Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа деревни Рауталахти Питкярантского муниципального района Республики Карелия Принято методсоветом. «Утверждаю». Протокол № ____ от ____________ Директор школы ______________ « ____» _________________ 2012г. Рабочая (учебная) программа по предмету «Моя Карелия» Срок реализации – 5 лет Программу разработала Митрофанова Е.Н., учитель истории и предмета «Моя Карелия», педагогический стаж работы – 17 лет 1квалификационная категория Рауталахти 2012г. Учебный предмет «Моя Карелия» (5 -9 класс) Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»(5-9 классы) призван обеспечить педагогические условия для познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы. Содержание учебного материала и его структура способствуют реализации преемственности в изучении родного края в начальной и основной школе, неразрывно связано с теми знаниями, которые обучающиеся приобрели ранее, создает возможность для интеграции содержания регионального компонента государственного стандарта в учебные предметы федерального компонента: история, обществознание, литература, биология, география, искусство. Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы
Вид реализуемой рабочей программы: типовая учебная рабочая Цели учебной программы
Задачи учебной программы География и биология
История и обществознание
Литература и искусство
Место учебного предмета «Моя Карелия» в учебном плане ОУ
Кадровое обеспечение Митрофанова Елена Николаевна, учитель истории и предмета «Моя Карелия». Педагогической стаж работы – 17 лет. 1 квалификационная категория Формы контроля за качеством знаний учащихся (текущий и итоговый контроль) Тестирование, письменные и устные опросы, обобщающие уроки, практические работы, создание презентаций, составление и разгадывание кроссвордов, викторин, защита творческих работ, рефератов. Используемые современные педагогические технологии:
Формы работы учащихся Парная, групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа. Формы обучения
Методы и приёмы учебной деятельности Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные, репродуктивные, практические, наглядные. Приёмы: наблюдение; проведение опытов, измерений; упражнения, эксперимент, мониторинг окружающей среды, исследование, поиск, сравнение, обобщение, анализ, формирование приемов работы с картами, картосхемами, учебным рисунком. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения истории Карелии ученик ДОЛЖЕН знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории Карелии с древности до наших дней; выдающихся государственных, политических, общественных деятелей, полководцев, оказавших влияние на исторические процессы в крае; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. Уметь: определять последовательность и длительность важнейших событий, процессов в истории края, выделять их периоды; определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории; показывать на исторической карте границы расселения племен, места расположение археологических памятников, границы административных территорий, города, районы важнейших промыслов, развития ремесла и промышленности, торговые пути и ярмарки, места расположения памятников культуры, значительных исторических событий и военных сражений; давать описание исторических событий и памятников материальной и духовной культуры Карелии на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников, краеведческого материала; выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и последствиях наиболее важных исторических событий в истории России и истории Карелии; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории Карелии, историческим личностям, достижениям культуры. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий прошлого и явлений современной жизни Карелии; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Карелии; использования знаний об историческом пути и традициях народов Карелии в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. В результате изучения природоведения ученик ДОЛЖЕН знать / понимать: явления природы своего региона, их влияние на жизнедеятельность человека; основные характеристики погоды, способы наблюдения за состоянием погоды, влияние погоды на организм человека; экологические проблемы своей местности и пути их решения. Уметь: объяснять взаимодействие компонентов природы; организмов и окружающей среды; окружающей среды и человека в условиях Карелии; узнавать наиболее распространенные, редкие и охраняемые растения и животных своей местности; описывать наблюдаемые явления природы своей местности приводить примеры приспособлений местных растений к различным способам размножения, приспособлений местных животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде своей местности под воздействием человека. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; определения своего местоположения в окружающей среде (в окрестностях школы, населенного пункта, на реке, озере, в лесу); уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности; определения наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными своего региона. В результате обучения биологии ученик ДОЛЖЕН Знать: признаки распространенных видов растений, животных и грибов своего региона; нескольких представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Карелии; факторы, угрожающие существованию природных экосистем Республики, меры, направленные на их сохранение; важнейшие охраняемые природные территории Карелии; способы повышения продуктивности агроэкосистем в условиях Карелии; распространенные заболевания в Республике и своей местности, их возбудителей и переносчиков, способы заражения и меры профилактики данных заболеваний; обосновывать (объяснять) роль природоохранных территорий Республики в сохранении биологического разнообразия; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; правила рационального природопользования в Республике; анализировать и оценивать экологические проблемы своего региона; влияние хозяйственной деятельности человека в Республике на экосистемы, агроэкосистемы; влияние собственных поступков по отношению к окружающей среде и живым организмам своей местности; факторы, влияющие на здоровье населения Карелии, уровень заболеваемости населения. овладеть умениями распознавать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных, лекарственные растения, дикорастущие и выращиваемые растения – источники витаминов и минеральных веществ, растения и животных, занесённых в Красную книгу Карелии; проводить фенологические наблюдения в природе, экологические исследования по оценке состояния окружающей среды своей местности. Применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: активного участия в мероприятиях по охране окружающей среды в своей местности; соблюдения мер профилактики заболеваний человека, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами региона, обоснования здорового образа жизни; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных своей местности, при простудных заболеваниях, обморожениях, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха с учетом продолжительности светового дня в Карелии; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных региона, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В результате изучения литературы выпускник ДОЛЖЕН знать /понимать: содержание изученных фольклорных и литературных произведений Карелии. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии; сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения своего круга чтения и оценки литературных произведений писателей и поэтов Карелии. В результате изучения обществознания выпускник ДОЛЖЕН знать и понимать: роль и место Карелии в общероссийской системе разделения труда и социальной стратификации; причины региональной специфики и характерных особенностей социально-экономической и социально-политической системы Республики Карелия; характер и сущность интеграционных процессов происходящих на Северо-западе России и Севере Европы, их влияние на Карелию; основы конституционного строя Республики Карелия; систему органов власти и управления Республики Карелия. Уметь: описывать наиболее существенные региональные особенности Республики Карелии; оценивать вклад Карелии в становление новой российской общественной системы; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования в актуальных событиях и процессах, происходящих в Республике Карелия и северо-западном регионе Российской Федерации; строительства доброжелательных и толерантных отношений с нациями и народами, населяющими Карелию; реализации и защиты своих прав и свобод. В результате обучения географии выпускник ДОЛЖЕН Знать/понимать: местные географические термины; план местности и топографические карты; географические следствия движений Земли для Карелии, географические явления и процессы в природных комплексах Карелии, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; проявление географической зональности и поясности в Карелии; специфику географического положения и административно-территориального устройства Республики Карелия как субъекта Российской Федерации; особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Карелии; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения местных географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Карелии; составлять краткую характеристику разных географических объектов Карелии на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Карелии; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени территории Карелии; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состояние воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Содержание программы 5 класс Введение. 1 час. Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и задач. Приглашение к путешествию по родному краю. Начало путешествия по Карелии. 1 час. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими объектами, природными и памятными историческими местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики. Первые жители Карелии. 1час.Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края. Археологические памятники. Занятия, образ жизни, религиозные верования. Растительный и животный мир. Деревня на берегу Онего. 1 час. Образ жизни занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с государством. Олонец – трижды столица. 1 час .Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности. Олонец – «гусиная столица». Современный Олонец. Городские праздники. Рождение Петрозаводска. 1 час.Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии. А.Д. Меньшиков. Строительство Александровского завода. В Генин. Как рос и развивался Петрозаводск. 1 час.Александровский завод. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб Петрозаводска. Каменный бор под Петрозаводском. 1 час. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника. Использование кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода. Современное состояние карьера. Шокша: берег красной рыбы и красного камня. 1 час.Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и его использование. Сортавала: город-парк. 1 час.Месторасположение и объяснение названия города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие, городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми. Валаам – монастырь на цветущей скале. 1 час. Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности ладшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства. Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. 1 час.Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование серого пудожского гранита. Заповедное Водлозеро. 1 час.Водлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на охраняемых государством территориях. Чудесный черный камень из Шуньги. 1 час. Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит. Современное использование шунгита. Устное народное творчество Заонежья. И.А. Федосова – сказительница. Кижи. 1 час. Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жителей: строительство деревянных домов и церквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин. Кондопога, она же станция Кивач. 1 час. Месторасположения. Памятник деревянного зодчества – Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный город Кондопога, его культурное и промышленное развитие. Марциальные воды: первый русский курорт. 1 час. Целебный источник и история его открытия. Поселение Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные воды». Первое российское золото с берегов Выга. 1 час. Воицкий рудник. Месторасположение. Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы, добыча, использование. Надвоицы и Сегежа. 1 час. Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия. Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция. Поморье – морская Карелия. 1 час. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя, строительство морских судов. С Кемского берега - на Соловки. 1 час. Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ государства. Город с жемчужным гербом. 1 час. Месторасположение города Кемь. Его герб. Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга. В царстве Лоухи. 1 час. Место Лоухского района на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев. Калевала и «Калевала». 1 час.Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности. Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. 1 час. Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта и объяснение его названия Природные богатства – олово, медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта». Лесной город с железным характером. 1 час. Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие города. Звезды над местами боев. 1 час. Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. Страницы истории партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники защитникам края. Приглашение в музей. 1 час. Музеи как хранители исторической памяти. Карельский государственный краеведческий музей, его коллекции и экспозиции. Районные и школьные музеи. Итого 28 часов Резерв – 7 часов Организация практической, проектной и исследовательской работы обучающихся, работа в музеях, экскурсии и встречи с известными людьми края. 6 класс Раздел I Обществознание. Тема 1.Наша республика Карелия – республика в составе Российской Федерации. Символы Республики Карелия. Флаг. Герб. Гимн Карелии. Конституция Республики Карелия Тема 2. Все мы – жители Карелии. Численность населения Карелии Многонациональный состав жителей Карелии. Религиозная мозаика Карелии. Тема 3. Районы нашей республики. Административно – территориальное деление Республики Карелия. Города и поселки. Органы местного самоуправления. Тема 4. Профессии жителей Карелии. Профессиональная занятость населения. |
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,... | Пояснительная записка Республиканский базисный учебный план 2006... Республики Карелия от 05. 05. 06., №599) предусматривает изучение учебного предмета «История Карелии» в 10-11 классах (35 часов в... | ||
Пояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука... Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе... | Российская Федерация Республика Карелия Карелия, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года №102-п «Об утверждении Схемы территориального... | ||
Пояснительная записка Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека... Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ||
Пояснительная записка Учебный предмет «Литература» Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е... | Пояснительная записка Учебный предмет Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса. В текущем году 100% учащихся выбрали курс по истории... | ||
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека... Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ||
Постановление от 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной... В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | Пояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об... | ||
Пояснительная записка Учебный предмет «Технология» И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного... | Пояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной... По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,... | ||
Волгина Н. А., Сопилко Н. Ю В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... | Государственное бюджетное учреждение В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах... |