Департамент общего и профессионального образования Брянской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Клинцовский педагогический колледж»
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ф а к у л ь т а т и в н о й д и с ц и п л и н ы Мир растений
для специальности
050704 “Дошкольное образование”
2009 год
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин Председатель ПЦК_____________Киреенко Т.А.
| Составлена в соответствии с Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704 “Дошкольное образование”
Заместитель директора по УВиНМР ___________________Е.В.Панасюго
| Автор (составитель): Бычкова Г.С. преподаватель ГБОУ СПО КПК,
Альтшулер С.В. преподаватель ГБОУ СПО КПК
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В настоящее время углубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной работы по экологическому воспитанию населения, воспитанию культуры природопользования. Эту работу должны проводить воспитатели, начиная с дошкольного возраста. Чтобы воспитатели могли формировать у детей осознанно правильное отношение к природе, а в частности - к флоре земли, необходим высокий уровень знаний об особенностях жизни, роста и развития растений разных видов.
Назначение курса "Мир растений" в том, чтобы на основе более углубленного изучения биологических особенностей растений разных видов, экологических систем, биоценозов, овладели практическими умениями ухода за растениями, сформировать у будущих педагогов интерес к природоведческой работе с детьми, желание проводить практическую работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Программа ориентирует студентов на усвоение современных научных данных о происхождении растений, приспособлении к жизни в разных экологических системах, о создании экологически правильных условий для содержания растений в детском саду.
В изучении данного курса помогают знания ботаники, биологии. Разделы программы составлены с учетом создания у студентов целостного представления о флоре нашего края и отдельных представителях - наиболее популярных растениях других природных зон.
В процессе преподавания курса предусмотрено проведение лабораторных и практических работ.
После изучения курса студенты должны владеть знаниями:
- о прохождении растений на земле;
- о строении растений и функциях каждой части;
- о биологических особенностях растений;
- об экосистемах, биоценозах нашего края;
- о способах выращивания растений;
- о приемах организации и содержании поисковой деятельности, направленной на изучение потребностей растений.
Владеть- умениями:
- создать экологически правильные условия для содержания комнатных растений;
- осуществлять правильный уход за комнатными растениями;
- осуществлять уход за растениями цветника;
- организовать поисковую деятельность.
Иметь представление:
- о прохождении и использовании различных растений ( овощей, фруктов, пряных культур, технических культур).
Курс ^'Мир растений" изучается в III, IV или V и VI семестрах.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем.
| Максим.
учебной нагрузки
студен-
тов
в часах.
| Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения.
| Самостоятельная работа студента.
|
|
| Всего.
| Лабор.ра-боты.
| Практические занятия.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Раздел 1.
Что такое растение
| 7
| 5
|
|
| 2
| 1.1. Появление на Земле первых растений
|
| 1
|
|
|
| 1.2. Условия, необходимые для роста и развития растений
|
| 1
| 1
|
|
| 1.3. Приспособление растений к жизни в разных экологических системах, биоценозах
|
| 2
|
| 1
|
| 1.4. Сезонные изменения в жизни растений
|
| 1
|
|
|
| Раздел 2. Лес – наше богатство
| 14
| 11
|
|
| 3
| 2.1. Деревья и кустарники. Лиственные и хвойные деревья
|
| 4
|
| 1
|
| 2.2. Травянистые растения
|
| 5
| 2
|
|
| 2.3. Ягоды
|
| 1
|
| 1
|
| 2.4. Грибы
|
| 1
| 1
|
|
| Раздел 3. Кормят, одевают, радуют
| 10
| 8
|
|
| 2
| 3.1. Тепличные культуры
|
| 1
|
| 1
|
| 3.2. Растения – источники тонизирующих веществ
|
| 2
|
| 1
|
| 3.3. Овощные и фруктовые культуры нашего края и других природных зон
|
| 3
| 1
|
|
| 3.4. Пряные культуры
|
| 2
| 1
|
|
| Раздел 4. Путешествие в мир комнатных растений
| 8
| 6
|
|
| 2
