Скачать 0.5 Mb.
|
Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник ВТК «Лаборатория «Одаренные дети» Выявление и диагностика одаренных детей, подростков и талантливой молодежи1
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. На сегодняшний момент общепризнанной является необходимость выявления и развития одаренных детей и талантливой молодежи, т.к. именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим. В настоящее время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики. Комплексный подход обеспечивается использованием информации, полученной от психологов, учителей, родителей, одноклассников, самого ребенка, данных разностороннего тестового обследования, оценкой конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), учетом результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость. Под длительностью диагностики подразумевается периодическое повторение процедуры диагностики на протяжении всего времени наблюдения за ребенком. Данный аспект связан с тем, что одаренность может развиваться во времени, а также с возможностью допущения ошибок в предыдущих обследованиях. При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей, использование качественных и количественных данных. Также важно помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Е.И. Щебланова отмечает, что важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития [55].
Для выявления одаренности необходимо проведение психолого-педагогического мониторинга, который в настоящее время признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности. Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики) [24]. В этой связи интересно, что в ряде исследований были предприняты попытки доказать, что квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной психометрической работы. Эта мысль представлена, в частности, в трудах немецких ученых К. Клюге, К.А. Хеллера и др. Это вполне подтверждается и простыми наблюдениями. Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный, виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, мы считаем необходимым отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом [44]. При диагностике одаренности наиболее распространенными являются следующие методы:
Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев описывают следующие требования к процедуре наблюдения [27]: - определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Недостатком данного метода является возможность влияния на результат наблюдения установок, интересов, психологических состояний и личностных особенностей наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентируется на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Наблюдение требует значительных затрат времени. Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, на уроке или занятиях кружка организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной, и когда он может вызывать и повторять интересующее наблюдателя явление. М.Я. Басов рассмотрел вопрос об установке наблюдателя по отношению к объекту наблюдения и показал, что существует три типа такой установки [4]. При первом типе установки наблюдение предпринимается со строго определенной целью, чтобы фиксировать только нужные факты и явления, не обращая внимания на другие. Например, можно специально наблюдать за динамикой работоспособности ребенка: надолго ли хватает его сосредоточенности, когда и в какой форме могут проявляться признаки утомления. Наблюдение с таким типом установки называют исследующим или выбирающим. Другой тип установки – наблюдатель, свободный от заранее принятой точки зрения, стремится получить представление об особенностях наблюдаемого без отбора каких-либо определенных проявлений. Так обычно наблюдают на начальных этапах знакомства с ребенком. Этот тип наблюдений называют выжидательным. Наконец, третий тип установки – отсутствует предварительная подготовка, наблюдение вызывается самим фактом появления объекта в поле внимания. Здесь всегда имеется элемент неожиданности, и само наблюдение обозначают как непроизвольное или вынужденное. Психолог, особенно если он занимается необычными детьми, должен владеть культурой всех типов наблюдений. Л.Ф. Лазурский разработал правила составления психологической характеристики при проведении наблюдения [37]: - наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относиться данное проявление; - записывают только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; - необходимо описывать также и те внешние условия, при которых данное проявление было замечено. А.Ф. Лазурский представляет два возможных способа оформления характеристик. Первый – составляется сводка фактических данных в известной последовательности, в порядке намечавшейся программы описания; когда такая обстоятельная сводка закончена, остается сделать резюме. Другой способ – исследователь, приступая к составлению сводки материала, не придерживается заранее принятого порядка изложения, а сразу же выдвигает те черты, которые, по его мнению, являются в данном случае наиболее характерными, подкрепляя свои выводы фактами. По поводу второго типа характеристик А.Ф. Лазурский писал, что получается, таким образом, сразу же полная, связная и законченная характеристика, в которой все разрозненные факты приведены в одно целое и которая в то же время представляет из себя не бледную, отвлеченную схему, а живой конкретный портрет данной личности. Он полагал, что второй способ труднее первого, но дает более яркие, так сказать, более красивые характеристики. Наметка программы наблюдения желательна, нужна, но она должна быть широкой, гибкой – ничего не навязывать материалу. Наблюдение не должно быть слишком зависимо от заранее составленной инструкции, от намерений и ожиданий; оно требует чуткости к новизне, к необычному.
При тестовых испытаниях создается нужная для опыта обстановка, имеется возможность повторно вызывать ответы, их измерять. Однако и при весьма квалифицированном использовании лучшие тесты не гарантируют защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
Одна из проблем, с которой сталкиваются составители и пользователи опросников, заключается в том, что вопросы адресуются к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию – то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности – из желания угодить, либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно. Поэтому составители некоторых опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на которые можно судить о достоверности результатов.
Как уже отмечалось выше, при выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов (таблица 1) в процессе диагностики одаренных детей [56]: Таблица 1 Этапы диагностики одаренных детей
В последнее время большая часть исследователей придерживается мнения, предложенного в концепции Дж. Рензулли и заключающегося в том, что одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: мотивации, ориентированной на задачу, «выдающихся способностей» и креативности. Важную роль мотивации в развитии одаренности подчеркивает и В.С. Юркевич. Она пишет, что практически любая одаренность, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ученика: расспросить родителей, одноклассников, может быть, вы сумеете и от самого ученика узнать о его увлечениях и интересах. Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он [59]. Н.С. Лейтес отмечает ряд других трудностей, возникающих при диагностике детей [37]: - застенчивость, страх перед незнакомыми взрослыми (у дошкольников, младших школьников); - быстрая утомляемость, отсутствие мотивации при выполнении заданий (у дошкольников, младших школьников); - возможность дополнения, изменения инструкций экспериментатора(у дошкольников, младших школьников); - тревожность, возникающая у детей и подростков при выполнении заданий теста; - влияние личных особенностей экспериментатора (возраст, внешний вид, поведение во время тестирования); - влияние ситуативных факторов (особенности помещения, присутствие других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить» ребенка к тестированию, имеющийся у ребенка прошлый опыт общения с психологами). Следует также помнить, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты. Таким образом, выявление одаренных детей происходит путем:
Для экспертного оценивания одаренности в дошкольном возрасте нами предлагаются методики, представленные в таблице 2 (приложение 1). |
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Исследование среди учащихся на выявление детей-индиго. Исследование... Учащиеся, помогавшие в проведении исследования: Николаенко Анастасия (9 класс), Малахова Мария (9 класс) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одарённые дети – это дети, обладающие интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Занятия в рамках... | Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | Положение о районной конференции школьников Конференция обучающихся проводится маоу «Учебно-методический центр» в рамках программы «Одаренные дети» с целью создания условий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одаренные дети наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы | Программа для I и II классов школы по физике среднего (полного) общего... Талантливых детей, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года №1696 «О президентской программе»Дети... | ||
Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | Исследовательская деятельность школьников Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основание для поставки товара: пункт 1 задачи 1 мероприятий долгосрочной целевой программы «Выявление и поддержка одаренных детей... | Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | ||
Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности... При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | К статьям журнала «Компьютерная оптика» Юрий Владимирович Микляев3 (доцент, e-mail: ), Владимир Евгеньевич Дмитриенко4 (ведущий научный сотрудник, e-mail: ), Владимир Сергеевич... | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | Различие и единство живой и неживой природы Тхай Анастасия Сергеевна... Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... |