Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»





Скачать 473.31 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
страница1/6
Дата публикации28.04.2015
Размер473.31 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Учебный предмет «Моя Карелия» (5 -9 класс)

Пояснительная записка

Учебный предмет «Моя Карелия»(5-9 классы) призван обеспечить педагогические условия для познания обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, формирования ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности, экологической культуры. Особую актуальность приобретает проблема приобретения знаний, воспитание уважения к истории, традициям, культуре народов, проживающих на территории родного края. Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его проблемы.

Республиканский базисный учебный план 2006 года (Приказ Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 599) предусматривает изучение учебного предмета «Моя Карелия» с 5-го по 9 класс (35 часов в год) в рамках регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования.

Предлагаемая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия от 05.05.06., № 598 и Концепцией учебных предметов регионального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденной решением Коллегии Министерства образования Республики Карелия 07.06.06.

Реализация содержания программы направлена на достижение следующих целей:

  • воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства ответственности за окружающую нас природу;

  • освоение знаний о природных, исторических и культурных достопримечательностях края;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного восприятия и осмысления природной и социо-культурной специфики родного края;

  • формирование практической ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в активное познание Карелии;

  • развитие умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности природных, исторических, культурных объектов родного края; проводить наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в повседневной жизни.

Содержание предлагаемого учебного материала и его структура способствуют реализации преемственности в изучении родного края в начальной и основной школе, неразрывно связано с теми знаниями, которые обучающиеся приобрели ранее, создает возможность для интеграции содержания регионального компонента государственного стандарта в учебные предметы федерального компонента: история, литература, биология, география, искусство.

В программе указано распределение часов по темам, которое является примерным. Объем предлагаемого учебного материала дает возможность преподавателю осуществлять отбор дидактических единиц содержания материала и последовательности его изложения в соответствии с конкретными задачами и целями обучения, в зависимости от возможностей обучающихся. Преподаватель вправе выбирать для обучающихся, исходя из специфики места проживания, дополнительный материал, изучение которого считает наиболее актуальным, позволяющем опираться на субъектный опыт ребенка, обогащая его.

5 класс

«Моя Карелия. Путешествие по родному краю» (35 ч)

При отборе содержания программы для 5 класса использован интегрированный подход: предлагается социо-культурная и историческая характеристика отдельных территорий Республики Карелия, представленная в 27 рассказах о природных, исторических и культурных достопримечательностях края в форме заочного путешествия в пространстве и времени.

Программа не требует жестких форм проведения учебных занятий, что позволяет учителю строить учебный процесс в соответствии со своими возможностями и педагогическим мастерством, уровнем овладения современными технологиями, психолого-возрастными и личностными особенностями обучающихся. Вместе с тем, рекомендуется учителям использовать активные формы обучения: экскурсии в музеи, посещение достопримечательностей и памятных мест, встречи с известными земляками и учеными-краеведами.

При изучении программы предлагается значительное количество времени выделять для организации практической, проектной и исследовательской работы обучающихся.

В качестве формы контроля целесообразно оценивание творческих и проектных работ обучающихся.

Содержание программы

Тема 1. За лесами за озёрами

Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и задач. Приглашение к путешествию по родному краю. Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ладшафтом, географическими объектами, природными и историческими памятными местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики. Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края. Археологические памятники. Занятия, образ жизни, религиозные верования. Растительный и животный мир.

Тема 2.Деревня на берегу Онего.

Образ жизни занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки. Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с государством.

Тема 3.Олонец – трижды столица.

Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии. Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности. Олонец – «густиная столица». Современный Олонец. Городские праздники.

Тема 4. Истории о нашей столице

Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В Генин.Как рос и развивался Петрозаводск. Александровский завод. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и настоящее. Герб Петрозаводска. Каменный бор под Петрозаводском. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника. Использование кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода. Современное состояние карьера.

Тема 3. Пути-дороги карельского края

Шокша: берег красной рыбы и красного камня. Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита. Добыча кварцита и его использование.

Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное своеобразие, городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми.

Валаам – монастырь на цветущей скале. Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные особенности ладшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства.

Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы. Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия местного населения. Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование серого пудожского гранита.

Заповедное Водлозеро. Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила поведения на охраняемых государством территориях.

Чудесный черный камень из Шуньги. Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит. Современное использование шунгита. Устное народное творчество заонежья. И.А. Федосова – сказительница.

Кижи. Остров Кижи в Онежском озере. Плотницкое мастерство жителей: строительство деревянных домо и цеквей. Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин.

Кондопога, она же станция Кивач. Месторасположения. Памятник деревянного зодчества – Успенская церковь. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный город Кондопога, его культурное и промышленное развитие.

Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия. Поселение Дворцы. Создание первого российского курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий «Марциальные воды».

Первое российское золото с берегов Выга. Воицкий рудник. Месторасположение. Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его запасы, добыча, использование.

Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия. Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его продукция.

Поморье – морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя, строительство морских судов.

С Кемского берега - на Соловки. Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ государства.Город с жемчужным гербом. Месторасположение города Кемь. Его герб. Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга.

В царстве Лоухи. Место Лоухского района на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев.

Калевала и «Калевала». Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны и рунопевцы. Поселок Калевала и его достопримечательности.

Камень и лес: на длинном берегу Ладоги. Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта и объяснение его названия Природные богатства – олово, медь, гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкярантанта

Костомукша Лесной город с железным характером. Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своебразие города.

Тема 4. Звезды над местами боев.

Карельский фронт в годы Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. Страницы истории партизанского движения в Карелии. Обелиски и памятники защитникам края.

Тема 5. Приглашение в музей.

Музеи как хранители исторической памяти. Карельский государственный краеведческий музей, его коллекции и экспозиции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Тема I. Введение (1ч.)

1.

Введение в курс «Моя Карелия».

1

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа ,анализ иллюстраций учебника.




Тема 1. За лесами за озёрами

2.

Начало путешествия по Карелии

1

Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы

3.

Первые жители Карелии

1

Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Групповая и индивидуальная формы работы:

4.

Деревня на берегу Онего

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная форма работы

5.

Олонец- трижды столица

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Индивидуальная форма работы, составление сравнительной таблицы.

6.

Урок-повторение

1

Урок-закрепления

Индивидуальная форма работы




Тема 2. Истории о нашей столице

7.

Рождение города Петрозаводска

1

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и индивидуальной деятельности учащихся

Индивидуальные формы работы.

8.

Как рос и развивался Петрозаводск

1

Изложение нового материала с элементами анализа текста

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

9-10.

Где эта улица, где этот дом

2

Сообщения учащихся

Индивидуальная работа

11.

Каменный бор под Петрозаводском

1

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы




Тема 3. Пути-дороги карельского края

12.

Шокша: берег красной рыбы и красного камня

1

Изложение нового материала с постановкой поблемного задания

Работа в парах,анализ исторического текста.

13.

Сортавала – город-парк

1

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Работа в парах.

14.

Валаам-монастырь на цветущей скале

1

Урок-реконструкция прошлого

Групповая форма работы

15.

Бесов Нос:гуси-лебеди и пудожские налимы

1

Комбинированный урок

Комбинированный урок

16.

Заповедное Ведлозеро

1

Изложение нового материала с элементами лабораторной работы

Групповая форма работы

17.

Чудесный чёрный камень из Шуньги

1

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы,решение проблемного задания.Анализ фрагмента исторического документа.

18.

Кижи

1

Изучение нового материала с постановкой проблемного задания

Индивидуальная форма работы:составление схемы.

19.

Кондопога, она же станция Кивач

1

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы,анализ текста учебника,работа с исторической картой.

20.

Марциальные воды: первый русский курорт

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Групповая форма работы

21.

Первое российское золото с берегов Выга

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная форма работы.

22.

Надвоицы и Сегежа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Индивидуальная форма работы.

23.

Поморье - морская Карелия

1

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная форма работы.

24.

С Кемского берега – на Соловки

1

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

25.

Город с жемчужным гербом

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная форма работы.

26.

В царстве лоухи

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

27.

Калевала и «Калевала»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы. Индивидуальная форма работы.

28.

Камень и лес на длинном берегу Ладоги

1

Организация самостоятельной работы

Индивидуальная работа

29.

Лесной город с железным характером

1

Изучение нового материала на основе текста учебника и беседы

Групповая форма работы и индивидуальная форма работы

30

Урок-повторение

1

Урок- игра

Групповая форма рабоиы




Тема 5. Звёзды над местами боёв

31.

Военные действия в Карелии

1

Изучение нового материала на основе текста учебника и беседы

Групповая форма работы и индивидуальная форма работы




Тема 6. Приглашение в музей

32-33.

Поход в музей

2

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

34-35

Мой край

2

Выступления (сочинения)



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия»
Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, в большей степени позволяют ребенку почувствовать себя индивидуумом,...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Республиканский базисный учебный план 2006...
Республики Карелия от 05. 05. 06., №599) предусматривает изучение учебного предмета «История Карелии» в 10-11 классах (35 часов в...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука...
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconРоссийская Федерация Республика Карелия
Карелия, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года №102-п «Об утверждении Схемы территориального...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка
Это произойдет лишь в том случае, если данный учебный предмет подчинит все свои резервы задаче общего развития ученика
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Учебный предмет «Литература»
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. 12-е...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Учебный предмет
Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса. В текущем году 100% учащихся выбрали курс по истории...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПостановление от 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Учебный предмет «Технология»
И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconПояснительная записка Естествознание как учебный предмет в коррекционной...
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе,...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconВолгина Н. А., Сопилко Н. Ю
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Пояснительная записка Учебный предмет «Моя Карелия» iconГосударственное бюджетное учреждение
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск