Рабочая программа факультативнойдисциплины





Скачать 251.2 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативнойдисциплины
Дата публикации05.05.2015
Размер251.2 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Клинцовский педагогический колледж»


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А




ф а к у л ь т а т и в н о й д и с ц и п л и н ы
Мир растений


для специальности

050704 “Дошкольное образование”

2009 год

ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин


Председатель ПЦК_____________Киреенко Т.А.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704 “Дошкольное образование”


Заместитель директора по УВиНМР
___________________Е.В.Панасюго


Автор (составитель): Бычкова Г.С. преподаватель ГБОУ СПО КПК,

Альтшулер С.В. преподаватель ГБОУ СПО КПК

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной работы по экологическому вос­питанию населения, воспитанию культуры природопользования. Эту работу должны проводить воспитатели, начиная с дошкольного воз­раста. Чтобы воспитатели могли формировать у детей осознанно пра­вильное отношение к природе, а в частности - к флоре земли, необ­ходим высокий уровень знаний об особенностях жизни, роста и раз­вития растений разных видов.

Назначение курса "Мир растений" в том, чтобы на основе более углубленного изучения биологических особенностей растений разных видов, экологических систем, биоценозов, овладели практическими умениями ухода за растениями, сформировать у будущих педагогов интерес к природоведческой работе с детьми, желание проводить практическую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Программа ориентирует студентов на усвоение современных на­учных данных о происхождении растений, приспособлении к жизни в разных экологических системах, о создании экологически правильных условий для содержания растений в детском саду.

В изучении данного курса помогают знания ботаники, биологии. Разделы программы составлены с учетом создания у студентов це­лостного представления о флоре нашего края и отдельных представи­телях - наиболее популярных растениях других природных зон.

В процессе преподавания курса предусмотрено проведение лабо­раторных и практических работ.

После изучения курса студенты должны владеть знаниями:

- о прохождении растений на земле;

- о строении растений и функциях каждой части;

- о биологических особенностях растений;

- об экосистемах, биоценозах нашего края;

- о способах выращивания растений;

- о приемах организации и содержании поисковой деятельности, направленной на изучение потребностей растений.

Владеть- умениями:

- создать экологически правильные условия для содержания комнатных растений;

- осуществлять правильный уход за комнатными растениями;

- осуществлять уход за растениями цветника;

- организовать поисковую деятельность.

Иметь представление:

- о прохождении и использовании различных растений ( овощей, фруктов, пряных культур, технических культур).

Курс ^'Мир растений" изучается в III, IV или V и VI семестрах.



II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем.

Максим.

учебной нагрузки

студен-

тов

в часах.

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения.

Самостоятельная работа студента.







Всего.

Лабор.ра-боты.

Практические занятия.




1

2

3

4

5

6

Раздел 1.

Что такое растение

7

5







2

1.1. Появление на Земле первых растений




1










1.2. Условия, необходимые для роста и развития растений




1

1







1.3. Приспособление растений к жизни в разных экологических системах, биоценозах




2




1




1.4. Сезонные изменения в жизни растений




1










Раздел 2. Лес – наше богатство

14

11







3

2.1. Деревья и кустарники. Лиственные и хвойные деревья




4




1




2.2. Травянистые растения




5

2







2.3. Ягоды




1




1




2.4. Грибы




1

1







Раздел 3. Кормят, одевают, радуют

10

8







2

3.1. Тепличные культуры




1




1




3.2. Растения – источники тонизирующих веществ




2




1




3.3. Овощные и фруктовые культуры нашего края и других природных зон




3

1







3.4. Пряные культуры




2

1







Раздел 4. Путешествие в мир комнатных растений

8

6







2

4.1. Комнатные растения – жители пустынь




1

1







4.2. Комнатные растения – представители тропических лесов




1

1







4.3. Комнатные растения – представители субтропиков




1

1







4.4. Способы ухода за комнатными растениями




1




1




4.5. Способы размножения комнатных растений




2




1




Раздел. 5. Декоративное цветоводство

7

5







2

5.1. Однолетние растения




1

1







5.2. Двулетние растения




1

1







5.3. Многолетние растения




1

1







5.4. Устройство цветника




1










5.5. Уход за растениями цветника




1




1




Раздел 6. Организация поисковой деятельности

5

4







1

6.1. Опыты с объектами неживой природы




1




1




6.2. Опыты с растениями




2

1







6.3. Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наблюдений за животными




1




1




Раздел 7. Место игры в экологическом воспитании

25

19







6

7.1. Игра как метод экологического воспитания

5

4







1

7.2. Предметные игры




6




6




7.3. Настольно-печатные игры




2




2




7.4. Словесные игры




1




1




7.5. Создание и использование игровых обучающих ситуаций родного типа




6




5




Всего

76

58

13

24

18



III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Раздел I. Что такое растение.

