и неспецифической) основных нозологических форм инфекционных заболеваний, формирование навыков эпидемиологического контроля инфекционных заболеваний. Основные теоретические знания по эпидемиологии детских инфекционных болезней студент приобретает на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Лекции читаются профессорами и доцентом кафедры по наиболее актуальным разделам эпидемиологии с использованием мультимедийной демонстрационной техники. Место проведения лекций – лекционные залы академии. Практические занятия предусматривают закрепление студентами основных теоретических разделов программы, а также выработку практических навыков, связанных с эпидемиологической диагностикой, проведением противоэпидемических мероприятий, использованием дезинфицирующих средств. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество студентов в клинической группе составляет 8-10 человек. Практическое занятие включает: входной тестовый контроль, теоретический разбор материала в процессе фронтального опроса, самостоятельную работу (решение эпидемиологических задач); заключительная часть занятия. Основные практические навыки по дисциплине студенты приобретают на практических занятиях во 2, 3 детских и реанимационном отделениях, кабинете инфекционных заболеваний Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница», Муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника №3 г. Ставрополя». Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя рабочую учебную программу «Эпидемиология», методические разработки для преподавателей и студентов к практическим занятиям, тексты лекций, перечень практических навыков, мультимедийные презентации к практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы (разные варианты тестовых заданий по всем темам, итоговые тестовые задания, ситуационные эпидемиологические задачи) и др. В процессе обучения осуществляется контроль качества подготовки студентов. Применяются следующие виды контроля: текущий контроль проводится в форме тестовых заданий, ситуационных задач, устного опроса; итоговый контроль осуществляется через систему сдачи зачета; этапами которого является устный опрос, решение тестовых заданий и ситуационных задач. Критерии оценки итоговой аттестации определяются кафедрой, фиксируются в протоколах заседания кафедры и доводятся до сведения обучающихся. Работа студентов на занятии оценивается согласно Положению «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов СтГМА». Результаты БРС доводятся до сведения студентов после окончания цикла и предоставляются в деканат. По результатам этой оценки в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры студенты могут освобождаться от сдачи зачета. При изучении дисциплины «Эпидемиология» устанавливаются междисциплинарные связи с дисциплинами, изучаемыми на теоретических и клинических кафедрах, что отражается в протоколе согласования. На кафедре созданы условия для активной работы студентов педиатрического факультета в научном кружке. Студенты, участвующие в работе кружка, получают навыки научно-исследовательской работы, опыт представления результатов исследований на научно-практические конференции студентов и молодых ученых. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на усвоение студентами принципов толерантности, самоорганизации, врачебной этики, ответственности, готовности совершенствоваться в течение всей жизни и формирование таких профессионально значимых качеств личности врача, как ответственность, милосердие и сострадание, уважения к традициям и заслугам отечественной педиатрической школы.
Цели освоения дисциплины «Эпидемиология»: - научить студентов теоретическим основам эпидемиологии, методам эпидемиологической диагностики, теоретическим и практическим основам противоэпидемических и профилактических мероприятий, основам организации и методикам проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий при отдельных нозологических формах инфекционных болезней, направленных на улучшение здоровья детей, снижение инфекционной и соматической заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу. - сформировать готовность и способность студентов использовать в будущей профессиональной деятельности знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины. Задачами дисциплины являются: - раскрыть смысл основных теоретических понятий по дисциплине; - научить студентов видеть области применения полученных знаний, владеть базисными теоретическими знаниями и практическими умениями по выявлению причин возникновения и развития заболеваемости наиболее распространенными инфекционными болезнями среди населения с использованием принципов доказательной медицины; - сформировать организационные и диагностические умения, умения осуществлять лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний; профилактику заболеваний среди населения, профилактику внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала; - развивать клиническое мышление, творческие способности; - воспитывать профессионально значимые качества.
Дисциплина «Эпидемиология» изучается в десятом семестре в цикле профессиональных дисциплин учебного плана. Поскольку эпидемиология является наукой, интегрирующей знания целого ряда других дисциплин, успешное ее освоение предусматривает определенный исходный уровень знаний. В связи с этим предусматривается интеграция и координация обучения с кафедрами и обеспечивает освоение таких дисциплин как: - цикл профессиональных дисциплин: акушерство и гинекология, детская гинекология; неврология, нейрохирургия, детская неврология; оториноларингология, детская оториноларингология; офтальмология, детская офтальмология; внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ; акушерство и гинекология, детская гинекология; инфекционные болезни; эпидемиология, ВЭ; фтизиопульмонология, детский туберкулез; хирургические болезни; анестезиология, детские инфекционные болезни; - дисциплин специальности: детские болезни, эндокринология, общая физиотерапии; поликлиническая педиатрии; детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологии и общим уходом за больными; В то же время успешное освоение эпидемиологии предусматривает определенный исходный уровень знаний, который формируется: - в цикле математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин: биология; медицинская информатика; микробиология, вирусология; гистология, эмбриология, цитология; патологическая анатомия, патологическая физиология; - в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин: иностранный язык; латинский язык; - в цикле профессиональных дисциплин: общественное здравоохранение и здоровье, гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков, пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми, общая хирургия. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть /быть в состоянии продемонстрировать/:
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 112 часов
5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Общая эпидемиология Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет эпидемиологии. Эволюция взглядов и современные представления о предмете эпидемиологии. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература. Тема 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПАТОЛОГИИ (ЗДОРОВЬЯ) НАСЕЛЕНИЯ Причины и условия, формирующие заболеваемость. Эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии. Необходимые и достаточные причины заболеваемости, болезнетворные условия (эпидемиологические причины) заболеваемости. Факторы риска, медико-экологические факторы, их классификация. Причинно-следственные связи в эпидемиологии. Механизмы формирования заболеваемости населения как цепь причинно-следственных связей между переменными, в которых последней зависимой переменной является заболеваемость. Проявления заболеваемости населения. Основные признаки, характеризующие заболеваемость - уровень и структура. Проявления этих признаков в пространстве и времени (распределение заболеваемости по территории, в группах населения и во времени). Территории риска, группы риска, время риска. Понятие "риск заболевания". Эпидемиологический метод исследования как совокупность приемов и способов для изучения заболеваемости и ее последствий. Определение понятия "эпидемиологическая диагностика". Аналогии и различия клинической и эпидемиологической диагностики. Определение понятий: эпидемиологический анализ, эпидемиологические исследования. Наблюдательные и экспериментальные, описательные и аналитические, одномоментные и продольные, ретроспективные и проспективные, клинические и полевые, рандомизированные и нерандомизированные, контролируемые и неконтролируемые эпидемиологические исследования. Три уровня эпидемиологической диагностики. Первый уровень - использование описательных эпидемиологических методов исследования для характеристики структуры заболеваемости и ее распределения по территории, группам населения и во времени. Получение первичной информации: на основе функционирующих систем учета и отчетности. Обработка и группировка эпидемиологической информации. Разработочные таблицы и графические изображения. Основные статистические методы и понятия: генеральная и выборочная совокупности, средние величины (арифметическая, геометрическая, гармоническая), экстенсивные (удельный вес, летальность) и интенсивные (заболеваемость, смертность, инвалидизация) показатели, статистическое сравнение (критерий Стьюдента, хи-квадрат). Второй уровень эпидемиологической диагностики - наблюдательные аналитические исследования для объяснения специфического распределения по территории, группам населения и во времени и, главное, логическое обоснование гипотез о факторах риск и мер профилактики. Исследования типа "случай - контроль", когортные наблюдательные аналитические исследования. Третий уровень эпидемиологической диагностики - экспериментальные эпидемиологические исследования, определения основных направлений профилактики. Правовые и этические аспекты экспериментальных исследований в эпидемиологии. Рандомизированные экспериментальные клинические и полевые испытания - "золотой стандарт" современной медицины. Содержательная часть эпидемиологического диагноза: ведущие проблемы здравоохранения;- территории риска, группы риска, время риска; ведущие региональные факторы риска, формирующие заболеваемость; специфические механизмы формирования заболеваемости; оценка санитарно-эпидемиологической обстановки (среды обитания и здоровья населения); оценка качества и эффективности системы профилактики и необходимость ее коррекции; краткосрочный и долгосрочный прогноз. |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... |