| 4.1. Комнатные растения – жители пустынь
|
| 1
| 1
|
|
| 4.2. Комнатные растения – представители тропических лесов
|
| 1
| 1
|
|
| 4.3. Комнатные растения – представители субтропиков
|
| 1
| 1
|
|
| 4.4. Способы ухода за комнатными растениями
|
| 1
|
| 1
|
| 4.5. Способы размножения комнатных растений
|
| 2
|
| 1
|
| Раздел. 5. Декоративное цветоводство
| 7
| 5
|
|
| 2
| 5.1. Однолетние растения
|
| 1
| 1
|
|
| 5.2. Двулетние растения
|
| 1
| 1
|
|
| 5.3. Многолетние растения
|
| 1
| 1
|
|
| 5.4. Устройство цветника
|
| 1
|
|
|
| 5.5. Уход за растениями цветника
|
| 1
|
| 1
|
| Раздел 6. Организация поисковой деятельности
| 5
| 4
|
|
| 1
| 6.1. Опыты с объектами неживой природы
|
| 1
|
| 1
|
| 6.2. Опыты с растениями
|
| 2
| 1
|
|
| 6.3. Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наблюдений за животными
|
| 1
|
| 1
|
| Раздел 7. Место игры в экологическом воспитании
| 25
| 19
|
|
| 6
| 7.1. Игра как метод экологического воспитания
| 5
| 4
|
|
| 1
| 7.2. Предметные игры
|
| 6
|
| 6
|
| 7.3. Настольно-печатные игры
|
| 2
|
| 2
|
| 7.4. Словесные игры
|
| 1
|
| 1
|
| 7.5. Создание и использование игровых обучающих ситуаций родного типа
|
| 6
|
| 5
|
| Всего
| 76
| 58
| 13
| 24
| 18
|
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Раздел I. Что такое растение.
Тема 1.1 Появление на Земле первых растений.
Появление на Земле простейших одноклеточных и многоклеточных растений. Главные отличия, главное предназначение растений на Земле - способность к фотосинтезу. Низшие растения - первые представители растительного мира на Земле. Появление на Земле хвойных деревьев и цветущих растений.
Тема 1.2 Условия, необходимые для роста и развития растений.
Для жизни растений нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.
Растения используют солнечный свет, двуокись углерода и воду для процесса фотосинтеза. Растения дышат. Днем растения поглощают углекислый газ, в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Ночью растения вдыхают кислород и выделяют углекислый газ. Тема 1.3 Приспособление растений к жизни в разных экологических системах. Биоценозы.
Понятие экологической системы. Лес, пруд, озеро, река - как экосистемы. Приспособление травянистых растений, деревьев и кустарников к жизни в разных экологических системах.
Тема 1.4 Сезонные изменения в жизни растений.
Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях в разные сезоны. Самые хорошие условия для растений летом: тепло, жарко, длинный день, много солнечного света, идут дожди, рыхлая почва впитывает дождевую воду, питательные вещества всасываются корнями растений. В это время много травы, цветов, на деревьях и кустарниках - зеленая листва, у всех растений активная жизнь - растут, цветут, дают семена.
Осенью условия меняются: постепенно становится холодно, меньше света (укорачивается день), воды становится много (идут дожди). Листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. Зелеными остаются только хвойные деревья - у них вместо листьев жесткие иголки.
Зимой очень холодно, мало света, земля замерзшая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает. Деревья и кустарники стоят без листьев, травянистые растения отмирают, только у некоторых из них под землей сохраняются перечень и стебель - земля и снег их греют.
Весной меняются условия: становится теплее, увеличивается день, света становится больше, от тепла тает снег, лед, появляется вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая активная жизнь: на деревьях и кустарниках набухают почки, появляются листья, цветы, прорастают травянистые растения, они цветут.
Требования к знаниям и умениям студентов:
- знать понятия: экологическая система, биоценоз, фотосинтез;
- знать сущность процесса фотосинтеза, значение растений на Земле;
- знать условия, необходимые для роста и развития растений;
- знать особенности разных экологических систем;
- уметь видеть изменение условий для жизни растений в разные сезоны;
- уметь замечать приспособления растений к жизни в разные сезоны;
- уметь экологически правильно вести себя в природе.
Лабораторная работа 1.
Условия, необходимые для роста и развития растений.
Практическая работа 1.
Жизнь растений в сообществе (экскурсия в парк).
Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с книгой С.А. Веретениковой "Ознакомление дошкольников с природой" (разделы "Осенью", "Зимой", "Весной", "Летом");
- сочинение на тему "Мое любимое время года";
- подбор примет, пословиц, поговорок, загадок и стихов по сезонам.
Раздел II. Лес - наше богатство.
Тема 2.1 Деревья и кустарники. Лиственные и хвойные деревья.
Лес как экосистема. Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Этажи растений леса: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. Основные виды деревьев и кустарников. Лиственные и хвойные деревья. Особенности строения (корни, ствол, ветки, листья, цветы, семена). Назначение всех органов. Образование годовых колец дерева. Де- ревья-паразиты. Высокорослые деревья. Деревья - долгожители. Пути распространения плодов и семян деревьев и кустарников. Фитонциды.
Тема 2.2 Травянистые растения.
Травянистые растения разных экологических систем. Значение травянистых растений в природе. Лекарственные и ядовитые растения. Растения водоемов. Растения-барометры. Растения-хищники. Приспособление цветущих растений к опылению и самоопылению. Определение времени по растениям. Создание фито-огорода. Правила изготовления гербариев.
Тема 2.3 Ягоды.
Ягодные кустарники нашего леса. Время цветения, плодоношения. Излюбленные места произрастания. Целебные и лекарственные свойства ягод.
Тема 2.4 Грибы.
Грибы нашего леса. Ядовитые и съедобные грибы. Размножение грибов спорами. Грибница. Места произрастания грибов.
Требования к знаниям и умениям студентов:
- знать конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, ягод и грибов нашего края;
- знать понятие: фитонциды, паразиты;
- знать строение растений, назначение всех органов;
- знать способы размножения растений;
- уметь различать съедобные и ядовитые грибы;
- уметь объяснять образование годовых колец дерева. Лабораторная работа 2.
Лекарственные травянистые растения.
Лабораторная работа 3.
Изучение травянистых ядовитых растений.
Лабораторная работа 4.
Съедобные и ядовитые грибы.
Практическая работа 2.
Основные виды деревьев и кустарников нашего края.
Практическая работа 3.
Целебные и лекарственные свойства ягод нашего леса.
Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с набором открыток "Русский лес";
- подбор материала из дополнительной литературы по темам: "Грибы" и "Ягоды";
- работа по книге Зотова В.В. "Лесная мозаика".
Раздел III. Кормят, одевают, радуют.
Тема 3.1 Технические культуры.
Технические культуры - растения, дающие сырье для разных отраслей промышленности. Характеристика некоторых технических культур (лен, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник, хмель). История их происхождения, использование.
Тема 3.2 Растения - источники тонизирующих веществ.
Чайный куст, дерево какао, кофейное дерево, орех кола - растения - источники тонизирующих веществ. Места их выращивания, условия произрастания, основные свойства и качества, влияние на организм. Тема 3.3 Овощные и фруктовые культуры нашего края и других природных зон.
Характеристика овощных и фруктовых культур нашего края. Их происхождение, условия произрастания. Светолюбивые и теневыносливые культуры. Требования к уходу за ними. Овощи и фрукты - универсальный источник витаминов. Некоторые экзотические овощи и фрукты: места возделывания, целебные и лекарственные свойства.
Тема 3.4 Пряные культуры.
Растения - источники получения пряностей.
Корица - кора коричника, ваниль - это лазающая орхидея, гвоздика - высушенные бутоны мирта, листья куста лавра, мускатник душистый и др.
Краткая характеристика этих растений, вкусовые и ароматические качества, места произрастания, использование для улучшения качества пищи.
Требования к знаниям и умениям студентов:
- знать технические культуры, их значение, использование, происхождение;
- знать овощные и фруктовые культуры нашего края, историю происхождения;
- знать наиболее популярные растения-источники тонизирующих веществ, места их возделывания, целебные и лекарственные свойства;
- знать некоторые экзотические овощи и фрукты, их характерные особенности, места произрастания;
- уметь давать биологическую характеристику овощных, фруктовых культур нашего края;
- уметь создавать условия, необходимые для выращивания некоторых овощных культур.
Лабораторная работа 5.
Овощные культуры нашего края.
Лабораторная работа 6.
Пряности. Растения-источники пряностей.
Практическая работа 4.
Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен, крепок.
Практическая работа 5.
Технические культуры.
Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с книгой "Растения" из серии энциклопедий "Я познаю мир";
- составление рефератов о растениях;
- изготовление гербариев из листьев деревьев и кустарников.
Раздел IV. Путешествие в мир комнатных растений.
Тема 4.1 Комнатные растения - жители пустынь.
Приспособление растений к жизни в пустыне: способность растений быстро впитывать влагу, запасать воду в стебле. Видоизмененные листья. Защитные свойства растений пустыни. Способы размножения. Особенности содержания растений в комнатных условиях. Тема 4.2 Комнатные растения - представители тропических лесов.
Комнатные растения - представители тропического леса. Многообразие норм растений, их строение. Способность растений к испарению влаги, экологический подход к содержанию растений в комнатных условиях, способы размножения.
Тема 4.3 Комнатные растения - представители субтропиков.
Герань, лимон, дружная семейка - представители субтропических зон. Особенности жизни растений в природе. Создание необходимых условий в уголке природы, способы размножения.
Тема 4.4 Способы ухода за комнатными растениями.
Необходимость учета биологических особенностей растения при выборе способа ухода. Правила полива растений, значение и приемы рыхления. Способы удаления пыли: опрыскиванием, кисточкой, протиранием. Экологический подход в размещении растений.
Тема 4.5 Способы размножения комнатных растений.
Вегетативное размножение растений: стеблевыми и листовыми черенками, делением куста, корневища, отводками, отпрысками-дет- ками; живородящие растения; выбор способа размножения с учетом строения и биологических особенностей растении; пересадка и перевалка комнатных растений.
Требования к знаниям и умениям студентов:
- узнать биологические особенности комнатных растений - представителей разных природных зон;
- знать условия жизни растений в природе;
- знать правила полива, рыхление комнатных растений;
- уметь создавать экологически правильные условия для содержания растений в уголке природы;
- уметь выбрать нужные способы ухода;
- уметь выбрать нужный способ размножения, осуществлять практически.
Лабораторная работа 7.
Комнатные растения - жители пустынь.
Лабораторная работа 8.
Комнатные растения - представители тропических лесов.
Лабораторная работа 9.
Комнатные растения - представители субтропиков.
Практическая работа 6.
Способы ухода за комнатными растениями.
Практическая работа 7.
Пересадка и перевалка комнатных растений.
Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с книгой Вершилина Н. "Путешествия с домашними растениями;
- изготовление паспортов комнатных растений.
Раздел V. Декоративное цветоводство.
Тема 5.1 Однолетние растения.
Разнообразие окраски и форм однолетних растений, своеобразие их запахов. Некоторые виды однолетних растений. Опыление однолетних растений насекомыми. Требования к размещению в цветнике и уход за ними. Сбор семян, правила хранения.
Тема 5.2 Двулетние растения.
Выращивание на клумбах двулетних растений. Время посева, цветения. Цветы-семейки. Уход за растениями.
Тема 5.3 Многолетние растения.
Биологические особенности многолетних растений, некоторые виды. Сохранение многолетников в зимний период. Многолетники, зимующие в группе. Время цветения многолетников. Легенды о цветах.
Тема 5.4 Устройство цветника.
Планировка цветника. Подготовка почвы. Требования к подбору и размещению растений.
Тема 5.5 Уход за растениями цветника.
Требования к уходу за растениями цветника в весенне-осенний период. Правила полива, прополки, рыхление почвы, подкормка растений. Подготовка цветника к зиме.
Требования к знаниям и умениям студентов:
- знать биологические особенности однолетних, двулетних и многолетних растений цветника;
- знать правила ухода за цветочными культурами;
- знать требования к планировке цветника, подбору и размещению растений;
- уметь организовывать цветник;
- уметь подобрать растения для цветника, учитывая их биологические особенности;
- уметь осуществлять уход за растениями цветника.
Лабораторная работа 10.
Однолетние растения цветника.
Лабораторная работа 11.
Двулетние растения цветника.
Лабораторная работа 12.
Многолетние растения цветника.
Практическая работа 8.
Уход за растениями цветника.
Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с книгой Мазуриной А.Ф. "Наблюдение и труд в природе". - М., Просвещение, 1976г.;
- подборка стихов, примет, загадок о цветах.
Раздел VI. Организация поисковой деятельности.
Тема 6.1 Опыты с объектами неживой природы.
Опыты по ознакомлению со свойствами воздуха, воды, песка и глины. Правила проведения опытов.
Тема 6.2 Опыты с растениями.
Опыты с растениями. Показать, что растения необходимы: свет, тепло, питательная почва, вода. Важное условие - нельзя доводить растения до гибели; экологическая направленность опытов. Тема 6.3 Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наблюдений за животными.
Элементарная поисковая деятельность, ее использование для наглядного показа действия органов чувств животных: зрения, слуха, обоняния.
Требования к знаниям и умениям:
- знать сведения о различных природных явлениях, происходящих в атмосфере;
- знать жизненные потребности растений;
- знать правила проведения элементарных опытов;
- уметь воспроизводить некоторые явления, происходящие в природе;
- уметь давать объяснения этим явлениям;
- уметь организовывать элементарную поисковую деятельность, делать умозаключения, выводы.
Лабораторная работа 13.
Опыты с растениями.
Практическая работа 9.
Опыты с объектами неживой природы.
Практическая работа 10.
Организация элементарной поисковой деятельности в ходе наблюдении за животными.
Виды самостоятельной работы студентов:
- зарисовка и оформление опытов;
- наблюдений за явлениями, происходящими в природе;
- самостоятельное проведение опытов, элементарная поисковая деятельность во время педагогической практики.
Раздел VII. Место игры в экологическом воспитании.
Тема 7.1 Игра как метод экологического воспитания.
Игра как метод экологического воспитания. Классификация игр. Дидактические игры, их структура, виды. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
Тема 7.2 Предметные игры.
Предметные игры с овощами, фруктами в разных возрастных группах. Предметные игры для ознакомления с деревьями и кустарниками. Предметные игры с комнатными растениями.
Тема 7.3 Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры для младших и старших дошкольников.
Тема 7.4 Словесные игры.
Словесные игры. Тема 7.5 Создание и использование игровых ситуаций разного типа.
Использование игрушек-аналогов. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности. Требования к знаниям и умениям студентов:
- знать дидактические игры для детей разного возраста;
- знать виды, структуру, методику проведения игр в разных возрастных группах;
- уметь проводить дидактические игры в разных возрастных группах;
- уметь создавать игровые обучающие ситуации разного типа на занятиях и в повседневной деятельности.
Практическая работа 11.
Предметные игры с овощами, фруктами в младшем дошкольном возрасте.
Практическая работа 12.
Предметные игры с овощами, фруктами в старшем дошкольном возрасте.
Практическая работа 13.
Предметные игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками в младших группах.
Практическая работа 14.
Предметные игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками в старших группах.
Практическая работа 15.
Предметные игры с комнатными растениями в младшем дошкольном возрасте.
Практическая работа 16.
Предметные игры с комнатными растениями в старшем дошкольном возрасте.
Практическая работа 17.
Настольно-печатные игры для младших дошкольников.
Практическая работа 18.
Настольно-печатные игры для старших дошкольников.
Практическая работа 19.
Словесные игры.
Практическая работа 20.
Использование игрушек-аналогов.
Практическая работа 21.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Практическая работа 22.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Практическая работа 23.
Использование дидактических игр на занятиях. Практическая работа 24.
Использование дидактических игр в повседневной деятельности. Виды самостоятельной работы студентов:
- работа с учебным пособием С.Н.Николаевой "Методика экологического воспитания дошкольников";
- работа с пособиями для воспитателей и сборниками игр;
- подбор иллюстрационно-наглядного материала, оформление настольно-печатных игр;
- проведение дидактических игр разных видов во время педагогической практики. ЛИТЕРАТУРА.
1. Бурыкина М.Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. - Брянск, 1995.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.
3. Зотов В.В. Лесная мозаика. - М., 1993.
4. Истратова Н.М. Когда уроки окончены. - Брянск, 1994.
5. Клыков Д.В., Веретенников С.А. Четыре времени года. М., 1971.
6. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. - М., 1976.
7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду,- М., 1989.
8. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М., 1993.
9. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. М., 1998.
10. Плешаков А.А. Зеленые страницы,- М., 1995.
11. Сергеичева Г.Г., Свиридова Л.П. Неживая природа. Растительный мир. - Брянск, 1995. |