Скачать 68.45 Kb.
|
Выявление одаренных детей, как важнейшее направление работы современных образовательных учреждений. Скалина С.Ю. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ляховская средняя общеобразовательная школа Меленковского района Владимирской области. Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. На передний план выдвигается работа с одаренными детьми. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи. 30 ноября 2010 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул важность раскрытия способностей каждого ребёнка и максимальной подготовки его к выбору профессии: «Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей» [3]. Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.[3]. Проблема детской одаренности давно исследуется в психологии. В качестве способа исследования используются различные методы. Корни теряются в древности. Уже в древнем Египте, чтобы допустить человека к обучению искусству жреца, его подвергали системе определенных испытаний. [2]. Чтобы понять, как строить свою работу с одаренными детьми, следует знать, что представляет собой феномен способностей и как с научных позиций объясняется их развитие. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющим у него знаниям, умениям и навыкам. Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются задатки, т.е. анатомно-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. [5]. В психологии различают общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам, математические. Технические и другие. [5]. Исследователь способностей Н.С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей [1]:
Работа по выявлению одаренных детей в нашей школе основано именно на этих трех категориях и предполагает наличие некоторых базовых, центральных моментов работы. Одаренные дети очень разные, непохожие друг на друга. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими склонностями, способностями и возможностями. Чтобы обнаружить одаренных детей, не обязательно проводить глубокое психологическое исследование. Достаточно уметь беседовать, анализировать увиденное и услышанное. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей. За основные методы исследования детской одаренности мы взяли наблюдение и экспертную оценку. Учитель наблюдает за ребенком. Наблюдения подкрепляются данными результатов тестирования (методический комплекс Ясюковой, анкета для оценки уровня школьной мотивации Калининой и Лукьяновой, опросник креативности Рензули, экспертная оценка психологического статуса, интеллектуальные тесты на разных возрастных этапах, методика определения задатков и склонностей личности Симонова В.П.). Учитель отслеживает следующие показатели:
Результаты заносит в листы ответов «Экспертная оценка способностей детей» и «Экспертная оценка психологического статуса». Лист ответов «Экспертная оценка способностей детей».
Учителя предметники выделяют детей, которые по их предметам имеют особые способности. Практически все исследователи одаренности сходятся на том, что для работы с одаренными детьми необходим специально обученный педагог, отвечающий повышенным требованиям. Педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями, должен обладать следующими профессиональными качествами[4]:
После идентификации, очень важным является то, с каким сопровождением столкнется каждый одаренный ребенок. Нервная система ребенка неустойчивая, возможности детского мозга ограничены. Перегрузка, чрезмерное утомление могут вызвать изменения в состоянии здоровья ребенка и отрицательно сказаться на дальнейшем ходе его развития. Чрезмерная настойчивость взрослого могут убить у ребенка охоту к познанию нового, деформировать его способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Таким образом, одновременно с реализацией стандарта общего образования в учебных учреждениях должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Список литературы.
|
Работы с аспирантами как важнейшее направление научной и научно-методической... Открывая новый 2012–2013 учебный год сотрудники кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности всесторонне обсудили... | Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи | ||
«Проблемы формирования системы выявления одаренных детей: психологические... «Поддержка одаренных детей и их наставников на 2010-2015 годы» на районном уровне создана система методической поддержки и методического... | Исследование среди учащихся на выявление детей-индиго. Исследование... Учащиеся, помогавшие в проведении исследования: Николаенко Анастасия (9 класс), Малахова Мария (9 класс) | ||
Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация... Талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка... | Конкурс направлен на С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,... | «Большое видится на расстоянии» это действительно так. В прошлом... ... | ||
Воспитание одарённых детей в семье Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания... | Положение о краевом форуме «Молодежь и наука» Общие положения Мероприятия форума направлены на выявление и поддержку одаренных детей, стимулирование исследовательской деятельности обучающихся,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель программы – создание педагогических условий, направленных развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, выявление... | Дата 25 марта 2014г место проведения Цель мероприятия: выявление одарённых детей, повышение образовательного уровня учащихся по предмету «английский язык», приобщение... | ||
Конкурс предусматривает решение следующих задач: выявление, поддержка... «Открытый урок» для педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми с овз | Выявить одаренных детей. Подготовить детей к участию в олимпиадах и конкурсах Анализ работы с одарёнными детьми методического объединения учителей математики, физики и информатики | ||
Положение о конкурсе «Компьютерное моделирование в физике» Цель: поддержка научного и технического творчества школьников, формирование ситуации успеха школьника в сфере технических и точных... | Положение краевого форума 2014 Положение о краевом форуме «Молодежь и наука» Мероприятия форума направлены на выявление и поддержку одаренных детей, стимулирование исследовательской деятельности обучающихся,... |