Скачать 96.36 Kb.
|
Цели и задачи урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе. Оборудование урока: Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки. Ход урока: 1. Организационный момент: Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования: Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки; Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу. 2. Изучение нового материала: Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда. Учащиеся: Это - Южная Америка На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка. Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам. Открывается слайд № 2 – Внутренние воды. Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока. Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их. Слайд № 3– Цели и задачи урока Учитель: А теперь обратите внимание на карту. Что вы можете сказать о речной системе материка? Учащиеся: На материке много рек. Слайд №4- Внутренние воды.
Учащиеся: Климат и рельеф. Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами. Слайд № 5 – заголовок – Реки Южной Америки. Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок «Реки Южной Америки». Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Учитель:
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей). Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему? Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка. Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки. Слайд № 6– таблица «Крупнейшие реки». Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки. (Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах). Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:
(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя). Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Слайд № 7 – таблица «Крупнейшие водопады». На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.
Учащиеся: Водопад Анхель.
Учащиеся: Водопад Игуасу. Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите, уважаемые экскурсанты. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Слайд № 8-11 – Амазонка. Это река Амазонка. Глоссарий – Амазонка. P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии). Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки. Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья. Глоссарий – Укаяли. В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома. Глоссарий – барранко. Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду. И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Глоссарий – пираруку Слайд № 13-14 – Обитатели Амазонии Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Глоссарий – пираньи. Слайд № 14-15– пираньи (иллюстрация) Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок) Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь. Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок). Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
Учащиеся: Это вид крокодилов. В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
Учащиеся: Это удав анаконда. Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше. Следующая наша остановка – река Ориноко. Глоссарий – Ориноко. Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах). Глоссарий – Карони, Анхель Слайд № 16 – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад. А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана. Слайд № 17-20 – река Парана. Глоссарий – Парана. В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. Слайд № 21 – водопад Игуасу Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах) В переводе с индейского Игуасу – «большая вода». Слайд № 22,23 – водопад Игуасу Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275. Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе. Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.
Учащиеся: Озёр на материке мало. Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде. Слайд № 24 – таблица «Крупнейшие озёра». У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице. Учащиеся: озеро Маракайбо. Учитель: Верно, это озеро Маракайбо. Слайд № 25 Глоссарий – Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах. Оно находится на севере Южной Америки. А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет важное значение для жизни людей этого материка. Следующая наша остановка – озеро Титикака. Слайд №26 Глоссарий – Титикака. Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память.А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро. Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя – уру. Глоссарий – Уру. по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Глоссарий – тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа. У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины. 3. Заключение: Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте. 4. Практическая работа Описание одной из рек Южной Америки (по выбору), используя план характеристики реки. 5. Домашняя работа. 38, в. 1-4 стр. 49 6. Доп. задание Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте. |
Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | Урок на тему: «Климат и внутренние воды Южной Америки» Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти... | ||
Урока по географии для 7 класса на тему: «Реки и озера Южной Америки» Цель урока: сформировать представление об особенностях внутренних вод материка Южная Америка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать... | ||
Урок географии в 7 классе. Тема : Внутренние воды Евразии Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами, болотами... | Природа Южной Америки ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России:... | Урок географии "Климат Южной Америки" в 7 классе Цели урока Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урока: Вулканы и гейзеры. Цели Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить знания по изученным материкам: особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод и основных черт... | Положение о Дне самоуправления Обучающая – научить детей-инвалидов заботиться о своем здоровье; познакомить с новыми терминами и понятиями о строении, функциях... | ||
Конспект Михайлова А. Н. Сыктывкар, 2011 Обучающая – научить детей-инвалидов заботиться о своем здоровье; познакомить с новыми терминами и понятиями о строении, функциях... | Крахмелец Людмила Александровна, учитель начальных классов. Новокузнецк, 2009. конспект Обучающая – научить детей-инвалидов заботиться о своем здоровье; познакомить с новыми терминами и понятиями о строении, функциях... | ||
«Рельеф Северной Америки» Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа Северной Америки | Исследование Южной Америки Вопрос: рассмотрите положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана и определите, в каких полушариях располагается... |