Тема 1.1 Появление на Земле первых растений.

Появление на Земле простейших одноклеточных и многоклеточных растений. Главные отличия, главное предназначение растений на Земле - способность к фотосинтезу. Низшие растения - первые представители растительного мира на Земле. Появление на Земле хвойных деревьев и цветущих растений.




Тема 1.2 Условия, необходимые для роста и развития растений.

Для жизни растений нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.

Растения используют солнечный свет, двуокись углерода и воду для процесса фотосинтеза. Растения дышат. Днем растения поглощают углекислый газ, в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Ночью растения вдыхают кислород и выделяют углекислый газ.
Тема 1.3 Приспособление растений к жизни в разных экологи­ческих системах. Биоценозы.

Понятие экологической системы. Лес, пруд, озеро, река - как экосистемы. Приспособление травянистых растений, деревьев и кус­тарников к жизни в разных экологических системах.




Тема 1.4 Сезонные изменения в жизни растений.

Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях в раз­ные сезоны. Самые хорошие условия для растений летом: тепло, жар­ко, длинный день, много солнечного света, идут дожди, рыхлая поч­ва впитывает дождевую воду, питательные вещества всасываются кор­нями растений. В это время много травы, цветов, на деревьях и кустарниках - зеленая листва, у всех растений активная жизнь - растут, цветут, дают семена.

Осенью условия меняются: постепенно становится холодно, меньше света (укорачивается день), воды становится много (идут дожди). Листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. Зеле­ными остаются только хвойные деревья - у них вместо листьев жест­кие иголки.

Зимой очень холодно, мало света, земля замерзшая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает. Деревья и кустарники стоят без листьев, травянистые растения отмирают, только у некоторых из них под землей сохраняются перечень и сте­бель - земля и снег их греют.

Весной меняются условия: становится теплее, увеличивается день, света становится больше, от тепла тает снег, лед, появляет­ся вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая ак­тивная жизнь: на деревьях и кустарниках набухают почки, появляют­ся листья, цветы, прорастают травянистые растения, они цветут.

Требования к знаниям и умениям студентов:

- знать понятия: экологическая система, биоценоз, фотосинтез;

- знать сущность процесса фотосинтеза, значение растений на Земле;

- знать условия, необходимые для роста и развития растений;

- знать особенности разных экологических систем;

- уметь видеть изменение условий для жизни растений в разные сезоны;

- уметь замечать приспособления растений к жизни в разные сезоны;

- уметь экологически правильно вести себя в природе.

Лабораторная работа 1.

Условия, необходимые для роста и развития растений.




Практическая работа 1.

Жизнь растений в сообществе (экскурсия в парк).



Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с книгой С.А. Веретениковой "Ознакомление дошкольни­ков с природой" (разделы "Осенью", "Зимой", "Весной", "Летом");

- сочинение на тему "Мое любимое время года";

- подбор примет, пословиц, поговорок, загадок и стихов по сезонам.




Раздел II. Лес - наше богатство.

Тема 2.1 Деревья и кустарники. Лиственные и хвойные деревья.

Лес как экосистема. Лес - это сообщество растений и живот­ных, которые живут вместе и нужны друг другу. Этажи растений ле­са: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. Основные виды деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные деревья. Осо­бенности строения (корни, ствол, ветки, листья, цветы, семена). Назначение всех органов. Образование годовых колец дерева. Де- ревья-паразиты. Высокорослые деревья. Деревья - долгожители. Пути распространения плодов и семян деревьев и кустарников. Фитонциды.




Тема 2.2 Травянистые растения.

