Открывая новый 2012–2013 учебный год сотрудники кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности всесторонне обсудили проблемы и перспективы работы с аспирантами как важнейшее направление научной и научно-методической деятельности в учреждении высшего профессионального образования.
Вопрос о работе сотрудников кафедры с аспирантами, о научно-педагогической подготовке специалистов в области индивидуализации образования и тьюторства, стал основным на первом в наступившем учебном году заседании кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Важность и актуальность вопроса предопределены тем фактом, что в Российской Федерации идет процесс оформления, становления молодой научной педагогической школы индивидуализации образования и тьюторства под руководством Президента Межрегиональной тьюторской ассоциации, заведующей кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ВПО МИОО, д.п.н., профессора Ковалевой Татьяной Михайловной. Масштабность стоящих перед Научной школой задач, растущая потребность в теоретических прикладных и фундаментальных разработках обостряют имеющийся в стране, в том числе и в Москве, дефицит молодых, инновационно мыслящих, и в то же время имеющих прекрасную академическую подготовку, ученых, способных внести весомый вклад в решении обозначенных проблем и задач. Существенно снизить дефицит в научных кадрах призвана научно-педагогическая подготовка молодых ученых в рамках реализации программ послевузовского образования (аспирантура, докторантура).
В текущем учебном году при кафедре планируют начать обучение в аспирантуре три талантливых выпускника магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» ГБОУ ВПО МПГУ, магистры педагогики: Буланов Максим Владимирович, Роменская Елизавета Алексеевна, Лаврухина Алла Константиновна.
Лаврухина Алла Константиновна при собеседовании зарекомендовала себя с положительной стороны. Алла Константиновна самостоятельный исследователь с развитыми аналитическими способностями и с высокой степенью самоорганизации. По отзывам потенциального научного руководителя Лаврухина А. К., будучи студенткой магистратуры, принимала активное участие в научно-практических мероприятиях — семинарах, конференциях, форумах и фестивалях международного и всероссийского уровней, по итогам которых, публиковала на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации аналитические и рефлексивные заметки. Реферат Лаврухиной Аллы Константиновны «Роль тьюторского сопровождения в процессе профориентации школьников» соответствует требованиям, предъявляемым к реферативным работам поступающих в аспирантуру ГАОУ ВПО МИОО, результаты исследования соответствуют поставленным задачам. Лаврухина А. К. обладает научным и образовательным потенциалом, необходимым для успешного обучения в аспирантуре МИОО и проведения диссертационного исследования на соискание степени кандидата педагогических наук на кафедре Тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Предполагаемая тема диссертации соответствует заявленной тематике и проблематике научных исследований, осуществляемых сотрудниками кафедры Тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
Роменская Елизавета Алексеевна в процессе собеседования проявила себя в качестве рефлексивного, целеустремленного, работоспособного исследователя, владеющего, методиками научного исследования, отличающегося высокой степенью развития эмпатии и навыков аналитической, исследовательской деятельности. Будучи студенткой магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Елизавета Алексеевна принимала активное участие в научно-практических мероприятиях — семинарах, конференциях, форумах и фестивалях международного и всероссийского уровней, по итогам которых, публиковала на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации аналитические и рефлексивные заметки. Реферат Роменской Елизаветы Алексеевны «Самоопределение в условиях открытого образования» соответствует требованиям, предъявляемым к реферативным работам поступающих в аспирантуру ГАОУ ВПО МИОО. Е. А. Роменская обладает научным и образовательным потенциалом, необходимым для успешного обучения в аспирантуре МИОО и проведения диссертационного исследования на соискание степени кандидата педагогических наук при кафедре Тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Предполагаемая тема диссертации соответствует заявленной тематике и проблематике научных исследований, осуществляемых сотрудниками кафедры Тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
Буланов Максим Владимирович в процессе собеседования зарекомендовал себя в качестве вдумчивого, основательного, целеустремленного, работоспособного исследователя, молодого ученого, владеющего современными теоретическими и практическими методами, методиками научного исследования, имеющего основательную философско-методологическую базу. М. В. Буланов владеет прочными знаниями по общей педагогике, психологии и истории педагогики. Максим Владимирович консультировался с потенциальным научным руководителем, будучи студентом магистратуры ГОУ ВПО МПГУ принимал активное участие в научно-практических мероприятиях: семинарах, конференциях, форумах и фестивалях международного и всероссийского уровней, на которых выступал с докладами и сообщениями, публиковал статьи, делал аналитические и рефлексивные заметки. Реферат Буланова Максима Владимировича «Организация процесса индивидуализации на уроках литературы» соответствует требованиям, предъявляемым к реферативным работам поступающих в аспирантуру МИОО. Буланов М. В. обладает научным и образовательным потенциалом, необходимым для успешного обучения в аспирантуре МИОО и проведения диссертационного исследования на соискание степени кандидата педагогических наук на кафедре Тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Предполагаемая тема диссертации соответствует заявленной тематике и проблематике научных исследований, осуществляемых сотрудниками кафедры Тьюторского сопровождения образовательной деятельности
По вопросу «О предварительном утверждении научных руководителей абитуриентов- аспирантов Буланова Максима Владимировича, Роменской Елизаветы Алексеевны, Лаврухиной Аллы Константиновны, Слушали д.п.н., профессоров Ковалеву Т. М. и Александрову Э. И.
Выступающие отметили, что в связи с особой важностью данного направления работы кафедры, детерминированной становлением новой научной педагогической школы, разрабатывающей проблематику индивидуализации образования и тьюторства, научное руководство аспирантами будут осуществлять высокопрофессиональные сотрудники, имеющие не только ученую степень и ученое звание, но и статус в научном педагогическом сообществе. В связи с этим д.п.н., профессор Александрова Э. И. изъявила желание стать научным руководителем аспирантов Лаврухиной А. К. и Роменской Е. А., а заведующая кафедрой д.п.н., профессор Ковалева Т. М. будет осуществлять научное руководство Булановым М. В.
Кроме того, на заседании кафедры, посвященном работе с аспирантами был рассмотрен и обсужден вопрос «Об аттестации аспирантов первого года обучения: Шмакова Андрея Юрьевича, Трехденовой Анны Игоревны, Шереметовой Татьяны Валерьевны по итогам 2011–2012 учебного года».
Выступающие аспиранты Трехденова А. И., Шереметова Т. В., Шмаков А. Ю. представили итоговые отчеты о проделанной в 2011–2012 учебном году работе, о реализации Индивидуальных планов аспирантов. В целом индивидуальные планы выполнены, хотя наблюдается некоторое отставание в подготовке собственно материалов диссертационного исследования.
Научными руководителями также были отмечены успехи в реализации Индивидуальных планов у аспирантов Шмакова А. Ю., Трехденовой А. И., Шереметовой Т. В., однако и указано на недостатки в работе, которые необходимо устранять: недостаточная самоорганизация и инициативность во взаимодействии с научными руководителями. Некоторое отставание в написании материалов диссертационного исследования. Вместе с тем, в целом, работа аспирантов была отмечена положительно. |