Травянистые растения разных экологических систем. Значение травянистых растений в природе. Лекарственные и ядовитые расте­ния. Растения водоемов. Растения-барометры. Растения-хищники. Приспособление цветущих растений к опылению и самоопылению. Опре­деление времени по растениям. Создание фито-огорода. Правила из­готовления гербариев.




Тема 2.3 Ягоды.

Ягодные кустарники нашего леса. Время цветения, плодоноше­ния. Излюбленные места произрастания. Целебные и лекарственные свойства ягод.




Тема 2.4 Грибы.

Грибы нашего леса. Ядовитые и съедобные грибы. Размножение грибов спорами. Грибница. Места произрастания грибов.




Требования к знаниям и умениям студентов:

- знать конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, ягод и грибов нашего края;

- знать понятие: фитонциды, паразиты;

- знать строение растений, назначение всех органов;

- знать способы размножения растений;

- уметь различать съедобные и ядовитые грибы;

- уметь объяснять образование годовых колец дерева.
Лабораторная работа 2.

Лекарственные травянистые растения.




Лабораторная работа 3.

Изучение травянистых ядовитых растений.

Лабораторная работа 4.

Съедобные и ядовитые грибы.




Практическая работа 2.

Основные виды деревьев и кустарников нашего края.




Практическая работа 3.

Целебные и лекарственные свойства ягод нашего леса.




Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с набором открыток "Русский лес";

- подбор материала из дополнительной литературы по темам: "Грибы" и "Ягоды";

- работа по книге Зотова В.В. "Лесная мозаика".




Раздел III. Кормят, одевают, радуют.

Тема 3.1 Технические культуры.

Технические культуры - растения, дающие сырье для разных от­раслей промышленности. Характеристика некоторых технических куль­тур (лен, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, хмель). Исто­рия их происхождения, использование.




Тема 3.2 Растения - источники тонизирующих веществ.

Чайный куст, дерево какао, кофейное дерево, орех кола - рас­тения - источники тонизирующих веществ. Места их выращивания, ус­ловия произрастания, основные свойства и качества, влияние на ор­ганизм.
Тема 3.3 Овощные и фруктовые культуры нашего края и других природных зон.

Характеристика овощных и фруктовых культур нашего края. Их происхождение, условия произрастания. Светолюбивые и теневыносли­вые культуры. Требования к уходу за ними. Овощи и фрукты - уни­версальный источник витаминов. Некоторые экзотические овощи и фрукты: места возделывания, целебные и лекарственные свойства.




Тема 3.4 Пряные культуры.

Растения - источники получения пряностей.

Корица - кора коричника, ваниль - это лазающая орхидея, гвоздика - высушенные бутоны мирта, листья куста лавра, мускатник душистый и др.

Краткая характеристика этих растений, вкусовые и ароматичес­кие качества, места произрастания, использование для улучшения качества пищи.




Требования к знаниям и умениям студентов:

- знать технические культуры, их значение, использование, происхождение;

- знать овощные и фруктовые культуры нашего края, историю происхождения;

- знать наиболее популярные растения-источники тонизирующих веществ, места их возделывания, целебные и лекарственные свойства;

- знать некоторые экзотические овощи и фрукты, их характер­ные особенности, места произрастания;

- уметь давать биологическую характеристику овощных, фрукто­вых культур нашего края;

- уметь создавать условия, необходимые для выращивания неко­торых овощных культур.




Лабораторная работа 5.

Овощные культуры нашего края.




Лабораторная работа 6.

Пряности. Растения-источники пряностей.




Практическая работа 4.

Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен, крепок.




Практическая работа 5.

Технические культуры.




Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с книгой "Растения" из серии энциклопедий "Я познаю мир";

- составление рефератов о растениях;

- изготовление гербариев из листьев деревьев и кустарников.




Раздел IV. Путешествие в мир комнатных растений.

Тема 4.1 Комнатные растения - жители пустынь.

Приспособление растений к жизни в пустыне: способность рас­тений быстро впитывать влагу, запасать воду в стебле. Видоизме­ненные листья. Защитные свойства растений пустыни. Способы размножения. Особенности содержания растений в комнатных условиях.
Тема 4.2 Комнатные растения - представители тропических лесов.

Комнатные растения - представители тропического леса. Много­образие норм растений, их строение. Способность растений к испа­рению влаги, экологический подход к содержанию растений в комнат­ных условиях, способы размножения.




Тема 4.3 Комнатные растения - представители субтропиков.

Герань, лимон, дружная семейка - представители субтропичес­ких зон. Особенности жизни растений в природе. Создание необходи­мых условий в уголке природы, способы размножения.




Тема 4.4 Способы ухода за комнатными растениями.

Необходимость учета биологических особенностей растения при выборе способа ухода. Правила полива растений, значение и приемы рыхления. Способы удаления пыли: опрыскиванием, кисточкой, проти­ранием. Экологический подход в размещении растений.




Тема 4.5 Способы размножения комнатных растений.

Вегетативное размножение растений: стеблевыми и листовыми черенками, делением куста, корневища, отводками, отпрысками-дет- ками; живородящие растения; выбор способа размножения с учетом строения и биологических особенностей растении; пересадка и пере­валка комнатных растений.




Требования к знаниям и умениям студентов:

- узнать биологические особенности комнатных растений - представителей разных природных зон;

- знать условия жизни растений в природе;

- знать правила полива, рыхление комнатных растений;

- уметь создавать экологически правильные условия для содер­жания растений в уголке природы;

- уметь выбрать нужные способы ухода;

- уметь выбрать нужный способ размножения, осуществлять практически.




Лабораторная работа 7.

Комнатные растения - жители пустынь.




Лабораторная работа 8.

Комнатные растения - представители тропических лесов.




Лабораторная работа 9.

Комнатные растения - представители субтропиков.




Практическая работа 6.

Способы ухода за комнатными растениями.

Практическая работа 7.

Пересадка и перевалка комнатных растений.




Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с книгой Вершилина Н. "Путешествия с домашними рас­тениями;

- изготовление паспортов комнатных растений.




Раздел V. Декоративное цветоводство.

Тема 5.1 Однолетние растения.

Разнообразие окраски и форм однолетних растений, своеобразие их запахов. Некоторые виды однолетних растений. Опыление однолет­них растений насекомыми. Требования к размещению в цветнике и уход за ними. Сбор семян, правила хранения.




Тема 5.2 Двулетние растения.

Выращивание на клумбах двулетних растений. Время посева, цветения. Цветы-семейки. Уход за растениями.




Тема 5.3 Многолетние растения.

Биологические особенности многолетних растений, некоторые виды. Сохранение многолетников в зимний период. Многолетники, зи­мующие в группе. Время цветения многолетников. Легенды о цветах.




Тема 5.4 Устройство цветника.

Планировка цветника. Подготовка почвы. Требования к подбору и размещению растений.




Тема 5.5 Уход за растениями цветника.

Требования к уходу за растениями цветника в весенне-осенний период. Правила полива, прополки, рыхление почвы, подкормка рас­тений. Подготовка цветника к зиме.




Требования к знаниям и умениям студентов:

- знать биологические особенности однолетних, двулетних и многолетних растений цветника;

- знать правила ухода за цветочными культурами;

- знать требования к планировке цветника, подбору и размеще­нию растений;

- уметь организовывать цветник;

- уметь подобрать растения для цветника, учитывая их биоло­гические особенности;

- уметь осуществлять уход за растениями цветника.




Лабораторная работа 10.

Однолетние растения цветника.




Лабораторная работа 11.

Двулетние растения цветника.




Лабораторная работа 12.

Многолетние растения цветника.




Практическая работа 8.

Уход за растениями цветника.



Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с книгой Мазуриной А.Ф. "Наблюдение и труд в приро­де". - М., Просвещение, 1976г.;

- подборка стихов, примет, загадок о цветах.




Раздел VI. Организация поисковой деятельности.

Тема 6.1 Опыты с объектами неживой природы.

Опыты по ознакомлению со свойствами воздуха, воды, песка и глины. Правила проведения опытов.




Тема 6.2 Опыты с растениями.

Опыты с растениями. Показать, что растения необходимы: свет, тепло, питательная почва, вода. Важное условие - нельзя доводить растения до гибели; экологическая направленность опытов.
Тема 6.3 Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наблюдений за животными.

Элементарная поисковая деятельность, ее использование для наглядного показа действия органов чувств животных: зрения, слу­ха, обоняния.




Требования к знаниям и умениям:

- знать сведения о различных природных явлениях, происходя­щих в атмосфере;

- знать жизненные потребности растений;

- знать правила проведения элементарных опытов;

- уметь воспроизводить некоторые явления, происходящие в природе;

- уметь давать объяснения этим явлениям;

- уметь организовывать элементарную поисковую деятельность, делать умозаключения, выводы.




Лабораторная работа 13.

Опыты с растениями.




Практическая работа 9.

Опыты с объектами неживой природы.




Практическая работа 10.

Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наб­людении за животными.




Виды самостоятельной работы студентов:

- зарисовка и оформление опытов;

- наблюдений за явлениями, происходящими в природе;

- самостоятельное проведение опытов, элементарная поисковая деятельность во время педагогической практики.




Раздел VII. Место игры в экологическом воспитании.

Тема 7.1 Игра как метод экологического воспитания.

Игра как метод экологического воспитания. Классификация игр. Дидактические игры, их структура, виды. Методика проведения ди­дактических игр в разных возрастных группах.




Тема 7.2 Предметные игры.

Предметные игры с овощами, фруктами в разных возрастных группах. Предметные игры для ознакомления с деревьями и кустарни­ками. Предметные игры с комнатными растениями.




Тема 7.3 Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры для младших и старших дошкольников.




Тема 7.4 Словесные игры.

Словесные игры.
Тема 7.5 Создание и использование игровых ситуаций разного типа.

Использование игрушек-аналогов. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Игровые обучающие ситуации типа путе­шествий. Использование дидактических игр на занятиях и в повсед­невной деятельности.
Требования к знаниям и умениям студентов:

- знать дидактические игры для детей разного возраста;

- знать виды, структуру, методику проведения игр в разных возрастных группах;

- уметь проводить дидактические игры в разных возрастных группах;

- уметь создавать игровые обучающие ситуации разного типа на занятиях и в повседневной деятельности.

Практическая работа 11.

Предметные игры с овощами, фруктами в младшем дошкольном возрасте.




Практическая работа 12.

Предметные игры с овощами, фруктами в старшем дошкольном возрасте.




Практическая работа 13.

Предметные игры для ознакомления детей с деревьями и кустар­никами в младших группах.




Практическая работа 14.

Предметные игры для ознакомления детей с деревьями и кустар­никами в старших группах.




Практическая работа 15.

Предметные игры с комнатными растениями в младшем дошкольном возрасте.




Практическая работа 16.

Предметные игры с комнатными растениями в старшем дошкольном возрасте.




Практическая работа 17.

Настольно-печатные игры для младших дошкольников.




Практическая работа 18.

Настольно-печатные игры для старших дошкольников.




Практическая работа 19.

Словесные игры.




Практическая работа 20.

Использование игрушек-аналогов.




Практическая работа 21.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Практическая работа 22.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Практическая работа 23.

Использование дидактических игр на занятиях.
Практическая работа 24.

Использование дидактических игр в повседневной деятельности.
Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с учебным пособием С.Н.Николаевой "Методика эколо­гического воспитания дошкольников";

- работа с пособиями для воспитателей и сборниками игр;

- подбор иллюстрационно-наглядного материала, оформление настольно-печатных игр;

- проведение дидактических игр разных видов во время педагогической практики.
ЛИТЕРАТУРА.

1. Бурыкина М.Ю. Введение в мир неживой природы детей дош­кольного возраста. - Брянск, 1995.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.

3. Зотов В.В. Лесная мозаика. - М., 1993.

4. Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск, 1994.

5. Клыков Д.В., Веретенников С.А. Четыре времени года. М., 1971.

6. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. - М., 1976.

7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду,- М., 1989.

8. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дош­кольников. - М., 1993.

9. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М., 1998.

10. Плешаков А.А. Зеленые страницы,- М., 1995.

11. Сергеичева Г.Г., Свиридова Л.П. Неживая природа. Расти­тельный мир. - Брянск, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для...
М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года....
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель...
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество
Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год
«Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го...
Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...
Рабочая программа факультативнойдисциплины iconРабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических...
Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск